Сквозь все слои. Определение Живописи

Тексты Для Чтения
                «Живописи, также как Музыке и Поэзии, научить невозможно»


*

Живопись уничтожает реальность, ибо создаёт Момент погружения в “лучшее пространство”
из всех возможных – в пространство Смыслов, - позволяя наиболее выразительно проявиться
содержанию Бытия, суть которого – торжество Смерти.
И количество Моментов – бесконечно.

Создавая изображение чего-либо, художник выражает предельное понимание содержания, формы и среды,
в котором и форма и содержание обнаруживают, раскрывают сами себя.
А предельное знание, как известно, - это смерть действия.
(Речь о художниках, а не о «представителях течений» - импрессионистах, кубистах, абстракционистах,
сюрреалистах и пр. модернистах,… - то есть людях, «модернизирующих», «модифицирующих» всеми способами
лишь свои амбиции и безмерно раздутое Эго).

«Живопись» и «Картина» – понятия разные.
«Картинки», обозреваемые миллионами туристов в музеях и на выставках, представляют собою сюжеты,
то есть изображения узнаваемых образов на прямоугольной плоскости.
Рассказов экскурсоводов о событиях, якобы изображённых художником, для развлечения обывателя вполне достаточно.
Но сюжет – отнюдь не живопись. (Сюжет можно изобразить любыми материалами и способами на любой основе).
Узнаваемые на плоскости холста или бумаги фигуры людей, изображения животных, фруктов на столе или гор в пейзаже,
никакого отношения к реально существующим предметам не имеют.
Более 98-ти процентов картин, размещённых как в самых известных, так и в самых маленьких картинных галереях мира,
в запасниках, хранилищах и частных собраниях, никакого отношения к живописи не имеют.
Никакого!
Это «картинки-сюжетики», и не более того.
Коллекционируют их и хранят по соображениям коммерции – как исторические артефакты или для торговли.
К понятию и к разделу «живописные полотна» их отнесли по причине наличия общего признака – масляная краска
или темпера положены на холст или на другую жёсткую основу, например, дерево.
Поэтому на современных выставках «кусок забора, измазанный навозом» тоже официально относится к разделу
«произведения живописи», как и абсурдный «квадрат Малевича» или откровенно бредовый эпатаж Дали, палочки,
кружочки, загогулины Кандинского, испражнения Пикассо, мазня Ротко… и прочих «ушлых ухарей» - коммерсантов бессмысленности.

Определение Живописи довольно сложно, и поэтому не только обыватели, но и практически все искусствоведы,
экскурсоводы в музеях и энциклопедии «тайно договорились» остановиться на простой, но бессмысленной формулировке:
живопись – это «краски разных цветов на холсте или другой основе, изображающие нечто».

Но действительное определение понятия «Живопись» таково:

“Заключённое в раму пространство, теряющее свои границы вследствие знаний художника
об изображаемом предмете или явлении, и бесконечной глубины понимания изображаемого,
прежде всего, кинетикой мазка, касаниями поверхности, – физическими средствами –
то есть посредством нанесения различными способами необходимого количества пастозных
и лессировочных слоёв масляной краски и прозрачного лака на предварительно загрунтованную
(подготовленную специальным способом - холст, дерево…) основу, при помощи кистей, мастихина 
и других технических средств, являющееся для зрителя нескончаемым источником информации о предмете,
в отличие от самого реально существующего предмета.
Живописным произведением может быть назван лишь продукт, созданный при соблюдении всех законов
техники письма и знаний технологии абсолютно всех материалов и компонентов – подрамника, льняной
или деревянной основы, клея, пигментов, масел, лаков, кистей и других материалов – то есть мастером,
виртуозно владеющим секретами ремесла.
«Виртуозность» означает наибольшее качество выразительности при наименьшем количестве средств,
то есть – это сумма понимания смыслов на единицу времени.
Живописное полотно может быть названо таковым, только если в нём сочетание замысла, формата, композиции,
тонального и колористического решений образуют бесконечно гармоничную симфонию.
Зритель и Живописное произведение – это диалог навсегда, так как запакованная в живописное полотно информация
намного глубже и объёмнее способностей как самого автора картины, так и всех, кто способен проникать и созерцать.
Проникая сквозь все слои живописи, взгляд, в конечном итоге, обнаруживает автопортрет, становление, исполнение зрителя
и смерть самой картины”.


*

/8 апреля 2010/

*