Из бесед с Клубковым Сергеем Вячеславовичем, а
в широком кругу его учеников - с папой Серёжей...
******************************************************
1. Взгляд Станиславского на (неразб.) режиссуру.
Режиссура только-только появлялась ( до этого это были полуадминистративные функции). Режиссёр театра - качественное развитие.
Режиссёр - автор спектакля. Всё подчинялось режиссёрскому замыслу.
Это было главным - и ЭТИЧЕСКИЕ возможности.
Станиславский :" Я знаю, как учить артистов, но я не знаю, как воспитать режиссёра. Режиссёрами рождаются. Главное качество для актёров - наивность ( здесь и воображение, и вера, и действие). Главное качество для режиссёра - ФАНТАЗИЯ, воображение..."
------
2. Немирович-Данченнко о роли сыгранной и не сыгранной ( о ремесленнике и творце).
------
3. Ритмическое решение заложено в том, в какой событийный ряд выливается сквозное действие.
Ритм напрямую связан со временем.
В ритме - сила убойная, можно довести людей до сумасшествия.
Один закон ритма - должен повторяться закон КОНТРАСТА.
Ритм заложен в событийном ряде.
Нет ритмов плохих и хороших.
Неожиданный эффект - убыстрение ритма, потом при внутреннем экспрессивном ритме - замедление и доведение до статики.
ПОСТОЯННО ОБМАНЫВАТЬ!
"Накупать" ЗРИТЕЛЯ В НЕОЖИДАННОСТЯХ.
Ритмическое построение каждого спектакля индивидуально (ритмическое разнообразие).
"Ревизор" - конец (ритмы, которые внутри, выразить невозможно!)
Человек - единственное животное, которое в минуту наивысшего ритма ЗАМИРАЕТ, дальше развивать некуда.
Вопрос - в логике развития ритма, а она зарыта в логике развития сквозного действия.
Самое простое развитие ритма - от 0 (ничего не происходит вообще) до 10 (агония). Вся партитура ритма (от 0 до 10) - запас для всего спектакля.
Ещё один закон ( -10 (в проигрыше) до +10 (в выигрыше)). Путь всегда проходит через 0.
Другой разговор, с какой скоростью.
Ритм - в душе. Физика - темп. (Игра в шахматы: интенсивность нулевая и бешеное внутреннее напряжение)
-----
4. Драматург и режиссёр.
Режиссёр - профессия авторская. Сегодня - дилетантская тенденция. Режиссёр с крупным автором , для единения путь один - стань ДРУГОМ драматурга , пойми его. "Мой" автор, автор-союзник сам вывезет.
Как только "набили ему морду" - он тебе мстит.
Победа за тем, кто гениальнее.