Цветы на снегу... страница из личного дневника

Галина Клинкова
На звуковой дорожке: романс «Как кони шальные…». Музыка В. Полякова, слова В. Максимова. Поёт Э. Пьеха (В этом же произведении на странице в Избе - Читальне)

19.06. 1976 года.

 СУББОТА. Вечер. Ты прости меня, пожалуйста, дневник. Давно не брала тебя в руки. Всё возможности писать не было. Ты же знаешь – мне нужна тишина. И чтобы все  в доме уже спали.

А СЕГОДНЯ… Непреодолимое желание высказаться на бумаге. Наверное, причина – телеспектакль «Цветы на снегу…» Осталось  от просмотра горькое и в то же время – светлое чувство. Глубоко затронула судьба женщины – главной героини.

РАНО вышла она замуж. Родилась дочь Инна.  Вскоре  началась война. Муж ушел на фронт. А потом, добровольцем, оставив малышку свекрови, - и Наташа.  В один из зимних дней, во время сражения ей довелось встретиться с солдатом, совсем еще мальчишкой. Он лежал на снегу без сознания. А у Наташи кончились бинты. Придя в себя, юноша прошептал: «Цветы на снегу… Цветы на снегу…» Его взгляд был устремлен на пробивавшиеся рядом сквозь холодный плен - чистотой   нежности стебельки подснежников, забрызганных кровью… Радостное дыхание весны, надежды и – беда.  Как нелепо,  бессмысленно и жестоко! В тот день женщина вынесла еще 19  бойцов и была ранена сама. Лежали в госпитале вместе. Полюбили друг друга.  Но потом  пути молодых людей разошлись. Наташа ждала мужа.  Впоследствии оказалось, что он погиб  еще в первый год войны.
 
…И вот героиня – уже бабушка.  Растет внучка – её тезка. Я думаю: счастлива ли Наташа? С одной стороны – да. Есть любимая работа.  Рисует по фарфору. А с другой – одинока… Как сказала дочь: «Осталась у разбитого корыта». Всю жизнь ждала того солдата. Из разговора с внучкой: «Наверно, убит. Иначе – нашел бы меня».
 
… Прошел конкурс на лучшее оформление сервиза. Первое место досталось ей. Дочь, тоже художник по фарфору, спросила:

- Что же ты нарисовала? 

- Просто: цветы на белом снегу. Как вот эти… Она взяла в руки  и поставила на стол корзину с цветами, что принес в подарок от  ботаника из Москвы Юра, жених Наташи – внучки. Сам гость пришел позже.

… Он вошел, поздоровался… Пожилой, седой человек остановился посреди комнаты, прямо напротив портрета на стене (девушка в солдатской  форме)… Рядом с портретом стояла  и молчала  постаревшая Наташа. Подошел и  тихо сказал:

- Ната… Ната… Помнишь, цветы на снегу?

- Алые подснежники…

ПОТРЯСАЮЩАЯ, романтическая судьба, окрыленная Верностью… Дань любви, любви подлинной и искренней. Лишь такое драгоценное чувство способно зародить в душе человека готовность к самопожертвованию. Наташе помогали Вера и Надежда. Они всегда ходят вместе.  Только сейчас, как взглянешь окрест себя, так… удивишься.  Легкость знакомств и расставаний. Проверку на прочность отношения зачастую не выдерживают.  Почему?  Значит, не ту половинку каждый нашел. Не свою. А я?..  Уже – двадцать семь…

ЛЮБОВЬ… Маленькое, коротенькое слово. Но какое огромное по силе чувство в нем умещается… Как половинку ту, единственную - узнать, почувствовать? Может, ориентироваться мне в реальности мешает осознание  фантастичности  своего  бытия?  В четыре года уже хорошо читала. И в основном – сказки… Всех народов мира.  В большом количестве. Потом  они перемешались в голове, переплелись сюжеты… В душе же осталось  от них главное – бесконечное любование миром, привязанность к природе,  искренняя вера в чудеса.  Кажется, вот – вот  гнома или русалку увижу… Детство?.. Видимо, да. Оно не должно уходить от человека с возрастом.  Иначе – перестанешь замечать прекрасное, не заслушаешься говором листьев на деревьях, щебетом птиц… А первая зеленая травинка весной не вызовет сладко – тревожную боль, сжимающую сердце… Одинокое дерево с сухими, будто руками, простертыми ветвями не заставит предаться философским мыслям…

…ВСПОМНИЛИСЬ голоса  чаек над Керченским проливом  в  прошлом году, осенью. Птицы летели за паромом, на котором стоял наш поезд… То взмывали в поднебесье, то бросались к воде, ловко  выхватывая из неё рыбу. Интересно,  как они её видят с  высоты… Хотя, вода – такая прозрачная! Меня поразило, как чайки летают. Приближаясь к воде,   лапки аккуратно опускают,  как трап, словно приземляются. Поднимаясь в воздух, чайка виртуозно, будто балерина, вытягивает их и туго прижимает к хвосту. 

 МЕЧУТСЯ чайки над волнами, плачут, словно зовут кого – то.  Может, это души  ушедших в вечность людей…  Ищут свою Любовь, чтобы соединиться… А море… Удивительно, как оно умеет менять краски… То синее, то черно - грозовое, то розовое, то голубое… Бесконечное! Смотришь на необозримую зеркальную гладь – и приходят в душу раздумья. А вместе с ними: и радость, и печаль, и тоска…

 ЗАКОНЧИЛАСЬ страничка из личного дневника, давностью почти сорок лет, вызвавшая ностальгию. Одна дата. Одна запись. Без купюр.

А  СЕГОДНЯ  НА КАЛЕНДАРЕ УЖЕ: 4 - ое ноября 2015 года.
 
ЕЩЁ в 80 – ых я прочитала у своей знаменитой однофамилицы из 19 – го века -  графини Ростопчиной Евдокии Петровны (урожденной Сушковой)  - замечательной  поэтессы, что душа женщины должна светиться в тени…  Согласилась.  Стихами  её увлеклась всерьёз - потрясенная сходством  мыслей потаенных…

…Я не шучу собой,
Я сердцем дорожу; восторженной душой
Я слишком высоко ценю любовь прямую,
Любовь безмолвную, безгрешную, святую,
Какой нам не найти здесь, в обществе своем!..
Иной я не хочу!..

 («Разговор во время мазурки». Написано в 1837 году).

Это ей Лермонтов, уезжая на Кавказ, подарил альбом,  в котором написал волшебной трогательности строки своего последнего (одного из самых любимых мною) посвященного ей стихотворения:

Я верю, под одной звездою
Мы с вами были рождены:
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны…

Не дожила Евдокия  Ростопчина  и до пятидесяти лет.  А стихи её – чудный поэтический дневник,  потрясающую женскую лирику - и сейчас читают…

Меж нами так много созвучий!
Сочувствий нас цепь обвила,
И та же мечта нас в мир лучший,
В мир грез и чудес унесла.

На текст  одного из стихотворений Евгений Крылатов написал  прекрасный романс для Валентины Толкуновой.  Значит, через  года, через века  и к нам обращены слова эти:

Вы вспомните меня, мечтая одиноко
Под вечер, в сумерки, в таинственной тиши,
И сердце Вам шепнет: «Как жаль! Она далёко…»

Из стихотворения  Е. Ростопчиной "Как должны писать женщины", заключительные строки:

Да, женская душа должна в тени светиться,
Как в урне мраморной лампады скрытой луч,
Как в сумерки луна сквозь оболочку туч,
И, согревая жизнь, незримая, теплиться.

И ВСЁ ЖЕ… НЕСМОТРЯ НА КАЛЕНДАРЬ...  Страничку из своего личного дневника – публикую…

ПРИМЕЧАНИЕ: звуковая дорожка и фотографии находятся в этом же материале  на моей странице в Избе - Читальне.