Принципы и запреты для преданных

Станислав Тарашкевич
               Тем, кто  серьезно и  искренне стремится  к духовному развитию, рекомендуется  следовать че-тырем основным принципам. Его Божественная милость, Шрила Прабхупада подчеркивал, что все его последователи обязаны строго следовать духовным принципам, и это требование абсолютно. Он повторял ученикам свои указания: живите с преданными, поднимайтесь рано утром, ходите на ман-гала-арати, повторяйте шестнадцать кругов маха-мантры на четках, посещайте лекции по «Шримад Бхагаватам» и читайте мои книги. Начинающим преданным не всегда достает духа беззаветной пре-данности. Они действуют в начале скорее механически, из чувства долга или из-за страха перед смертью, болезнью или надвигающейся бедой. Иногда преданные  хотят искупить свои  грехи, ино-гда добиться признания в обществе преданных. Иногда ими движет разочарование в семенной жиз-ни, в работе или ненависть и ярость. Иногда преданные ищут прибежища среди  преданных, ведя тихую необременительную жизнь. Такие мотивы в преданном служении  затрудняют прогресс но-вичков, ибо, как говорится в «Шримад Бхагаватам», человек способен часто повторять святое имя Господа только тогда, когда он полностью  свободен от подобных мыслей, как это  тяжело и трудно. Преданное служение должно быть непрерывным и беспримерным, тогда чувства и ум отрываются от материи, и  устанавливается непосредственная связь с духовным миром.   Нельзя также нарушать четыре главных запрета.
1) Не употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца.
2) Не употреблять одурманивающих средств (наркотические препараты, марихуану, гашиш, ЛСД, алкоголь, табак, кофе, чай).
3) Не играть в азартные игры, не  заниматься денежными махинациями.
4) Не вступать в половые отношения  вне брака, а в браке  –  только для  зачатия  детей.
       Для того кто пренебрегает этими запретами, не может быть  и речи о духовной жизни. В Библии говорится: «не убий», почему же христиане убивают животных? Кардинал Жан Даниэлю поясняет: «человеческая жизнь священна, этим отличается от жизни животного», человек создан по образу и подобию Бога, поэтому убивать его запрещено. Однако Шрила Прабхупада говорит, что в Библии не говорится «не убивай людей». Там сказано «не убий» – это значит,  нельзя убивать любых животных, чтобы есть их плоть. Человек должен питаться злаками, овощами, фруктами, бобами и молоком. Христиане считают, что низшие формы жизни не имеют души в отличие от человека. Шрила Прабхупада  разъясняет, в чем проявляется наличие души в теле. Общие признаки таковы: животное ест и человек ест, животное спит и человек спит, животное совокупляется и человек сово-купляется, животное защищается и человек защищается. В чем тогда разница между человеком и животным? Если разницы нет, значит, душа есть и у человека, и у животного. Разница между живот-ным и человеком – это разница в развитии сознания. В человеческом теле развито сознание, в теле животных и растений сознание развито слабо, и очень слабо. Один ученый, Чандра Боуз, изобрел прибор, показывающий, что  и деревья, и растения чувствуют боль, когда их рубят. Животные, когда их приходят убивать, сопротивляются, плачут, издают душераздирающие звуки, а дикие раненые звери могут напасть на человека, если он хочет их убить.
Люди, когда их хотят убить, тоже не отдают свою жизнь добровольно. Все живые существа за-щищают свою жизнь на уровне развития своего сознания. Если вы хотите есть животных, Бог в сле-дующей жизни даст вам тело тигра, волка или собаки, чтоб вы всю жизнь могли есть мясо.
Иисус Христос говорит: «И плоть умерщвлённых тварей в тело его станет его собственной могилой. Ибо говорю Я вам истинно тот, кто убивает – убивает себя – пожирающий плоть убиенную – вкушает от тела смерть». Греческий философ Диоген говорит: «Мы можем с таким же успехом поедать человеческую плоть, как мы делаем это с мясом животных».
Лев Толстой: «Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие, до-машние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразлич-ное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство, они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах ещё освободиться от него».
Современный человек не только ест мясо, он употребляет большое количество одурманивающих веществ, играет в азартные игры, занимается денежными махинациями и ведет распущенную по-ловую жизнь. Из всех четырех грехов самым тяжелым считается недозволенный секс, поэтому все должны вступать в брак. Особенно это касается женщин. Если женского населения больше чем муж-ского, мужчинам разрешается иметь больше чем одну жену, ибо тогда в обществе не будет распутст-ва. И проблема половых отношений в обществе будет решена. Также не следует принимать участие в азартных играх, ибо они без необходимости возбуждают наши необузданный ум и мешают нам подняться на духовный уровень. Как помочь такому человеку? Все бессильны, даже медицина.
      Человек, пытаясь сделать это, обнаруживает, что сделать это просто невозможно. На самом деле оказывается, что и делать ничего не нужно. Веды говорят, что не стоит убиваться, стараясь бро-сить пить, курить, есть мясо, играть в азартные игры и вести распутный образ жизни. Человек дол-жен понять, что приобрести высший вкус можно приёмом освещенной пищи, повторением маха-мантры, чтением святых книг и общением с преданными. Поняв это, человек начнет готовить пищу для Бога и предлагать её Богу, освещая таким образом свою пищу. Делать это можно в любой тради-ции – христианской, ведической, мусульманской. Затем эту пищу принимать самому и кормить ею своих близких. Богу не нужна ваша пища, у Него на Вайткунтхалоках  много лакомств. Он не жаждет вашей пищи, Он  принимает вашу преданность. Поэтому готовить пищу для Кришны могут только преданные, если человек  не преданный и действует на уровне ума, он не  может готовить пищу для Бога. Преданные готовят для Бога самые лучшие блюда, но Бог  от преданных может принять любую пищу. Так, преданный Бога, который являлся сыном царя демоном Хираньякашипу, принял от своего  отца отравленную пищу, но предложил её Богу, который съел её, словно нектар. Кришна принимает от преданного любой дар, если это Ему предложено с любовью и преданностью. И этим все сказано.  Благодаря приему освященной пищи у человека очищается чувство вкуса, и он со временем сам отрекается от всех дурных привычек. Продолжительность этого времени зависит от силы, с которой вы освящаете пищу. Если человек это делает сам, читает мантру для начала хотя бы  5–10 кругов, освобождение от дурных привычек происходит достаточно быстро.
 Шрила Прабхупада приехал в Америку и начал кормить несколько тысяч хиппи, они через некоторое время бросили свои дурные привычки, а многие стали усердно заниматься духовной деятельностью. Это зафиксированный исторический факт. Таково могущество освященной пищи в очищении чувств. Ваш покорный слуга, автор этих строк, буквально через три месяца после приема освященной пищи и чтения «Маха-мантры» перешел на вегетарианское питание и оставил все дурные привычки.
У человека возрождается духовный вкус, появляется привязанность к Богу, вера в Бога и в то, что «Я» – это не тело, это душа, которая за свои грехи попала в материальный мир и теперь странст-вует по всей Вселенной, получая при этом разные тела. Человеку хочется оставить тело навсегда, а самому вернуться к Богу домой. Он понимает, что для того, чтобы вернуться, необходимо здесь на земле приобрести божественные черты, отбросить все материальные черты характера: зависть злость, вожделение, ненависть и т.д. Человек понимает, что с материальным багажом туда дороги нет. Ему становится легко и спокойно. Оказывается, что у человека, который почувствовал духовный вкус, все вредные привычки отпадают сами собой. У человека освобождается масса энергии, у него все происходит как бы само собой. По мере того как человек повторяет все больше и больше святые имена Бога, он начинает различать, что хорошо, а что плохо и понимать  жизнь других. Он начинает чувствовать исходящую энергию при убиении животного, а это не что иное, как душа, у которой  отняли тело и не дали ей возможности отработать свою карму в теле животного. Веды говорят, что любовь к мясу – означает вкус к животному образу жизни. Если человек очень любит мясо животного и не представляет  себе жизни без него, значит в будущей жизни он может получить тело, соответствующее его вкусу и счастью. Вкус мяса приводит к вкусу к насилию, в мясе заложено чувство несправедливости, которое животные испытывают, когда их убивают. Питаясь мясом человек становится на путь деградации, он становится рабом своих чувств и материальных желаний.
  Следуя этим четырем  регулирующим  запретам, вы придете к быстрому  духовному прогрессу. Несоблюдение, пренебрежение ими затрудняет духовное развитие, усиливает тягу и привязанности к  материальным вещам. Но надо знать, что повторение маха-мантры вам сразу начнет помогать при-держиваться этих  принципов и запретов в дальнейшем.  Согласно этим принципам, преданный дол-жен жить с преданными, например, в прошлом преданный Дхрува Махарадж, выполняя  указания духовного учителя, уходил в лес и предавался там суровой аскезе, но это не рекомендуется в Кали-югу. В этот железный век легче всего делать это в обществе других преданных, которые избегают недозволенных половых отношений, мясоедения, одурманивающих  веществ и азартных игр. В об-ществе, где постоянно воспевается Святое имя и совершаются  преданные служения, преданные жи-вут вместе в полной  гармонии. Мы не должны пренебрегать предписанными обязанностями, ибо мы не  достигнем успеха.  Шри Чайтанья Махапрабху рекомендует не отказываться от семейной жизни, остаться в ней и стараться очиститься, регулярно повторяя маха-мантру «Харе Кришна», став, таким образом,  идеальным семьянином, уча этому других. При этом не важно, живет такой человек в святом месте или в каком-либо городе. Живя дома, следует вырабатывать в себе кротость и смирение, учить своих родственников, друзей четырем регулирующим принципам.
Преданные должны соблюдать аскезу раннего  подъема и повиноваться гуру – это главные обя-занности ученика.  Преданный обязан ежедневно повторять шестнадцать  кругов маха-мантры, пре-небрежение этим указанием равносильно духовному самоубийству.  В качестве ответного шага Гос-подь Кришна, действуя через духовного учителя, освобождает нового преданного от всех последст-вий его кармы. Это обязательство ученика очень серьезно. Ни при каких обстоятельствах нельзя за-бывать об  этом долге. Тот, кто строго не следует этому  наставлению, обязательно станет небреж-ным, и это – оскорбление в служении Господу.  Преданный должен целый день выполнять поручения духовного учителя. Цель  преданного служения – занять всего человека, включая тело, ум и язык, деятельностью для Господа. Преданное служение должно быть бескорыстным и  непрерывным. Если мы заняты  служением не  все время, ум пользуется свободой доставить наслаждение своим чувствам.
Чем больше человек стремится к наслаждениям, тем больше он грешит, тем в большей степени рвутся связи, которые его соединяют с Богом и людьми, именно поэтому у нас сегодня нет корней привязанности к божественных принципам жизни на Земле, но очень сильно развита привязанность к материальным и чувственным наслаждениям.
Люди, живущие в городах сегодня, не знают даже своих соседей по лестничной клетке, живя в доме десятки лет. Это признак неполноценности людей, неспособности их любить других.
Человек живет в обществе, но он лишен каких-либо связей с этим обществом. Люди чувствуют себя одинокими, изолированными друг от друга.  Они не знают, как жить в гармонии между собой и в гармонии с Богом, которая проявляется в естественной отрешенности от мира. Это то, чего не хва-тает современным людям. Преданные заняты служением всё время, они любят друг друга и помога-ют друг другу всегда.
Преданное служение начинается со слушания. Человек слышит от чистого преданного о Кришне или читает книги Шрила Прабхупады, другие Священные писания и у него появляется вера в Криш-ну, человек совершенствуется. Но если человек слишком привязан к материальным благам, к этому миру, то может ничего не получиться. Такой человек постарается быстрее избавиться от нас, он не услышит и не воспримет нас. И даже если он станет на путь преданного служения, привязанности одолеют его. Также если человек слишком сильно отречётся от своих привязанностей, ему тоже не удастся дойти до конца и достичь высшей цели – попасть в духовный мир. Это значит, что человек должен находиться как раз посредине. Если мы слишком привязаны, то не сможем служить Кришне. Если же слишком отрешены, нам не удастся вступить в личностные отношения с Кришной, мы не сможем понять, что такое любовь  Богу, к людям, друзьям, семье.
Преданное служение дает  преданному силы разорвать цепь грехов, за которые обусловленная душа страдает в настоящей жизни, и от тех грехов, которые  дадут о себе знать в будущем. Такого  освобождения человек сам не достигнет, даже если он столетия  будет творить добро и каяться. Пре-данный не должен заниматься недозволенной половой жизнью. Половая жизнь сама по себе не явля-ется греховной, но когда она никак не ограничена и не используется в служении Богу, она греховна. Половые отношения не исключаются в рамках  религиозных принципов, если человек, используя свои желания, не нарушает законов Бога, но когда люди становятся не более разборчивы в сексе не-жели собаки и свиньи – это большой грех.
Для совершенствования своих знаний следует регулярно изучать произведения А. Ч. Бхактиве-данты, Свами Прабхупады. Чтение этих трудов, или  слушание повествований о Кришне, очищает  наше сердце от грязи, накопившейся там за бесконечно долгое время жизни в материальном мире. Кришнадас Кавираджа сравнивал слушание с едой и питьем. Если обычный человек перестает есть, он станет слабым и умрет. Аналогично, если преданный  перестанет слушать о трансцендентных иг-рах Господа Чайтаньи, Махапрабху и Господа Кришны, то он  постепенно духовно ослабнет и ум-рет.  Регулярно слушая повествования о Кришне и о духовном мире, где  Кришна  наслаждался вечными играми со своими  преданными, человек может полностью  постичь природу духовной души и понять, в чем  заключается истинная духовная вечность и каков совершенный метод, с помощью которого можно  вырваться из этого материального мира. Чтобы лучше защитить себя  от материальной скверны, следует есть только  вегетарианскую пищу, одухотворенную тем, что она сначала была предложена Верховному Господу Кришне. Убивая любое живое существо, включая растения, человек  навлекает на себя кармические последствия этих действий. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что Он избавляет от кармических последствий того, кто предлагает Ему вегетарианскую пищу. 
В «Бхагавад-гите» Господь говорит: «Что бы ты не делал, что бы ты не жертвовал или отдавал, какие бы аскезы не  совершал – делай это, о сын Кунти, как  подношение Мне».  Здесь Господь гово-рит, что человек должен есть только то, что было  сначала предложено Ему. Далее Господь разъясня-ет, какие виды  подношений Он принимает: Если человек предложит Мне с любовью и  преданно-стью листок, цветок, плод или воду, Я приму это». Кришна не включает  сюда мясо, рыбу или яйца, поэтому эти продукты преданный Кришны не  предлагает Ему.  Даже в обычной жизни человек готовит пищу для другого в знак любви и  привязанности к нему, и  тот ценит не только  пищу, но и любовь, с которой  она была приготовлена.
Пища, предложенная Кришне,  становится духовной и очищенной, и превращается  в прасад, что означает «милость Господа» и является вегетарианством  высшего порядка. В «Бхагавад-гите» Господь  говорит, что пища делится на три  категории: молочные продукты, злаки, сахар, овощи, фрукты, орехи. Эта пища находится в гуне благости и её можно предлагать Кришне. Пищу, относящуюся к гунам страсти и невежества (мясо, рыбу, яйца, чеснок, лук и грибы) Кришне не  предлагают.