А может нам поймать Шаи-Хулуда? Dune

Таня Зачёсова
                «Я молюсь Шаи-Хулуду, живущему в песке.»
               
                Фрэнк Герберт «Бог-Император Дюны».







А след червя всегда подобен чуду,
Он извергает где-то спайс поныне,
А может нам поймать Шаи-Хулуда*,
Он нас умчит в суровую пустыню...

Арракис*! Кем-то родиной зовётся.
А нам о нём пока что снятся сны,
Не прогоняет и земное солнце
Ту тень от крыльев мыши, две луны
Мерещатся и синих глаз сиянье*
И снова «голос» подал Муад’Диб*.
- Ты гхола* мой, давай, к нему сходи,
Проверь своё никчёмное сознанье!

Быть Императором на «золотом пути»*,
Погибнуть в день счастливый своей свадьбы,
Повременить, ловушку б обойти!..
Но наперёд всё не даётся знать нам.
В жестокости, что больше: зла, добра?
Изнеженным на троне быть не место!
Безжалостна Династии игра —
Найти любовь, чтоб потерять невесту?

Червь не приемлет влаги, что пролита,
Песчаная форель* сродни врагу.
А истинно, что надо слышать Лито*:
«Люблю и верю»... в пропасть: «не могу!»
Веками предавали не предавши,
Но мести так слепа стальная нить
Лишь стоит чуть вниманье усыпить —
Умрёт Шаи-Хулуда мозг уставший*.

А след червя всегда подобен чуду,
Пророчества опять возникнут знаки.
Есть Бог один — хвала Шаи-Хулуду!
Лишь он способен сохранить Арракис*.






P.S.: ещё "Дюна" — песня
/ 01.02.1999г. /:
http://www.stihi.ru/2008/09/20/3376



_______________________________________


* Шаи-Хулуд  (англ. Shai-Hulud, искаж. арабск. или персидск. «шах-е-ху-луд» — «владыка вечности») — фременское название песчаных червей. Песчаный червь не просто единственное гигантское создание Арракиса, но и философский символ. Червь — не органическая, а кремниевая форма жизни. Он состоит из 100-400 отдельных сегментов, заключенных в толстую кожаную оболочку серебристо-серого цвета. Каждый из сегментов обладает собственной примитивной нервной системой, поэтому убить червя практически невозможно: даже если уничтожить один из сегментов, его функции возьмут на себя другие. Песчаные черви огромны: самые крупные особи доходят до 400 метров в длину, а в ширину — свыше 100 метров. Пасть червя достигает 80 метров в диаметре и окружена большим количеством зубов — до тысячи.

* Арракис — пустынная ключевая планета во вселенной Дюны. Третья планета системы Канопуса. Имеет два спутника — Креллн и Арвон. Меньший из них называют Вторая луна. Вся поверхность красно-оранжевой подобно Марсу планеты покрыта бесконечными пустынями, местами встречаются горные хребты, изрезанные многочисленными пещерами. На полюсах Дюны расположены ледяные шапки, что говорит о наличии на планете в прошлом воды, а следовательно, богатой растительности и животного мира.

* Употребление пряности позволяет значительно увеличить продолжительность жизни.  Длительное употребление меланжи делает белки и радужку глаз синими.

* Муад’Диб (англ. Muad'Dib, арабск. «воспитанный», «образованный», «учёный»)  — адаптировавшаяся к условиям Арракиса кенгуровая крыса, во фременской мифологии связанная с формой пятен на Второй луне. Фремены восхищаются им за умение выживать в Пустыне. Фременское имя Пола Атрейдеса.

* Гхола (англ. ghola) — клон, искусственное существо, которое выращивается в аксолотль-чане из генетического материала, полученного из клеток умершего существа в вымышленной вселенной Дюны, созданной Фрэнком Гербертом. Поначалу  гхолы были лишь физическими копиями без памяти своих первоначальных воплощений.

* Вселенной на протяжении последних трёх тысячелетий правит Лито Атрейдес II, сын Муад’Диба и Чани, утерявший за века свой человеческий облик и почти превратившийся в песчаного червя — Шаи-Хулуда. Он ведёт человеческую цивилизацию «Золотой Тропой» (или «Золотым Путём») — некоей парадигмой в развитии человечества, как в случае общества, так и в случае индивидуума, при следовании которой через неопределенно длительное время в далёком будущем, человечество сможет достичь принципиально новых форм совершенства общества и индивидуума. Необходимым этапом на «Золотом Пути» является «Мир Лито» — на протяжении нескольких тысячелетий человечество, властью Бога-императора, будет погружено в состояние принудительного абсолютного мира и покоя, которое окажется глубочайшим застоем из всех, какие только были известны истории. Затем, после смерти Лито, должны произойти войны, социальные потрясения и катаклизмы, глобальные миграции, при которых человечество расселится на множество отдалённых планет и через тысячи лет будет во множество раз превышать количество населения Старой Империи. Многообразие же различных человеческих культур перерастёт какие-либо мыслимые пределы. В будущем этот процесс будет назван «Рассеянием».

* Песчаная форель —  личиночная стадия песчаного червя. Песчаная форель представляет собой бесформенный одноклеточный организм. Объединяясь, эти организмы образуют молодого червя. А последний под действием воды снова распадается на множество форелей, и процесс начинается заново. Вода — самая большая опасность для червя, она действует на него одновременно как яд и как кислота.

* Император Дюны во время процессии следовавшей на его свадьбу становится жертвой  покушения, в результате которого Лито оказывается в реке. Песчаная форель, всё это время бывшая частью его тела, почувствовав воду, покидает тело императора, отчего тот погибает.  
Освободившаяся песчаная форель, поглощая воду и размножаясь, уничтожает всю экосистему планеты Ракис. Большая часть населения при этом погибает от недостатка воды.
Сцена из книги Фрэнка Герберта «Бог-Император Дюны»:
  «Воздух наполнился кошмарным скрежетом металла. Мост еще круче накренился... И опять промелькнула перед ним королевская тележка. Перекореженная, она застряла, упершись на переломанную ограду моста. Бог-Император, тщетно пытался удержать Хви Нори, хватаясь за неё. Хви безмолвно выпала с открытого края тележки...
Лито почувствовал, что выскальзывает из тележки. В его сознании была только Хви, падающая в реку — жемчужный фонтан, отметивший ее погружение в мифы и грезы о конце Времени. Ее последние слова, спокойные и уверенные, пробежали через все его жизни-памяти:
— Я пойду впереди тебя, любимый.
Выскальзывая из тележки, он заметил зазубренные края с рябыми тенями, злобный кривой клинок реки, отточенный о вечность и готовый погрузить его в агонию.
Тело продолжало крутиться. Он смотрел на приближавшуюся реку...
«Я присоединюсь к тебе, Хви, на пиршестве богов!»... 

* Песчаные черви возрождаются и каждый из них содержит спящую память Лито II. Свою гибель Лито предвидел, и она была частью его плана направления Человечества по Золотой Тропе. 
* «Есть Бог один — хвала Шаи-Хулуду!
Лишь он способен сохранить Арракис» — пряность — символ жизни, а червь — смерти. Но именно червь рождает Пряность, и червь же ее охраняет. Смерть порождает жизнь, и смерть всегда рядом с жизнью. С экологией связан еще один смысловой слой — взаимоотношения человека и природы. Шаи-Хулуд, конечно же, воплощение природы.
Получив от Пола Муад’Диба силу и власть, фримены принялись за червя как следует — и победили! И проиграли... Потому что на планете с водой, текущей в реках, и водой, падающей с неба, червь умер. Умерла исконная природа Арракиса, умер тот, кто давал величайшее из сокровищ Вселенной.

(Источник: «БЕСТИАРИЙ. «ДЮНА» ФРЭНКА ГЕРБЕРТА:  »http://www.mirf.ru/Articles/art523.htm
http://gruzdoff.ru/wiki - «Бог-император Дюны» (англ. God Emperor of Dune) — четвёртая книга Фрэнка Герберта о мире Дюны).