Игра королей

Валерий Грунер
Из подарочного издания Валерия Грунера "Сказки Дядюшки Гру" (книга первая)

 У одного царя было три сына. Старший сын отличался разумностью, средний – справедливостью. Младший никогда не улыбался, обижался на шутки. Не приученный к труду, он только и делал, что бесконечно передвигал по клеткам шахматные фигуры. Страсть игрока поглощала его без остатка.
Ворчливый Царевич непрестанно попрекал своих братьев:
- Простаки! - заявлял он.   - Шахматы – игра королей! Всё бы вам шутить да смеяться! Вы позорите знатный род: не брезгуете ковыряться в земле, стучать молотком, возиться с оборванцами! Царские сыновья должны держаться  гордо!
- Полно тебе хмуриться, улыбнись! - отвечал старший брат.  - Прежде чем задирать голову, научись выращивать плоды. Незрелый плод, упав с дерева, может разбить голову любому спесивцу.   
- Когда в твоей душе солнышко засияет? - спрашивал средний брат. - Будь справедлив к ближнему. Не спеши осуждать людей и без того  наказанных судьбой. Когда идёшь по зарослям, ступай бережно, не губи молодых побегов. Грубо прижатая ветвь, неожиданно распрямившись, может немилосердно наказать неумелого ходока.
- Всё болтаете попусту! Я ещё разыграю свою партию! Придёт время – всех вас за пояс заткну! - Царевич сдвигал брови и сердито разворачивался к братьям спиной.
Старый Царь только горестно качал головой. Его любимец не приносил радости.
 
 Надоело Царевичу жить с братьями. Уехал он в заокеанские края, мало-помалу привык к  иноземным обычаям, языку и забыл о родных корнях. Он подружился с заморским королевичем – очень хитрым юношей, сыном здешнего властителя. Бывало, друзья играли в шахматы. Азартные соперники так увлекались, что подолгу не прерывали шахматных баталий, просиживая за доской до глубокой ночи. Королевич то и дело сравнивал себя с чёрным королём и предпочитал играть чёрными фигурами. Воинственный, хищный профиль, иссиня-смоляные, как вороново крыло, гладкие, напомаженные волосы, жёсткая бородка-треугольник, действительно придавали ему сходство с шахматным владыкой.  Если Королевич проигрывал, то партнёр становился для него злейшим врагом:
- Чёрный Король не прощает поражений! - коротко бросал он любимую фразу. 
Так его и прозвали – Чёрный Король. Затаил он обиду, поклялся взять реванш за досадные проигрыши и отомстить Царевичу.

 Тем временем старшие братья женились на дочерях соседних царей и, как отец, стали правителями. Их подданные зажили припеваючи, прославляя властителей за разум и справедливость.
И вот наступил час печали. Окончил свои земные дни старый царь. Младший сын вернулся из заокеанских странствий и, по воле отца, унаследовал монаршую власть. Его жестокость и нетерпимость стали ещё очевидней. Он беспощадно истреблял несогласных, а братьев и знать не хотел, даже имён их не вспоминал.
 - Не губи народ недальновидными поступками! Прислушайся к голосу совести! - предупреждали братья.
Молодой монарх сжимал губы: 
 - Кто вы такие? Прежде чем давать советы, поезжайте к Чёрному Королю, может, у него чему-нибудь научитесь! Забудьте дедовскую старину с песнями, молитвами, да хороводами. Новый порядок стучится в ваши дубовые двери – не зевайте!
Как-то из-за моря пришла благая весть. Чёрный Король унаследовал престол и приглашал своего друга принять участие в праздничной коронации. Звание Почётного Гостя вскружило голову падкому на лесть гордецу. Он тут же велел снарядить корабль. После недолгих сборов молодой монарх с делегацией приближённых отбыл за океан.
 
 Чёрный Король окружил друга таким вниманием и почестями, будто короновали не его самого, а гостя. Во время праздничного застолья он не жалел добрых слов и вина. Охмелевший гость поднял бокал:
- Да здравствует Чёрный Король! Разве есть на свете кто-нибудь ближе и дороже тебя! Ты – мой настоящий брат!
Они обнялись. Чёрный Король торжествовал:
- Вместе мы – великая сила! Никто не посмеет обидеть или обмануть моего друга! Даже мнимые родственники, забравшие лучшие земли. Нет ли с их стороны угрозы? Всем известно, как они завидуют твоим успехам, вечно поучают и насмехаются. Не пора ли восстановить справедливость? Готовы ли мы помочь другу, мои верные воины?
- Готовы! -  Генералы брякнули медалями.
Почётный Гость злорадно ухмыльнулся: «Настал мой черёд шутить! Посмотрим, что теперь запоёте, братцы!». Будто тёмное облако легло на его лицо, глаза превратились в бездонные непроницаемые колодцы.

 Монарх вернулся к родным берегам в сопровождении целой заморской флотилии. Запылали пожары, заговорили пушки...
Братья предупреждали:
- Опомнись, безумец! Проклятье падёт на твою голову быстрей, чем стрела пронзит сердце! Ты покроешь позором память отца!
- Ах, как вы заговорили, трусы! Куда подевались ваши шуточки и улыбки? Шахматы – игра королей! Время Великой Игры настало – не ждите пощады! Ваши города должны принадлежать мне. А если не покоритесь, я сравняю их с землёй!
Чёрный  Король потирал руки: «Пусть глупец воюет! Его руками я отниму плодородные земли у братьев, а народы сами последуют за новым хозяином, как послушное баранье стадо. Назначу дуралея пастухом-наместником. Всё раздражение и недовольство стада падёт на него, а мне останется лишь искусно переставлять фигуры на шахматной доске, всегда оставаясь в тени».

 Так и не сумели братья вразумить вероломного монарха. Вместо роскошных дворцов вырастали руины, целыми селениями погибали невинные люди, погребённые под обломками своих домов. Завоеватели не жалели ни стариков, ни младенцев. Пришлось братьям принять неизбежное решение…

 Они выдвинули объединённые войска против врага. Отпор был настолько сокрушительным, что противник бежал без оглядки до самого моря, в панике теряя оружие и доспехи. Чёрный Король, потрясённый разгромом войска, не дожидаясь своих генералов, дал приказ к отплытию. С берега послышался отчаянный вопль. Вчерашний беспощадный полководец, заламывая руки, плакал, как девчонка:
- Не бросай меня, брат! Умоляю! Заклинаю тебя, во имя всего святого!
- Кто бы говорил о святости! -  буркнул, отворачиваясь, Чёрный Король.  - Тоже мне, брат выискался! У тебя нет ни власти, ни братьев, ни родины! Кому ты теперь нужен? Ты проиграл! Чёрный Король не прощает поражений!
Заморская флотилия спешно покинула порт. Почерневший монарх шёл мимо обугленных развалин, мимо мёртвых полей и осквернённых кладбищ, но ничего не замечал вокруг. Провалившиеся глаза зияли пустыми дырами. Нищий народ с ненавистью смотрел на своего правителя...
Вскоре монарх умер, и никто не оплакивал его.