Заклинание Духа Огня

Владлен Кешишев
Яр-Дух Огня, сойди в меня
И выжги плевелы вранья.
Преображение в Огне,
Страх и гордыня в сатане.

Ярь Дух Огня, зовёт страна -
Жги преисподней ордена
Пророков лжи и ложь саму
Яр-Дух, – в огонь, а не в тюрьму.

Пришла пора - куют клинок
Перун, Ярила и Стрибог.
Нам хватит дела на Руси -
Косой косую не скосить.

Яр-Дух Огня, сойди в меня,
Дай силы мне, моей стране.
Не сдюжит ворог ратью Русь -
Клинку по нраву татей хруст.

Кривая мова в кось и в ширь –
Жиреет в Киеве мизгирь.
Медведю сеть паук плетёт,
Хам бур хер с нежитью сосёт.

Паучья сеть на вид крепка,
Но рвется даже от плевка.
Всем миром плюнем в гниду-власть,
Да сгинет казнокрадов страсть.

Бил Разин гнид, бил Святослав,
Бил Севастополь сталью прав.
Всем миром править дело нам,
Самим вершить, а не богам.

Над Русью вечевой набат -
Сгустились тучи во сто крат.
По ком же колокол гудит?
По тем, кто жив? По тем, кто спит?

Кто брал рейхстаг, кто был убит,
Тот русским в бой идти велит.
От предков наша кровь красна
И совести звенит струна.

Яр-Дух Огня, сойди в меня,
Жги яйцехоре* семена
Яр-Дух Огня, сойди в народ
И выжги нелюди приплод,

Рептилий матрицы разбей,
О Матушке-Земле радей.
Не мир, но меч вручил нам Хорс,
Стяжал Яр-Дух, сиял до звёзд,

Шёл по зыбям кривых зеркал,
Тебя, Яр-Дух Огня, алкал.
Яр-Дух Огня, в меня войди,
На свет грядущего веди,

Яр-Дух Огня, сияй во мрак -
Ждёт очищенья Зодиак.
Яр-Дух Огня, в крови гори
Сияньем утренней Зари.

Яр-Дух Огня, – Ярила Бог,
Русь – твой ведический чертог.
Яр-Дух Огня, - Ярила Свет,
Тебе нигде преграды нет.
***
12.08.2015


Иван Евграфович Федоров,

Красный дракон — летчик из легенды

Авиаторы называют его пилотом-легендой. Иван Евграфович Федоров участвовал в
девяти войнах и военных кампаниях (Испания, Хасан, Халхин-Гол, Монголия,
Польская кампания, Финская, Великая Отечественная войны, миссии в Корее и во
Вьетнаме). Работал испытателем и ведущим шеф-пилотом КБ Лавочкина и первым
поднял в воздух реактивный самолет. Первым испытал самолет с ламинарным крылом,
первым достиг скорости полета 1000 км/час, первым сумел покинуть реактивный
самолет без помощи катапульты, первым преодолел звуковой барьер, первым
выполнил все фигуры высшего пилотажа на реактивных самолетах и первым испытал
все виды вооружения на них, был первым командиром самолета-носителя при первых
испытаниях советских атомных бомб и всего освоил 297 (!) типов самолетов.

Официальное резюме

Еще в 50-е старые летчики-фронтовики рассказывали мне, что был летчик,
сбивший больше самолетов противника, чем Покрышкин и Кожедуб. Иван Федоров,
говорили фронтовики, уничтожил 134 вражеских самолета, провел 6 таранов, 2
самолета “взял в плен” — вынудил сесть на свой аэродром. При этом ни разу не
был сбит и не потерял ни одного ведомого. Но по каким-то особым причинам,
говорили офицеры, этот летчик “засекречен”.

Первое печатное сообщение о Федорове — статья в двухтомном биографическом
словаре “Герои Советского Союза” (Москва, 1988). Вот ее текст (с небольшими
сокращениями): “Федоров Иван Евграфович, родился 23 февраля 1914 года в г.
Харькове в семье рабочего. В Советской Армии с 1932 года, участник
нац.-революц. войны испан. народа 1936-1939 гг. Участник Вел. Отеч. войны.
Летчику-испытателю полковнику Федорову за испытание и освоение новой военной
техники и проявленные при этом мужество и героизм 5 марта 1948 года присвоено
звание Героя Сов. Союза. Награжден 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного
Знамени, 2 орденами Александра Невского, 7 орденами Отечественной войны 1-й
степени, орденом Отечественной войны 2-й степени, 2 орденами Красной Звезды,
медалями”.

В этой официальной справке почему-то не указано, что Федоров награжден
высшими военными наградами нескольких стран, не сказано, сколько самолетов он
сбил.

Трудно сосчитать, сколько боевых летчиков подготовил Иван Федоров, но из них
14 Героев Советского Союза и два дважды Героя; многие стали генералами и
видными авиационными командирами, а сам Федоров ушел на пенсию в звании
полковника. Странно. Но все эти странности имеют свое объяснение.

Испанский летчик

Федоров готовился в летчики с юных лет. Он выполнил нормативы мастера по
шести видам спорта: по боксу, волейболу, борьбе, плаванию, фехтованию и
акробатическим прыжкам на мотоцикле (!). Работал слесарем, помощником машиниста
и машинистом на маневровых паровозах, но мечту летать не оставлял.

С друзьями построил планер, который без смеха потом не вспоминал: от ящика
не отличишь. Но именно на нем впервые полетел. Было это в 1929 году. А через
три года повез тот же планер в Коктебель и там получил звание
пилота-планериста. В летную школу пошел позже, когда без отрыва от производства
закончил физико-математический факультет пединститута.

В 1937 году Федоров попросил направить его в Испанию. В боях над Испанией
Иван сбил 24 самолета, в том числе два Ме-109, новую немецкую машину,
считавшуюся у фашистов неуязвимой, дважды таранил вражеские машины. За
отчаянную храбрость и великолепное летное мастерство республиканцы дали ему
прозвища Красный Дьявол и Красный Дракон. Начальник авиации Испанской
Республики Игнасо Идальго де Сиснерос торжественно вручил Ивану Федорову высшую
награду республиканцев — орден “Лавры Мадрида”. Такую награду в СССР получили
всего пять человек, один из них — “полковник Малино”, будущий маршал Советского
Союза и министр обороны Р.Я. Малиновский.

24 февраля 1938 года капитан авиации Федоров удостоился за свою испанскую
эпопею звания Героя Советского Союза, но золотую звезду ему не суждено было
получить. Вот почему.

Во время банкета по случаю награждения “испанцев” в Москве, на котором присутствовали
больше полутораста молодых офицеров, по какому-то незначительному поводу
завязалась драка, потом перестрелка. Да такая, что 11 санитарных машин
развозили пострадавших по московским госпиталям и моргам. Иван Федоров особого
участия в драке не принимал, но приставленному к нему самонадеянному и наглому
энкавэдэшнику, разозлившись, нанес мощный короткий удар правой. Федоров был
первоклассный боксер: на второй день особист, не приходя в сознание, скончался.

Федорова и еще нескольких летчиков вызвал начальник Генерального штаба по
авиации генерал-лейтенант Смушкевич и сказал: “Воевали геройски — и все
насмарку!” А оставшись с Федоровым наедине, доверительно и по-дружески
предупредил, что НКВД завел на него особую папку по личному распоряжению
Лаврентия Берии…

Эта папка и сыграла в судьбе Ивана Евграфовича печальную роль: его на
несколько десятилетий “задвинули” в своеобразную политическую тень, а воинскую
славу засекретили наглухо.

В тот раз его спас от ареста и смерти не кто иной, как сам Сталин: он приказал
Берии не трогать летчика, чтобы не осложнять отношений с испанцами, для которых
Иван был национальным героем.

Орден из рук Адольфа Гитлера

Вообще Федоров в силу своего необузданного характера неоднократно совершал
весьма рискованные поступки, каждый из которых мог бы стоить ему головы.

Он был участником шести дуэлей. В него стреляли, он — ни разу, и потому со
всеми, с кем сходился у барьера, остался в большой дружбе.

Весной 1941 года немцы предложили Москве для укрепления взаимного доверия
обменяться летчиками-испытателями: русские приедут и облетают все новейшие
самолеты “Люфтваффе”, вплоть до самых секретных образцов, а немцы поедут в Союз
и посмотрят советскую технику.

Русские летчики были почетными гостями Адольфа Гитлера и обедали за одним
столом с ним, Риббентропом, Герингом и Геббельсом. На совместных показательных
выступлениях Федоров был особенно настроен показать врагу (он был уверен, что
Гитлер готовит войну против СССР), с какими пилотами ему придется иметь дело.
Увидевший своим глазами, что вытворяет в воздухе Федоров, Гитлер был ошеломлен
и поражен. Рейхсмаршал авиации Геринг угрюмо подтвердил, что даже лучшие
немецкие асы повторить “воздушные акробатические фокусы” советского летчика не
смогут.

17 июня 1941 года состоялся прощальный банкет в резиденции рейхсканцлера. На
банкете Гитлер вручил советским летчикам награды, Федоров из его рук получил
один из высших орденов рейха — Железный крест с дубовыми листьями I класса. А
еще каждому подарили по четыре золотые монеты достоинством 10 тысяч марок. На
них тогда можно было купить несколько “Мерседесов”.

На пятый день после возвращения летчиков домой началась война.

Дезертировал на фронт

На фронт его не отпускали, отправив сначала в Китай (испытателем на
авиазавод в Кульдже), а затем в Горький, испытывать машины КБ Лавочкина и
Поликарпова. В конце концов Федоров решил получить направление на фронт как
наказание. На опытной машине ЛаГГ-3 сделал подряд три мертвые петли под мост
над Окой. А когда пошел на четвертый заход, зенитчики из охраны моста открыли
по самолету огонь, подумав, видимо, что он может мост разрушить. Тогда Федоров
решил, что не будет даже возвращаться на свой аэродром, и полетел прямо на
фронт.

Долетел до Монина без карты, 419 километров по “компасу Кагановича” (так
летчики звали железную дорогу). Сел. Подрулил к заправщику:

– Эй, побыстрее заправь, срочно лететь надо!

– А вы коменданта аэродрома видели?

– А где он?

Шофер показывает в другой конец аэродрома. Тут Федоров достал свой пистолет
(патронов в нем не было):

– Ты в Бога веришь? Считаю до трех!

Запрыгнул на крыло, сам стал заливать керосин в горловину… Смотрит, катит
“Форд”, в нем голубые фуражки. “Ну, — подумал, — это точно по мою душу”.
Заскочил в кабину, развернулся, обдал подъехавших чекистов струей воздуха от
винта и взлетел… Окончился этот перелет на аэродроме Третьей воздушной армии,
которой командовал Михаил Михайлович Громов, герой беспосадочного перелета в
Америку через Северный полюс. Федоров понравился Громову и остался в его армии,
на Калининском фронте.

Между тем руководство горьковского авиазавода объявило Федорова дезертиром и
потребовало вернуть с фронта. Он послал им телеграмму: “Не затем удирал, чтобы
к вам вернуться. Если виноват, отдайте под трибунал”. На душе было тревожно, но
Громов успокоил: “Если бы ты с фронта удрал, тогда судили бы, а ты же на
фронт”. Действительно, дело вскоре закрыли, но в Горьком у Ивана оставалась
жена (между прочим, тоже летчица). У Громова Федоров испросил разрешение
слетать за нею на двухместном самолете ЯК-7. И они стали воевать вместе.

В бою — “анархист” Федоров

Громов очень быстро убедился, что Иван Федоров — настоящий воздушный ас: за
полтора месяца он сбил 18 самолетов противника. Общий его счет составил 42
победы, но представления на звание Героя не давали. Он сколотил девятку
отличных летчиков и водил ее за линию фронта на “свободную охоту”. Самого
Федорова за эту “охоту” прозвали анархистом, так как он разрешения не спрашивал
и всю ответственность брал на себя. Федоров на “охотах” сбил 21 немецкий
самолет, другие летчики — по 10 и более, на земле уничтожили около трех
десятков, но сделать удалось только 16 вылетов: пришел строжайший запрет
командования…

В июне 1944 года на участке фронта, где воевал Федоров, появилась группа
известных фашистских асов-”картежников”, которой командовал полковник Берг. На
фюзеляжах машин группы были нарисованы тузы, короли, валеты… Самолет Берга был
украшен трехглавым драконом, говорили, что на его счету 127 побед. В паре с
летчиком Боровым Федоров сбил Берга и его ведомого с червовым тузом на борту.
Через некоторое время Федорову принесли шпагу Берга, курительную трубку
“Мефистофель” с дарственной надписью Гитлера и белый маузер из нержавейки…

Иван Евграфович не раз таранил самолеты противника. Старался ударить по
хвосту. Удачный таран был 17 августа 1944 года. Летели в паре вдоль железной
дороги. Противоположным курсом — строй “Юнкерсов”. Насчитал 31 бомбардировщик.
Их сопровождают и прикрывают еще 18 “Мессеров”. Едва начал строить маневр для
атаки, как ведомый с перепугу пошел вниз и бросил командира. Федоров передал по
рации: “Следите за последней работой, чем позорно жить, лучше честно умру!” — и
бросился в самую гущу бомбардировщиков. С близкого расстояния сбил пять
“Юнкерсов” и одного таранил. Документ, подтверждающий описание этого боя,
подписал начальник штаба 6-го истребительного корпуса полковник Н.П. Жильцов.
Летчик едва-едва дотянул до своего аэродрома на истерзанной, не слушающейся
руля машине.

Интересный факт фронтовой биографии Федорова — командование группой
штрафников. О летчиках-штрафниках ни в “Истории Великой Отечественной войны”,
ни в трудах военных историков вообще нет ни слова. Это была идея самого
Сталина, а прежде ничего подобного ни в одной армии мира не заводили.

Полномочия дали Федорову большие: за малейшую попытку неповиновения
расстреливать на месте. Этим правом он не воспользовался ни разу. Его штрафники
сбили около 400 самолетов, не считая сожженных на земле, на счету каждого из
них было от 50 до 100 побед в воздухе. Через несколько месяцев Федорова вызвал
маршал Конев и сказал: “Пиши отчет, что делать со штрафниками”. Четверо были
представлены к званию Героя, остальные получили награды и очередные воинские
звания до выслуги, и все разъехались по своим полкам.

Переживший конец света

В 1948 году Федорову довелось командовать самолетом-носителем на испытании
первой советской атомной бомбы. Бомба, которую Федоров сбросил с высоты в 20
000 метров, взорвалась на земле, но и с такой высоты летчик мог посмотреть на
пламя взрыва только через специальные сильно затемненные очки. Самолет в момент
взрыва тряхнуло так, что после посадки он весь дребезжал от одного лишь щелчка.

В 1951 году Федоров снова испытывал ядерный боеприпас. В районе поражения
соорудили целый городок, земляные укрепления, постройки из дерева и камня. В
городок поместили разных животных: лошадей, свиней, овец — взрыв превратил их в
комки обгоревшей плоти. Так выглядели бы и люди, подумалось тогда Федорову. И
еще подумалось: вот он, конец света…

23 февраля этого года заслуженному летчику-испытателю СССР, Герою Советского
Союза Ивану Евграфовичу Федорову должно исполниться ровно 88 лет. У меня нет
точных данных на сегодня, но три года назад он был бодр и здоров, жил в Москве,
в квартире, куда его поселили когда-то по личному распоряжению Сталина.

То, что о его подвигах сегодня не знает почти никто, Федорова не огорчает.
Он считает, что сполна вознагражден и судьбой, и государством: труд классного
летчика всегда хорошо оплачивался. Иван Евграфович, смеясь, говорит, что если
сейчас новый русский имеет свой самолет, то все думают: “Ух, какой крутой”, а у
него было 5 самолетов, его ими премировали.

Еще у него была роскошная вилла в Андалузии — подарок короля Испании Хуана
Карлоса, — большая дача в Химках и целый парк легковых авто. Ну зачем одному
человеку, считал Иван Евграфович, столько добра? Он все это раздарил. Виллу в
Испании и полгектара земли с бассейном отдал своему авиамеханику, что самолеты
ему готовил. Подмосковную дачу — заводу под детский сад. Федоров вообще
считает, что за дело нельзя браться во имя выгоды или каких-то житейских благ.
Его-то всегда вели по жизни страсть и беззаветная любовь к своему призванию.

Феликс КУИМОВ
http://forum.relicvia.ru/topic/47454-ivan-
evgrafovich-fedorov-letchik-legenda/
ССЫЛКИ В ПОИСКЕ ИСТОЧНИКА ЗАБИВАЙТЕ В ПОИСК ПОЛНОСТЬЮ, А ЕСЛИ АДРЕС
ИСТОЧНИКА СТАТЬИ СМЕНИЛСЯ, ИЩИТЕ ЕГО В ПОИСКЕ ПО СЛОВАМ ИЗ СТАТЬИ.
Ведические храмы славян

Любомирская Лидия: литературный дневник

Здесь мы расскажем о величайших и знаменитейших славянских ведических храмах, которые были известны и почитаемы, которые являлись средоточием высочайших достижений искусства Древнего Мира.

Легенды и были о Первом Храме

Со славянскими землями связана легенда о Первом Храме, по образцу коего строились потом все храмы Древнего Мира. Это был Храм Солнца близ горы Алатырь.

В седую древность к началу Священной Истории уводят нас предания о Храме Солнца. Сказание об этом Храме повторяется чуть ли не всеми народами Европы и Азии.

В Индии зодчего сего храма именовали Гандхарвой, в Иране — Гандарвой (Кондорвом), в Греции — Кентавром, на Руси Китоврасом. Имел он и иные особые имена. Так, южные германцы именовали его Морольфом, а кельты — Мерлином. В ближневосточных легендах он же именуется Асмодеем и строит храм для Соломона (царя Солнца).

Каждый народ относил строительство сего Храма на свою землю и во времена эпические, с коих он начинал отсчитывать свою историю. Мы же, славяне и иные северные народы, с полным правом можем считать, что исток всех сих легенд лежит на Руси, там же, где находится исток самих Вед.

К тому же, давно подмечено, что названия многих, если не всех, частей храма имеют славянское происхождение. Само слово "храм” славянское, это неполногласная форма слова "хоромы”, что значит "богатое здание, дворец”. Слово "алтарь” происходит от имени священной Алатырь-горы. "Хорос” (храмовый светильник) — от имени бога Солнца Хорса. "Амвон” (возвышение, с которого священник произносит речь) происходит от слова "мовь” — "речь” (в "Книге Велеса” говорится, что Старый Бус восходил на "амъвеницу” и учил о том, как следовать Пути Прави). И так далее.

Русская легенда о строительстве Первого Храма такова. Давным-давно великий волшебник Китоврас провинился перед богом Солнца. Он, по велению Месяца, украл у Солнца жену Зарю-Зареницу. Боги вернули Зарю богу Солнца, а волшебнику, во искупление вины, повелели построить для бога Солнца и во славу Всевышнего у Алатырской горы Храм.

Сей Храм волшебник должен был возвести из необтёсанных камней, дабы железо не осквернило Алатырь. И тогда волшебник попросил помочь птицу Гамаюн. Гамаюн согласилась. Так камни для храма были обтёсаны волшебным Гамаюновым когтем.

Предания об этом Храме легко датируются астрологически по созвездию Китовраса (Стрельца). Зодиакальная эпоха Стрельца была в XIX–XX тыс. до н.э. Именно этим временем в "Книге Велеса” также датируется Исход с Севера славяно-русов во главе с богом Солнца Ярилой. Храм Солнца был построен у Алатырь-горы по образцу Храма Солнца, который был ранее на Севере, на блаженном Алатырь-острове, который, по сути, не остров в мире явленном, а славянский ведический рай.

По преданию, Храм Солнца был возведён у Алатырской горы, то есть у Эльбруса. "Был построен храм на семи верстах, на восьмидесяти возведен столбах — высоко-высоко в поднебесье. А вкруг храма посажен Ирийский сад, огорожен тыном серебряным, и на каждом столбе по свечечке, что вовеки не угасают” ("Книга Коляды” IV б). Подобные песни о хоромах Солнца вошли в "виноградья” и "колядки”, которые и поныне поются во время многих славянских праздников.


В Приэльбрусье и в Нижнем Подонье, то есть близ устья древней священной реки Ра, древние народы помещали царство бога Солнца. Здесь, согласно греческим преданиям, находится царство бога Солнца Гелиоса и его сына Ээта. Сюда за Золотым Руном плыли аргонавты. И здесь, согласно "Книге Велеса” (Род III, 1), "Солнце спит в ночи”, здесь оно утром "поднимается в свою колесницу и смотрит с Востока”, а вечером "заходит за горы”.

За века и тысячелетия Храм Солнца много раз разрушался землетрясениями, древними войнами, потом вновь восстанавливался и перестраивался.

Следующие сведения об этом Храме относятся ко II тыс. до н.э. Согласно зороастрийским и древнерусским легендам, сей Храм был захвачен Русом (Рустамом) и Усенем (Кави Усайнасом), вступившими в союз с изгнанным из Священной области Змеем Ладоном (богатырем Авладом). Тогда из Храма были изгнаны правители, носившие имена древних богов Белбога и Коляды (Белого Дива и богатыря Келахура). Затем в Священную область вторгся Арий Оседень и победил Ладона. После этого Арий Оседень взошёл на Алатырь и получил Завет.

Существуют также древнегреческие легенды, повествующие о походе в эти места аргонавтов и Ясона, боровшегося с драконом у Золотого Руна (надо полагать, речь идёт о той же схватке Оседня с Ладоном).

И надо сказать, что первые известия античных географов и историков об этих местах также содержат упоминания о Храме Солнца. Так, географ Страбон на Северном Кавказе помещает святилище Золотого Руна и оракул сына Гелиоса Ээта. Согласно Страбону, сие святилище на рубеже нашей эры было разграблено Боспорским царем Фарнаком, сыном Митридата Евпатора. Разграбление Храма Солнца столь возмутило народы Кавказа, что началась война, и Фарнак был убит сарматским царем Асандром. С тех пор в Боспоре (Нижнее Подонье, Тамань и Крым) пришла к власти сарматская царская династия.

После этого было еще одно разграбление Храма — царем Митридатом Пергамским. Окончательное разграбление и разрушение Храма относится уже к IV в. н.э. По-видимому, оно было завершено готами и гуннами во времена Великого Переселения народов.

Однако память о нём не угасала в славянских землях. Легенды о разрушении Храма, предсказания грядущего его возрождения, возвращения отторгнутой Священной области еще долго будоражили умы. Одну из таких легенд пересказал арабский путешественник и географ Масуди Абуль Хасан Али ибн Хусейн в X в.

"В славянских краях были здания, почитаемые ими. Между другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в мире (это Эльбрус. — А.А.). Об этом здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, отмеченных в нем, которые указывают на будущие события и предостерегают от происшествий пред их осуществлением, о раздающихся в верхней его части звуках и о том, что постигает их при слушании этих звуков”.

Венедские храмы

В "Книге Коляды” рассказано также о боге Индре, который пришёл из Индерии (Индии) в земли русов и был поражён тем, что все знаменитейшие храмы в сей земле деревянные. "То ли у нас, — воскликнул Индра, — в богатой Индерии, храмы выстроены из мрамора, а дороги усыпаны золотом и каменьями драгоценными!”

Индерия русских былин и сказаний — это не только Индия, но и Вендия. Инды, пришедшие в IV тыс. из Пенджаба вместе с Яруной, в славянских землях стали винидами или венедами. Они также стали строить богатые храмы в честь богов. Особенно ими почитались боги войны: сам Индра, Яруна (Яровит), Радогост. Чтили они также Святовита (Святогора).

По преданию, ранее венеды были ванами. В Ванском царстве, что близ Арарата, они породнились с родами атлантов-святогоричей. В "Книге Коляды” есть миф о том, как прародитель Ван женился на дочери Святогора Мере. Этому сказанию соответствует греческий миф о дочери Атланта Меропе.

Венеды, как и все арии, расселялись сначала с Севера, потом с Урала и Семиречья, потом из Пенджаба и Ванского царства. Долгое время венедские (индские) области были на черноморском побережье Кавказа близ современной Анапы (древняя Синдика), а также на берегу Италии (Венеция). Но больше всего венедов поселилось в Восточной Европе. Здесь они впоследствии стали западными славянами, восточными немцами (вандалами), а часть влилась также в роды вятичей и словен. И во всех сих землях ими строились богатейшие храмы.

Более всех известен храм ратарей-ободритов, что был в городе Ретра. Ему посчастливилось, ибо статуи храма были спрятаны жрецами после его разрушения в 1067–1068 гг., а потом (спустя шестьсот лет) были найдены, описаны, с них были сделаны гравюры. Благодаря этому мы и ныне имеем возможность видеть образцы храмового искусства древних славян.

Храм Ретры также был описан в начале XI в. епископом Титмаром Мерзебургским (ум. 1018) в его "Хронике” и Адамом Бамбергским. Они писали, что в земле ратарей есть город Радигощ (или Ретра, "седалище идолослужения”, близ современного Мекленбурга). Сей город был окружен большим лесом, неприкосновенным и священным в глазах местных жителей... У ворот города стоял искусно построенный из дерева храм, "в котором опорные столбы заменены рогами различных зверей”. По свидетельству Титмара, "стены (храма) извне, как всякий может видеть, украшены чудесной резьбой, изображающей различных богов и богинь; а внутри стоят идолы богов ручной работы, страшные на вид, в полном вооружении, в шлемах и латах, на каждом вырезано его имя. Главный из них, которого особенно уважают и почитают все язычники, называется Сварожич”. По замечанию Адама Бамбергского, "изображение сделано из золота, ложе из пурпура. Здесь находятся боевые знамёна, которые выносятся из храма только в случае войны...”

Судя по воспоминаниям современников, храмы в землях венедов стояли в каждом городе и селе. И надо сказать, что города венедов почитались величайшими и богатейшими в Европе. По сообщению Оттона Бамбергского (XII в.), известно, что в Щетине было четыре котыни (храма), главнейшим из коих почитался храм Триглава. Он выделялся украшениями и удивительной искусностью постройки. Скульптурные изображения людей и животных в сем храме были сделаны столь красиво, что "казалось, будто они живут и дышат”. Оттон также отмечал, что краски этих изображений не смывались ни дождем, ни снегом и не темнели. "Там же сохранялись золотые и серебряные сосуды и чаши... Там же сохраняли они в честь богов огромные рога диких быков (туров), обрамлённые в золото и драгоценные камни и пригодные для питья, а также рога, в которые трубили, кинжалы, ножи, различную драгоценную утварь, редкую и прекрасную на вид. Там же было трехголовое изображение божества, которое имело на одном конце туловища три головы и называлось Триглавом... Кроме того, там стоял высокий дуб, а под ним находился излюбленнейший источник, который почитался простым народом, так как считали его священным, полагая, что в нем живет божество”.

Храмы восточных славян

О восточнославянских храмах известно меньше, чем о храмах венедских, ибо до сих земель не доходили путешественники и об этих землях мало знали географы. Ясно, что храмы были, но насколько они были богаты, судить можно только по косвенным данным.

Самыми богатыми в мирное время, надо полагать, были храмы Велеса, ибо они возводились на средства купцов. А в военное время, в случае победоносной войны, богатели храмы Перуна.

На русском Севере более всех почитали Велеса. Эти земли мало были затронуты войнами, наоборот, сюда стекались люди, бегущие с неспокойных южных границ и из венедских земель.

Самые богатые храмы были в Новгороде-на-Волхове. Здесь, особенно в VIII–IX вв., были общины, частью состоящие из людей, бежавших из вагрского (ободритского) Старгорода, первого пограничного западнославянского города, разрушенного германцами.

Святилища Новгорода создавались по образцу венедских и мало чем от них отличались. Это были деревянные строения, похожие на позднейшие северные церкви, шедевры деревянного зодчества.

И, кстати, не следует думать, что деревянные — значит бедные. На Востоке, например в Китае и Японии, и храмы, и дворцы императоров всегда строили из дерева.

Кроме богатых храмовых построек были и святилища на холмах, у источников, в священных рощах. О всех этих святилищах упоминает и "Книга Велеса”.

Не менее богатыми и почитаемыми были и храмы в Киеве. Там было святилище Велеса на Подоле (видимо, разоренное во времена Владимира). Был и храм (будынок) Перуна, совмещенный с хоромами князя, ибо князь почитался верховным жрецом Перуна.

Был в Киеве и храм Буса Белояра на Бусовой горе. "Книга Велеса” упоминает и о святилищах в священной роще, в Боголесье. Да и по всей Киевской земле было немало святилищ и храмов.

В Ростове Великом, на "чудском конце”, святилище Велеса простояло до начала X в. и было разрушено трудами преподобного Авраамия Ростовского: "Того идола (Велеса) преподобный молитвами своими, и данной ему въ видении тростию от святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, сокруши, и в ничто обрати, и на оном месте храм святого Богоявления постави”.

В землях кривичей более всех почитали Перуна и птицу Гамаюн. Так, в Смоленске, очевидно, был храм Перуна (и поныне на гербе Смоленска мы можем видеть пушку, как символ громового орудия и бога Перуна, а также птицу Гамаюн).

В землях кривичей, прусов и литовцев храмы Перуна (Перкунаса) закладывались еще в XIII в. Так, в 1265 г. среди великолепной дубовой рощи под Вильной в урочище Свинторога был основан каменный храм Перкунаса, в коем проповедовал знаменитый жрец Криве-Кривейто из жреческо-княжеской династии, восходящей к прародительнице Скреве, дочери Богумира, и прародителю Криве, сыну Велеса. В сем храме в 1270 г. было сожжено тело князя Свинторога, основателя храма.

"Капище имело в длину около 150 аршин, в ширину 100, высота простиралась до 15 аршин. Капище не имело крыши, оно было с одним входом с западной стороны. Напротив входа имелась каменная часовня с разными сосудами и священными предметами, а под нею пещера, где ползали змеи и иные пресмыкающиеся. Над этой часовней устроена была каменная галерея, вроде беседки, имевшая 16 аршин вышины над часовнею, и в ней помещался деревянный кумир Перуна-Перкунаса, перевезенный из священных лесов Полагена (на берегу Балтийского моря).

Перед часовней, на 12 ступенях, обозначавших течение луны, возвышался жертвенник в 3 аршина вышины и 9 ширины. Каждая ступень была в пол-аршина вышины, так что вообще вышина жертвенника составляла 9 аршин. На этом жертвеннике горел неугасимый огонь, называемый Зничъ.

Огонь поддерживался день и ночь жрецами и жрицами (вейделотами и вейделотками). Огонь пылал во внутреннем углублении в стене, устроенном так искусно, что его не могли потушить ни ветер, ни огонь”Лейт.

Под Витебском в 1684 г. на развалинах древнего храма был найден золотой идол Перуна больших размеров и на огромном золотом подносе. Ксендз Стенкевич, описывавший это событие, присовокупил, что "идол доставил многим поживу, и даже святейшему отцу досталась доля”.

Немало следов древних святилищ, храмов осталось и в землях вятичей (в именах священных рощ, гор и источников). Более всего таких названий можно найти на территории современной Москвы. Так, по свидетельству летописей, на месте Кремля в древности располагался храм Купалы и Велеса (священный камень из этого храма почитался вплоть до XIX в. и находился в церкви Иоанна Предтечи). На Красной горе, Болвановке, на пустыре, что близ Таганки, и ныне можно найти три священных валуна, некогда почитавшихся вятичами. В московской топонимике можно найти немало следов иных ведических святилищ.

Следует упомянуть и о культе Чёрного бога, и о его храмах. Богатейшие храмы сего бога были во всех славянских землях, и есть их подробнейшие описания.

Более всего Чёрного бога почитали венеды, в том числе те, что селились в восточнославянских землях, ибо Чёрного, или Лютого, бога они почитали ликом загробного судии Радогоста, отсюда в христианство перешло почитание Радуниц.

Вообще в христианстве много следов древнего почитания бога Смерти: Богоматерь Мария напоминает Марену, распятый Христос напоминает не только Буса Белояра, но и распятого Чернобога Кащея (по песням из "Звездной Книги Коляды”). Чёрные ризы попов и монахов, погосты, разработанный ритуал погребения — также напоминание о древнем погребальном культе.

Верно, были храмы Чернобога в Чернигове у знаменитой Чёрной грязи (древние земли скифов-меланхленов, ходивших в чёрных плащах). Был храм Чернобога и на Урале у горы Карабаш (Чёрная голова), и на Карпатах (Чёрные горы). Почитали Чёрного бога и черногорцы на Балканах.

А вот какое описание храма Чёрного бога оставил нам Масуди Абуль Хасан Али ибн Хусейн в X в.: "Другое здание было построено одним из их царей на Чёрной горе (речь идет о храме Чёрного бога; таковые были известны у балтийских славян. — А.А.); его окружают чудесные воды, разноцветные и разновидные, известные своей пользой. В нем они имели большую статую бога в образе Сатурна (Чёрного бога славяне звали Седуничем, сыном Козы Седуни. — А.А.), представленного в виде старика с палкою в руке, которою он двигает кости мертвецов из могил. Под правой его ногой находятся изображения пречёрных воронов, чёрных кральев и чёрного винограда, а также изображения странных абиссинцев и зандцев (т. е. негров; речь идёт о демонах. — А.А.)”.

Храмы Беловодья

Исток всей храмовой культуры, как и исток самой ведической веры, славяне помещали в Священном Беловодье, на Крайнем Севере. А где располагалось Беловодье?

По свидетельству "Мазуринского летописца”, Беловодье располагалось где-то у устья Оби, то есть на полуострове Ямал, рядом с коим и ныне есть Белый остров. В "Мазуринском летописце” сказано, что легендарные князья Словен и Рус "обладали северными землями по всему Поморью... и до реки великой Оби, и до устья Беловодной воды, и эта вода бела как молоко...” Именно здесь, на Белом Острове (или Алатырь-острове), легенды "Книги Коляды” помещают древнейший Храм, бывший прообразом Первого Храма у священной Алатырь-горы.

Но что еще более важно, здесь полулегендарные исландские саги и в самом деле помещают храм, за сокровищами которого в VIII–IX вв. ходили викинги. В те годы эти земли принадлежали стране под названием Бьярмаланд (в русских летописях Бьярмия). По свидетельству русских летописцев, сия страна, как и весь Север, была подвластна Великому Новгороду, и в ней испокон веков жили не только угро-финны (бьярмы), но и русы. Варяги соблазнились неимоверными богатствами храмов Бьярмаланда. Бьярмаланд почитался варягами более богатой землей, чем Аравия, и уж тем более чем Европа.

Согласно "Саге о Стурлауге Трудолюбивом Ингольвсоне”, сей ярл Стурлауг отправился в Бьярмаланд по велению королевы. И там он напал на храм некой великаноподобной жрицы: "Храм полон золота и драгоценных камней, которые жрица украла у разных конунгов, так как она за короткое время носится из одного края света в другой. Богатств, подобных тем, что там собраны, нигде нельзя найти, даже в Арабии”.

Несмотря на противодействие сей жрицы и ее волшебных помощниц, Стурлауг разграбил храм. Он унес волшебный рог и золотой сосуд с четырьмя драгоценными камнями, корону бога Ямала, украшенную 12 драгоценными камнями, яйцо с нанесенными на нем золотыми буквами (это яйцо принадлежало волшебной птице, охранявшей храм), множество золотых и серебряных чаш, а также гобелен, "более ценный, чем три корабля с товарами греческих купцов”. Так он с победой возвратился в Норвегию. Сей храм бога Ямала, надо полагать, находился на полуострове Ямал близ устья Оби. В имени сего бога нетрудно узнать имя древнего прародителя и бога Ямы (Йимы, он же Имир, Богумир). И можно быть уверенными, что именно ко временам Богумира относится основание сего храма.

Этот храм был столь знаменит, что о нем знали даже в исламских землях. Так, Масуди рассказывает, что в славянских землях, "на горе, окруженной морским рукавом”, был один из самых почитаемых храмов. И он был построен "из красного коралла и зеленого смарагда”. "В его середине находится большой купол, под которым находится статуя бога (Богумира. — А.А.), коего члены сделаны из драгоценных камней четырех родов: зеленого хризолита, красного яхонта, желтого сердолика и белого хрусталя; голова же его из червоного золота. Насупротив его находится другая статуя бога в образе девицы (это Славуня. — А.А.), которая приносит ему жертвы и ладан”.

По свидетельству Масуди, это здание было построено в древние времена неким мудрецом. В сем мудреце нельзя не узнать Богумира, ибо Масуди приписывает ему не только колдовство, но и строительство искусственных каналов (а Богумир единственный, кто прославился именно этим во время Потопа). Далее Масуди замечает, что он уже подробно рассказывал о сем мудреце в предыдущих книгах. К сожалению, эти книги Масуди до сего времени не переведены на русский язык, а в них явно содержатся важнейшие сведения о деяниях Богумира, возможно, не сохраненные иными источниками.

В Бьярмии (современной Пермской земле) был не только этот, но и иные храмы. Например, храмы в столице сей земли городе Барме, который, по свидетельству Иоакимовской летописи, находился на реке Кумени (Вятская область). Барма признавался богатейшим городом Азии, но вот уже тысячу лет никто не знает его местоположения.

А сколько храмов исчезло в Святых Уральских горах близ Березани (Конжаковского камня), Азов-горы близ Екатеринбурга, Иремель-горы близ Челябинска? Когда до развалин сих святилищ доберутся отечественные археологи? Когда мы будем хоть что-то знать об этом?
Источник http://сварог-фонд.рф/index.php/
component/k2/1256-vedicheskie-khramy-slavyan