Убийство Троцкого

Валерий Шувалов
Немного истории
-----------------------

            Семидесятипятилетию со дня убийства в далёкой Мексике Льва Троцкого, видного революционера, соратника Ленина и злейшего врага Сталина, посвятила свой обширный материал, датированный 15 августа 2015 года, влиятельная австрийская газета Die Presse. Газета напоминает своим читателям, что Троцкий (настоящее имя: Бронштейн, см. фото из интернета) был, наряду с Лениным, организатором октябрьского переворота 1917 года и фактическим основателем Красной армии, о чём до сих пор умалчивается в российских средствах массовой информации.
            В 1926 году Сталин лишил Льва Троцкого всех занимаемых им партийных и государственных постов, а в 1929 году выслал его из страны. Поселившись в Мексике, Троцкий превратил свой дом в настоящую крепость, однако сталинским агентам удалось с помощью хитрости и подкупов пробраться туда. 20 августа 1940 года человек, настоящее имя которого никто до сих пор не знает, прикинувшись "убеждённым троцкистом" и представителем Бюро IV-го Интернационала, проник в дом Троцкого и попросил его написать комментарий к одной из его статей. Когда тот склонился над рукописью, этот самозванец вынул из кармана своего пальто небольшой металлический ледоруб и со всей силой ударил им Троцкого по голове. Прибежавшая на крики о помощи охрана и родственники схватили убийцу, но самого Троцкого, которого тут же отвезли в местную больницу, спасти не удалось, и он умер от полученных ранений на следующий день. Незадолго до смерти он попросил не убивать преступника, а заставить его рассказать всё как есть.
           Однако странноватый молодой человек, который был схвачен на месте преступления и который называл себя то канадцем "Фрэнком Джексоном", то бельгийцем "Жаком Морнаром", то испанцем "Рамоном Меркадером", так ничего и не рассказал. Известно лишь, что в покушении была замешана его 48-летняя мать, пламенная коммунистка по имени "Каридад", которую знавшие её называли "большей сталинисткой, чем сам Сталин". Вместе со своим любовником, бериевским агентом по имени Эйтингон и по кличке "генерал Котов", она поджидала его в машине (точнее: в двух машинах) неподалёку от дома Троцкого, но, поняв, что дела плохи, трусливо бежала из Мексики, даже не попытавшись помочь своему "блудному сыну". Её с распростёртыми объятьями приняли в сталинской России, где она за свои "труды" получила пожизненную пенсию. Сам убийца, который во время процесса нёс какую-то ахинею насчёт того, что он хотел предотвратить покушение на Сталина,  был приговорён мексиканским судом к двадцати годам заключения и, отсидев "от звонка до звонка", вышел на свободу в 1960 году, когда он был замечен в сопровождении двух чешских дипломатов на борту самолёта, направлявшегося в Прагу. Паспорт у него был уже на имя некоего "Жака Мортана Ван Дер Дреша".
            Затем его не раз видели в Москве, где он из рук тогдашнего главы КГБ Александра Шелепина, которого в народе называли "железным Шуриком", получил документы о присвоении ему звания Героя Советского Союза (разумеется, тайно и без огласки). Было это в 1961 году. В последние годы своей жизни убийца Троцкого постоянно курсировал между Гаваной и Москвой; он занимался в "Ленинке" (ныне: Российская государственная библиотека), изучая исторические документы. Судя по всему, он не был стеснён в материальных средствах и ему была предоставлена относительная свобода передвижений. Умер он в Гаване в возрасте 65 лет в 1978 году, а похоронен в Москве на Кунцевском кладбище, где на его могиле возвышается мраморная стелла с надписью "Рамон Иванович Лопес" (так и хочется спросить, а причём здесь "Иванович"?). Его имя до сих пор красуется на Доске почёта в музее органов госбезопасности на Лубянке ( где, как мы уже очень хорошо усвоили, "своих не сдают").
           Как тогда, так и ныне практически ни у кого из серьёзных историков и политологов не было и нет ни малейших сомнений относительно того, что убийство Троцкого в 1940 году было, как сейчас принято говорить, заказным и что главным и единственным заказчиком этого преступления был не кто иной, как Иосиф Сталин, ненавидевший Троцкого лютой ненавистью и давно желавший избавиться от него любой ценой. Исполнение приказа было возложено на кровавого сталинского приспешника Лаврентия Берия, который с гордостью лично доложил шефу об успешной операции. Как известно, сам Берия был расстрелян как "иностранный шпион" вскоре после смерти Сталина в 1953 году.
          Газета напоминает, что Сталин и Троцкий, будучи политэмигрантами, впервые встретились в Вене в 1913 году и что они сразу же не понравились друг другу. Впоследствии Троцкий писал, что Сталин показался ему маленьким, тощим человечком с тёмным лицом, усыпанным оспинами. В его глазах он не увидел ни малейшего намёка на дружелюбие. Со своей стороны, Сталин называл Троцкого крикливым атлетом с фальшивыми мускулами. Эта взаимная неприязнь продолжалась не одно десятилетие и вылилась в конечном итоге во вражду не на жизнь, а на смерть.
           А вот что писал о Троцком ещё до его убийства, причём без малейшей симпатии, Уинстон Черчиль: Все его интриги, дерзкие свершения, труды, призывы и все его жестокости привели лишь к тому, что другой "товарищ", являвшийся его подчинённым в революционной иерархии, который слабее его умом, но равен ему по количеству преступлений, теперь правит, заняв его место, а он - триумфальный некогда Троцкий, грозный вид которого мог означать смерть для многих тысяч людей, - оказался выброшенным на побережье Мексиканского залива. В его натуре были спрятаны все качества, необходимые в "искусстве" уничтожения общества: организаторский талант, холодный и отстранённый интеллект, ораторские способности и умение увлечь за собой толпу. Он был жесток, как Джек Потрошитель, и стоек, как оловянный солдатик. В нём не было ни малейшего чувства сострадания, человеческого родства или духовного единства. Наподобие раковой опухоли, он питался, рос и причинял страдания, убивая в полном соответствии со своей природой.