На третьем курсе мореходного училища проходил практику на теплоходе «Олюторка». Судно принадлежало Восток рыб холод флоту. Порт прописки - Владивосток. Ещё в пятидесятых годах оно было закуплено в Канаде, где работало в качестве банановоза. Для погрузки и выгрузки бананов имело в бортах двери, которые впоследствии заварили. Из-за своей длины в сто двадцать пять метров и невысокой надводной части, «Олюторка» была похожа на большую субмарину. Имея мощную двигательную установку в восемь тысяч лошадиных сил, развивала скорость в двадцать четыре узла. Задолго до моей практики попала в сильнейший шторм, переломилась посередине корпуса, но потом была отремонтирована (усилена дополнительными шпангоутами), и снова вступила в строй. Стажировку на "Олюторке" проходил мотористом первого класса в смене второго механика.
Как-то, возвращаясь из района лова с полными трюмами рыбы, оказались в зоне прохождения тайфуна. В это время, как назло, вышел из строя главный двигатель. Прогорел поршень одного из восьми цилиндров. Возникла опасная, можно сказать, критическая ситуация. Судно, как щепку, стало швырять из стороны в сторону. По авралу подняли всю машинную команду. Быстро отвинтили и сняли головку с цилиндра, где прогорел поршень; перекрыв на него подачу топлива, вновь запустили дизель. Ощутимо потеряв в мощности, мы всё же обеспечили ход судну.
На то чтобы устранить неисправность ушло минут двадцать – двадцать пять, но их вполне хватило шторму, чтобы натворить много бед.
Хочу заметить, что двигатель, который нам пришлось чинить, был более семи метров в высоту, с диаметром цилиндра около метра.
Пока судно было обездвижено, сильнейшая волна, обрушившаяся на носовую часть, оторвала около двадцати метров стального листа (фальшборта) и с силой бросила его на носовую надстройку. Старший помощник капитана, "стоявший" в то время на мостике, вызвал аварийную команду и приказал: «Срочно закрепить пока не смыло за борт!»
Группа матросов во главе с боцманом, словно альпинисты, держась за канат, вышли на палубу. - Ещё не успели сделать и нескольких шагов в нужном направлении, как очередная волна подхватила оторванный лист и извивающейся лентой увлекла в морскую пучину.
После того, как запустили главный двигатель и обеспечили ход судну, выяснилось, что оно дало течь. Что характерно, как раз в том месте, где ломалось раньше. Видимо, всё же была допущена ошибка при проектировании.
В тяжелейших штормовых условиях матросы завели под днище брезентовый пластырь и остановили поступление воды в корпус. Не прося никого о помощи, своим ходом пришли в родной порт, где после выгрузки рыбы стали на ремонт.