Размышления о пародиях на Авторские произведения

Елисей Сыроватский
Здравствуйте, уважаемые друзья, коллеги. Представляю Вашему вниманию статью: "Размышления о пародиях на авторские произведения". Данная тема является проблемной и даже конфликтной и в литературных обществах, и в обществе, в целом. Автор счел нужным обратить на нее внимание. В статье произведена попытка ответить на такие вопросы, как: что есть "пародия" с точки зрения автора, о высмеивании пародистом автора, зерна первые - истоки, общественная реакция на пародии, пародия: хорошо или плохо? Кроме того, в завершении акцентировано внимание на Авторстве! Прошу, в случае заинтересованности, выражать мнение в корректной форме. С уважением и наилучшими пожеланиями.


1) точка зрения автора на предмет "пародии".


Что пародия такое? -
То, что мы своей рукою
Размышляя, создаем,
Не ВТОРГАЯСЬ в "водоем".


     В данном случае под "водоемом", где уже сложилась своя сугубо индивидуальная среда старается вмешаться некто не ради помощи, а ради собственного блага и мнительно-ложного престижа. Вот с такой вступительной речи хотелось бы начать размышлять на предложенную тему. Прежде чем, автор выразит свое отношение к пародистам, он даст собственное определение "пародии". "Пародия" - высказанная мысль (чаще в шутливой форме) для привлечения  внимания зрительской аудитории по какому-либо возникшему вопросу, сформировавшемуся путем общего осмысления авторского текста. Иными словами, пародия, по мнению автора - это не копия его мысли и, так называемый, плагиат, путем добавления собственных слов в уже имеющуюся Мысль, а создание Своей: уникальной, отличной от ранее предложенных. Если приводятся авторские сноски, а затем развивается мысль, на основе УЖЕ созданной первоначальной Идеи, то, по мнению автора, незаслуженно приписывать пародисту заслуги в отношении данного текста только потому, что Корень в нем не его, как бы он ни старался доказать обратное. Другое дело, что касается шутливых стихотворных произведений на схожую с авторским источником тему, дабы выразить собственную точку зрения и даже покритиковать автора за допущенные ошибки. В данном случае, пожалуйста, как говорится, карты в руки, пиши и выражай свое мнение как хочешь, но в чужой огород без спроса лезть, по меньшей мере, некультурно.


2) о высмеивании пародистом автора


Посмеявшись над другими,
Вы смеетесь за собой,
Ведь Зерно осталось с ними,
А у Вас пчелиный рой.


     "Смеется тот, кто смеется последним". Известное народное выражение думаю, что каждому знакомо, поэтому все первичные эмоции не несут в себе никакого определяющего смысла. Если зайти "вглубь" вопроса, то все эмоции выразит время через поколения. Вот тогда, возможно, смех над кем-то можно будет считать в какой-то мере объективным, а пока что все субъективные реплики и высмеивания авторов подлинника не более чем (в большинстве случаев) попытка провокации и желания возвысить себя за счет других. Автор в данной статье не будет вдаваться в морально-нравственную точку вопроса, однако коснется ее следующим образом: представьте, что Вы являетесь носителями уникальной информации, которую донесли до слушателя (кто-то хуже, кто-лучше) и следом же появляется пародист и высмеивает Вас для собственного удовлетворения и мнимой славы. С позиции самого пародиста, думаю, что последнему было бы нелицеприятно, по меньшей мере, услышать на свои произведения нелепые шутливые комиксы, хотя основная первоначальная Идея содержала глубину Мысли! Бытует выражение: "пишите так, чтоб Вас не хотелось пародировать", однако автору оно не представляется убедительным потому, что высмеять можно, при желании, кого угодно, и придраться к чему угодно. В связи с этим хотелось бы привести собственный афоризм: стихов нет в мире Идеальных, лишь потому что сами мы, в своих пороках изначальных, глазея Свет, не видим тьмы.


3) зерна первые - истоки, а вторичные - пороки.


Если Зернам предпочтете
Шелуху и без "семян",
То и в творческом полете
Птица с уймою изъян.


     Речь в данном случае идет опять же о недобросовестной работе пародиста по отношению к Авторскому тексту. Давайте рассмотрим ситуацию на примере: представьте, что Вы-Автор, предстаете в качестве садовника на собственном участке. Вы следите за яблоней. И совсем посторонний человек в Ваше отсутствие подходит к посаженной Вами яблоне и начинает просто наглым образом рвать плоды и чувствовать себя хозяином положения. Согласитесь: это не образец поведения, а, если хотите, прежде всего, хамское отношение к садовнику. При этом, этот же самый условный посторонний пытается вызвать одобрение и положительную реакцию у садовника. Парадоксальная ситуация даже с точки зрения соблюдения всех дальнейших норм поведения. Нарушено главное и первоначальное: авторская неприкосновенность. Это вовсе не значит, что никто не может подойти и сорвать яблоко, дабы понять вкус, покритиковать и пародировать садовника. Безусловно, может, но только после разрешения самого Садовника (Автора). Вот так на простейшем жизненном примере можно проанализировать специфику отношений автора и пародиста, которая всегда была неоднозначной и противоречивой.


4) почему в обществе сформировалась неоднозначная реакция на пародии


Смех-то "смехом" остается,
Только, жаль не станет солнцем,
Если нет в нем светлых рек
Тех, чем славен Человек!


     Я думаю, что Вы согласитесь с той точкой зрения, что в литературных обществах, да и в народном обществе, в целом, сложилась неоднозначная реакция на пародии. Почему? - Во-первых, потому, что пародия - это тоже искусство донесения материала до слушателя таким образом, чтобы выразить и свою точку зрения (пусть и в шутливой форме), и не обидеть Автора (Авторов), и показать, что твое мнение тоже имеет право на существование. Согласитесь, на системное выполнение данных пунктов способны единицы, а остальные просто занимаются плагиатом и откровенно пытаются хамить подлинному тексту. Во-вторых, в обществе, Слава Богу, есть такие люди, которые знают и ценят Авторский труд, а не размениваются на мнительные смешки, не подразумевающие под собой никакой общественной пользы. Да, смех полезен для здоровья, но он должен быть и в меру, и не путем оскорблений другого, а, в первую очередь, за счет собственного Таланта, а не антиталанта. В-третьих, как бы ни тяжело было искать какие-то ошибки и помарки в УЖЕ имеющихся мнениях и начинаниях, но исследования проводятся на фундаменте. Т.е не осуществляется повторная заливка цемента, а исправляются шероховатости. Но в любом случае, только Авторская и уникальная Идея, в случае ее осмысления имеет наибольшую полезность.


5) пародия - хорошо или плохо и в каком случае?


Нет плохого в деле этом,
Чтоб стараться описать
Символ мира над поэтом
И любезным другом стать.


     Однозначно на данный вопрос отвечать автор не станет только потому, что имеют место разные случаи. Рассмотрим их более подробно. Итак, пародия - это хорошо, в случае, когда она не скрывается, как аналог авторского текста, а воспроизводится автором из жизненных наблюдений за поведенческими аспектами отдельных личностей (манерой восприятия информации, жизни и определенных действий в конкретных ситуациях). Пародия - это "плохо", если она мало того, что взята с Авторской идеей, но еще и с неуважительными высмеиваниями и репликами, подчеркивающими ложную значимость пародиста. Безусловно, все нужны народу: и Авторы, и пародисты, но, так, как первое слово за Автором, то второму слову необходимо так прозвучать, чтобы вызвать прежде всего у Автора уважение в своем умственно-мыслительном труде.


6) будьте Авторами прежде, чем в чужой ходить одежде.


     В заключительном вопросе вместо эпиграфа, автор предлагает такое высказывание, содержащее несмотря на краткость, океан из капель осмысления. Во-первых: "будьте Авторами прежде" - имеется в виду прежде чем пародировать, удосужьтесь поставить себя на место Автора, а также слагайте нечто Свое, что еще не звучало от автора (авторов). В-третьих, быть Автором, иначе говоря, сеять первое зерно в почву - кропотливый труд, поэтому научитесь для начала его уважать, а затем уже пародируйте. Вторая часть названия вопроса говорит о том, что надевая, предположим, свитер, Вы его купили не в престижном магазине, а в магазине секонд-хэнд, куда его принес какой-то человек, в данном случае Автор. К тому же, если этот свитер действительно сшит для Автора, то как Вы ни изгаляйтесь и ни кричите, что он якобы "Ваш", но суть от этого не изменится: Вашим он не будет, а, если и будет, то либо велик, либо коротковат. И в завершении статьи еще раз, не умоляя достоинств пародистов, хотелось бы отметить именно Уникальность Авторской мысли и речи. Так хочется сказать "спасибо" действительно Пародистам, а не лжепарадистам и пожелать всем творческих успехов, взаимоуважения и взаимопонимания.