Израильский дневник. Седер Пейсах

Иосиф Бобровицкий
Вечер 10.04.98г. Седер Пейсах.

     Мы приглашены к двоюродному брату Исая по матери на Седер Пейсах.
Это главный праздник иудаизма, посвящённый исходу евреев из Египта. Слово "седер" на иврите означает порядок, и этот порядок  позволил  сохранить самобытность  этому  народу, разбросанному по всей Земле, в течение долгих столетий. Но и в порядок вносятся изменения: хотя трапеза  традиционно началась  с  мацы, но  на  столе был - о ужас!!!- хлеб. Были зажжены свечи, и одновременно по всей квартире горел свет и  даже  был  включен телевизор, по которому  к началу трапезы шла реклама прокладок (во всех семьях, где мне пришлось побывать, а это, естественно, были семьи выходцев из СССР, по телевизору смотрят исключительно российские программы).
     Стол ломился от блюд традиционной  еврейской  кухни: фаршированная рыба, язык, кугел. Затем подали куриный бульон с клёцками из муки мацы и
курицу, начинённую курагой и черносливом. Всё это обильно запивалось водочкой и  вином, провозглашались  традиционные тосты. Постепенно большая часть гостей отвалилась от стола и уселась за телевизор смотреть  "Коломбо".
     Я разговорился с хозяином (по паспорту он Марат Абрамович, в  семье же все его зовут Мариком).
     5 лет назад он покинул Харьков и перебрался в Израиль, чтобы вылечить жену, которую на Украине врачи уже не брались лечить. В Харькове он заведовал лабораторией дефектоскопии автомобилей, здесь в Димоне он  не смог найти  работу  по  специальности, не смог в 59 лет освоить иврит и вынужден был пойти охранником на  текстильную  фабрику. Через  2.5  года фабрику за нерентабельностью закрыли, и теперь он существует на пособие плюс пособие жены по инвалидности. Хозяин фабрики, нарушая закон о минимальной заработной плате, платил вдвое меньше положенного, зная, что, боясь потерять работу, никто не возбудит  против  него  дела. Сейчас  дело возбуждено, но шансов выиграть его у Марка и его товарищей – никаких.
     Пособия позволяют сносно жить, даже выплачивая  за  съём  квартиры 800 шекелей, но  морально человек убит: в Союзе он был уважаемым человеком, а здесь он никому не нужен. Прекрасно зная  математику, он  помогает внучке и  её  одноклассникам, но  в  школу или репетитором его никто не возьмёт из-за незнания иврита.
     Алик мне  возразил, что  всё  в  конечном итоге зависит от человека: один их знакомый по Баку получил в Израиле лабораторию в 72 года, но он еще, будучи в Баку изучал иврит и даже писал на нём работы. Так что этот случай, по-моему, скорее исключение, чем правило.
     Здесь людям приходится считать каждый шекель.
При мне Алик зашёл в банк и с помощью "визы" получил распечатку доходов и расходов за  прошедший месяц и долго изучал этот документ.
     Как-то он высказался в том смысле, что больной брат  матери  Александр Иосифович  получает по болезни пособие вдвое больше того, что получают вместе его (Алика) родители, но от этого страдают все трое и идут
на это не только из сострадания, но и из материальных потребностей.
     Я думаю, что с этой же целью они приглашали на житьё в  Израиль  и
мою 86-тилетнюю  тетушку, убеждая  её, что она не будет там столь одинока, как в России. Но я убеждался не раз, что Александр Иосифович и  здесь
не менее одинок, так и на Седер Пейсах его оставили дома одного.