С. В. Соколов. О древних именах удмуртов

Владимир Петков
С.В. Соколов
О древних именах удмуртов
(«Ономастика», сборник статей, Академия наук СССР, Институт языкознания, издательство «Наука», М., 1969, стр. 109-111)




Изучение древних собственных имён людей представляет большой научный интерес для истории и лингвистики. С этой темой тесно связан широкий круг религиозно-магических представлений и обрядов, анализ которых, в свою очередь, помогает раскрыть многие сложные проблемы истории народа.
Вопросы удмуртской антропонимики изучены ещё далеко не достаточно, поэтому в настоящем сообщении мы попытаемся проанализировать лишь некоторые стороны данного вопроса, а именно, собственные имена людей, которые непосредственно связаны с названиями птиц и животных.
Наряду с этой категорией древних удмуртских имён, довольно широкое распространение имели имена, связанные с различными природными явлениями (Зора от зор «дождь», Лымай и Лымаш от лымы «снег», Вожья от вож «зелень», «зелёный» и др.), с процессами работ (Герей от геры «плуг», Сезяй от сезьы «овёс», Уса от усы «борона», Культобей от культо «сноп» и др.).
Чем же обуславливался выбор того или иного имени у древних удмуртов. На первый взгляд может показаться, что присвоение человеку того или иного имени носит произвольный характер, но подобное предположение оказалось бы ошибочным, ибо в каждом отдельном случае выбор имени вполне обоснован событиями семейной жизни, которые сопутствовали рождению ребёнка, или местом, временем, условиями рождения.
Так, например, именем Герей (от геры «плуг») наывали мальчика, родившегося во время пахоты; имя Культобей (от культо «сноп») давали девочке, которая родилась во время скирдования; если же девочка появилась на свет в период бурного весеннего оживления природы, то ей давали имя Вожья (от вож «зелень», «зелёный»).
Существуют и другие обстоятельства, определяющие выбор имени. Известно, что раньше очень много детей умирало от различных тяжёлых заболеваний, и поэтому в семьях, где часто умирали дети, якобы для сохранения их, родители называли вновь появившегося ребёнка обязательно таким именем, которое шло от названий птиц и животных. К таким именам относились следующие: Атас (от атас «петух»), Балян (от балян «рысь»), Гондыр (от гондыр «медведь»), Койык (от койык «лось»), Пислэг (от пислэг «синица»), Сяла (от сяла «рябчик»), Туливит (от туливить «суслик»), Чучыбей (от чучыбей «лазоревка»), Юбер (от юбер «дрозд-рябинник», «скворец»), Паля (от паля «ягнёнок»), Тутыгыш (от тутыгыш «павлин»), Какся (от какся «цапля»), Дыдык (от дыдык «голубь»), Сэдык (от сэдык «пигалица»), Жакы (от жакы «сойка»), Куажы (от куажы «коростель», «дергач»), Кайсы (от кайсы «клёст») –1
Если же рождению ребёнка сопутствовали страшные крики совы, неясыти, ястреба, то ребёнку давали имя, соответствующее названиям этих хищных птиц:Ыгы (от ыгы «сова»), Уйсы (от уйсы «неясыть»), Кучыран (от кучыран «ястреб»); а если девочка родилась очень полной, то обязательно её называли именем Бодёно (от бодёно «перепел», «перепёлка»). Итак, все названия птиц и животных фонетически в неизменённом виде переносились на новорождённого, поэтому без особого труда они могут быть объяснены. Имя, идущее от названия птиц и животных, носил целый род, целое семейство; ср. у Б. Мукачи: Кочо выжы «род сороки», Куака выжы «род вороны», Пужей выжы «род лося», Сёр выжы «род куницы», Сяла выжы «род рябчика», Гондыр выжы «род медведя», Пислэг выжы «род синицы», Кион выжы «род волка» и т.д. – 2
Мы вправе полагать, что такая система выбора имени, идущего от названия птиц и животных, у удмуртов зародилась в глубокой древности, примерно в тот период, когда начал складываться родовой строй.
В связи с христианизацией удмуртские собственные имена людей начинают заменяться русскими. Вначале данные при крещении имена бытовали параллельно с древними удмуртскими именами. Но по мере всё более тесного общения удмуртов с русскими заимствованные от русских собственные имена усваивались и постепенно вытесняли из употребления удмуртские. В настоящее время очень широко ещё распространены национальные фамилии, образованные от собственных имён, идущих от названий птиц и животных, с помощью русских суффиксов –ов, -ев, -ин: Гондырев (от гондыр «медведь»), Атасов (от атас «петух»), Юберев (от юбер «скворец», «дрозд») и др. Фамилии подобного типа в XV-XVII вв. у удмуртов были очень широко распространены; в документах по истории Удмуртии мы находим много фамилий этой категории: Кайсин (от кайсы «клёст»), Пислегин и Пислегов (от пислэг «синица»), Турин (от тур «тетерев»), Сырчегов (от сырчег «скворец»), Почашев (от почаш «зяблик»), Юрмегов (от юрмег «ласка»), Зюзиков (от зузьы «малиновка»), Тютин (от тютю «утёнок»; «цыплёнок», «гусёнок»), Чечегов (от чечег «трясогузка») и др. – 3
Случаи присвоения имени новорождённому от названий птиц и животных встречаются ещё и в настоящее время, но официально они не употребляются, а только существуют для узкого семейного круга, для домашнего обихода.


1. И. Васильев. Языческие имена вотяков. «Изв. по изуч. Прикамского края». Сарапул, 1917, стр. 27;
К. Герд. Вашкала удмурт нимъёс (Древние удмуртские имена). «Кенеш», 1928, №17, стр. 20-21
2. B. Munkacsi. Volksbrauche und Volksdichtung der Wotjaken. Helsinki, 1952, стр. 520-521
3. «Документы по истории Удмуртии XV-XVII веков». Сост. П.Н. Луппов. Ижевск, 1958, стр. 95, 96, 385, 387, 399


http://finno-ugristics.livejournal.com/30745.html