Охотник и дичь - одним файлом

Юрий Вигнер
кому сдать в аренду настроение – упрек, не принятый во внимание – чертик на пружинке – босиком по жнивью – в двух миллионах световых лет – охотник и дичь – воин – точка опоры – ночная работа – никаких проектов – и наступил день – есть другие места – за городом – вне закона – обломки гондолы – Центральный рынок вечером – библиотека

====================================

КОМУ СДАТЬ В АРЕНДУ НАСТРОЕНИЕ

сдаешь в аренду свое настроение
для репетиций джазового ансамбля,
но музыканты приходят редко –
у них проблемы на работе
и в личной жизни.
тебя это не устраивает,
и ты подумываешь,
не повысить ли плату
и не сдать ли помещение
компании, которая собирается жить
продажей круизов на Южные острова.


УПРЕК, НЕ ПРИНЯТЫЙ ВО ВНИМАНИЕ

бывает, я говорю самому себе:
«эй, подвинься, чего ты расселся»,
но он рассаживается еще привольнее.
этот тип занимает так много места,
что я поворачиваюсь
и ухожу.


ЧЕРТИК НА ПРУЖИНКЕ

в те годы
не такие уж давние
жил во мне чертик на пружинке
может кто-то другой
главным была пружинка
этот кто-то выскакивал на пружинке
откуда-то из глубины
и говорил
что-то увлекательное
умное забавное

а теперь пружинка ослабла
ей уже не хватает силы вытолкнуть
чертика или кого-то другого

он что-то бормочет
там
в глубине
но так тихо и неразборчиво
что лучше бы вообще замолчал


БОСИКОМ ПО ЖНИВЬЮ

бежишь босиком по жнивью,
и ногам больно,
потому что все, что росло,
срезано.
осталось жнивье,
по которому ты бежишь.
раньше бегал среди колосьев,
а теперь бежишь по стерне.
урожай снят.
осталась солома,
по которой ты бежишь,
непонятно, зачем, –
ведь не думаешь же ты
добежать до самого горизонта.


В ДВУХ МИЛЛИОНАХ СВЕТОВЫХ ЛЕТ

в двух миллионах световых лет от дома
от самого себя
в этой пустоте
в этой тихой вселенной
где все движется и не движется
где все бессмысленно и осмысленно
напрасно и не напрасно
что ты делаешь здесь
незадачливый космолетчик
как ты сюда попал
астронавт поневоле

все что ты любишь осталось там на Земле
тебе уже не вернуться

напрасно ты крутишь верньеры
настраиваешь телескоп
и другие приборы

той планеты откуда ты родом
уже не найти

ты летел слишком быстро
ты залетел слишком далеко

и ты сам виноват в происшедшем
хотя не выбирал ни скорости
ни пути


ОХОТНИК И ДИЧЬ

неутомимый охотник,
выслеживаю себя
в лесах и полях.

хитрая дичь,
убегаю, скрываюсь,
расставляю ловушки.


ВОИН

ни в чем не уступая ветеранам,
ни в чем не превосходя новичков,
атакуешь и защищаешься,
ведешь позиционную войну,
укрепляешь передовую,
решаешь проблемы тыла,
действуешь по плану,
придуманному в далекие времена,
задолго до того, как началась война, –
началась для тебя,
потому что война эта велась постоянно, –
действуешь по плану,
составленному не тобой.
солдат по рождению,
призывник с первого крика,
ты никогда не слышал слова «мир»
и не знаешь его значения,
хотя втайне мечтаешь о мире.


ТОЧКА ОПОРЫ

я ищу точку опоры,
но не ту, которую искал Архимед,
ищу, куда бы поставить ногу,
хотя бы пятку или носок.
я всегда мечтал быть таким же
спокойным, уверенным,
как первый помощник Спок.
однако для этого нужна
точка опоры, пусть небольшая,
а лучше размером с поле.
но, похоже, земля вся раскуплена,
каждый клочок огорожен,
на каждой изгороди
надпись:
«частная собственность».


НОЧНАЯ РАБОТА

давно уже я чувствую себя
бездомным, безработным,
нанятым на ночь, чтобы
смести ленты и конфетти,
оставшиеся после
праздничного фестиваля.

я знаю, что мне ничего не
заплатят и не будут
проверять выполнил ли я
порученную работу.

и все же я прилежно машу
метлой, пробираюсь во все
уголки, думая «ну и что?
какая разница? работа
не хуже других».


НИКАКИХ ПРОЕКТОВ

с этого дня я живу без проектов
отменяю запущенные
запрещаю себе думать о новых

никаких проектов
довольно

проекты
удавшиеся и неудавшиеся
переводят стрелки на будущее время

они делают мою жизнь виртуальной

поэтому обещаю
с этого утра никаких проектов

никаких планов
да здравствует неопределенность

я думаю об этом своем  решении
все утро
пока не соображаю
что жизнь без проектов
это всего лишь очередной проект


И НАСТУПИЛ ДЕНЬ

и наступил день
когда я перестал всерьез принимать окружающих
я решил что с этого дня
буду всерьез принимать только самого себя
в этом не было ничего трудного
ничего

и вот с каждым днем я делался все серьезнее
а к остальным относился все насмешливее

и наконец я сделался настолько серьезным
что смог посмеяться над своей серьезностью
а к окружающим наоборот отнестись без смеха


ЕСТЬ ДРУГИЕ МЕСТА

я прихожу к самому себе,
здороваюсь,
спрашиваю «как дела»,
достаю подарки,
оглядываюсь по сторонам,
усаживаюсь в кресло,
на диван
или куда предложат,
пью мерло,
семийон,
виски с содовой
или что предложат,
присматриваюсь
к хозяину,
прислушиваюсь
к его словам,
киваю,
а потом ухожу
не простившись
и обещаю себе
никогда больше
сюда не наведываться,
потому что
есть другие места,
да, есть другие
места,
есть много других мест,
уютнее, веселее.


ЗА ГОРОДОМ

мне снится: я живу в загородном доме,
но знаю, что в городе у меня есть особняк, –
может, не особняк,
а просторные апартаменты.
это красивый город.
там у меня много друзей и знакомых.
там живет та, которая меня любит.
по вечерам на веранде за бокалом вина,
слушая крик совы,
глядя на темные верхушки деревьев
и луну, я пытаюсь вспомнить
адрес моей городской резиденции,
но не могу вспомнить даже название города.
я смущен. меня охватывает тревога:
может, я ошибаюсь?
может, я выдумал этот особняк,
и город, и ту которая меня любит,
и это загородное жилище – все, что у меня есть?


ВНЕ ЗАКОНА

качели пусты и качаются сами собой.
пустые скамьи прячутся под сиренью.
в трещинах асфальта растет трава.
штукатурка осыпается. железо ржавеет.

ностальгия объявлена вне закона.

представь, что у тебя никогда не было дома.


ОБЛОМКИ ГОНДОЛЫ

в атриуме Рижской биржи к стеклянному потолку
подвешены обломки венецианской гондолы.

в каком-то ракурсе они, возможно, составляют целое –
нужно только найти подходящую точку зрения.

вот так и моя жизнь давно представляется мне раздробленной,
похожей на перемешанные слоги какого-то слова.

и я все меньше верю, что найду когда-нибудь точку обзора,
с которой она будет казаться единой, цельной.


ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК ВЕЧЕРОМ

металлическая будка, недавно поставленная
у входа на рынок, светится изнутри:
хитроумный автомат готов
обменять наличность по текущему курсу.

в небе сияет
монета неизвестной страны.

я всегда хотел обменять
наличествующее на отсутствующее.


БИБЛИОТЕКА

где-то там внутри есть огромная библиотека
и в ней – единственный посетитель
несовершеннолетний
читательский билет выдан пожизненно
он может брать с полок любые книги
он читает на всех языках