Уроки мастерства, почти вырванные из контекста -2

Кариатиды Сны
      
                Уроки практической режиссуры
            руководителя курса МГИК КЛУБКОВА СЕРГЕЯ ВЯЧЕСЛАВОВИЧА
            в наблюдениях, размышлениях,замечаниях, предложениях...(1991 год)




         ПОВОД 2:  Федерико Гарсия Лорка "Дом Бернарды Альбы"
       -------------------------------------------------------

- Передача вИдений есть словесное действие.

- Все начала ( спектаклей) надо делать чудовищно медленно, чтобы самому увидеть и чтобы успели другие. Станиславский:"Выйдите на сцену и завяжите галстук... На что похож галстук?..  Начните с "если бы"!.. С начала работы воображения и начинается искусство... "Реальность вымысла"..."
 На сцене есть то, во что верит актёр.

 Следующая проблема: сосредоточился, заработало воображение (НАРИСОВАТЬ АБСТРАКТНОЕ СЛОВО), появилось вИдение, потом новое видение возникнет - "Я, сейчас, здесь". Далее  ПАРТНЁР : передаю видение и жду ответ В какой-то мере - это насилие, но не произвол... воли, силы нужно приложить достаточно. Чем ярче собственное видение, тем легче...
  А тут вопрос ( в начале): кто партнёр? В этой ситуации нет другого партнёра, кроме зрителя. Не обязательно на него смотреть - нужно НАСТРОИТЬСЯ на партнёра. ХОД ОТ НУЛЯ... Я ХОЧУ В ДРУГИХ ГЛАЗАХ УВИДЕТЬ СЕБЯ!

-  Для неопытных актёров нужно приспособление, например, яблоко...

- Нужно находить ОБЪЕКТ ... Например, Бога.

- Что есть действие?

   Я (только отсюда оно может возникать)  --   другое Я!
   ОТКЛИК - энергия, которой я подпитываюсь.
 
   Физическое действие - РЕАЛЬНОЕ ( а не мышечное)!

 Подлинное действие рождает подлинные чувства. Студенты не умеют выстраивать сквозное действие спектакля.  Изображают, показывают, но не живут. Нет развития... 

- Нужна отдельная методика обучения сквозному действию , а то получается ШАШЛЫК НА СКОВОРОДКЕ, А НЕ НА ШАМПУРЕ!
  Без сквозного действия мы обречены на ОДНООБРАЗИЕ ...
  Сквозное действие и сверхзадача - способ воплотить идею.

- Главное событие позволяет кардинальным образом сменить сверхзадачу. Одна задача, более глубокая, поглощает другую.  Сверхзадача подвергается испытанию. В исходном событии  уже есть эскиз, проекция сверхзадачи. Там она зарождается. Все события, в которых реализуется сквозное действие - шаг  К или ОТ сверхзадачи.

-  Зритель имеет сквозное действие  ВОСПРИЯТИЯ. Поэтому в трагедии  нужен смех, в жестоких вещах - лирика. Я сначала подразню запахом... НУЖНО УДИВИТЬ! Подлинным, художественным удивлением!
  Исходное событие должно и заинтересовать!

-  Где же сопрягается действие с идеями? -
   На душе болит, кровоточит. Очень хочу высказать эту боль. И как
   важно, чтоб тебя поняли!
   Когда я  знаю - за что? против чего?- все проблемы снимаются!
   ПРОТЕСТ ! - активнейшее сквозное действие.

-  Надо учить длить мысль - ДЛЕНИЕ МЫСЛИ (!!!) и есть сквозное действие.

-  Бывает, у актёров нет ни одного законченного события. Как действие ЗАВЕРШАЕТ событие? - Первое блюдо вылизано - накладывай второе!

-  Как только нет главного и соподчинённого слова - есть неопознанные летающие слова.
  Что делать на  зрителя? - передавать вИдения. Актёр должен быть озабочен тем, ЧТО СДЕЛАТЬ С ЗАЛОМ, С ПАРТНЁРОМ. Тогда мы обречены на подлинность. Я выхожу конфликтный, ЗА ДЕЛОМ!

-  У Станиславского есть понятие: "ТЕМП обгоняет ВИДЕНИЕ". Если так - актёр попадает в капкан. Капкан - актёр играет образом, актёр защищается! Происходит  ЧТЕНИЕ РИФМ, а не ОБРАЗОВ. Забывание текста - не знаем  ни мысли, ни логики.
  Видение должно быть как можно менее абстрактным. Не торопитесь, не спешите!!!

-  Третья треть спектакля должна идти  десять минут.  Но вы разгоняетесь, входите в эту скорость естественно.

-  ПОИСКИ ОБЪЕКТА ( общения):
  1 ВАРИАНТ.  Я есть все пришедшие сюда ! Тогда я разбираюсь с собой. Сквозное действие разбирательства по событийному ряду может быть построено только в очередь.
  2 ВАРИАНТ. Все присутствующие в зале есть один человек ("музыкальный портрет зала"). Сведите органы чувств( по отношению к зрителю)к минимуму - УХО.

-  Основа режиссёрской профессии - выстраивать конфликт ( противодействие людей). И выстроить его в развитии.

- Логика действий не есть лишь ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ совершения поступков.
  Логика действий есть ПРИНЦИП  совершения поступков.
  Логика действий приводит к ХАРАКТЕРУ, а конечная цель есть ЛОГИКА ХАРАКТЕРА.

- На примере пьесы...
  Каким-то боком всё подчиняется закону нереализации женщины, невостребованности женщины. Задавленная любовь вылезает развратом...
Насилие над женской природой ! Логика действий (нужно найти принцип поступков) : Бернарда пытается ОБМАНУТЬ ПРИРОДУ - внутри. Та, что на поверхности, порождена тем, что внутри. Страсть востребована, любовь не востребована, физиология не насыщает, человек богаче.

- ЗАМЕЧАНИЯ К ЗАЩИТЕ:

1. Лучше говорить, что ДЕЛАЕТ Бернарда, куда направлена её логика, в чём её цель.

2. Единственная цель - чтобы забила живая кровь, которая одинакова во все времена.

3. Важно знать, что сегодня поведёт за собой актёров.

4. Буквальное совпадение редко бывает художественным образом. Нужно выходить на общечеловеческий уровень. Есть ЯВЛЕНИЕ.

5. Найти сквозное действие всех персонажей в общем сквозном действии.  Основная проверка правильности построений - все сквозные действенные линии меняют направление на 180 градусов!

6. Действенный анализ : слова нужно переводить в поступки и в действия.Всё нужно МАТЕРИАЛИЗОВЫВАТЬ. Например , вихрь страсти - из окон летит солома.

7. Нужно , закрывая что-то, показывать кончик.

8. Если всё завязалось между X и Y, то и развязаться должно между ними. Z должно усугубить!

9. Стремление к любви может быть в 100 ипостасях, и любые идеи, самые масштабные, могут в ней ехать. Нельзя принимать идеи за реальные вещи. Есть борьба людей за разные цели

10.  Нужно так всё разложить, чтобы не было ничего, кроме аплодисментов ( и в художественном, и в режиссёрском).

(Продолжение следует)