Размышления о благородстве и злопыхательстве

Елисей Сыроватский
Здравствуйте, уважаемые друзья. Позвольте представить Вашему вниманию статью: "размышления о благородстве и злопыхательстве". Автор дает обоснование предложенным терминам, акцентирует внимание на благородстве и актуализирует проблему человеческого выбора пути. С уважением и наилучшими пожеланиями.



1) Благородство и злопыхательство



Благородство красит душу,
Злопыхательство сквернит,
Злобу выплеснув наружу,
Не грызя добра гранит...



     Прежде чем проводить какие-либо параллели и размышлять на предложенную тему, автор считает нужным охарактеризовать, как категории,  "благородство" и "злопыхательство". В педагогических пособиях, СМИ, а также ресурсах сети "Интернет" приведено немало вариантов обоснования терминов. Все они, как правило, заключают в своей сущности один и тот же смысл. Автор следующим образом обосновывает термины: "благородство" - уровень развития человеческой культуры, заключающийся в соблюдении морально-этических норм и рождении благо для ближнего. Проанализируйте без всяких источников само слово: "благородство". Не трудно предположить следующий вариант расшифровки слова: "благо" и "родство", т.е. сама человеческая деятельность в данном случае направлена на одухотворение во благо ближнего, народа и себя. Противоположной категорией является "злопыхательство", под которым понимаются действия по разрушению блага, неуважение к морально-этическим нормам и стремление к поднятию своего псевдоавторитета в обществе. К сожалению, путь к благородству гораздо сложней, чем к злопыхательству, поэтому и назрела проблема упадка морально-этических ценностей, но об этом позднее...



2) Как определяется благородство?



Устье есть у благородства,
Где ветвятся "нити" рек...
Не спускайся же до скотства
С силой мысли человек.



     Благородство - это не разменная монета, которую можно обменять в обществе на любой товар и производить еще торги, как на рынке. Благородство - это тяжкий труд, результатом которого является переосмысление ценностных ориентиров в сторону "рождения блага". Можно ли считать благородным человека, который ради собственного авторитета, как говорится "пустится во все тяжкие"? - Нет, конечно. Благородство - это такой поступок со стороны Личности, где Она ставит себя на место визави и поступает так, как желала, чтобы поступили с ней...Приведу следующий пример: предположим, что Вы по уровню и качеству знаний превосходите собеседника в конкретной области и перед Вами социальное общество, скажем: сеть "Интернет". Каким образом и в какой форме Вы собираетесь обратиться к собеседнику, чтобы указать на его недостатки? В данной ситуации действия каждого человека будут уникальны, ну раз уж в данном вопросе речь зашла о благородстве, то автор рассуждает следующим образом: во-первых, в обществе, чтобы не стать назойливым и не быть "непрошеным гостем" в образной "обители" собеседника, давать какие-либо рекомендации необходимо по желанию последнего. В случае просьбы собеседника о рекомендациях, Ваша речь не должна основываться на доминирующей установке типа противопоставления "умный-дурак". Если собеседник просит о помощи, то это не значит, что Вы имеете права поднимать авторитет за счет другого, ведь мнимый пиар выходит "боком" прежде всего для Вас. И, наконец, уважение собеседника, прежде всего, как представителя Вашего Человеческого рода, независимо от того, какое положение занимаете Вы и Он в обществе. Благородство - это зерно, подаренное другому, но без рекламы.



3) Грань между благородством и злопыхательством



Грань размыта, иль условна,
Каждый скажет для себя...
Все ль мы знаем поголовно:
"Что такое жить, любя?"



     Как между "добром" и "злом", так и между "благородством" и "злопыхательством", являющихся аналогичными категориями первой пары категорий, существует определенная грань, которая была прочерчена от начал жирным шрифтом, но по прошествии времени с неизбежностью, стираясь, становится все менее заметной. Чем Она сильнее размывается, становясь уже и формальной, и условной, тем тревожнее за морально-этическую сторону вопроса в обществе. Чем больше человек стал брать на себя, признавая свое якобы могущество по отношению к людям и окружающей среде, тем желание переступить обозначенную грань сильнее. Воля и сила духа проявляются в борьбе с человеческими слабостями, среди которых, в частности, злопыхательство. Поэтому, на мой взгляд, задачей человека, как звена в человеческой цепи является выделение стирающейся грани между категориями: "благородство" и "злопыхательство".



4) Пути благородства и злопыхательства



Легок путь, да он фальшив,
Сложен путь, зато отраден
Пусть брести под боем градин,
Но о солнце помнить "миф".



     Думаю, Вы уже прекрасно знаете о чем пойдет речь в данном вопросе. Человеку от первых шагов были предложены два пути: тернистый и ровный. Как правило, будучи наивным, человек выбирает сначала второй, полагая без усилий собрать на поверхности не пыль, а золотые слитки. По мере становления Человека, как Личности, возможно у Него изменятся взгляды и он предпримет попытку все-таки пойти по тернистому пути, где приветствуется именно "благородство" пусть и под постоянным гнетом "злопыхательства". Здесь автору представляется следующая картина: болея чем-нибудь, мы можем заразить другого. В данной ситуации это утверждение тоже применимо и приемлемо. Представляя эти два состояния в качестве условной "болезни", имеет место быть и положительный, и отрицательный аспекты. Первый в том, что Ей могут заразиться злопыхатели, переосмыслившие ценности, а второй путь, к сожалению, с точностью, да наоборот. В любом случае, сделав шаг навстречу благородству Вы тем самым делаете благороднее современное общество.



5) Корень благородства и его развитие



Светлый корень благородный -
То любовь из детских лет...
Самый верный, всенародный,
И сомнений в этом нет...



     Естественно, для того, чтобы что-то выросло, надо что-то посадить. В данном случае, многое зависит от того, кем являлись наши прадеды, прабабушки, деды, бабушки, родители и т.д. Как правило, древо рода дает ясное представление-обоснование того, почему имеет место быть или "благородство" или "злопыхательство". Безусловно, многое зависит и от нас самих, а именно, как мы станем обрабатывать поступающую информацию из внешней среды и каким сформируется Мировоззрение, но опять же, от корня никуда не деться. Благородство зачастую обсуждается тем же злопыхательством, но, претерпев с травлями всяческие гонения, станет символичной основой Общества.



6) Реакция на злопыхательство со стороны благородства.



Что хотят, пусть говорят,
Повторив сто раз подряд:
"Злопыхательство в цене",
Благородство краше мне!



     Пожалуй, заключительный вопрос данной статьи один из самых злободневных и назревших в современном обществе: "Как реагировать на злопыхательство?" - мой ответ: "благородством". Он может показаться на первый взгляд утопичным, нелогичным, беззащитным, но в Нем скрыто главное оружие: мудрость. От злопыхательств и злопыхателей, согласитесь, никуда не деться, они были и будут всегда, как только у Вас начнет что-нибудь получаться в какой-либо деятельности. Так вот, важно не идти на поводу у всевозможных уловок, направленных на переход "благородства" в "злопыхательство", а попытаться заразить их "благородством". Вот тогда и только тогда Вы сможете показать пример крепости духа и преданности морально-ценностным ориентирам.