про кумыс

Зульфикар
Древнейшее археологическое свидетельство о производстве кумыса (около 5,5 тысяч лет назад) найдено на территории Киргизии.

Первое письменное историческое сообщение о кумысе, как национальном напитке скифов, составил Геродот, Отец наш (истории) – он, правда, не привёл секрет его приготовления, так как скифы тщательно скрывали этот секрет от геродотовых информаторов, но зря, думаю, поскольку всё равно Геродота не читали ни современные ему первобытные общинники, ни крещёные рыцари Срендих Веков, начинённые нашими опилками; даже грамотные католические монахи разжились его сочинениями лишь в XV в.

Следующим европейским автором, сообщившим о кумысе, был монах-францисканец Гильом де Рубрук, который оставил описание своего путешествия с разведывательными целями в мунгало-тартарскую столицу Каракорум и разведанными данными – обратно. По дороге он побывал в ставке Сартака Батыевича, в ставке самого Батыги Сергеича, наконец, добрался до ставки хана Мунке Тулупыча Есугеева-Богатырёва в Каракоруме, и везде его угощали кумысом. Кумыс ему понравился, и когда его, как гостя приветливой мунгало-тартарской столицы, поставили на довольствие и выдали вместе с продуктами вино, он этим был недоволен: "Лучше бы дали кумыс" – записал Рубрук, пояснив, что мунгало-тартарский национальный напиток зело пользителен для его неказённого здоровья (к тому же подорванного трудным и длительным путешествием, а шёл он, надо сказать, не только пешком, но и босиком – специально во славу Господа нашего и веры своей – латино-хрестьянской – ради). Вернувшись же из Каракорума в свои европалестины к единоверным срендевековым рыцарям, монахам многиих орденов, крепостным угнетённым крестьяном, он обнародовал свой содержательный труд с разведанными данными, где, кроме прочего, привёл и рецепт производства кумыса (в целом верный, но с некоторыми неточностями, как отмечают мунгало-тартарские комментаторы этого научного сочинения). Говорят также, что Рубрук пытался наладить производство кумыса в домашних условиях францисканского монастыря, чего я – мунгало-тартарин, но человек сравнительно честный – ни подтвердить, ни опровергнуть не могу.

Кстати, тот же Рубрук отмечает, что православные люди – византийцы, русские, грузины – кумыса не принимали категорически. Этот факт подтверждают и русские летописи, которые тоже пестрят сообщениями о кумысе. Интересную историю, например, рассказывают про Даниила Галицкого. Узнав, что Даниил что-то злоумышляет по части евроинтеграции при участии поганых латинян, Батыга Сергеевич прислал ему грозную телеграмму: «Дай Галич!». Пришлось будущему королю Даниле ехать в Орду и улаживать возникшее недоразумение. В Орде, по словам летописца, его встретили с великой честью и устроили грандиозный сабантуй (хотя слово «грандиозный» здесь является лишним, так как сабантуй – в переводе с мунгало-тартарского на церковно-славянский – и означает грандиозную пьянку, а питие у мунгало-тартар состояло в употреблении особо крепкого кумыса – айрага). В начале того памятного сабантуя Батыга спросил у Данилы, не злоупотребляет ли тот кумысом; Данило на радостях (Галич был оставлен за ним) готов был злоупотребить: «До сих пор не приходилось – ответил он незаносчиво – но если скажешь – злоупотреблю!», на что Батыга Сергеич махнул рукой: "Знаю-знаю уже, – говорит – что вы – малороссийские сепаратисты, как и великорусские шовинисты, не злоупотребляете кисломолочных мунгало-тартарских напитков", и велел принести для братьев наших меньших из дружественной и самостийной Галичины вина европейского разлива, которого у Батыги Сергеича тоже было – хоть упейся, несмотря на санкции. Именно по этому поводу – то есть, что в порядке чествования русского православного князя его чуть было не опоили противуправно кумысом – русский летописец и воскликнул в сердцах: «Ух, злее зла ты честь татарская!».

Надо сказать, что многие русские князья, оказавшись в Золотой Орде в похожей ситуации, категорически отказывались от кумыса, а кому не хватило духа пренебречь традиционным мунгало-тартарским гостеприимством потом снова проходил обряд крещения, поскольку даже однократное злоупотребление кумыса считалось на Руси несовместимым с совестью христианина православного (греческого) обряда.

В общем, можно сказать, что кумыс на Руси отвергли по антикумысным соображениям.