Уйти, чтобы остаться...

Валерий Шувалов
            Сообщение о том, что 67-летний глава РЖД Владимир Якунин (см. фото), возможно, скоро покинет свой пост и станет членом Совета Федерации от Калининградской области (хотя он отродясь не жил и не работал там), немедленно вызвало в российских СМИ и социальных сетях шквал самых разноречивых комментариев.
            Обозреватели отмечают, что пост руководителя российских железных дорог, который Якунин занимал в течение десяти лет, не был простой технической должностью. На самом деле он в течение всех этих лет был одним из приближённых президента Путина. Известно, что обоих связывает славное чекистское прошлое. Кроме того, Якунин считался в определённых кругах поистине "святым" человеком, поскольку именно он несколько лет назад организовал, а затем каждую весну привозил на Пасху из Иерусалима "благодатный огонь". Некоторые даже усмотрели в этом жесте Владимира Ивановича некие президентские амбиции.
            Однако есть и другие суждения на этот счёт. Как писала газета "Ведомости" в номере от 18 августа, поскольку "тучные" годы, судя по всему, в прошлом, от РЖД требовалась более эффективная работа. Нельзя бесконечно ходить в правительство за субсидиями и рассчитывать на бесконечный рост тарифов. Судя по всему, РЖД во главе с Владимиром Якуниным охотно и активно залезал в оба эти кармана. Если в 2015 году российские железные дороги получили от государства 30 млрд рублей, то в 2016 году они запросили уже поистине астрономическую и практически нереальную сумму в размере 140 млрд рублей.
            При этом сам Якунин отнюдь не бедствовал и не был замечен в особой скромности. Все помнят, как не так давно он, в отличие от других госчиновников высшего ранга, высокомерно и демонстративно отказался публиковать данные о своих личных доходах и расходах, полагая, очевидно, что он выше закона. И всё же его заставили это сделать, публично унизив тем самым в глазах общественности.
            Всеобщее возмущение вызвала и приписываемая лично Якунину недавняя массовая отмена пригородных электричек. В результате многочисленных протестов РЖД вынужден был пойти на попятную, вернув часть электричек (хотя и не все) на прежние маршруты.
            Известно, что в 2014 году правительство долго тянуло с перезаключением контракта с Владимиром Якуниным, а годом ранее его уже отправляли в отставку - правда, лишь средства массовой информации. Новость эта (запущенная, очевидно, в качестве "пробного шара") была дезавуирована тогда благодаря аудиенции Владимира Ивановича у Владимира Владимировича, во время которой он, если верить самому Якунину, "глухарей с Путиным кушал". (Известно, что в других случаях, когда принимались важные решения, Путин самоустранялся, уходя в тень. Так было, к примеру, когда Медведев, ещё будучи номинально президентом, самолично уволил в отставку министра финансов Кудрина и мэра Москвы Лужкова как "не оправдавших его доверие").
            В принципе Якунин выполнил свою миссию, пишет "Ведомости": де-факто он приватизировал все более или менее значимые активы компании. По сути, РЖД остался теперь лишь владельцем рельс и локомотивов. Но инфраструктура железных дорог ветшает, а денег на её обновление нет. Поэтому, возможно, сочли, что пришло время доверить компанию профессионалу (а не бывшему чекисту), способному с имеющимися небольшими ресурсами добиться приемлемых результатов.