Что хотят пусть говорят... Часть 10

Светлана Каплун
Шумеры kala/gala "store-pit, cellar" (магазин-яма, подвал). Баски gela "room" (помещение).

Маратхи «комната» Khоli, сравните с англ. "холл". Бенгали  Ghara «комната». Рус. «по-гр-еб» - небольшое заведение, обычно в полуподвальном этаже, где торговали винами и распивали их на месте ( устар. ). А ещё лучше рус. «кла-довка».

Шумеры kar "to take away" (забирать). Баски  e-karr-i "to bring" (приносить). Бенгали «забрать»  Kurаna.

«Вернуть» баски bueltan, бенгали Pratyа-bartana и англ. Re-turn.

«Долг» бенгали rna и баски zo-rra.

«Вещь» баски gauza; хинди Ciza; маратхи Gоsta; бенгали Jinisa – что-то отдаленно похожее (на... джинсы).

Шумеры kas "fast runner"  (быстрый бегун). Баски  ihes/iges "flight, escape" (полет, побег).

Думаете нет у нас таких корней? А заяц-косой - тот ещё бегун! Да и сами "гаса-ем", если включаем пятую скорость.

"Заяц" бенгали и хинди Kharagоsa - потому и гасаем.

Баски «бегун»  korrikalari (korri-kala-ri ) и бенгали «бег» Cаlаna.

Сравните баскский «бег» с русской «раскорякой»:  1. Что-либо растопыренное, неуклюже изогнутое. 2. Сделанный из жердей или планок треугольник с ножками, употребляемый при измерении земельных участков. 3. Тот, у кого неуклюже раздвинуты ноги. Кстати, в слове «неу-клю-же» присутствует баскское kala и бенгальское Cаlаna. А у нас это «колесо» и, очевидно, связано с Колой-Колядой.

Насколько я понимаю, в русском языке не распространено слово «уклюжий», но есть «у-клю-чина»: приспособление на борту лодки, куда вкладывается весло для упора при гребле (металлические кружочки).  А что мы делаем клю-чом, когда открываем/закрываем замок? Мы совершаем круговые вращения. А "клю-ка", клюшка? Это палка, у которой один конец закруглён.

А что такое «неуклюжий»? Производное от «уклюжий», преф. образования от клюжий "красивый, статный", суф. деривата (суф. -j-) от клюдь, "порядок, красота", в диалектах еще известного... Сравните со словом «складный». Сравните с кладом, складом и кладовкой. Когда они есть и полные, то это тоже "порядок, красота"…

А «складный-ладный» - это, наверное, «кругленький, сытый, не истощённый» (самое главное «достоинство» для человека времён палеолита; а ведь там и следует искать истоки праязыка). Сравните с "гло-дать", "гло-тать" от "гло-тка" ( связь с "горло" и "окру-гло-сть").

Сравните с противоположностью - голо-д и холо-д. Менее очевидна связь с хлам-ом и "лохм-отьями", которые могут согреть.

Хламида (хламис)  — у древних греков мужская наружная одежда, изготовлявшаяся из шерстяной ткани. Представляла собой продолговатую мантию, причём застёжка укреплялась или на груди, или на правом плече. Считалась северно-греческой (фессалийской и македонской) одеждой, но, со временем, употребление её сделалось повсеместным. Xламиду носили спартанцы и афинские эфебы (в возрасте до 20 лет), а также во всех греческих государствах охотники, путешественники, верховые ездоки и солдаты. Думаю, в названии отражено "оборачивание" тела.


Интересно упоминание про эфебов, ведь это отсылает нас к Фебу - богу солнца Аполлону (назван так в честь своей бабушки - Фебы).


А знаете ли вы, что такое "клаптик"? Это лоскуток. И чем их больше, всяких разных, тем богаче можно куколку одеть, выступая в роли белошвейки. Сравните с англ. clip - обрезать, отсекать, сжимать, крепко обхватывать, закреплять, скреплять.



Кстати, и колодец (глубокая круглая яма) с питьевой водой - это настоящий клад! Как вы думаете, почему в древности люди были связаны с реками? В том числе, и потому, что не могли полагаться только на дождь. Ведь случится он только тогда, когда "разверзнутся хл-яби небесные"...

Др.-русск. хлябь "водопад, поток",  сербохорв. стар. хлеб "пропасть",  "водопад, шлюз"(связь с понятием круга, дыры, отверстия). Считают родственными ср.-в.-н. slamp "пиршество, попойка", нидерл. slemp "лакомая еда", англ. slumр "пруд, лужа", нов.-в.-н. sсhlаmреn "хлебать, помногу пить". С др. стороны, Брюкнер  предполагает связь с лит. klampa "болото, болотистая местность", klimpti, klimpstu "увязнуть". Вот ведь как всё взаимосвязано!

Отсюда и "хлюпик", у которого течёт из глаз или носа; по-наблюдениям - больной человек, либо просто трус и слабак.

Хлеба, кстати, в древности тоже ведь были круглыми (хле-б, голо-ва, гало, Гели-ос, гло-бус)...

Упомянув про Гелиоса, хотелось бы немного сказать и про Лхасу - сердце Тибета. Переводится как "место, где обитает божество". А вот в произношении есть варианты:

Произношение Лхаса следует старому тибетскому. В современном языке произносится хЛаса. ЛасА соответствует китайскому  и английскому  языкам. Вот такой плюрализм.

Признаюсь, меня очень заинтересовала возможность чередования "лх" и "хл". Потому что у франков и русских задействован вариант "хл" - http://www.stihi.ru/2015/08/02/5899. Интересно, что и у тибетцев присутствует санскритский вариант: Гелугпа, также Гелуг  — традиция буддийского монастырского образования и ритуальной практики, основанная в Тибете ламой Чже Цонкапой (1357—1419). Известна в монгольском мире также как «жёлтая вера». Монг. "шарын,  "шашин" от турецкого sari "желтый", а "шашин" уж не от змея ли Шеши? Но ведь "гелуг" - жёлтый как Гелиос-солнце, да? В санскрите так и сказано: "гола" - шар. Интересно, зачем я столько времени распиналась, пытаясь доказать то же самое: "гл", "хл" - это круглый, но ещё и что-то связанное с "господином", с кем-то, можно сказать, глобальным.

А вот у кельтов один из главных богов - Луг (л-х) и теперь понятно, почему его имя означает "Сияющий".

Есть ли смысл гадать, слово "гла-вный, гла-варь" от головы или от гло-тки? Думаю, первая - "голо-ва", а на ней ещё два круглых предмета есть - "гла-за". Даже больше: мозги и ноздри ( у них "закругляет" буквы "з" и "дыр"), рот (что-то общее с ротором и ротацией уловили? а также "трут") или пасть (об этом я хочу позже рассказать)...



«Обряд» баски Gara-tze-nek, бенгали аcаra, санскр. «кар-ман», арм. Tsisa-karg. А вот груз. Ri-te ближе к латыни ri-tum, но ведь что-то схожее и с басками просматривается.

«Вздох» бенгали Dir-ghasbasa и баски hasperen, латынь suspirans.

«Охать» бенгали Gam и баски gimen.


Шумеры kim/gim "willow tree" (ива). Баски kima/gima  (стрелять, росток, бутон).
Бенгали «бутон»   Kumri. В русском на ум приходит "камыш".

Шумеры kus(-u) "to be tired, worried"  (устать, опасаясь). Баски kexu "worried" (беспокойство). Сравните с "квохтать" - заботиться, беспокоиться. И укр. "кохать" - любить.

«Робкий» бенгали Bhiru, баски herabe. А при возгласе "ах ты, воробей!" что представляется? Маленькое испуганное, а то и замёрзшее, существо.

«Красавица» бенгали Saundarya (Saun-dary-a) и баски edertasuna (e-der-ta-suna) – перестановки, показывающие, что слоги  – это отдельные слова. Ср. с рус. «сударыня».



Шумеры kas "fast runner"  (быстрый бегун). Баски  ihes/iges "flight, escape" (полет, побег).

Каслание — кочевье оленьего стада.

Словарь В. И. Даля: Каслать — кочевать, перекочевывать.

На Севере России (Ямало-Ненецкий АО) слово каслание применяется также иносказательно: (пример) «Каслание» праздника День Оленевода.

Каслание — это перекочёвка не оленьего стада, а стойбища (бригады, семьи) оленеводов. Стадо в это время может и не перекочёвывать. Но ритм и продолжительность перекочёвок стойбища определяется состоянием оленьих пастбищ, их способностью прокормить животных. Как только эта способность утрачивается, возникает необходимость в смене пастбищ и, следовательно, в каслании.

Вопрос: Учитывая, что ненцы в начале 1 тысячелетия мигрировали с территорий Южной Сибири к месту современного обитания (Крайний Север), откуда в Междуречье объявились шумеры (Арарат - промежуточный пункт)?

Кстати, "работа" баски Lana (ср. с "лань, олень") и бенгали Kаja (ср. с "каюр").

Спросить бы, откуда пришли бенгальцы? Но, оказывается, сперва бы разобраться, чье слово использовано:

"Сегодня стандартная форма бенгальского основывается на диалекте Надиа, распространённом в индийских районах вблизи границы с Бангладеш... Большинство диалектов Бангладеш значительно различаются от стандартной разговорной нормы. Кроме того, даже в стандартном разговорном бенгали мусульмане и индуисты зачастую используют разные слова для выражения одних и тех же понятий. Так, мусульмане традиционно используют слова арабского и персидского происхождения, тогда как индуисты — санскритского и палийского..."

В любом случае, предки басков в Европу из Месопотамии пришли, на что и указывают соответствия в шумерском, баскском и бенгальском языках.

КаЮр — погонщик собак или оленей, запряжённых в нарты. (У финнов названия всех аборигенных пород содержат окончание "койра").

Каюр - проводник в таежной зоне Дальнего Востока. Обычно - эвенк. Сопровождает геологов и путешественников. Ведет с собой вьючных оленей для перевозки грузов.

КАюры — насмешливое прозвище населения по Вытегре (бывшая Олонецкая губерния, ныне Вологодская область), якобы «литовского» происхождения.

Каюр (каюрка, кайовер, кайра) — малый хохлатый камчатский крошечный морской нырок.

Каир (араб. Эль-Кахира — «победоносная») - столица Египта. В черте Каира посреди Нила расположились остров Рода с дворцом Маниал и тихий зелёный остров Гезира (Замалек).

Замалек... А вот ненцы сейчас живут на Ямале!


Зацепило меня, всё-таки, толкование значения названия Каира. Почему "победоносная"?   Назван в честь Аль-Кахиры (планета Марс, а бог войны Марс - это греческий Арес). Исторический предшественник современного Каира - Эль-Фустат. А вот мне вспоминается Кахина... Только арабы про неё не договаривают.

Дахия (Дакия) аль-Кахина...
 
После падения Римской империи в Северной Африке вновь появилось 9 еврейских княжеств — Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб, Аль-Курдан, Шивава, Тальмесан, Вад-Драа, Тахир.

Жестокий правитель княжества Орес (юго-восточный Алжир) влюбился в бедную девушку — Дахию аль-Кахину бинт-Табиту. Кахина не хотела его, но тот стал терроризировать её односельчан. В конце концов, доведённые до крайности старейшины села с плачем отправились к Кахине и стали умолять её спасти родную деревню и уступить домогательствам сластолюбивого князя. Дахия уступила, однако в первую же ночь после свадьбы убила мужа, унаследовав его пост. (Чем-то мне это о Данае напомнило с его 50 дочерьми...)


В VII в. на территории Туниса появились арабы, которые основали первый арабский город на территории Северной Африки — Кайруан (не "Коран", и не Каир-Ан, а просто "караван"; получается, "кар" - усечённое от "каюр"?).

К моменту арабского вторжения Кахина была уже лидером всех 9 иудео-берберских княжеств, а когда в одном из первых столкновений с арабами в 694 году погиб глава берберов князь Косейла, все берберские княжества признали её царицей объединённого берберского государства — Африканского царства.

В 703 году в районе современного города Эль Джерн берберское и арабское войско встретились в последней отчаянной битве.

По сведениям арабского историка Ибн Нувайри, евреи и берберы дрались с мужеством отчаяния, и лишь подавляющее превосходство позволило арабам одержать вверх. Дахия эль-Кахина сражалась с мечом в руках во главе своих воинов и погибла в бою. Её отрубленная голова была отослана халифу Абд-эль-Малику. Населению Африканского царства было предложено на выбор — принять ислам или умереть. Среди множества принявших мусульманскую веру были и двое взрослых сыновей Дахии — утверждают, что перед смертью она приказала своим последователям в случае поражения принять для вида ислам, дабы сохранить народ от истребления. Около 50 тысяч человек отказались изменить вере и были убиты...

Вот такая она, последняя настоящая царица амазонок!

Интересно, случайно ли ивритское слово "гиюр" означает обращение нееврея в иудаизм, а также связанный с этим обряд. Гер — человек, который принял гиюр. А вот франки (немцы) здесь причём?


Продолжение следует...



Чуть не забыла: до 8-го века ещё не существовало Лхасы, но было селение Раса — «ограждённое место», размещавшееся на горе Марпо Ри. Рашка, Раса, Рось, Русь, Россия - ох, неспроста это!

Косяк у меня вышел, маловато про "косяк" рассказала. Напомню: шумеры kas "быстрый бегун". Баски  ihes/iges "полет, побег".

Словарь Т. Ефремовой: Косяк - это... Клин земли. Гурт кобыл с одним жеребцом. Скопление рыб в период икрометания. Стая птиц, летящих клином. Но это ещё не всё!

Что значит "скосить"? Это уменьшить высоту травы. А в каком случае мы пойдём "наис-кос-ок"? Когда спрямляем путь, чтобы не идти в обход и добраться быстрее до нужного места.

С-кос, от-кос - это покатый спуск, скат, наклонная поверхность. Наблюдение: что вверх - легче с разбегу брать; что вниз - ноги сами бегут.

Что такое "коса"? С той, которой траву укорачивают, всё понятно. А та, в которую волосы заплетают, тоже их зрительно укорачивает (ещё в детстве проверено).

Теперь понятно, что "скосить", "скостить" - это укоротить, сделать быстрее.

Занятно, но я не слышала про "косные" годы. Зато есть високосный год, т.е. "удлинённый". Смешная у него этимология: от лат. bisextus. Вы в этом слове нашли корень "кос"?! Но ведь кто-то перевёл его когда-то на старорусский совершенно правильно! "Бисе" - это "висо", выход на бис, продление выступления. Но это и "дважды резаный" в той же латыни: bis (дважды) + sectis (резать). Кого режут? Время, год, изображавшийся у славян в виде змея-кольца.

Итак, у нас нет косных лет. Но есть каждый день, да и каждый год тоже. Есть здесь что-то от "кожи"?

Каждый. Происходит от праслав. *kъzьdо, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. къжьдо, кажьдо, кожьдо, укр. каждий, кождий, кажний, кожний, белор. кожды, кажен, кожен, кожны. Праслав. *kъzьdо или *kъzьdе содержит *kъ (см. кто), zе (см. же) и -ьdе – относительное нареч. (ср. где). Ср. готск. (H)uarjis «который»; huаr «где», лит. kurs, kuris «который»; kur; «где». Я бы сюда ещё из архаики "куроса" (юношу) приплюсовала и современную "завитушку" англ. curl (завиток, кольцо, вихрь)и латынь Crispum, арм. khopopik (змей Апопис), бенгали Kаrla; идиш латиницей grayzl (гризли) и санскрит "курма" (черепаха, с ней вы ещё встретитесь чуть ниже), македонский "навивам".

Кожа.  Праслав. *koza, от *kozja (skora) ‘козья (шкура)’, от *koza ‘коза’ + *-ja, далее от неустановленной формы... А я вижу в skora архаическую "кору" (девушку) и кору (твёрдую внешнюю оболочку). И за "козу" ответят!!!

Кора. Происходит от праслав. *kora. Родственно лит. karnа «липовое лыко»; лат. corium «толстая кожа, шкура, оболочка», др.-инд. cаrman - «кожа, шкура», авест. сarеman - «шкура, кожа», др.-инд. krttis «шкура, кожа».

Интересно, почему древние, хтонические, божества имели змеиный облик, указывающий на их связь с землёй?


Признаюсь, это ещё очень неясно в моей голове. Сейчас я только пытаюсь чуть приоткрыть тайну.

Будда Кассапа. Будда Кашьяпа — в буддизме один из Семи будд прошлого. Санскр. Kаsyapa, букв. с санскр. "Земля", пали Kassapa, тиб. ka shуa pa, или 'od srung – букв. "Защищающий свет".

Но ведь это и рус. "кот", "кош-ка". Это европейский "креатор, кратор" - создатель (сходство с "кратер" вулкана). Это Великий и Мудрый, Катар-ва-Хасис (утреннее, восходящее Солнце).

А теперь выдержки из статьи Дёмина В. Н. КОГДА КОЩЕЙ БЫЛ "КОЧЕГАРОМ"…

"Имя Кощей принято связывать со словом "кость": дескать, такой он худой, кожа да кости... Уже в этом простом объяснении кроется типичная ошибка, потому что в сказках о Кощее "костью" ("коской") именуется, как ни странно, не сам владыка Царства Бессмертия, а его антагонист - положительный герой, побеждающий сказочного монстра (например, все тот же Иван-царевич).

"Вдруг Кош Бессмертный входит в дом и говорит: "Фу, фу! Русской коски [кости] слыхом не слыхать, видом не видать, а русская коска сама на двор пришла? Кто у тебя был?.."

В любом словаре нетрудно отыскать значение  понятия "кош": это "казачий лагерь, пастушеский стан, стоянка кочевников".

Помимо упомянутого выше, это еще: 1. "корзина", "короб"; 2. "ларь", "ящик"; 3. "старое русло реки"; 4. "дружина, отдельный подвижный отряд, часть войска"; 5. "ставка князя, воеводы"; 6. "воинский обоз;"; 7. "укрепленный лагерь"; 8. "зимовье промысловика-охотника"; 9. "жребий, судьба".

Последний смысл особенно любопытен в интересующем нас плане. С ним связано еще одно важное понятие - "кощун" ("богохульник, насмешник").

Архаичная общеязыковая корневая основа "кош" породила множество других, не менее архаичных, слов и понятий: "кошель"; "кошма" ("войлок из овечьей шерсти"); "кошмар" (слово, хотя и французское, но содержащее в себе две древнейшие корневые основы "кош" + "мар"); "кошуля" (разновидность славянской одежды); "кошута" ("самка оленя") и др...

Принято считать, что слово "кошка" (с учетом чередования согласных "т" и "ш") образовалось от слова "кот", ибо, согласно филологическим канонам, мужской род предшествует женскому. Но в реальной истории всё было отнюдь не так: матриархат, как известно, предшествовал патриархату. (Прим. автора: скорее всего, сначала не было разделения на рода. Род был один. Кош-ка - это как Кош (Котар)).

Между прочим, в древнерусском языке было самобытное слово "кощей", означавшее совсем юного "мальчика", "отрока". В летописных рассказах об убийстве Андрея Боголюбского постоянно присутствует один из таких отроков - "один кощей мал" (Новгородская Первая летопись), "кощей един мал детеск" (Никоновская летопись).

Гораздо чаще слово "кощей" употребляется в старописьменных русских текстах в смысле "пленник", например, в "Слове о полку Игореве": "Ту Игорь князь выседе из седла злата, а в седло кощиево" ("седло кощиево" означает здесь "седло пленника"). Половецкий хан Кончак также назван в "Слове" "поганым кощеем" (естественно, уже не в значении "пленник", ибо пленник здесь - князь Игорь).

В другом летописном контексте "кощей" может означать уже другое - скажем, слугу, ведающего лошадьми во время похода княжьей дружины и держащего во время битвы запасного коня для князя.

В одной из берестяных грамот, найденных при раскопках в Новгороде, слово Кощей употребляется в форме имени собственного. Так что кощеи в Древней Руси во всю действовали не только в сказках и мифах. Но и, как говорится, смысловой разброс налицо.

В "Ригведе" единственным первотворцом всего сущего и божеством, охватывающим собой весь мир, считается Праджапати. Согласно каноническим ведийским текстам, Праджапати сотворил Вселенную, всю живую и неживую природу, превратившись в Космическую Черепаху. Вот эта Черепаха, как аватара Первобога, и есть Кашьяпа (дословно в переводе с санскрита, как уже указывалось, и означающий "черепаху").

Санскритское слово kosagara означает "хранитель казны" (опять: "Царь Кощей над златом чахнет"). Читается это слово, как "кошягара" или даже "кочагара". Короче, и без микроскопа видно, что это наш русский "кочегар"!

"Хранитель казны"… Но ведь казна бывает всякая. В старину княжеская казна была наполнена не столько звонкой монетой, сколько мехами, оружием да еще бочонками с медом. А если заглянуть в самые глубины арийской истории. Что хранилось в казне в те баснословно далекие времена?.."

Вот какой вопрос меня давно интересует: с установлением христианства на Руси куда подевались исконно славянские боги? И если "ягиня" - это "берегиня", то кто же тогда Кощей?

Осталось только припомнить египетскую богиню-кошку Бастет и её супруга, хранителя  рожениц с новорожденными и домашнего очага, Беса...