Тяжёлый металл

Сергей Ледвиг
               
Благодарю Владимира Сечко и Галину Харузину за ценную информацию.

Раз-раз-раз-эпизод с «Тяжёлым металлом» прочной, но до невидимости тонкой экзистенциальной нитью тянется из полумифического прошлого к неиллюзорному настоящему. Впрочем, обратимся к фактам, а философию с лирикой оставим для других случаев.
Статью о «Тяжёлом металле», даже самую куцую, вы не найдёте ни в «Кто есть кто в советском роке», ни в других подобных энциклопедиях. Придётся заполнить этот пробел. Итак, в далёком 1979-м году в Кемеровской филармонии появляется вокально-инструментальный ансамбль «Август» под художественным руководством обосновавшегося в Новосибирске харьковчанина Сергея Муравьёва, бывшего музыканта оркестра Анатолия Кролла и ансамбля «Поющие сердца». Начинают ребята в стиле диско (по словам участников событий). С приходом киевлян Евгения Гильманова (гитара), Жанны Волковой (вокал) и Дмитрия Гуранды (бас-гитара) берут курс на рок-музыку. Из участников «Августа» в 1981-м  уже в Ивановской филармонии формируется группа  «Тяжёлый металл» (сначала под названием «Радуга»). Однако, осенью того же года музыканты перебираются в Брянскую филармонию. Об ивановских «корнях» напоминает афиша: Хард-рок-группа «Тяжёлый металл» индекс 153 (153 - почтовый индекс г.Иваново). Кстати, используются ещё и афиши «Августа».  В конце 81-го – начале 82-го «Тяжёлый металл» выглядит так: Сергей Муравьёв - клавишные, вокал, худрук, Евгений Гильманов - гитара, Сергей Харузин - клавишные, вокал, Александр Корнеев - вокал, саксофон, Юрий Шамурин - гитара, вокал, Дмитрий Гуранда - бас-гитара, Жанна Волкова - вокал, Владимир Плешков - вокал, Александр Анциферов - барабаны, Владимир Сечко - звук, Константин Бадюн – свет, Галина Харузина – костюмы, Марина (тогдашняя супруга С.Муравьёва) – конферанс. Автор музыки – Е.Гильманов. За некоторыми исключениями, - «От счастья до горя» - муравьёвское творение с его же вокалом.  Подоснова композиций, безусловно, хард-роковая, но поверх неё – причудливые «драматургические» узоры, свойственные, скорее, «прогрессиву». Подстать и тексты. Это переводы французской поэзии и собственные сочинения, авторства, например, В.Сечко и Ж.Волковой. Мелодичность композиций не означает их «хитовости». Да и вообще, группа как бы выпадает из своего времени, - корреляция с тогдашней филармонической рок-сценой если и есть, то весьма слабенькая, а о «подпольной» тусовке и говорить нечего. Есть в репертуаре и парочка кавер-версий: «Shine On You Crazy Diamond» (Pink Fioyd) и «Catch The Rainbow» (Rainbow).
Где-то весной 82-го музыканты «разводятся» с худруком Муравьёвым.  Ну и начинается чехарда со сменой не только филармоний, но   названий – «Горицветы», «Серебряные струны», «Ветер», «Планета»... Уходят С.Харузин (становится руководителем духового оркестра и брасс-квинтета в Перми), Д.Гуранда и А.Анциферов. Их место занимают Александр Перфилов (бас-гитара, клавишные) и Александр Качур (барабаны), причём вливаются они вместе с названием «Серебряные струны», принадлежащим Воронежской филармонии. Если смотреть с сугубо формальной стороны, то получается, что это музыканты «Тяжёлого металла» доукомплектовывают состав ВИА «Серебряные струны», в оригинальной версии которого под руководством Алексея Нестерова как раз и работали Перфилов и Качур. Кстати, в «Серебряных струнах» начинала свою карьеру певица Марина Журавлёва. Скитания по филармониям и смена вывесок объясняются отчасти самой ситуацией на профессиональной сцене, отчасти кознями бывшего худрука, который, недолго думая создаёт в Омской филармонии группу «Рок-спринт» («Рок-супер-спринт»), а с 86-го – продюсирует и раскручивает свою молодую жену Алису Мон (Светлану Безух).
Теперь о «Чёрном деле».  Это сайд-проект, а точнее alter ego «позднего» «Тяжёлого металла». Художественная провокация с вампирами-вурдалаками (тексты В.Сечко) тотально непроходная для какого-либо официального воплощения, но в целом, весьма безобидная. Записан (1983) только один магнитоальбом. Ещё два готовились, но так и не вышли.
В 84-м «Тяжёлый металл» (или как там они на тот момент назывались) распадается. Е.Гильманов, Ж.Волкова, В.Плешков и А.Перфилов какое-то время работают как бэк- и разогревающая группа Михаила Муромова. Видимо, это вторая половина 85-го, - в первой Муромов выступал с оркестром «Гелиос» из Калининской филармонии. В 85-м же в автокатастрофе погибает Александр Корнеев. Волкова и Гильманов эмигрируют в USA. Плешков продолжает певческую карьеру в Новосибирске и уже в 90-е становится фронтменом группы «Город Дит», созданной ещё в конце 80-х при участии В.Сечко.
Волкова в Чикаго по понятным причинам переквалифицируется в исполнительницу эмигрантского шансона.
В 2008-м уходит из жизни С.Харузин.
Вот, собственно, и вся недолгая история выпавшей из своего времени хард-рок-группы.
Ну и напоследок некоторые интересные факты.
- В.Плешков начинал в самодеятельном алтайском ВИА вместе с гитаристом Михаилом Евдокимовым. Да-да, тем самым. А в начале 80-х  параллельно с «Тяжёлым металлом» работал в полупрофессиональных новосибирских группах «Гранит» и «Зарево».
- В «Августе» на бас-гитаре играл Леонид Смилянский, влившийся в 82-м в «Лейся, песню» и пытавшийся её реанимировать в качестве худрука после расформирования.
- Небезызвестный «Август» Олега Гусева, созданный в 82-м в Кемеровской филармонии формально продолжил историю «Августа» муравьёвского.
- В начале 80-х название «Тяжёлый металл» ассоциировалось скорее с химией. Термин heavy metal стал привычным несколько лет спустя.

PS В сентябре 2017-го оборвалась жизнь Жанны Волковой.