Йога

Станислав Тарашкевич
Йога – это не только философия, но и образ жизни. С помощью своеобразной веры в силы йоги могут увидеть свои прошлые жизни, предсказать будущее. Особенно много  людей, которые имеют в себе особые силы и достигли больших результатов, проживает в Индии. Они объединили  свой опыт  и знания и даже открыли законы, управляющие высшей природой человека, физическим, духовным и душевным существом человека. Эти законы и легли в основу системы йоги. Йога сегодня – это древнейшая индийская теоретическая и практическая система, направленная на всестороннее развитие человека. Само слово «йога» означает связь, гармонию, соединение, и рассматривается как связь, единение души с неким божеством, духом или Сверхдушой. Это совокупность  индивидуального сознания с космическим разумом. Сверхдушу истинные йоги «видят» в своем сердце посредством медитации. Такая непрерывная медитация называется самадхи. Сверхдуша – это сам Бог, который пребывает в сердце и даже в атомах всех живых существ, а не только человека. Аспект Бога, в котором он всегда присутствует, называется Параматрой, или индивидуальной Сверхдушой  (Атма – душа, Параматра – Сверхдуша, они являются личностями). Атма присутствует в определенном месте и обладает ограниченными возможностями. Параматра распространяет себя в миллионах разных форм. Атма на это не способна. Душа и Сверхдуша находятся рядом. Сверхдуша помогает душе достичь того, чего она желает и помогает ей возвратиться к Богу. В «Бхагавад-гите»  сказано, что сначала Арджуна не хотел сражаться со своими родственниками, но когда понял учение и согласовал свое  сознание со Сверхсознанием Кришны, его сознание стало сознанием Кришны и он стал сражаться в битве на Курукшетре. Обретя способность  воспринимать и выполнять указания Господа, человек поднимается в своем совершенстве. Следовательно,  Йога – это совокупность  определенных методов, это упорядоченная система  совершенствования человека через развитие скрытых возможностей человека.
Имеется  огромное количество видов йоги, например хатха-йога, раджа-йога, карма-йога, бхакти-йога и другие. Хатха-йога дает возможность человеку достигнуть полной власти над своим телом, сюда входят физические упражнения (аганы), дыхательные (пранаяма), гидротерапические процедуры, способы очищения организма, питание, голодание и т. д.
Хатха-йога подготавливает человека к переходу на более высокий уровень йоги – к раджа-йоге. Главное в раджа-йоге – познание человеческой психологии, ума и сознания. Через систему ограничений человек достигает умственного и морального очищения.
Карма-йога – это гармоническое развитие личности при помощи труда. Человек должен лучше трудиться и не ждать за это  вознаграждений. Карма-йога изучает карму, т.е. поступки и их последствия. С помощью постижения знаний человек приобретает мудрость и достигает духовного роста.
Мантра-йога – это наука о воздействии звуковых вибраций на человеческий организм путем произнесения определенных гласных слогов или слов, вызывающих  колебания, положительно влияющих на человека,  это мантра «Харе Кришна».  Освоить йогу без учителей (йога-гуру) очень трудно. Произносить мантры необходимо очень точно, нужна определенная  концентрация.  Йоги умеют настолько концентрироваться, сосредоточивать свой ум и  физические силы на объекте или стремлении, что  чувственные удовольствия и все, что  увлекает обыкновенных людей, для них  не имеет никакой  ценности. Среди  материальных благ они чувствуют себя пришельцами в чужом го-сударстве. Обыкновенные люди их не понимают, считают больными или ненормальными. И только в окружении себе подобных они становятся очень счастливыми,  это прирожденные йоги.
Есть частично пробужденные души, они тоже достигают больших высот, но медленнее. Среди непробужденных душ, или обычных людей, иногда появляются желающие заниматься йогой, однако им сильно  мешают чувственные удовольствия. Также им мешает и окружающая обстановка, сами  непробужденные души среди начинающих чувствуют себя  белыми воронами в стае черных. Начи-нающим не хватает  решимости, они не умеют управлять своими чувствами. Однако при длительных постоянных тренировках они тоже достигают успехов. И только прирожденные йоги могут очень быстро научиться управлять воздушными потоками в своем теле. Их душа может перемещаться по этим потокам, пока не достигнет Брахмолоки, и тогда йог может путешествовать как в пространстве, так и во времени. Он развивает тело нового типа, неизменное и неподвластное смерти. Совершенный йог сосредоточивает свои мысли, направляет свой умственный взгляд на любое  расстояние, он способен управлять своими действиями, увидеть прошлое. Истинный йог, сосредоточивающий  свои мысли на абсолютной реальности микрокосмоса, или на высшей истине, способен отличить реальное от нереального, духовную сущность от её материального воплощения, он приобретает сверхземное спокойствие  ума, в котором он может общаться с Богом.
Йогам известны различные методы развития силы и концентрации, но главных два – ментальный и материальный.
 Ментальный метод – йог концентрирует внимание на определенной точке, мысли, чувстве или ощущении. При этом методе все ментальные силы, рассредоточенные по телу, сойдутся в  той точке, в которой сконцентрирован ум. При этом надо отгонять навязчивые  мысли, дыхание замедляется и даже останавливается, так как  умственная деятельность связана с работой легких. Человек, научив-шись управлять умом, может управлять работой внутренних органов. Человек, направляющий вни-мание  на любую часть своего тела, испытывает необычные ощущения и удивительные явления, у него развиваются новые познавательные   способности истиной природы Духа.
 Приведу несколько упражнений для  тренировок  ума на концентрацию внимания.
Первое упражнение. Встать на колени, колени и носки вместе, пятки врозь.  Вдыхая, медленно поднимаем руки вверх через стороны, пока руки не сомкнуться ладонями над головой. Глаза закры-ты. Про себя повторяем: «Йога – это здоровье, интеллект, сила воли, йог – это личность», – опускаем руки. Повторять 3 – 5 раз.
Второе упражнение. Встать перед зеркалом по стойке смирно. Медленно вдыхая, поднимаем руки вверх, пока ладони не коснутся друг друга. Опускаем руки вниз и делаем выдох. Повторяем 2 – 3 раза. На четвертый раз  зафиксируем в памяти позу с улыбкой на лице и с поднятыми руками, за-крываем глаза. Мысленно представляем свое изображение в зеркале с улыбкой. Делаем выдох, опус-каем руки вниз.
Упражнение третье. В стойке смирно на подъем рук делаем вдох, на опускание – выдох. Повторяем 3 – 5 раз.
Упражнение четвертое. Стоя перед зеркалом, выпрямить руки и упереться на этом уровне ру-ками в зеркало. Медленно разводим руки в стороны, не отрываясь от зеркала.  Фиксируем в крайнем положении и возвращаемся в исходное положение. Делаем 3 – 5 раз с открытыми глазами, затем гла-за закрываем и делаем,  продолжая мысленно видеть себя в зеркале.
При  выполнении упражнений концентрируем свой ум, стараемся никого не  видеть и не ощу-щать рядом. 
     Бхакти-йога – «Если кому-то посчастливилось достичь бхакти-йоги, это означает, что он пре-взошел все  другие ступени йоги» – говорит Шрила Прабхупада. Достичь уровня бхакти-йоги,  это значит обрести  сознание Кришны, преданно служить ему  с любовью  и верой. Преданное служение основано  на любви, им не двигают выгода и личные мотивы, это совершенное сознание Бога.
      Преданное служение безупречно и подобно религии, ибо не сопряжено с личными мотивами. Мы не должны требовать от Бога ничего. Кришна нам отец, и он знает потребности своих детей. Кришна всемогущ и все о нас  знает. Мы просто должны любить Бога, ничего не требуя взамен. Кришна удовлетворяет  потребности всех живых существ, даже кошек, собак, диких зверей, птиц и рыб. Никто из них не ходит в  церковь, не молится и ни о чем Его не просит, но  Бог знает все сам, кому сколько и чего  требуется, и все всем дает. Тем более преданный получит от Бога все, что ему необходимо. Мы должны только преданно служить Ему, это  и есть высочайший уровень йоги.  Служа Богу, мы служим всем живым существам – и людям, и животным.  Поэтому сознание  Бога, сознание Кришны – это высшее  совершенство религии. Если мы этого не делаем, нас  ждет  падение. В «Шримад-Бхагаватам» говорится: «Всякий, кто пренебрегает своим долгом и не служит предвечному Господу, от которого исходят все живые существа, непременно падет и лишится своего изначального  положения». Например, если у нас болеет какой-либо орган, рука или нога, и не может нам больше  служить, он нам только причиняет боль, также и всякий, кто не служит Богу, беспокоит Его и причиняет Ему боль. Такой человек обречен на страдания, подобно тому как мы иногда ампутируем руку или ногу, и они лишаются  своего изначального положения, как части нашего тела. Точно так же  плохой сын страдает сам и страдает его отец. Бог тоже страдает, если мы Ему не служим, ведь мы – его извечные частицы, как наши руки и ноги – частицы нашего тела. И оно страдает, если руки его не кормят, а ноги не перемещают по земле. Поэтому преданное служение это и есть бхакти-йога. Все другие виды йоги только помогают прийти к бхакти-йога. Мы можем подниматься ступень за ступенью, а можем прямо обратиться к сознанию Кришны. Именно этим путем советует идти Господь Чайтанья. Он даровал нам мантру «Харе Кришна», которая  мгновенно возносит человека на уровень бхакти-йоги, – это прямой путь  к Богу. В современный век у людей слишком  мало времени, чтобы выполнять все  многочисленные правила других систем йоги, поэтому им рекомендуется обращаться сразу к  методу бхакти-йоги – чистого преданного служения, а тем, кто встал на этот путь, нужно полагать, что им очень повезло.