про Смуту

Зульфикар
В ноябре 2005-го года мы впервые отметили всенародом День Всенародного Единства, обратив внимание на неслучайное совпадение в названиях главного государственного праздника и главной политической партии Нашей Российской Федерации (хотя была и некоторая несогласованность в выборе даты праздника, но это спишем на разницу старого и нового календарей). Хочу обратить внимание на ещё одно совпадение: тогда же случился круглый 400-летний юбилей другого знаменательного исторического события – обручения  в Кракове в ноябре 1605-го года Марины Мнишек с Дмитрием I, с которого всё и началось.

Дмитрия на церемонии представлял посол Афанасий Иванович Власьев (Безобразов); смысл этого необычного – очно-заочного – обручения состоял, должно быть, в том, что брак этот был как бы незаконным, поскольку жених был православным, а невеста – католической. Для Руси такой межконфессиональный брак стал исключительным, поскольку непременно в таких случаях – как до этого (при Рюриковичах), так и после этого (при Романовых) – иноземные принцессы, принятые нашими правящими домами, переходили в православие, причём, эту традицию не нарушали ни монголки при Рюриковичах (1), ни немки при Романовых (наши же принцессы, отправляясь к иноземным и иноверным дворам, всегда сохраняли веру греческого обряда). Оставшись в католичестве, Марина совершила первую ошибку.

Но, как бы то ни было, обручение состоялось, застолье тоже, однако, временно исполнявший Безобразьев категорически отказался даже притрагиваться к блюдам и напиткам, объяснив, что не смеет трапезничать в присутствии своей будущей государыни. Потом поляки вволю поиздевались над этим, признав такое поведение проявлением рабского духа «москвы», чем выявили полное непонимание русского духа, что вообще свойственно латинянам. Но русская душа – потёмки и для самого русского ума, поэтому, допускаю, что и мои объяснения будут не совсем понятны русскому человеку: наши экуменисты, во всём солидарные с латинянами, точно, меня не поймут, но и в ортодоксах наших я тоже не уверен, так как нет уже в них того древнего благочестия, которое было свойственно русским людям XVII века.

Моё же объяснение такое: Афанасий Иванович придумал дипломатическую отмазку, щадя польский национальный гонор; на самом деле он, как русский человек своего времени, не мог трапезничать за одним столом с латинянами. Сесть с ними рядом по большой государевой нужде мог, но трапезничать вилкой с погаными – нет! Допускаю, что после этого моего предположения у кого-то рука потянется к клавиатуре, чтобы во первых строках своего небольшого письма эпистолярно намекнуть Зульфикар-оглы-бабаю, что поганые – это, чуток, не те. Заранее отметаю эти поползновения: те – тоже поганые! – читайте русские летописи XVII и предыдущих в.в. а не позднейшие западнические интерпретации нашей единственно верной истории! Дальнейшие события Смутного Времени подтверждают мою мутную догадку.

После приезда Марины Мнишек в Москву в сопровождении отца и большой свиты поляков состоялись остальные мероприятия, но уже по православному обряду: причастие, венчание, коронация и народные гуляния. На одной из торжественных церемоний Марина совершила свою вторую ошибку – поцеловала изображение на иконе в губы, что заметили и архиепископы, и монахи иерейского чина, а православный народ сопроводил ошибку громким, продолжительным гулом народного гласа в церкви Божией (а иные клеветники Московского Царства рассказывают нам после этого байки о безмолвствующем народе и раболепствии его).

После церковных церемоний шли всенародные гуляния, превосходящие по масштабу и затратам всё, виденное Москвой до этого и после этого, включая Всемирный фестиваль молодёжи и студентов 1957-го года и Международные олимпийские игры 1980-го. Во время этих народных гуляний умерло от переедания большое количество членов польско-литовской делегации, непривычных к нашим восточно-славянским излишествам (то же самое чуть не случилось потом с Мариной и другими красивыми польками, что лишний раз доказывает слабость польского тела в сравнении с русским и католического духа в сравнении с православным).

Во время непрерывных десятидневных застолий – могли бы и больше, бюджет позволял, но терпение кончилось после третьей, как в русских народных сказках, ошибки Марины – новая царица пользовалась за столом вилкой, той самой, которую мы помним ещё по Кракову (и помним достойный дипломатический ответ Безобразова польским панам и самому королю Сечи Посполитой). Хотя остальные поляки, надо отдать им должное, вели себя на свадьбе прилично и старались кушать наравне с православными по православному обряду, с известными для себя последствиями, о которых уже сказано. (2)

Собственно говоря, из-за этих трёх ошибок Марины Мнишек и началась первая русская революция в 1606-м году, которая вместе с последовавшей гражданской войной и получила название Смутного Времени. Невозможно здесь повторить всё, что было сказано по поводу этой прекрасной царицы за четыре прошедших века, приведу лишь цитату из юбилейной статьи (3) нашего современника: «какая надежда может быть на власть над народом, который тебя терпеть не может за твое презрение к его обычаям и к его вере,  а именно этим Марина и отличилась», из которой видно, что русский народ пытается, таки, восстановить древнее благочестие.

Попытки некоторых теоретических людей, выведенных нашим всеобщим высшим образованием, найти другие – «объективные» – политические, экономические, социальные – причины Смуты – смотри, например, статью в примечании (4) – яйца выеденного не стоят. Не взыграй тогда в Москве патриотические чувства, то не было бы у нас в 1606-м революции имени Василия Шуйского, в 1606-1612-м – гражданской войны имени Ивана Болотникова (воевавшего, кстати, за попранные права Димитрия Иоанновича), а в 2005-м – патриотических поводов имени Ивана Сусанина для введения Дня Всенародного Единства.
__________

(1) Вот некоторые чингизидки только по линии Батыги Сергеевича, выданные замуж за Рюриковичей:
– внучка Батыя (дочь Сартака), выданная за Глеба Васильковича Белозерского; крестившись, приняла православное имя Феодора,
– правнучка Батыя (внучка Тукана, дочь Менгу-Тимура), выданная за Федора Ростиславовича Смоленского; крестившись, приняла православное имя Анна,
– праправнучка Батыя (внучка Менгу-Тимура, дочка Тугрулчи, сестра Узбека, который ввёл ислам в качестве государственной религии Орды), выданная за Юрия Московского, приняла в крещении имя Агафья (в этом случае известно и девичье имя – Кончак).

(2) Сообщениям о бесчинствах поляков я не очень доверяю: так называемый «Дневник Марины Мнишек», который вёл кто-то из свиты Марины, показывает, что полякам тогда было не до бесчинств.

(3) Цитата заимствована отсюда:
но такого много можно найти и в интернете, и у классиков отечественной исторической мысли.

(4) Из приведённых причин Смуты в статье
http://ru.wikipedia.org/wiki/Смутное_время
люди XVII в. согласились бы только с пресечением династии Рюриковичей (с чем, однако, не соглашалось до 17-го мая 1606-го года подавляющее большинство москвичей, которые сами побивали тех, кто распускал слухи о самозванстве Димитрия I). Остальные причины Смуты, перечисленные в указанной статье, ни Василий Шуйский, ни Михаил Романов, не говоря о других, просто не поняли бы, поскольку не были знакомы с терминологией, используемой нынешними чернокнижниками со степенями. Да и не было никаких других причин Смуты, кроме самых патриотических.