Промывка мозгов, или глагол уж как действие -1...

Кариатиды Сны
                Из бесед с Клубковым Сергеем Вячеславовичем, а
                в широком кругу его учеников - с папой Серёжей...

          
       МИЗАНСЦЕНЫ.

   Краеугольный камень - психофизическое действие.
   Мизансцена - ФИЗИЧЕСКАЯ сторона (выражение заложенного в действии события  в пространстве) - "РАСПОЛОЖЕНИЕ НА СЦЕНЕ".
   Мизансцена всегда выражает  состояние души, и более того -  МЫСЛЬ , должна воплощать мысль.
   Мизансцена - сигнализируется задача, психическое состояние  и прочее.
   Одна из самых принципиальных ошибок, когда мизансцена принимается за действие.
   Мизансцена перетекает в мизансцену - внешний рисунок. Здесь опасность!
Когда спектакль играется 15-20 раз актёр начинает ВЫПОЛНЯТЬ мизансцену (остаётся лишь рефлекс). Это не значит, что мизансцену нужно выкинуть вон. Станиславский ("Долой мизансцену!")имел в виду не это... Мизансцена - сила, оружие огромной мощности, но нужно осознавать опасность. Нужно выкидывать мизансцену ради жизни человеческого духа.

  Событие. Новое - бледнее, хуже старого, которое ярче - важно, ЧТО предпочесть.
  Актёр-исполнитель в тысячу раз проще, чем актёр-творец.
  Станиславский стал учить артиста ПРИНЦИПАМ СОЗДАНИЯ МИЗАНСЦЕНЫ ( принципы освоения пространства).

 "Все элементы - маяки , любой нужно довести до вдохновения"!
 
  Слишком тонкое наше дело, чтобы мы чем-то пренебрегали. ПУТЬ : освоение до высочайшего профессионализма.

  ПРИНЦИПЫ МИЗАНСЦЕНИРОВАНИЯ:

1. Мизансцена строится вокруг ЧЕГО-ТО (маленький платок, пирамида Хеопса).

   Решение сценического пространства - какие есть мизансценические возможности. Двух человек, например, нужно всё время по-другому "продавать".
   Мысль, чувство и тело должна аккумулировать в себя мизансцена. Но основа - МАТЕРИЯ (физическая сторона).
---------------

2.  Другой путь - менять всё время пространство.
    ПРОСТРАНСТВО НА ТЕАТРЕ есть ДЕЙСТВУЮЩЕЕ ПРОСТРАНСТВО ( есть в нём логика действия).
   
    ОПОРНЫЕ ТОЧКИ МИЗАНСЦЕНЫ:

   Есть вертикаль. Эта ось становится осью мизансцены.
   Есть тончайшие  взаимосвязи, почти неисследованные.
   Зритель "скушал" одно, второе, третье ( Появляется , к примеру, курица. Волей-неволей всё ведётся к курице.)

   РЕШЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ВСЕГО СПЕКТАКЛЯ ЕСТЬ ОДНА КАКАЯ-ТО МИЗАНСЦЕНА В РАЗВИТИИ.
   Реальное пространства - принцип решения мизансцены.
   Бытовой и условный театр - это на художественный принцип никак не влияет.
 
   СЕКРЕТ!
   (Станиславский пользовался им с убойной силой...)
   По мере приближения к главному событию увеличивается количество действующих лиц или штрихов "вокруг опорных точек".
   По возможности нужно найти оправдание появления массы людей.
   В данном случае есть принцип УСИЛЕНИЯ СМЫСЛА.

  Книга Ю.Мочалова "Мизансцена как язык режиссёра" ... Ремесленная книжка, но читать нужно.
  Всё просто - ЗАКОНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ В ЖИВОПИСИ.
  ОСНОВА - треугольник.
  Самая динамичная мизансцена , экспрессивная - диагональ.
  Круговая мизансцена - магическая ( темпово как расширяющаяся спираль).
ГЕОМЕТРИЯ! - в законах перспективы и в построении мизансцены.
----------

3.  Мощнейшее средство - вдруг СЛОМАННОЕ ПРОСТРАНСТВО  и вдруг ВВЕДЁННАЯ ВЕРТИКАЛЬ - изменение принципа построения мизансцены. Причём , ни одна мизансцена не должна повторяться(в комедии повторяется 2,5 раза).
  Вертикаль - появляется колоссальная возможность. Движение  к горизонту : горизонталь переходит в вертикаль. Как выгодна на сцене  лестница (особенно, полукруглая)!
  ТЕОРИЯ "КАК" ещё не разработана. Это скорее - опытный путь, эмпирический.
  Нужно открыть законы сценического пространства ( открываются грандиозные возможности). Например , сцена-арена и сцена-коробка. Каждая из них диктует принципы построения мизансцены.  Идеальный вариант - пространство даёт богатство для возможностей построения мизансцен. Или меняете пространство.
Идеальный вариант - у режиссёра есть свой,  гениальный художник.

  Очень рекомендую режиссёрские экспликации Станиславского.

---------

4. Геометрия пространства очень связана с РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ЦВЕТОВ.

  Ритмы цвета диктуют ритмы пространства. Чёрно-белое графическое решение пространства  тоже дает  особые ритмы.   (Читать Ф.Феллини "О цвете"!)

 В идеале  - не пренебрегать ничем, предусмотреть всё!

 Другой разговор - ЧТО это ЧТО-ТО! (Любимов- доски в "Зорях")

  "ЧТО" должно аккумулировать всё. Это ищется. Это находка.
  "Банальность" - гениальная вещь.
  В настоящее  действующим пространством "обожрались".
  Сколько вариантов и с "тряпками".

-------------------------------------------------------

( продолжение следует)