Вехи. П. Н. Милюков

Анатолий Осовский
Религиозное сознание
русского интеллигента.

/Свободное изложение/

Интеллигенции присуще
превращать философски
конкретное и частное
в отвлеченное и общее.

Она считает достижимым
такое мировоззрение,
которое может ответить
на все жизненные вопросы.

То есть, ищет идеальные
абсолютные ценности.

Тем самым, интеллигенция
творческой инициативой
как бы превозносится
над народными массами.

Особенно это относится
к религиозности.

Простым верующим незачем
другим людям объяснять
личные религиозные чувства.

Интеллигенция считаем себя
призванной отдавать отчет
о том, во что она верит.

Например: видимый мир есть
лишь часть духовной вселенной.

Истинная цель наша - единение,
гармоническая связь с этой
высшей вселенной.

Происходит внутреннее общение
с вездесущим Богом.

Происходит непрерывная
работа интеллекта
в направлении рациональных
логических объяснений.

Которые, впрочем, со временем
становятся догмами.
Это осознается.

Но тот же рефлексирующий
образованный человек
иногда испытывает то же,
что и простой верующий.

А именно: весьма ощутимое
религиозное переживание.

Испытывает
нечто иррациональное
немыслимое мистическое.

В противовес
рассудочному проникновению
в духовное пространство -
личную священную тайну.

Но вот проходит
внутреннее потрясение
и задается вопрос:
что это было!

Снова ищем рациональные
естественные корни.
Откуда появился человек
так далее.

Но с чего мы взяли, что
возвышенная абстрактная
мысль, оторванная
от конкретной жизни,

от социальных проблем, -
превосходит живое
народное сознание?

Во всяком случае,
народные пословицы
и поговорки - надежнее

наших преходящих измышлений
о "первенстве духовной
жизни над внешними
формами общежития"

Каждодневная жизнь
по совести - это ли
не есть настоящее
духовное общение?

Не оно ли
непосредственно
читается в Библии?

Читается
простым ли народом.

Читается
ли особо мыслящими,
называющими себя
интеллигенцией.