Виктор Аршинов. Орфей сурового стиля

Анна Акчурина
            

Виктор Петрович Аршинов - художник, чье творчество плотно связано с литературой, и прежде всего, с поэзией. Не случайно его произведения хранятся в музеях Ф. Г. Лорки (Испания), Сакагами (Япония). Располагает его работами и Третьяковская галерея, не считая других музеев нашей страны.
Ему принадлежат серии графических работ на стихи Данте, Томаса Элиота, Поля Элюара, Марины Цветаевой, Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Беллы Ахмадуллиной... За цикл из 50 цветных и черно-белых листов к стихотворениям Тукая  художник был удостоен звания Лауреата Государственной премии РТ им. Габдуллы Тукая (2008 год).    
Серия из 70 листов  «Шарманки детская душа» - стала его последней прижизненной данью большому поэту и символу эпохи оттепели – Белле Ахмадуллиной, которую художнику доводилось видеть не однажды.
Отдельное место в его творчестве занимают  графические листы на тексты Ветхого Завета. Собранные вместе, эти работы составляют любопытный цикл, и жаль, что до сих пор Министерство Культуры РТ не озаботилось выпустить их отдельным изданием. Еще более жаль, что не переизданы ни сонеты Данте, ни лирика Цветаевой в его иллюстрациях, ни другие его графические серии. Давно назрела необходимость издать большой альбом работ художника, собрав и  те "редкости", которые ушли из обихода и поля зрения современника вместе с журналами, для которых эти произведения были созданы. (Многочисленные иллюстрации Аршинова к поэзии и прозе литераторов края печатались в 80-е годы на страницах журнала «Казан Утлары», "Ялкын", "Азат хатыны",  и других журналов региона). Этот пласт работ и вовсе становится раритетом и грозит уйти в прошлое, как Атлантида.


Диапазон  творчества Виктора Петровича Аршинова  включает в себя театрально-декорационное искусство, станковую графику, натюрморт, портрет, пейзаж... Но и монументальная, и станковая живопись не мешают ему оставаться выдающимся графиком книги. Инструментарий художника разнообразен: масло, гуашь, графические материалы, гризайль… Однако особенно ярко Аршинов проявил себя в технике масляной пастели.
 
Виктор Аршинов выработал собственный узнаваемый пластический язык, сплавив воедино черты  сурового  стиля и декоративного символизма, насыщенные напряженной цветовой семантикой. Соединение монументализма с  многослойной метафоричностью, свойственной поэзии, стало той яркой чертой, по которой мы узнаем его, Аршиновский, почерк. Художник не просто воспринял декоративизм татарского национального искусства, но стилизовал его и насытил эмоциональной остротой и драматизмом, глубоко по-своему преломив мотивы восточной изобразительной культуры – и экспрессионизм Запада. Еще важнее то, что искусство Аршинова всегда было и остается чуждо узко-этнического, местечкового характера, и абсолютно далеко от китча, который в изобилии произрастает на ниве отечественной культуры. Соединившиеся в его работах  аскетичный стоицизм народного духа  и утонченный, хрупкий эстетизм творческой личности делают их особенно пронзительными... в наше время.
Собственно, произведения Виктора Аршинова – это лирика, воплощенная в красках - столь же  завораживающая и обладающая той же ритмической гибкостью и могучим воздействием, что и поэтическое слово. Однако его кисть  никогда не следуют путем буквального отображения текста. Слово становится для художника тем зерном, из которого  проклевывается живой и непредсказуемый стебель  смыслового древа стихотворения – и будущей картины.  А цикл «Бессмертная песня», созданный художником на предсмертные стихи Мусы Джалиля,  говоря  «высоким штилем»  - это песнь Орфея в аду, образ Орфея на плахе, и путь из последнего лабиринта духа к воскресению.

4.03.15.