Размышления об эмоциональной среде Человека

Елисей Сыроватский
Здравствуйте, уважаемые друзья. Представляю Вашему вниманию статью:
"Размышления об эмоциональной среде Человека". Автор, акцентируя внимание на эмоциональной среде, рассматривает поведенческие типы: интроверт и экстраверт.
Анализирует категории: "крик" и "молчание" и приходит к выводу, что формальную эмоциональную среду не стоит называть "реальной". С уважением и теплом.



1) Эмоциональная среда



Смех и плач, все вперемешку,
Водопад душевных чувств...
Станем снова двигать пешку
По доске земных искусств.



     Наверно, каждый читатель способен выразить свое мнение по данному вопросу потому, что каждый день мы окружены бесчисленным множеством эмоций, являясь их и источником, и приемником. Неудивительно, что на земле нет двух одинаковых эмоциональных сред, так же, как их собственников (людей). Определимся с термином "эмоциональная среда". Автор полагает, что это - особая система человеческого организма, демонстрирующая себя посредством проявления чувств (в случае наличия таковых), либо проявлением апатии (безразличия). По мнению автора, нельзя считать, что отсутствие чувств не относится к эмоциональной среде. Относится и является такой же гранью, как и наличие эмоционального проявления позитивных и негативных реакций на окружающую действительность. Исследование эмоциональной среды сопряжено с рассмотрением человеческих темпераментов: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Я полагаю, что читатель сам знает или найдет их характеристики. Эмоциональная среда - одна из настольных книг познания личности.



2) Экстраверт и интроверт



Экстраверт и интроверт
Смотрят жизненный концерт,
Если первый вновь осип,
Молчалив другой здесь тип.



     Любопытно рассматривать эти поведенческие типы личности. В психолого-педагогических пособиях они рассмотрены и расписаны с профессиональной точки зрения. Также в средствах массовой информации имеется достаточно большая база для удовлетворения потребностей читателей в запрашиваемой информации. Автор в данном вопросе предпринимает попытку анализа действий экстравертов и интровертов в различных жизненных ситуациях. Итак, для Вас не секрет, что "экстраверт" - поведенческий тип личности, направленный на общение с внешним миром посредством ярко выраженного проявления чувств. Интроверт же, напротив, как правило, замкнут в себе и общается с внутренним миром, находя ответы на интересующие вопросы. Говорить о безусловном преимуществе одного типа поведения над другим неверно ввиду наличия некого дисбаланса эмоциональной среды. Под "дисбалансом" автор условно понимает отклонения поведения то в одну, то в другую сторону. О безусловных преимуществах можно было бы говорить только тогда, когда имела бы место некая промежуточная модель поведения личности. Условно назовем ее так: "нормаверт". Хотя этот термин антинаучен, но думаю, что смысл понятен и сами дадите ему определение. Ввиду того, что эмоциональная среда, как поверхность воды, никогда не пребывает в абсолютном штиле без малейшего соприкосновения с воздушными массами, обосновывается наличие двух поведенческих типов личности. Отметим достоинства и недостатки: экстраверт. Общителен, не застенчив, легко находит общий язык в общественных группах, выражая эмоции напоказ, не замыкаясь в себе. Акцентируя внимание на темпераментные особенности отметим, что это, как правило, холерики и сангвиники, хотя возможны, как всегда, исключения. Казалось бы, одни преимущества, но зачастую излишнее проявление эмоций вызывает агрессию со стороны окружающих, ничем необоснованное "я" там, где это не требовалось и порою отсутствие, так называемых "тормозов", хотя и выражение эмоций может быть полезно для здоровья и общего морального состояния. Интроверты, уходя в себя, если и находят себя в коллективе, то с большим трудом и часто это не приносит должных результатов в конечном счете, напряженная внутренняя атмосфера может стать причиной многих болезней. Среди преимуществ можно отметить такое, как "холодная голова". Т.е. действие следует за обдумыванием поступка и пропуска через себя. Вопрос совмещения двух людей: экстраверта и интроверта достаточно любопытен и, конечно же, дискуссионен. С одной стороны - это параллели, о пересечении которых не может быть и речи, но с другой, не забывайте, что если будут две "горячие головы", как и две "холодные" может произойти такой перекос, что окажется просто недопустимым для дальнейшего развития отношений.



3) Молчание и крик



Внешне можем мы молчать,
Но молчание ли это? -
Крику "молчаливым" стать
За чернилами поэта.



     Аналогично экстраверту и интроверту, рассматриваются категории: "молчание" и "крик". Все было бы проще простого и не вызывало дискуссий, если бы не наличие неотъемлемой доли формальности в эмоциональной среде. Речь идет о том, что порою нам приходится и молчать, и кричать напоказ, потому, что так складывается жизненная ситуация на данный момент времени. Поэтому, наверно, могли слышать такой парадокс: "молчание громче крика". На первый взгляд, это - утопия и явное противоречие буквальному смыслу. Но все ли стоит понимать буквально? - Отнюдь. Представьте взволнованное и встревоженное состояние интроверта, остающегося в себе. Тяжело представить не будучи им. А кому это знакомо, тот прекрасно понимает правомочность вышеприведенного афоризма. Кроме того, никуда не деться от принципа относительности, где эти две категории могут перетекать из одной в другую в зависимости от субъектов сравнения.



4) Эмоции - костер



Коль костер еще искрится,
То и "чувственная" птица
Снова рвется из груди
Там, где воля впереди...



     Ассоциировать эмоции можно с чем угодно. На это, как говорится, есть и у авторов, и у читателей свое воображение, что замечательно. Какие бы ни были эмоции внешние или внутренние, но они нуждаются в поддержании постоянного тонуса со стороны окружающей среды, неотъемлемой от эмоциональной. В качестве условной модели эмоций автор представил костер, окруженный золотистыми языками. По истечении определенного промежутка времени, неизбежно перегорая, пламя будет утрачивать прежний пыл и, если ветер его опять не раздует до определенной температуры, то вскоре обратится в пепел. Поэтому, в данном случае ветер является необходимым условием для выражения определенных эмоций. Точно так же, если мы станем рассматривать какие-либо природные панорамы: в безветрии наблюдается апатичность тех же деревьев, но, под давлением воздушных масс, заметим противоположную картину и желание дальше жить, развиваться и цвести. Неверно рассуждать о тождестве формальных и реальных эмоций, о чем было изложено в предыдущем вопросе.



5) Эмоции - зеркало внутренней среды, но какое?



     Автор сразу же ответит: кривое. Конечно, Вам доводилось смотреть юмористическую программу: "Кривое зеркало". Там ведь смеются все актеры и так все прекрасно, и так все счастливы, и все поголовно холерики с сангвиниками. Но не случайно само зеркало называется "кривым". Идеального отражения внутренней личности добиться в нем невозможно. Кривое зеркало подразумевает неотъемлемую часть иронии, а под самой шуткой порой скрываются трагические последствия. Они естественно не видны невооруженному взгляду, но в том искусство души, чтобы научиться из формальности вычленять реальность.



6) Авторская точка зрения об эмоциональной среде человека



Не понять баланс никак,
Что зовется "серединой",
С кислой и веселой миной
Ладим с миром кое-как.



     Авторская точка зрения об эмоциональной среде заключается в следующем: во-первых, отсутствие идеальной (промежуточной) модели между избытком и недостатком эмоций. Во-вторых, чем тише условный "снаряд (человек)", тем громче взрывается по прошествии определенного времени. В-третьих, столкновение искренности и общественной формальности вызывает неизбежные противоречия действительного состояния человека. В-четвёртых, эмоция - настолько чувствительная и непостоянная единица общей эмоциональной среды, что может изменять свою сущность за мгновения. В-пятых, каждый человек - кладезь эмоций, но лишь немногие тратят их именно по назначению.