История в лицах Учитель с большой буквы

Елена Фокина2
Библиотечные «Деминские чтения» проводятся уже в четвертый раз. Каждый год меняется тематика чтений, но постоянным остается стремление участников соответствовать высокой планке в исследовательской деятельности, заданной личностью самого Николая Алексеевича Демина – Учителя с большой буквы.
Накануне дня рождения Николая Алексеевича своими воспоминаниями о нем  поделилась его ученица, Лариса Николаевна Ковригина.
И вот, я в гостях у Ларисы Николаевны. Еще  в далекой юности, окончив библиотечный техникум, она вернулась в родные места и всю свою дальнейшую жизнь посвятила библиотечному делу. Сначала она  работала в районной библиотеке заведующей читальным залом, а затем до выхода на заслуженный отдых трудилась заведующей детской библиотекой села Краснотуранск. Передо мной на столе старый альбом с пожелтевшими фотографиями, в которых уместилась целая жизнь, и раскрытый томик методической литературы 1974 года издательства «Просвещения» города Москвы под названием «Изучение творчества Пушкина в 8 классе (из опыта работы), автора Николая Алексеевича Демина. На первой странице красуется дорогая сердцу хозяйки дома надпись: «Ларисе Николаевне. Милой моей ученице в далекие школьные годы на память о ее старом учителе, авторе этой книги. 25 сентября 1977 года. Краснотуранск». Перелистывая альбом, Лариса Николаевна неспешно повела рассказ:
- Каждый человек в своей жизни встречает множество людей. Одни из них проходят мимо нас, задерживаясь лишь на мгновение, с другими мы вместе учимся, сотрудничаем, живем на одной улице, а потом расстаемся и, по истечении времени, с трудом вспоминаем их имена. Но есть люди, которые оставляют неизгладимый след в нашей судьбе, они становятся частью нашей жизни. Таким человеком для меня был мой учитель и друг Николай Алексеевич Демин.
Наше знакомство состоялось в ту пору, когда я училась в восьмом классе. Конечно, к той поре мы уже мы знали, что в нашей школе преподает учитель русского языка и литературы, приехавший из блокадного Ленинграда в феврале 1942 года. Именно там Николай Алексеевич  получил педагогическое образование и перед войной преподавал в сельской школе, а затем  в педучилище в городе Холм Псковской области. Позже  мы узнали, что в 1925 году Николай Алексеевич принимал участие в I Всероссийском съезде учителей. И вот открылась дверь, и в класс вошел серьезный представительный учитель, он представился, мы назвали свои имена. Трудно говорить о человеке, которого искренне любил. Мы, его ученики, не только уважали своего учителя, мы любили его, восхищались им, подражали ему во всем. Каким он был? Наш учитель  был мыслителем и глубоко порядочным человеком, интеллигентным, умным  и, в то же время,  простым в общении.  Благодаря высокой квалификации учителя, его уроки были особенными, запоминающимися. Николай Алексеевич много читал, интересовался наукой, искусством, астрономией и знаниями делился с учениками.  Его отличительной чертой характера являлась доброта. Именно поэтому сердца ребят располагались к нему, всегда хотелось чем-то поделиться, что-то рассказать ему. Он никогда не позволял себе повысить голос, отругать нас за промахи и ошибки, об унижении личности маленького человека и вовсе речь не велась.  Его уроки отличались отличным поведением учеников, и сосредоточенным изучением ими предмета. Николай Алексеевич относился к нам, как к себе равным, уважал личность и верил, что каждый из нас со временем  принесет большую пользу своей Родине. До сих пор испытываю чувство  огорчения за один случай, участником которого я стала. Домой было задано сочинение. Я писала сочинения легко и с удовольствием, мне нравилось размышлять, давать описание литературным героям той или иной эпохи. А вот моя подруга Люся, «похвалиться» такой любовью к творческим работам не могла. Поэтому, накануне следующего учебного дня, она прибежала ко мне поздно вечером и попросила дать списать сочинение. Отказать я ей не могла и дала свою тетрадь, в надежде, что она хотя бы изменит немного текст.  На следующий день, на уроке литературы, Николай Алексеевич внезапно попросил внимание класса и сказал: « Познакомьтесь, ребята. У вас в классе новая ученица. У нее двойная фамилия – Устюгова – Лунь (так звучали фамилии моя и подруги). Ребята засмеялись, сразу догадавшись, в чем тут дело. Мне было очень стыдно, несмотря на поставленную оценку – «хорошо».  Николай Алексеевич был не просто преподавателем, он был прекрасным воспитателем. Это я  позднее поняла, что, не имея своей семьи, он привязывался душой к ученикам, любил нас, интересовался искренне, неподдельно каждым. Именно поэтому, долгие годы не рвалась связь учеников и учителя, поддерживалась переписка.
…Сладость и горечь, любовь и страдание – эти чувства прошли связанными вместе сквозь всю мою жизнь. «Радость, страдание – одно» – так говорил Блок, любимый поэт моей юности. Эти слова оказались пророческими для меня. В них вся моя жизнь. корень моего мировосприятия. Трагедия моей жизни – в необходимости отрывать от души любимых людей, терять их пожизненно, продолжая мучительно радоваться чувством идейной близости к ним и неутоленной жаждой личного общения с ними…
( Архив музея. Выдержка из письма, отправленного  Николаем Алексеевичем Деминым своему ученику Петру Ефимовичу Трихину).
Жил Николай Алексеевич во флигеле во дворе школы. Ученики с любыми вопросами запросто посещали его во внеурочное время, для каждого из них была открыта дверь его жилища. О своем прошлом, о потере близких людей Николай Алексеевич вспоминать не любил, «носил свое горе в себе». Имея уживчивый характер, он дружил с семьей Гридневых, директора школы Александром Георгиевичем и его супругой Анастасией Матвеевной, С историком Мироном Кондратьевичем Гевель и его женой, преподавателем химии, Елизаветой Акимовной, с учителем математики Лидией Иосифовной Куль и другими членами учительского коллектива. Николай Алексеевич преподавал русский язык и литературу в средней школе села Краснотуранска 21 год. Наш класс окончил школу, мы разъехались кто куда. После моего возвращения домой, между мной и Николаем Алексеевичем завязалась крепкая дружба, которая продолжалась долгие годы. Он почти каждый день посещал место моей работы - библиотеку. Мы делились мнениями обо всех новинках литературы, обсуждали прочитанные печатные издания, говорили по душам о жизни. Он был участником всех наших мероприятий. Помню, как однажды мы, его ученицы: Валентина Серебрякова, Вера Шумейко, Тася Подушкова, Наташа Гриднева,  собрались вместе и сделали ремонт в квартире нашего любимого учителя. Работа спорилась, было легко и весело, как в детстве. Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне такого учителя и друга, умного, образованного, доброго, справедливого.
Наш учитель не просто занимался своим самообразованием всю жизнь, он передавал богатейший опыт работы. Демин автор пособий по изучению творчества А. С. Пушкина: "Работа над сочинениями в 8-м классе" (1959), "Опыт изучения лирических произведений Пушкина" (1974), "Изучение творчества А. С. Пушкина в 8-м классе" (1971). За многолетнюю творческо-педагогическую и общественную деятельность Николай Алексеевич был награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, медалью "За доблестный труд", 20 апреля 1973 года ему присвоено - звание Почетный гражданин села Краснотуранск.
Так сложилось, что ему, коренному петербуржцу  Краснотуранск стал второй родиной, здесь он прожил 43 года, из них 21 год преподавал русский язык и литературу в Краснотуранской школе, заслужив глубокое уважение жителей района.
Его уход из жизни явился  для меня невосполнимой потерей. Накануне его дня рождения хочется сказать: «В моей памяти и сердце до сих пор живет светлый образ настоящего Учителя – Николая Алексеевича Демина».