Античный театр. Так пой же, Греция!..

Просвещение
               
            Все народы мира имеют традиции и обряды, лежащие в основе той или иной культуры. Происходила тысячелетняя трансформация в различные искусства. Их обычно подразделяют на пространственные, к которым относятся  скульптура, живопись, графика  и временнЫе, то есть разворачивающиеся во времени, а именно  это  музыка, театр, танец, кино-телевидение. В свою очередь,  и они имели свою родословную с происхождением и датами.

           Античный театр родом из маленького греческого государства, существовавшего три тысячи лет  назад. Когда-то родившись на этой солнечной земле, он не только добрёл до нас, но и стал непреходящей общечеловеческой ценностью.


                а) Древнегреческий театр не возник из воздуха...


       Древнегреческий театр не возник из воздуха и развивался не сам по себе. Фундаментом ему, а впоследствии и мировому театральному искусству, служила античная культура в целом и, прежде всего, поэзия, музыка и изобразительное искусство. Культурное наследие Древней Эллады определило и всю нашу  терминологию в этом направлении. Так, слова театр, сцена, драма, трагедия, комедия, хор, оркестр, монолог, диалог, мимика  - греческого происхождения.

       Истоки театра лежат в  родовых игрищах и  народных обрядах, запечатлённых в легендах и сказаниях. Ведь Конкурсы Красоты - это тоже от греков! Все действо представляло собой Агон - состязание греков во всех видах искусства, в конкурсе красоты и младенцев. Еще со времен мифологического Париса...

Греция! Божественным  агоном
Предстаешь всем соплеменникам Земли.
Честь в соревнованьях Красоты,
Танцев и музыки благовольной -
Отстояла, о, Эллада, ты!
Как Деметра, ты детей лелеешь,
Агонистикой шутя грозишь.
Ну, а суд Париса, что решишь
И кому свой плод любви доверишь?!
(Елена Грислис "Греция! Божественным  агоном..." http://www.stihi.ru/2011/07/01/257)

                Суд Париса — сюжет древнегреческой мифологии о пасторальном конкурсе красоты, на котором пастух Парис вынес свой вердикт трём богиням.

Перед ним предстали три богини:
Гера с Олимпийской высотой,
Дух Афины с воинской гордыней,
Афродита с юною красой.
(Елена Грислис "Суд Париса" http://www.stihi.ru/2011/06/21/5634)

                Известно, что победила Афродита, которая в знак благодарности
даровала ему личное счастье в лице похищенной им жены царя Спарты Менелая - прекрасной Елены. Но именно с этим событием и была связана связана десятилетняя троянская война.

           Первоначально и весьма долго театр служил наиболее торжественным видом чествования божества Вакха, или Диониса — а так как религия была тесно связана с государственной жизнью, давая высшее освящение всем её отправлениям, то сценические игры, составлявшие часть Дионисовых празднеств, были предметом забот государственных властей, особенно в Афинах.

Ты, праздник греческий -
Диониса веселье, -
Так слух доверчивый
Ласкает песнопенье.
Симпосионы, как вином, полны
Застольными беседами. Сыны
В палестрах и гимнасиях не спят -
Вдыхают жизни бурный аромат.
В Афинах - Академия, Ликей
Научат мудрости...
(Елена Грислис "Праздник совершенства" http://www.stihi.ru/2011/07/02/274)


          Самый большой театр в Афинах назывался Дионисовским и был сооружен на юго-востоке склоне акрополя, на том участке земли, где находились два храма Диониса Освободителя. Внешним образом связь театра с культом Диониса и память о его религиозном начале выражалась в следующем: священною и непременною принадлежностью театра был алтарь Диониса. В сущности, это был театр Диониса.

Он связан с культом Диониса и от мира
В нем все: трагедии, комедии, сатиры.
Что общего у них? Орхестры хор
И танца бурного напор.
Любимец славный Терпсихоры -
Танцор Телест дал напоказ
Всю пластику тех игр, проказ.
Уж мимы спорят на пирах,
Отображая дни в мирах
Тех мифов, кои заключали
Всю жизнь богов, людей венчали.
С тех пор все сценки бытовые
Прозвали мимами впервые.
(Елена Грислис. "Театр Диониса". http://www.stihi.ru/2011/07/02/362).

        Вообще, Древнегреческая культовая мифология была своего рода основой основ, ибо из неё  выросла драматургия в форме комедий и трагедий. Первые же литературные произведения создавались именно для осуществления театрального действа.


              б) особенности, структура и устройство древнегреческого театра.
   

            Театр, как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил впервые правильное устройство также у древних греков.  Надо сказать, что внешне античный театр совсем не походил на сегодняшний, скорее он напоминал стадион.Театральное здание, обычно располагалось на естественных холмах. Так, театр Диониса в Афинах расположился на холме Акрополя.

        Характер представлений под открытым небом обусловливал и вид театрального сооружения. Об устройстве античного театра можно узнать из трактата «Об архитектуре»  древнеримского архитектора  и  инженера Витрувия. Рассмотрим же подробнее этот план.  Театр состоял из трех основных частей:
 
1. ОРХЕСТРЫ (от глагола «пляшу»).  ОРХЕСТРА  составляла главную часть театра и представяла собой круглую площадку, на которой выступали хор и актеры. В орхестре, то есть в  пространстве между зданием сцены и местами для зрителей - находился алтарь бога Диониса.
 
2. ТЕАТРОНА или мест для зрителей(от глагола «смотрю»). В этом плане поражала  обширность театра. Театр в Афинах вмещал до 27000 человек. Театр в Мегалополе – 44000 человек. вмещавшего в себе более десяти тысяч зрителей.  Таким образом, театр  был массовым.

3. СКЕНЫ (от греч. «палатка»). Поскольку актеру приходилось уходить и вновь выходить на орхестру для переодевания, то против мест для зрителей было построено маленькое деревянное сооружение – СКЕНА. Перед "скеной" (то есть сценой), где играли актеры полукругом устраивались скамьи для зрителей. Такая постройка называлась "амфитеатр", что по-гречески значит "вижу отовсюду".

           Постепенно скена превратилась в заднюю трехмерную декорацию.  Действие стало перемещаться с середины орхестры на задний план, ближе к декорациям. Чтобы фиксировать внимание зрителей на скене – ее по бокам стали ограничивать двумя пристроенными флигелями – параскениями, каждый из которых имел тоже по выходу на орхестру.

         В существенных чертах древнегреческий театр послужил образцом для римского театра; многие особенности и принадлежности его перешли в современные театры и отчасти в храмы.

             И немного информации для любознательных... Уже в V  веке в театре применялось несколько простых театральных механизмов. Причем, обновления обустройства театрального пространства требовал сам процесс  постановок, который не стоял на месте. Создавались специальные машины.

            Первая машина – эккиклема – представляла платформу на колесах, выкатываемую на колесах из «царской двери» на орхестру по особым желобам. Это был своеобразный «крупный план» - условный показ того, что происходило внутри помещения скены – дома, дворца или храма. Это могли быть трупы убитых героев, поскольку сцены самих убийств не принято было показывать зрителям. В комедиях ее использовали для пародирования трагедий.
             Другая машина – эорема или механэ – служила для появления персонажа над зданием скены и представляла собой подъемный кран, прикрепленный изнутри к верхним балкам здания скены. В трагедии обычно использовалась в финале для эффектного появления богов. А в комедиях ее использовали для пародирования трагедий.
             Третья машина – дистегия – внутренний подъемник, дававший возможность действующим лицам показываться изнутри скены на разных высотах – на балконе, в окне и т.д.
 
 В эллинистическую эпоху устройство греческого театра претерпело многочисленные изменения. Бытовая драматургия, воспроизводившая жизнь купеческой рабовладельческой семьи требовала иного способа показа.
             Перед зданием скены соорудили специальную приподнятую сцену, назвав ее проскением, пространство перед скеной. Она получилась из передней части крыши старинной скены, которая теперь превратилась в гипоскений - пространство под скеной. Все действие пьесы теперь разворачивалось на проскении.
 Вначале зрители свободно размещались вокруг актеров, позднее на склонах холмов появились специальные места для публики.               



                в) актёрское искусство и маски.

        Специфическим средством выражения театра (от греч. theatron - место для зрелищ) является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.  Актёры в Афинах и других местах составляли в более позднее время общества под названием «дионисовских мастеров». Наибольшее развитие театральные представления получили в Афинах со времени прочного установления демократии, то есть с начала V в. до н. э.

       Актерское искусство и маски в древнегреческом театре   полностью зависело от драматургии и характера театральных представлений в целом. Начальные ритуально-хоровые и хороводные представления требовали от исполнителей – еще не профессиональных артистов – умения поддерживать общий музыкально-ритмизованный ансамбль и четко произносить поэтический текст. Костюмы и маски были однородны для всех хоревтов. Хор в трагедии состоял из 12 человек (при Софокле – из 15). В комедии – из 24 –х.

Им вторил труб, кимвалов, бубнов
Оркестр античный. А средь будней,
Чтоб был уверенным артист,
Аккомпонировал флейтист.(Е.Грислис "Театр Диониса).

          Главные особенности актерского искусства Древней Греции V века:
             1. Актерами были только мужчины, исполнявшие также и женские роли, т.к. в религиозных культовых действах главная жреческая роль всегда была мужской обязанностью.
             2. Исполнители в трагедии и комедии были совершенно различными.  Это обусловлено различным происхождением обоих жанров. Прототипом трагических актеров были жрецы и другие исполнители культа, а комические актеры вышли из мимов – подражателей, скоморохов, флиаков – болтунов, шутников. У трагиков требовался пафос, а у комедиантов – шутовство.
             3. Состав актерской труппы, исполнявшей комедию или комедию ограничивался тремя актерами. 1-й –протагонист, 2-й девтерагонист, 3-й тритагонист).
             4. Среди выразительных средств греческого актера отсутствовала мимика, т.к. он играл в маске. Сначала маска несла культовую традицию,  а позже она была востребована оптическими и акустическими особенностями греческого театра.

             В каталоге, отражающем практику греческого театра, числятся 44 мужские маски (17 трагических и 27 комических) и 25 женских (8 трагических и 17 комических). Маска менялась актером в течение спектакля несколько раз, если этого требовало душевное состояние персонажа.

              Костюм нес ту же функцию, что и маска. Общей чертой костюмов была яркость и пестрота. В основе трагического костюма лежало одеяние дионисовых жрецов – пышное, яркое, многоцветное. Под верхнюю сценическую одежду (хитон) актеры надевали «толщинки», на хитон набрасывали плащ (гиматион или хламида). Ноги трагических актеров были обуты в особую обувь, увеличивающую рост – сапоги с высокой подставкой под подошвой – котурны.

              Трагический актер, лишенный мимики, в утяжеляющих одеждах, на высоких подставках был малоподвижен. Он должен был виртуозно владеть движениями и жестом.  Комический же актер, напротив, двигаться должен был как можно больше. Он использовал цирковые приемы, кувырки, жонглирование, пел, плясал и т.п. И те, и другие должны были очень четки и красиво говорить. Дикции, голосу придавалось большое значение.
 
                В эллинистическом театре изменилась и актерская игра.
         Во-превых, актеры уже были настоящими профессионалами, получающими за свое искусство подчас очень высокие гонорары. Сначала это были только почетные граждане, освобожденные от налогов и воинской службы),   Постепенно актерским ремеслом стали заниматься  ремесленники, и крестьяне.
         Во-вторых, исполнители комедий Менандра были теперь чисто драматическими актерами. От них в гораздо меньшей степени требовалось цирковое мастерство.
         В-третьих, очень выросло техническое мастерство – техника жеста и декламационное искусство. Различали 34 манеры актерского произношения. 
          Театр оставался условным,  женщин по-прежнему играли мужчины.


              г) театральные представления и спектакли.

          
         Начиная с 6 в. до н.э. в Афинах и других местах Греции ежегодно ставились трагедии, комедии и сатировские драмы на праздниках в честь бога Диониса – Великих Дионисиях (в марте).

         Со второй половины 5 в.до н.э. еще и в январе – на праздниках Леней. По жребию  определялся порядок показа пяти комедий в течение первого дня праздника и трех тетралогий, каждая из которых состояла из трех трагедий и  одной сатировской драмы, в течение трех последующих дней. 

          Выбором постановки занимались городские власти в лице одного из девяти архонтов, допускавшего к представлению, принесенные ему трагедии и комедии.  Власти предоставляли в распоряжение актеров и хорега, который организовывал и оплачивал постановку. Хорегами были богатые люди, т.к. постановка была связана с большими затратами. Однако, если его хор побеждал в состязаниях, то хорег награждался тоже. Имя его заносилось на мраморную доску – дидаскалию, выставляемую в округе храма Диониса.

          Поэт – драматург был постановщиком, учителем хора, режиссером и композитором. В случае победы имя драматурга тоже заносили на дидаскалию. Победа приносила огромную славу, венок из плюща на голову и открывала большую общественную перспективу, почетные должности, включая должности военачальника.
С введением Эсхилом второго актера, а затем Софоклом – третьего,   профессиональный статус актеров значительно вырос.  От них требовали уже особых технических данных, особого ремесла, которое, как считали, находилось под покровительством самого бога Диониса. Поэтому их называли иногда «ремесленниками Диониса».

          Спектакли продолжались в течение четырех дней. Накануне первого дня в театр торжественно приносили статую Диониса из Ленейского зрама. Перед началом совершали обряд жертвоприношения – очищения зрителей, окропляя их кровью поросят. По окончании представления происходило вторичное жертвоприношение. Все это подчеркивало связь театра с культом бога Диониса.
Публика на подобных зрелищах была представлена всеми социальными слоями Афинского общества. Однако  замужним женщинам и подросткам было разрешено посещать только трагедии.  Рабы могли посещать представления только в качестве сопровождающих своих господ.
 
           Посещение представлений сначала было бесплатным. А когда устроители спектаклей стали брать входную плату, то Перикл, правитель Афин, в середине V  века учредил специальную кассу для раздачи беднякам «Зрелищных денег» - теорикон. Эти деньги в какой-то степени компенсировали отсутствие заработка за время спектакля. В 330 г. Демосфен отменил теорикон в связи с большими расходами на вооружение.

           Считалось, что на театральных представлениях человеческая душа проходит через нравственное очищение. Во время представления зрители искренне выражали свои чувства - громко плакали, глядя на страдания героев, криками выражали свое отношение к происходящему, а на комедиях хохотали так, что падали со скамеек.

Настал сей миг! Скена с проскенионом
Трепещет вместе с театроном,
Вмещавшим на своих скамьях
Десятки тысяч. В их рядах
Сидели знаменитей "серамид"
Софокл, Эсхил и Еврипид,
Смакуя славы быстротечность
И постигая жизни вечность.
Так, триединою хореей -
Музыкой, танцами и пеньем,-
С поэзией соединившись,
Был порожден театр. И сливши
Все стороны искусства тайно,
Создал сей синтез гениальный!
(Е.Грислис. "Театр Диониса".)


*      *      *

         Античный театр являлся  неотъемлемой составляющей культурной жизни.  Греки настолько любили его, что возникает ощущение того, что вся Эллада была огромным театром. Не было ни одного крупного населённого пункта, в котором не было бы театрального сооружения, и не осуществлялись бы театральные постановки. Театральные здания были поистине грандиозными, некоторые из них вмещали 40 тысяч человек.

                Более того, театр был составляющей государственной политики, о чём свидетельствовало наличие магистратов отвечающих за театральную жизнь, а также выделение на это дело средств из государственного бюджета. Греческий театр стал не только любимым местом развлечения, но и ареной политических,  нравственных выборов.  Театр был  индикатором и  одновременно распространителем  в народе религиозных и социально-этических учений, призванных объединять разнообразные слои  городов и деревень, что  способствовало воспитанию гражданской культуры всего населения.

                И как уже указывалось, для  греческого театра созданы были гениальными поэтами образцы драмы,трагедии и комедии, имевшие решительное влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.