Москва. Завершение

Светлана Каплун
Дошёл черёд и до самОй оригинальной теории происхождения названия Москва от Сергея Колибабы. Познакомиться с его работами можно здесь - http://www.proza.ru/avtor/shibolet1947. Оговорюсь сразу, раскручиваемая этим автором теория основополагающего влияния иудейства на становление европейской культуры и российской также (через христианство), для меня интересна только тем, что подтверждает родство иврита с другими индоевропейскими языками. Учитывая, что сами иудеи, в большинстве своём - семитского происхождения, напрашивается вывод о заимствовании евреями и языка, и культурных основ у древнего индоевропейского народа, с которым они когда-то вступили в тесный контакт. Как учит нас история, этим народом могли быть только шумеры.

Суть построений Колибабы:

«…в XI веке Москва (река, поселение) граница между Ростово-Суздальским и Смоленским княжествами, ПОГРАНИЧНАЯ ЛИНИЯ проходила по точке поворота реки Москва на юго-восток (историческая реконструкция), позже территория Московского удельного княжества. Территорию княжества (земли, государства) объединяет система налогов и дани - первое и необходимое условие любой государственности (нет налогов – не на что содержать аппарат принуждения): река - это территория обложения данью, дорога для сбора дани, сухопутные пути сообщения только обустраивались; город - феодальный  центр, куда стекается и где обрабатывается дань…

…В русском языке, лингвистам, подобрать значение этому слову не удалось, основной признак понятия не выделен, зато в иврите все становится на свои места: МОС+КВА (Масква) =  МАС дань, налог + КАВА устанавливать; или КАВ линия, черта (меридиан, параллель); маршрут, рейс; т.е. черта (граница) налогообложения…

… Натуральная повинность отмечена в Библии словом МАС налог, дань; термин обозначал повинность в пользу царя, а также налог (Исх. 1:11; 2 Цар. 20:24)…

… Были ли подобные имена в истории Древней Руси или за рубежом?
Река Мста (трактуют из фин. mustа "черная"; название реки Мustajoki, эст. must "черный"),  протяженность около 400 км, через волоки (г. Вышний Волочек) на Волгу, базовый путь на Каспий; МАС дань, налог + ТЕА устанавливать пограничную линию; ТИУА ставить знак, обозначать.

Обратимся к летописи: "Иде Вольга (Ольга) Новугороду, и устави по Мьстъ повосты и дани" (Повесть временных лет); таким образом, имя произведено от социального действия, установления налоговой системы, следовательно, основные водные магистрали и территории северной Руси были описаны во время княгини Ольги, и для фиксирования имен использовался иврит, теперь мы знаем время установления системы гидронимов на Руси – 947 год и то, что имя может содержать смысл социального явления.

Сравним гидроним с другими важными государственно-образующими реками, например в Англии -  Темза (Thames, этимология не существует), имя реки, содержит общий смысл административного деления, в разное время по берегам Темзы существовало 5-6 королевств; THA+MES = ТЕА устанавливать пограничную линию + МАС налог, дань; река Москва = МОС (МАС) + КВА (налог накладывать, линия налогообложения)…»

Начнём с реки Мсты. Действительно,  древнее написание Мьстъ  указывает на наличие коротких гласных, один из которых затем полностью выпал. Там возможно изначально другое звучание. А вот почему после «с» нет гласного? Уж не производное ли это от общеевропейского «исто»?

Далее… Река протекает по территории Тверской и Новгородской областей. Причём, вполне убедительна версия, что заселяли Новгород полабские славяне. Разве сказано, что Ольга назвала реку? Нет. Логичней предположить, что это сделали до неё новгородцы. Мста вытекает из озера Мстино. К нему тоже следует применить толкование «дань и граница»? Следует ли предположить, что название озера произошло от названия реки, которая из него вытекает? Есть прецедент: озеро Ладога и река Нева. Сначала озеро называлось Нево. Когда образовался прорыв, река получила название Нева по  озеру, из которого она вытекает. Само озеро стали называть именем славянского бога Лада. А вот в озеро Мстино впадают реки Рудинка (Радунка), Рудневка и Цна. Случайно ли здесь появление имени Рода?

Кстати, Мста очень похожа на Мустье. Этот топоним в основном известен нам по названию пещеры во Франции, где обнаружена стоянка неандертальцев. На самом деле,  подобное название носят несколько населённых пунктов в Бельгии и во Франции. С трудом разыскала, что означает это слово: оно означает "святыня", "монастырь", "эрмитаж". Слово "Monasterium", вероятно, стало  "Monsterium", а затем "Mosterium". В результате ряда преобразований термин был введен в романский язык как "Mostier", "Monstier" и "Мустье".

Что касается этимологии Цны, то здесь две версии. И обе хороши без всякого иврита. Известный филолог Алексей Шахматов писал: "Дьсна (параллельная форма при Десна) перешло в Тсна, Цна. Практически все реки Цна, как и реки Десна, являются правыми (др.-рус. дєснъ — «правый») притоками при движении от устья к истоку (т.е. от моря вглубь материка). Поскольку в настоящее время понятие «левых» и «правых» притоков рассматривается при движении от истока к устью, то Цной оказались названы левые притоки.

Заметили? Речек с названием Цна много. Вот они: Цна — река в центре Европейской части России, левый приток Мокши; Цна — река в Московской области России, левый приток Оки; Цна — река в Тверской области, впадает в озеро Мстино; Цна — река, приток р. Уши басс. Немана; Цна — река, левый приток Припяти; Цна — река, левый приток Свислочи. Похоже на имя нарицательное. На что указывает и вторая версия толкования названия: Макс Фасмер более вероятным считал происхождение от слова со значением «тихая» ( др.-прусск. tusna — «тихий», авест. tusna, tusni — «тихий», др.-инд. tusnim «тихо»). Санскрит: тишина – тушника. А в русском, помимо «Тихо!» есть: ссс, чш, ш-шш, тсс и циц!

В современном русском созвучно только Цна и «цена». Поэтому я решила заодно посмотреть информацию и по слову «цена»:

Происходит от праслав. cеna, от кот. в числе прочего произошли русск. цена, укр. ціна, болг.цена, сербохорв. циjена  др.-польск. саnа; родственно лит. kаinа «цена, польза», авест. Kaеnа - «возмездие, месть, наказание», греч. Tino «совершаю покаяние» и  тими - «оценка, почет, цена», ирл. сin  «вина, долг». Кстати, заметили? Месть и Мста… И Мастер. Особенно «маститый».

Древнерусское – маститый (лоснящийся, жирный).

Прилагательное «маститый» является производным от существительного «масть» и означает «преклонных лет», «заслуженный», «признанный». Многие исследователи связывают данное слово с глаголом «умащивать» и существительным «масло», в которых якобы та же общеславянская основа, что и в рассматриваемом слове.
Лексическое значение слова с течением времени трансформировалось: вместо «толстого, упитанного, лоснящегося» возникло «солидный, заслуженный, почтенный».

Предлагаю так: маститый – мастить – масло и мост – мостить - мастер (азерб. Usta; араб. «сайид»; идиш balebos)  от ст.-франц. meistre.

Сложнее разобраться со словом «масть». Но я и здесь придумала.  Масть относится к картам. Карты (изначально Таро) пришли к нам из Египта. А кого там умащивали? Покойников в процессе превращения их в мумии.  Причём, сперва это была привилегия только избранных.  К бинтам обязательно прилагались маска или портрет. Кстати, сам процесс гадания подразумевает обращение к миру Нави.

Вот и слово такое есть:

Мастаба (араб.  «скамья»), или пер-джет («дом для вечности» или «вечный дом») — гробницы в Древнем Египте периодов Раннего и Древнего царств, имеют форму усечённой пирамиды с подземной погребальной камерой и несколькими помещениями внутри. Наверное, лучше сказать «маста-ба», поскольку «ба» - составляющая души у древних египтян.

В слове скамья я что-то про «кома» услышала.

Скамья.  Происходит от др.-русск. сками;а (Лаврентьевск. летоп. под 1231 г., Псковск. I летоп., Домостр.); ср.: укр. скамна, скамня, скам;я. Заимств. через ср.-греч. skamni, из лат. scamnum «скамья» от sсаbere «тереть, строгать». Опять медведь послышался… Этруски, что ли, латынь медведями обогатили? Или конём (комонь)?

А теперь про налоги… Для Москвы и Темзы выведено одинаковое значение «линия налогообложения», но с использованием разных ивритских корней. Не логично. Линия налогообложения должна была дать имя нарицательное. Например: «ям» - почтовая станция (для тюрков); сколько на Руси сохранилось Ямов? Явно не один. Аналогично, если «яр» - это тюркский овраг, сколько на Руси сохранилось Яров? Достаточно много рек и населённых пунктов с названиес Цна. А рек с названием Москва только три. Причём, какую линию налогообложения можно провести в Рахове? Никакую.

Столица Москва тоже одна. Остальные топонимы уже в её честь появлялись.

Столица Астана – одна. Но есть понятие Астана (астане, остон) — мусульманское священное захоронение или место, где ранее находился мавзолей мусульманского святого (авлия). А ведь корень не тюркского происхожденя. Иранцы его принесли. Поэтому и слышим мы «стан и останки».

Напомню, что для Москвы близки: в словацком языке - слово moskva, значащее «влажный хлеб в зерне» или «хлеб, собранный с полей в дождливую погоду»; праславянские mozg- и mosk- со значениями  «вязкий, топкий» или «болото, сырость, влага, жидкость»; еврейское понятие – МУШКЭ, МАШКЭ - орошенная земля, поить, орошать; арабские «ама» - вода, mawsil (разговорная форма mosul) – «место соединения», «муреккад» - соединение, «могаддар» - переправа, «мустенка» - болото. Вот от Макоши и «мокроты» и следует исходить. Это реально существующие слова с известными и общепринятыми значениями.

Если первое упоминание о Москве относят к 4 апреля 1147 года, это ещё не значит, что поселения Москва и одноимённых рек не существовало раньше. Не мирным путём насаждалось христианство на Руси, а официальная история – это процентов на 99 чистая политика. Не принято на Руси сор из избы выносить, это в Европе в открытую жгли! Хотя, и у нас тоже: сожгли ведь протопопа Аввакума. Да и княгиня Ольга древлян ещё как пожгла...

По позднему преданию изначально городок Москва располагался на Красном холме (другое название — Швивая (Жива-Шива?) горка у впадения Яузы в Москву-реку). Здесь ещё в XVII веке просматривались остатки городища, и на нём было поселение, существовавшее не позднее XI века. Дьяковское городище конца I тыс. до н. э. — начала I тыс. н. э. было и у впадения Неглинной в Москву-реку; его культурный слой найден в 1969 г. при раскопках в районе Боровицких ворот — Соборной площади. В конце I тысячелетия до н. э. городище запустело, не позднее XI в. это место вновь заселили славяне-вятичи.

Вятичи долгое время оставались язычниками. В XII веке ими был убит христианский миссионер Кукша Печерский (предположительно 27 августа 1115 года). Поздняя легенда сообщает о принятии христианства в некоторых местах только в начале XV века.

«В 1415 году, в княжение великого князя Василия Дмитриевича, сына Донского, мценяне не признавали ещё истинного Бога, почему и посланы были в том году, от него и митрополита Фотия, священники, со множеством войск, для приведения жителей в истинную веру…»

Над мертвыми вятичи совершали тризну, а затем кремировали, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. Но давайте познакомимся с дьяковской культурой.

«Дьяковская культура — археологическая культура раннего железного века, существовавшая в VII до н. э. — V веках на территории Тверской, Вологодской, Владимирской, Московской, Ярославской и Смоленской областей.

Носителей дьяковской культуры обычно считают предками племён мери и веси, тогда как племена родственной ей городецкой культуры были предками муромы, мещеры и мордвы. Обе культуры были потомками культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад. Хотя вполне обоснованной выглядит версия о славянском происхождении, как минимум, части дьяковских памятников — главным образом, на Верхней Волге.

Основными занятиями дьяковского населения были скотоводство, причём в первую очередь разводились лошади (на мясо, впоследствии также стали использоваться для верховой езды; но не как тягловый скот). Также разводились коровы, свиньи. Селекция скота не производилась, скот был малорослым.

Значительную роль в хозяйстве играла также охота; поскольку дьяковцы селились по берегам рек, то окрестные леса оставались незаселенными и предоставляли широкие возможности для неё.

Крайне примитивное земледелие только начинало развиваться и носило вспомогательный характер. Топоры  на дьяковских городищах достаточно редки. Возделывались (мотыгами) в основном мысы и участки коренного берега, тогда как заливные и пойменные луга использовались под пастбища. К концу существования культуры значение земледелия увеличилось. Возделывали просо, ячмень и пшеницу, а также коноплю (как в пищу, так и для волокна) и лен…

Небольшие (1000-3000 кв.метров) городища дьяковцев строились на берегах рек; судя по всему, такое городище было и на месте Московского Кремля. Городища воздвигались на высоких берегах рек; как правило,  для этого использовалось место, где в реку впадает другая речка или хотя бы есть овраг, образующие треугольный мыс; таким образом, дьяковское городище имело треугольную форму и с двух сторон было защищено природными преградами. Первоначально городища укреплялись слабо, только рвом и частоколом с напольной (открытой) стороны. Примерно с IV в. до н. э. (время распространения железа и, видимо, увеличения богатств родов, провоцировавших грабительские набеги) — укрепления усиливаются. Городища обносят валами, а с напольной стороны, как правило, и двумя рядами валов со рвом между ними; Кунцевское городище было окружено даже тройной линией валов и частоколов…

Вещи из Средиземноморья поступали к дьяковцам через скифов, впоследствии сарматов, которые вообще оказали определенное влияние на дьяковскую культуру, в частности своим «звериным» орнаментом; костяные дьяковские стрелы представляют по форме подражание скифским бронзовым.

Мертвых дьяковцы кремировали и хоронили в так называемых «домиках мёртвых»… В этих домах, представлявших собой небольшие (примерно 5Х4 м.) полуземлянки, хранились остатки кремации умерших с остатками погребального инвентаря и бронзовых «шумящих украшений».

Свидетельств духовной жизни дьяковцев немного, и они плохо поддаются истолкованию. Это миниатюрные глиняные зооморфные фигурки, а также костяные поделки с изображениями животных, несущие отпечаток влияния скифского «звериного стиля». Явно предметами культа служили глиняные женские статуэтки; среди характерных признаков дьяковского искусства отмечаются также символы в виде двух соединенных вершинами треугольников, накладки и наконечники поясов с тамгообразными знаками и стилизованными человеческими фигурками — так называемыми «пляшущими человечками», среди которых постоянно повторяется образ фигуры с высоко поднятыми вверх руками. А. Н. Башенькин особо отмечает изображения медведя и утки, сравнивая с данными этнографии, согласно которой оба животных служили особым предметом поклонения финно-угров…» (Википедия)

Я тоже заметила, что откочевавшие до Ямала ненцы сохраняют следы арийской культуры. И это заслуживает особого внимания. А объяснение напрашивается само собой.

Сейминско-турбинский транскультурный  феномен — термин в археологии, которым определяют резкие изменения в материальной культуре лесостепной полосы Евразии в середине II тысячелетия до н. э.

Термин охватывает характерные металлические изделия, обнаруженные в большом количестве погребений на огромной территории лесостепной полосы Евразии, протянувшейся от Финляндии до Монголии.

Формы оружия и орудий, костяные пластинчатые доспехи, нефритовые украшения ранее вообще были неизвестны в большинстве культур Северной Евразии. Фактически все основные сейминско-турбинские некрополи приурочены к крупным водным магистралям и часто к устьям больших рек, однако до сих пор неизвестны поселения, которые были бы связаны с этими могильниками воинов-кочевников, владевших металлообработкой, использовавших конницу и двухколёсные колесницы.

Следующее утверждение, скорее всего, является домыслом. "Сложение феномена происходило, по-видимому, на основании синтеза двух компонентов: «алтайского» (степи, лесостепи и предгорья Алтая) — племён металлургов и коневодов, и «таёжного» — племён подвижных таёжных охотников и рыболовов, населявших пространство от Енисея до Байкала, с которыми связан богатый каменный и костяной инвентарь, а также украшения из нефрита..."
А теперь давайте разбираться, почему?

Сейминско-турбинские бронзовые изделия одновременно охватили большой регион с совершенно различными археологическими культурами, и достаточно быстро исчезли, тогда как культуры продолжили существование.

В. В. Напольских и А. В. Головнёв связывают источник распространения сеймо-турбинцев с афанасьевской культурой. По мнению В. В. Напольских, данные лингвистики и археологии свидетельствуют о заметном участии прототохарского компонента в сейминско-турбинском транскультурном феномене.
И. В. Ковтун обосновывает индоарийские истоки и ведийские сюжетные параллели сейминско-турбинской металлопластики, скульптуры и орнаментальных идеограмм самусьской культуры, зооморфных жезлов Северной и Центральной Азии II тыс. до н. э.

Тохары — оседлый индоевропейский народ Центральной Азии (известен с III по VIII век н. э.), говоривший на тохарских языках — предположительно наиболее восточный носитель языков индоевропейской семьи. О предполагаемом их облике позволяют судить таримские мумии, наиболее ранние мумии могут быть датированы XVIII веком до н. э., наиболее поздние — II веком н. э. Их отличают длинные, заплетённые в косы волосы рыжего либо светло-русого оттенка. Неплохо сохранились ткани — войлочные плащи и гетры с клетчатым рисунком.

Тохары (псевдотохары) происходят предположительно от афанасьевской археологической культуры, существовавшей в Минусинской степи и на Алтае. Предположительно, они вышли на юго-восток и осели на землях Тарима. Язык их относился к западной группе индоевропейских языков (группа кентум), к которой относились языки кельтов, германцев, италиков, но не индоиранцев, с которыми они соседствовали, языки которых относятся к восточной группе индоевропейских языков (группа сатем).

В феврале 2010 года обнародовано генетическое исследование останков древних обитателей Таримского бассейна из самого древнего слоя кладбища (ок. 2000 г. до н. э.), где взят пригодный для изучения материал. Все пробы принадлежали к мужской гаплогруппе R1a1a (арии).

А теперь немного истории.

С начала второго тысячелетия до н.э. – ахейцы завоевали Грецию и Крит...

Примерно середина или 1200-е годы до н.э. – Троянская война, затеянная теми же ахейцами.

Второе тысячелетие до н.э., далее временные рамки расплывчаты - события, описываемые Библией как Исход евреев из Египта и последующая завоевательная кампания под предводительством Иисуса Навина. Причем, нет археологических данных, подтвердивших бы, что эти события действительно имели место в Древнем Египте и на территории Ближнего Востока...

Катастрофа бронзового века или бронзовый коллапс — термин, которым археологи и историки обозначают переход от бронзового к железному веку на древнем Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье. В этом регионе смена эпох была связана с катастрофическими изменениями в общественном укладе, утратой многих традиций, в том числе письменности, разрушением всех крупных государств и многих городов того времени. На большой территории наступает период «тёмных веков» (в Греции период известен как Греческие тёмные века).

В период 1206—1150 гг. до н. э. нашествие «народов моря», крушение микенских царств, Хеттского царства в Анатолиии, Сирии и конец доминирования Египетской империи в Сирии и Ханаане привели к угасанию торговых путей и снижению грамотности (в связи с чем исчезли микенская линейная и лувийская письменности). На первом этапе данного периода почти каждый город между Троей и Газой был разрушен и зачастую после этого больше не был населён: так, были заброшены Хаттуса, Микены, Угарит.

Кризис завершился постепенным окончанием тёмных веков, а также возвышением Израильско-Иудейского царства, сиро-хеттских арамейских царств середины X в. до н. э. и Новоассирийской империи.

По данным генетики: во втором тысячелетии до н.э. практически полностью перебиты мужчины-представители гаплогрупп, населявших ранее Европу. Наблюдается масштабная экспансия этих территорий носителями гаплогруппы R1b.  R1a спаслись на востоке (Русская равнина) и, более того, нашли силы, чтобы вернуться в Европу снова…

А иврит в Киеве был… Так называемое Киевское письмо... Древнейший аутентичный документ, вышедший с территории Древней Руси. Датируется предположительно X веком. Об этом мне тоже Сергей Колибаба рассказал, только умолчал о содержании письма.

Письмо содержит просьбу к евреям других городов пожертвовать денег для выкупа Яакова бен Ханукки. Сообщается, что этот человек ранее никогда не нуждался, пока не выступил поручителем за брата, взявшего деньги у иноверцев. Брата убили разбойники, и когда пришло время отдавать долг, поручителя забрали в тюрьму. Через год община выкупила его за 60 монет, но для полного освобождения требовалось ещё 40. Он отправился с письмом собирать недостающую сумму. В конце письма стоят подписи (имена) составителей. Всего 11 человек. Текст письма составлен на иврите. Исключение составляет последнее слово, написанное тюркским руническим письмом, как предполагают, на хазарском языке. Вот только современные хазарейцы разговаривают на дари - диалекте ирано-персидского фарси. И кто сказал, что нет в них ничего от прежних хазар?

Не с Киева ли началось активное распространение рабства на Руси? Не об этом ли напоминает нам Киевское восстание?

"Киевское восстание 1113 года — выступление в столице Киевской Руси после смерти великого князя Святополка Изяславича против его ближайших соратников и евреев. В результате восстания по приглашению киевского боярства престол занял Владимир Мономах, который издал «Устав Владимира Всеволодовича», облегчивший положение низов...

Согласно изданному новым князем «Уставу…», устанавливалась предельная общая сумма процентных платежей по долгам (в зависимости от суммы основного долга). Фактически это избавляло бедноту от угрозы длительной или вечной кабалы...

 доктор исторических наук Владимир Петрухин полагает, что еврейский погром был связан с религиозными наветами на евреев, в частности, с легендой о Евстратии Печерском, якобы убитом евреем-работорговцем за отказ от принятия иудаизма..." (Википедия)

Как бы там ни было, но именно Православная церковь станет крупнейшим крепостником на Руси. А что может быть ценнее свободы?