К Основам храма св. Рипсимэ

Эдгар Мирзоян
Сознанием проявленный Квадрат
И вписанных окружностей Идеи,
Явили вмиг могущество затеи;
Огнями воплотившись все подряд.
Из Грозных Первозданных Областей,
Всем Таинством Блистательных Отцов,
Как светлым отражением из снов,
Низверглись вы, лишенные страстей.
С Божественным лекалом расчертив,
Всю Сущность неделимого Пространства -
Прекрасного Святого Постоянства,
Законностью степенность оградив.
Четыре равноценные апсиды,
С тяжелыми пилонами сошлись,
Исчерченным узором собрались,
Как древние устои Артемиды.
И восемь равномерных оснований,
Закладывая вытянутый Знак,
Рассеивают в благости весь мрак,
С Рождением всех строгих очертаний.


Примечание.

Храм Св. Рипсимэ в Вагаршапате (Эчмиадзин)

Если можно назвать самое прекрасное произведение архитектуры в Мире из сохранившихся после пирамид и храмов Древности, то этим шедевром является величественный храм Св. Рипсимэ, возведенный в восточном предместье Вагаршапата в 618 году, на 28-м году царствования шах-ин-шаха Ирана Хосрова II Парвиза, великим архитектором, поэтом и композитором католикосом Комитасом Аэци.  (Хосров II Парвиз – последний из великих императоров Сасанидской Династии. Взошел на Сапфировый Трон после подавления военного мятежа Вахрама Михрана Чубинэ, с помощью войск византийского императора Маврикия, убитого заговорщиками в 602-м году. Правил с 590, по 628 годы, пав жертвой дворцового заговора, устроенного династией Михранов, под предводительством сепахсалара Фаррухана Росмиозана знаменитого Шахравараза. Именно при его восшествии на престол произошел второй передел Армении, в пользу Византии. Хосров был женат на армянской княжне Ануш, которая и после замужества с шахом Ирана не поменяла христианского вероисповедания. Именно период от 531 года, до 660-х годов, явился для армянской христианской архитектуры самым значимым, т.к. с середины VI, по середину VII столетий армянская архитектура приобрела тот окончательный и совершенный вид, который в дальнейшем вошел в основу всей христианской архитектуры Востока.)
По своей конструкции храм Рипсимэ относится к т.н. типу Аван-Рипсимэ, из-за ряда существенных архитектурно-конструктивных особенностей, заложивших новую основу в планы не только армянских, но и т.н. грузинских и, даже, православно-византийских храмов. Для большей последовательности рассмотрим весь план этого сооружения.
Основу плана храма составлял прямоугольник с вписанным крестом, вытянутым по оси восток-запад (рис. 22 a, b). Особенностью храма Рипсимэ, также как и всех подобных церквей, являются 3/4-е ниши, открывающиеся с углов подкупольного квадрата (рис. 23, 24). От 3/4-х ниш открывались ходы в четыре квадратные комнаты, которые в Аванском храме были сооружены, как круглые подкупольные пространства. Все четыре комнаты имеют по два оконных проема. Апсидам храма и 3/4-м нишам соответствуют большие и малые трапециевидные арковые ниши по всем четырем сторонам на внешних стенах сооружения. Подобная конструкция придает храму Рипсимэ особую прочность, снимая нагрузку с внешних стен и повышая упоры на восемь основных пилонов и на внутренние стены. Кроме того, данная конструкция способствует расширению внутреннего пространства и не делает само здание громоздким. Таким образом, сам план сооружений типа Аван-Рипсимэ представляет собой вытянутый двойной крест или восьмиконечную звезду, значение которой будет объяснено ниже.
Особый интерес представляет купольный барабан церкви, который был возведен в том же VII веке [Марутян, гл. «Памятники типа Аван-Рипсимэ», указ. труда]. Однако, по мнению Токарского [Токарский, 1946.], купол, сооруженный в VII веке был восьмигранным, а современный вид купол приобрел в X веке, что, впрочем, не портит самой композиции храма. Знаменитый академик не без оснований полагал, что некоторые конструктивные элементы храма Св. Рипсимэ, а именно, верхние пределы, возвышающиеся над трапециевидными арковыми нишами, были перестроены для расширения купола [Токарский, 1946, указ. труда, стр. 88]. В подтверждение  мнения Токарского, привожу фотографии измененных фрагментов храма (рис. 25, 26). Возможно, кардинальных изменений в архитектонике не произошло за исключением удвоением граней барабана, что придало барабану некоторую монументальную приземистость, но именно «уширение» подкупольного барабана позволило выстроить башенки, которые, с одной стороны, визуально придают барабану грациозность, а с другой – логически довершают идею 3/4-ных ниш в храме.   
Шестнадцатигранный барабан купола, который покоится на тромпах образованных конхами над арками 3/4-х ниш, в своем конструктивном решении достаточно оригинален. Двенадцать граней барабана имеют оконные проемы, а четыре грани заняты невысокими 3/4 -ми в плане башенками, в которые открыты маленькие проходы с внутренней стороны купольного барабана. Как правильно отмечает Т. Марутян, данные башенки имеют одновременно несколько значений как в общем архитектурном решении, так и в архитектонике самого купола. Как известно, прототип Рипсимэ Аванский храм, близ Еревана, являлся пятикупольной церковью, где круглые пространства, о которых речь шла выше, венчали небольшие купола. В Рипсимэ, роль куполов, по сути, выполняют барабанные башенки, которые в плане повторяют 3/4-е ниши храма, в меньших пропорциях, располагаясь на тех же осях сечения с храмовыми нишами. Кроме данного значения башенки повышают прочность самого купола, не позволяя образоваться распорам. При всех вышеуказанных значениях данные архитектурные детали несут в себе глубокое эстетическое значение [там же]. Продолжая мысль о конструктивном решение купола и купольного барабана, следует отметить о внутреннем пространстве. Так, на самой купольной сфере выложен двенадцатилучевой равносторонний крест, а под ним, над двенадцатью арковыми окнами и четырьмя такими же нишами, проходит ряд из тридцати двух бляшек. Вся данная композиция, оптически делает подкупольное пространство более точной в окружности.

(Э. А. Мирзоян)

(На иллюстрации сам храм с южной стороны (юго-восток), а также план и подкупольный барабан)