Тайна- Айвазовского Ивана Константиновича

Нина Филипповна Каменцева
 
Тайна- Айвазовского Ивана Константиновича

С любовью к живописи и пейзажу
Сборник № 4

Пейзажная лирика Нины Каменцевой ярка и красочна. Это, если так можно выразиться, разноцветные стихи. Дело в том, что все стихотворения в этой книге насыщены полным радужным спектром эпитетов и метафор.
А ещё стихи Нины Каменцевой можно назвать солнечными. В них любовь и радость, счастье и гармония. И всё это пронизано тёплыми солнечными лучами.
На страницах книги «С любовью к живописи и пейзажу» вас ждёт увлекательное путешествие в мир искусства. Практически каждое произведение – это рецензия на шедевр художественного ремесла, которым в полных красках вы можете насладиться, перелистнув страницу.

1. Тайна - Айвазовского Ивана Константиновича

Миниатюра из жизни великого художника-мариниста, баталиста, коллекционера, мецената, Ивана Константиновича Айвазовского (Ованес Айвазян) (1817–1900). Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.

1. Корзина с ландышами

С чего начать? Конеч-
но, с корзины ландышей,
которые приносили ему
шестнадцать лет подряд.
Но как понять от кого? И
не спросишь же: «А мо-
жет быть, жене?» И каж-
дый раз, один раз в год
на праздник он их ждёт.
Какой прекрасный цвет
и аромат! Он пленял его,
радовал глаз, и однаж-
ды художник решил на-
писать его на полотне.
Но как ты перенесёшь
этот аромат на холст? Он
напоминал ему духи, за-
пах которых когда-то он
ощутил, когда был молод.

Что-то вздрогнуло внутри, когда впервые он вдыхал их
аромат. Какая страсть повеяла от них! «О Господи!», –
взмолился он тогда, когда случайно его задел экипаж и
дама сердца, нет госпожа, а впрочем все равно, велела
помочь ему и наклонилась над ним. И он впервые увидал
обнажённую грудь и тонкий шёлк на её плечах, где оста-
новился его взгляд. Ох, если бы я мог прикоснуться, – ду-
мал тогда он. Она обожгла сердце юнца, как огонь. Пле-
нил красотой её тонкий стан. А голос – словно она пела
на французском! Увы, он не понимал ни слова. Пронзила
сердце, его не спросясь. И осталась вечною тайной.
Родился Айвазовский Иван Константинович 17 [29]
июля 1817 года в Феодосии (Крым), небольшом порто-
вом городке у подножья Крымских гор. С самого детства
он любовался морем, любил рисовать на песке днем и
ночью, но волны прибывали и стирали все нарисован-
ное. Однажды он увидел алые паруса, которые горели от
солнечных лучей. Это его так взволновало, что он решил
обязательно их нарисовать, но волны слизнули и смыли
его рисунок. Надо было нарисовать где-нибудь, чтобы со-
хранить.
   Его армянская семья была бедна, отец Геворг работал
рыночным старостою. В семье было двое дочерей и двое
сыновей. Если бы ни мать (Рипсиме), которая была искус-
ной вышивальщицей, рукодельницей, денег не хватало
бы на содержание семьи. Родители не могли Ивана обе-
спечить ни красками, ни полотном, ни кисточками. Если
бы не случай, он так и мучился бы в нищете. Он увидел
однажды белый дом, подходящий для написания карти-
ны. Иван (Ованес) чёрным углем нарисовал там картину
«Море и алые паруса» за одну ночь. Утром это заметил
градоначальник Феодосии А.И. Казначеев. Он приказал
смыть сейчас же. На второю ночь Иван опять нарисовал,
только уже обширней и красивее. Градоначальник был
удивлён, но все же приказал очистить во второй раз. И
поставил там пост городового дежурить на ночь. И когда
он в третий раз пришёл рисовать, то городовой его пой-
мал и отвёл к самому градоначальнику. Иван, конечно,
ожидал, что тот заставит его семью заплатить штраф за
его проделки. Градоначальник же, напротив, был снисхо-
дителен к нему, взял к себе домой жить и направил на бес-
платное обучение живописи. Иван был принят сначала в
гимназию в Симферополе, затем – в петербургскую худо-
жественную Академию.
Петербург в это время выделялся самыми талантли-
выми людьми: поэтами, художниками и композитора-
ми. Здесь он знакомится с Карлом Брюлловым, Михаи-
лом Глинкой, Крыловым. Его талант покорял всех, его
называли «самородок». Но он был с детства талантлив
во всем. Он обладал великолепным слухом, и это тоже
заметил А.И Казначеев, когда он жил у него. Градона-
чальник дал возможность учиться играть на скрипке, с
его же помощью Иван получил музыкальное образова-
ние. А.И. Казначеев, да и все вокруг удивлялись манере
Ивана держать скрипку – он садился и упирал скрипку
в колено. Однажды, слушая и смотря, как играет Иван
Айвазовский на скрипке, Михаил Глинка был очень вдох-
новлён. Он включил услышанное в свою оперу «Руслан и
Людмила» небольшим отрывком.
Никто не сможет написать так морские волны, кото-
рые, как кружева, сплетённые пенной кистью художника,
прибывали и убывали, омывая песок, унося с собой все,
к чему они прикасались.

2. Балерина Мария Тальони

Первые чувства молодого Ивана долго будоражили его
душу. Первая любовь... Ему ещё двадцать, ещё пушок на
подбородке, но странные мысли о любви уже вбегали в
его разум, и аромат её духов все время теребил его. Во
вторую случайную встречу в Петербурге около него оста-
новилась красивая коляска, а там сидела та же дама. Она
подозвала его и протянула билет в театр в первый ряд
партера. Он понимал, что на галёрку билета практически
не достать – публика сходила с ума от её выступления.
Он узнал в ней ту женщину, которая помогла ему, когда
он упал.
Была осень 1837 года. В России ждали прибытия Ма-
рии Тальони, дочери Карло Тальони, танцовщика, балет-
мейстера и импресарио. В Большой (Каменный) театр
билетов было не достать. Балерина блистала в «Сильфи-
де» и имела ошеломительный успех. Ей аплодировали
стоя даже дамы, что не укладывалось в рамки приличий.
С тех пор пошла мода подносить артистам цветы на рус-
ской сцене. Высший свет заболел танцами. Знатные дамы
брали уроки у балерины. Сам Император Николай I, лю-
битель балета, не скрывал восхищения Марией Тальони.
Он не раз с цветами появлялся у неё за кулисами. Однаж-
ды сама императрица удостоила Марию личного внима-
ния. Удивлению не было конца: «Этого она не делала ни
для одной артистки». Из городских афиш он узнает, что
именно она, Мария Тальони (1804—1884), выдающаяся
балерина XIX века, помогла ему, когда он упал. Он поста-
рался одеться красиво, как подобает. Он и прежде бывал
в Большом театре, но сидел где-то на галёрке.
Он поглощал каждое её движение. Вблизи все было
так ощутимо, и он решил обязательно с ней встретить-
ся. Когда закончилось представление, Иван сразу же по-
бежал к выходу, чтобы встретить её. Он знал её экипаж
и встал вблизи. Толпа не давала ей возможности выйти.
Тогда он с помощью нескольких юных студентов удер-
живал толпу, давая возможность пройти к карете. Мария
шла грациозно, держа в руках букет красных роз, а когда
заметила Ивана, бросила их ему прямо в руки. Он поймал
их, и несмотря на то, что у него за большие деньги про-
сили продать хотя бы одну розу, не продал, а убежал по
набережной в слезах от счастья, что она его заметила и не
прошла мимо. Первая любовь всегда трепетна, она вскру-
жила ему голову, он рвался за ней. А как можно было ей
не заметить высокого, стройного молодого талантливо-
го художника, студента императорской Академии худо-
жеств. Хотя Мария и понимала, что между ними ничего
не может быть – она старше его была на тринадцать лет.
Иван узнал, что она уезжает весной в Венецию до кон-
ца лета. Он приложил все усилия, чтобы окончить ака-
демию в срок, и добился права на стажировку в Италии.
Иван приехал в Италию раньше Марии и отдался работе.
Он писал, писал, его уже нельзя было остановить: море,
ступени, закат. Надо было жить и оплачивать свои рас-
ходы за проживание в гостинице. Он сдал картины на
продажу в салон, там они имели большой успех. Две кар-
тины были куплены его возлюбленной Марией, а в го-
стинице его ждал билет на «Сильфиду». Театр и балет
вскружили голову молодому художнику. Нежная, вели-
колепная, обворожительная Мария Тальони! Хотя она с
детства была некрасивым ребёнком с длинными руками,
кривыми ногами и с горбинкой на спине. Толпы поклон-
ников, дорожка, усыпанная цветами. Цветы, цветы! Гу-
ляя однажды, Иван неожиданно встретился с Марией.
Прима пригласила русского художника в гондолу, и они
долго катались по каналам, слушая песни гондольеров.
И именно в этот день она пригласила Ивана к себе до-
мой. Там была любовь и море, закат и восход, корабли и
лодки... Все это он наблюдал с балкона её дома и писал,
писал, вдохновляясь. Но самым главным была любовь.
Несколько лет любви... Когда он уже понял, что влюблён
так, что не сможет без неё, ему уже исполнилось 25 лет.
Он сделал ей предложение. Она красиво отказала ему.
«Мне 38 лет, тебе 25, разница 13 лет, это большой срок,
особенно для женщины. Я люблю тебя, потому не хочу
испортить тебе жизнь, ты достоин лучшей партии». И
они простились. Она на память подарила ему одну ро-
зовую балетную тапочку, которую он берег всю жизнь у
себя в маленьком чемоданчике. Закрываясь у себя в каби-
нете, он всегда доставал и целовал её.

3. Первая жена
Юлия Яковлевна Гревс

В Императорской Академии художеств в 1836 году
в Санкт-Петербурге была выставка работ молодых жи-
вописцев, среди которых были работы и Ивана Айва-
зовского, который в это время там присутствовал. Было
много посетителей, тут был весь свет столицы: поэты,
музыканты, учёные, сановники…но все умолкли, когда
в дверях заметили А.С Пушкина, молодого, но уже всем
известного поэта. Ему было тогда тридцать семь лет, с
ним была Наталья Николаевна. Они то и дело расклани-
вались со знакомыми, продолжая ходить вдоль стены, на
которой были вывешены картины молодых художников.
Вдруг А.С. Пушкин остановился около картин Ивана. К
нему подошёл инспектор Академии и подвёл к автору.
«Знакомьтесь, это наш молодой художник – Иван Айва-
зовский». Так состоялась первая встреча двух знамени-
тых и талантливых людей. Молодой Иван Айвозовский
в замешательстве не знал, как вести себя, уставился на
обаятельную Наталью Николаевну, которая была в чёр-
ном бархатном платье и в шляпке со страусовым пером.
Она улыбнулась художнику, желая развязать разговор,
и сказала: «Поздравляю!» Он же был счастлив такому
знакомству. Их встречи стали частыми в кругах талант-
ливых людей Санкт-Петербурга. Но это знакомство обо-
рвала смерть Пушкина.
Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и
Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 27 января
(8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в
районе Чёрной речки близ Комендантской дачи. Дуэлян-
ты стрелялись на пистолетах. В результате дуэли Пуш-
кин был смертельно ранен и через два дня умер.
Иван Айвазовский стоял вблизи гроба, хотел последний
раз запечатлеть образ Пушкина, но когда окончил свою ра-
боту, то понял, что портрет не удался. Даже неизвестные
художники-портретисты написали лучше. Он тогда ска-
зал, что каждый должен заниматься своим делом, что ему
удаётся живопись, и он будет писать море, волны и все,
что связано с ними, все из памяти детства, когда любовь
к морю притягивала его, и детские рисунки на песке – как
клеймо, а может, печать. Хотя он все же создал множество
картин, которые посвятил поэту. Одна из них – «Пушкин
у моря».
Вскоре его живопись была оценена и за пределами
России. Уже тогда его картины продавались за басно-
словные деньги, а в наше время каждый сантиметр его
картины оценивается в сумму от шести до восьми тысяч
долларов. В 1842 году Парижская Королевская Художе-
ственная Академия Ивана Константиновича Айвазовско-
го наградила золотой медалью, а через год, в 1843-м, Фло-
рентийская Академия присвоила ему звание академика.
Газеты жужжали от таких событий в жизни Ивана и со-
общали, что художник навсегда останется в Париже и в
Россию не вернётся. Очередная высокая награда – звание
члена Амстердамской Академии художеств – казалось,
не давала усомнится в этом. Но он все же возвращается
на родину в возрасте 27 лет: молодым, красивым, неже-
натым в Санкт-Петербург.
Первая любовь была настолько сильна, что он дол-
го, почти шесть лет был холостым, хотя являлся са-
мым завидным молодым женихом в то время в Санкт-
Петербурге. Женщины так и вились вокруг него, но он
всю свою любовь переносил на картины. Он знакомился
с молодыми девушками, которым давал уроки живопи-
си. А сам трепетно вспоминал то место, где родился и
вырос. Он купил в Феодосии землю на берегу и постро-
ил дом, используя архитектуру итальянских мастеров, с
большим балконом с видом на море. Дом был окручен
со всех сторон знаменитой лозой, и всю осень сверкал на
солнце спелый виноград. Там же, на балконе, он писал и
писал картины, отдаваясь вечной любви к стихии моря: с
его приливами и отливами, с закатом и штормом.
Но все же иногда он перебирался в Санкт-Петербург.
Айвазовский слыл завидным женихом, опять оказывался
в цепких руках женщин, которые так и хотели отхватить
лакомый кусочек. Однажды весьма знатная вдова, имев-
шая двух дочерей на выданье, пригласила к себе в дом
давать уроки живописи своим дочерям. Оплата была так
велика, что он согласился. Мать уже не могла нарадовать-
ся такому повороту, он часами оставался с её дочерьми,
и она не знала, кому он даст предпочтение: старшей или
же младшенькой, но была изумлена, когда в 1848 году
Айвазовский женился на гувернантке – Юлии Яковлевне
Гревс. Её отец, шотландец Джеймс Гревс, доктор, нахо-
дился на службе в качестве врача Александра I.
Через год после свадьбы у них родилась дочь Елена,
в 1851 году – Мария, а в 1858 году – Жанна. Потом ещё
двое. Однако этот брак оказался не очень счастливым.
Она была лютеранка и такое же воспитание давала сво-
им детям. Иван задыхался в городской жизни, ему хоте-
лось навсегда переселится в свой дом в Феодосии, её же
тщеславие и воображение красавицы рисовали приёмы
в петербургском салоне, чтобы выставлять себя напоказ.
Айвазовский принимает решение навсегда поселиться
в Феодосии. Друзья пытались помирить Айвазовского с
женой, но все оказалось безуспешным. Юлия Гревс кле-
ветала на мужа, писала царю, просила, чтобы он обязал
Айвазовского каждый месяц выплачивать ей триста ру-
блей, хотя он давал ей намного больше. В 1877 году брак
был расторгнут. Может быть, это явилась причиной раз-
вала их семейных отношений. Хотя он так любил сво-
их четырёх дочерей, на двенадцатом году супружеской
жизни Юлия Яковлевна оставляет Айвазовского, взяв с
собой всех четырёх дочерей: Александру, Елену, Марию
и Жанну. Только время от времени она позволяла им на-
вещать отца. Удар был ниже пояса, его покидает вторая
любовь. Он не был ловелас и был слишком преданным.
Всем сердцем и душой преданным любви к женщине, с
которой он живёт, к семье. Но и во второй раз он терпит
крах в семье, потому и написал он тогда так много кар-
тин, изображая крах кораблей в открытом море в шторм.
У него у самого было неспокойно сердце, и душа плака-
ла в разлуке. К неприятностям Айвазовского добавилось
желание Юлии Гревс вытравить из дочерей армянский
дух – всех она выдавала замуж за иностранцев, хотя Иван
их полностью всегда обеспечивал.


4. Вторая и последняя жена Анна
Никитична Бурназян-Саркизова

В 1881 году сам Александр II, благоволя художнику, ут-
вердил решение городской думы о присвоении Айвазов-
скому звания «Почётный гражданин города Феодосия».
В шестьдесят лет оставшись без жены, Иван Айвазов-
ский думал, что никогда не женится, и всецело удалялся
в свою живопись, очень много работал, вёл затворниче-
ский образ жизни. Он писал и писал картины, которые
мы сейчас видим, восхищаемся его мазками и подобран-
ными тонами, и хочется подолгу стоять и рассматривать
каждый сантиметр. Многие женщины в это время опять
закопошились, заметив в нем состоятельного холостя-
ка и хорошую партию. Даже молоденькие флиртовали в
Феодосии с ним, зная его как зажиточного, талантливого
мужчину. Он никогда не обращал на них внимание. Пять
лет он жил в своём горе, после того как первая жена ото-
рвала его от детей. Это не давало ему покоя. Шло время,
рана заживала, боль постепенно отступала.
Третью любовь и семейное счастье Иван Айвазовский
испытал, когда ему исполнилось шестьдесят пять лет. В
течение этих пяти лет он оставался холост, и только на
шестьдесят пятом году жизни ему удалось встретить ту
единственную, о которой мечтал. Это та, с кем можно
скоротать оставшуюся жизнь, думал Иван. Годы бежали
с такой скоростью, что их остановить было невозможно.
Первая встреча с ней была случайна. В 1881 году Иван
проезжал в экипаже мимо похоронной процессии и об-
ратил внимание на женщину армянского происхождения,
идущую в траурной церемонии за гробом. Он остановил
экипаж и узнал у знакомого, что хоронили известного в
Феодосии купца Саркизова. Вслед за гробом шла юная
вдова – армянка, женщина необыкновенной, поразитель-
ной красоты. С первой минуты Иван понял,что она созда-
на для него. Сердце в его груди забилось быстрее.
Иван сделал ей предложение, и только через некоторое
время она согласилась, но при условии, что выдержит
траур до года по первому мужу, которого недавно похо-
ронила. И только на следующий год, в 1882 году Анна
Никитична Бурназян-Саркизова стала второй женой Ай-
вазовского и самой любимой до конца его жизни. Они
были обвенчаны в армянской церкви Святого Саргиса.
Айвазовский был влюблён в жену и по-настоящему
счастлив с ней. Она давала вдохновение, искру надежды
на верность и покорность, любовь и теплоту.
Анна Никитична была моложе мужа почти на 40 лет,
немного старше его первых дочерей, влюблённая в своё-
го немолодого супруга, которого нежно называла Ованес.
Вошла в его дом она, как солнышко, и осветила его чут-
костью, душевной теплотой, интеллигентностью. Это в
ней было заложено с рождения.
Анна преклонялась перед искусством своего мужа,
хотя никогда не брала уроки рисования, понимала его,
хотя не посещала никогда музеи и не читала книг по жи-
вописи. Он часто в ней замечал любовь безвозмездную,
материнскую, несмотря на её молодые годы. Анна была
просто женщина, полюбившая этого талантливого чело-
века. Дом Айвазовского ожил в любви и в радости. Она
была очень гостеприимна. В нем стали собираться дру-
зья, художники, ученики. Детей у них не было, но она
была ещё сама как ребёнок, порхала, как мотылёк, в доме
с достатком любви и внимания. Её красота, блеск её чёр-
ных глаз вдохновлял Айвазовского не только на создание
её портрета, который сохранился и находится в галерее,
но и на написание картины, где Анна во дворе собирает
виноград. Называлась картина «Сбор фруктов в Крыму»,
где Анна изображена немного в теле – видно, к этому
времени она немного поправилась. Платье запечатлено
белое – подвенечное, просвечивающееся, с колышущей-
ся фатой, которая говорит о том, что она ещё молодая
невеста. Он также посвятил ей стихотворение, хотя был
всего лишь любителем поэзии, прежде часто читавший и
слушавший стихи великих поэтов, когда они ещё собира-
лись на вечера талантливых людей в Санкт-Петербурге.
Талантливый, талантливый во всем!
Последняя любовь сладка, очень плодотворны эти
годы у художника. Они много путешествуют, где он дела-
ет много набросков для будущих картин. Некоторое вре-
мя супруги были опечалены, так как у них не было детей.
После того, как в отчий дом возвращается дочь Алексан-
дра с сыновьями, Анна Никитична находит с ними об-
щий язык, понимание. Они зажили счастливо большой
семьей. На праздник один раз в год приносили корзину с
ландышами, а розовая балетная туфелька до сих пор ле-
жала в шкатулке, куда её переложил с такой нежностью
Иван, и только к этому ревновала его жена.
В феврале 1890 года пароходом Иван Константинович
и Анна Никитична поплыли в Одессу, откуда поехали в
Париж, где в начале апреля в зале «Дюран-Рюэль» со-
стоялась персональная выставка художника, встреченная
большими аплодисментами.
1891 год принёс в семью большую радость. Несмотря
на то, что первая жена увезла дочерей, постепенно они
возвращаются в Крым, и 17 мая в Ялте Жанна, младшая
дочь художника, родила сына Константина, назвав его в
честь деда. К тому времени у Жанны были семилетняя
Елена, названная в честь его же старшей сестры, и сын
Николай, ему недавно исполнилось два года. Семья по-
степенно увеличивалась, вокруг Ивана уже вились вну-
ки, которые доставляли ему огромную радость.

5. Неравный брак – бес в ребро

Неравный брак – бес в ребро,
Испуг – последний вздох,
Судьбой подписан приговор,
Старению не остановить процесс.
Соблазн велик последний раз,
На молодом плече её уснуть,
Грудь лаской стала разжигать.
Но что же сделал... ты же сам?!
Затишье ветреных грёз, обид...
Становишься молодым вновь
Лишь в подсознании своём...
Заснувший холост, но вдвоём...

Признаваясь в любви к жене, Иван Айвазовский назы-
вал её Аннушка. «Моя душа должна постоянно вбирать
красоту, чтобы потом воспроизводить её на картинах. Я
люблю тебя, и из твоих глубоких глаз для меня мерцает
целый таинственный мир, имеющий почти колдовскую
власть. И когда в тишине мастерской я не могу вспомнить
твой взгляд, картина у меня выходит тусклая...» Они были
не разлей вода, и куда бы не направлялся в путешествие
(Венеция, Франция, Америка, Европа), он всегда берет
Аннушку с собой. За время их совместного проживания
они объехали много стран. После того, как они побывали
в Америке, на обратном пути их застал шторм. Все с па-
лубы побежали в свои каюты, но только не они. Он ещё
раз хотел посмотреть в её благородно сверкающие глаза,
запомнить и запечатлеть ураган, поражаясь её восточной
грацией. Её мягкая улыбка так и тянула поцеловать.
«Благодаря этой женитьбе я стал ближе к своему на-
роду», – однажды сказал Иван, когда его феодосийский
дом стал местом паломничества: армянские музыканты
(очень любил музыку дудука и саксофона, сам прекрасно
играл на скрипке), актёры, писатели, художники гостили
у счастливой пары, получая благословение, а нередко и
материальную поддержку. И не только это – Феодосия в
то время нуждалась в пресной воде. А его жена Аннуш-
ка получила в наследство источник с пресной водой, и
он разрешил безвозмездно брать воду городу из этого
источника. Щедрые подарки городу радовали односель-
чан, которые тоже помогали, как могли.
С подсказки жены Анны художник, не имеющий пря-
мых наследников по мужской линии, попросил импера-
тора разрешить усыновление внука, чтобы передать ему
свой титул и поменять фамилию Александру Лантри на
Айвазовский. Но ответ Николая II Айвазовского уже не
застал в живых. Он умер во сне, не закончив полотно
«Взрыв турецкого корабля».
Подлинные его фамилия, имя и отчество Ованес Ге-
воргевич Айвазян, но он себе берет псевдоним Айвазов-
ский Иван Константинович. Сам же Айвазовский в сво-
ей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры
со своими братьями в юности переселился из Галиции
в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где за-
нялся торговлей, оттуда в Феодосию, он знал несколько
языков.
Почти в конце жизни Иван Айвазовский пишет свой
портрет во весь рост со всеми наградами, которые были в
шкатулке для самых дорогих вещей вместе с балетными
тапочками первой его любви, балерины.
Великий художник умер 2 мая 1900 года в Феодосии в
возрасте восьмидесяти двух лет. Скончался Айвазовский
во время работы над картиной «Взрыв турецкого кора-
бля». Смерть Ивана Айвазовского настигла его в глубо-
ком сне... На его могиле высекли надпись на армянском
языке: «Рождённый смертным, оставил о себе бессмерт-
ную память».
Первая любовь, итальянка Мария Тальони, вы-
давшая дочь за русского князя Трубецкого, умирая на
шестнадцать лет раньше, наказала дочери – каждое Верб-
ное воскресенье посылать Айвазовскому корзину ланды-
шей. В память о том дне, когда она отвергла его, хотя всю
жизнь любила его одного.
Когда же хоронили Айвазовского, у кладбищенской
ограды стоял старик и тихо почти про себя говорил:
«Кому теперь я буду носить цветы от Трубецких? Шест-
надцать корзин доставил я Ивану Константиновичу на
дом, а он так ни разу и не справился – от кого они?» Он,
видно, понимал, что это от первой возлюбленной бале-
рины Марии Тальони, потому что аромат ландышей её
духов до сих пор являлся сильным его раздражителем в
хорошем смысле этого слова.
Смерть мужа натянула тёмную тучу на жизнь его вто-
рой жены Анны, но что она сделала сразу – это сожгла
розовую балетную тапочку, бросив её в печь. Сама стала
затворницей в его доме, где он неоднократно выставлял
свои картины, смотрела на пейзаж и на оставшиеся кар-
тины, вывешенные на стенах дома. По завещанию кар-
тины и дом после смерти жены становились достоянием
Феодосии. Дом, где Иван написал её портрет в первый
год жизни после свадьбы и вторую картину, где она во
дворе дома, где красиво разросся виноград и спускался
вниз во двор с балкона.
Анна 25 лет держала траур по мужу и никогда не выхо-
дила из дому, где в любви прожила вместе с мужем. У неё
была только скамеечка у берега, где она могла бы часами
наблюдать за морем, как это делал её любимый муж. Фе-
одосцы вскоре начали называть эту скамейку «скамьёй
Анны Никитичны Айвазовской».
Умерла вторая жена Ивана Айвазовского Анна Айва-
зовская-Бурназян в возрасте 88 лет 25 июля 1944 года.
Болезненно пережила она Первую мировую войну, ре-
волюцию, Гражданскую войну, голод и разруху, разгром
и ссылку своей родни. Когда началась Великая Отече-
ственная, город эвакуировали, но о ней просто забыли.
Она осталась в тылу врага. Чтобы не умереть с голоду,
выменивала у немцев уцелевшие после чекистских экс-
проприаций драгоценности и мелкие наброски Ивана на
хлеб и крупу. После того, как врага прогнали из Крыма и
Феодосии, узнав о её лишениях, художник Николай Са-
мокиш забрал её к себе в Симферополь.
Феодосцы решили не разлучать супругов и после
смерти: похоронили Анну Никитичну рядом с мужем – в
сквере армянской церкви Святого Саргиса, в которой их
венчали.

2. Творчество художника
Ивана Айвазовского

1. Не оторвёшь взгляд
от картин Айвазовского!
Не оторвёшь взгляд от картин Айвазовского! Его кар-
тины успокаивают, когда смотришь на море или же на
небо, как будто бы ты стоишь рядом и даже слышишь
шум моря. Плеск волн об утёс или же нежный скрип
скользящих и лизавших песок.
Творчеством художника Ивана Айвазовского двигало
его трудолюбие, трудолюбие человека, обладающего ве-
ликолепной памятью. Он никогда не писал свои картины
с натуры, всегда писал их на память. Хотя когда впервые
поехал учиться в Италию, первое, что ему говорили –
«пишите с натуры».
У Айвазовского своя система творческой работы.
«Живописец, только копирующий природу, – говорил он,
– становится её рабом... Движения живых стихий неуло-
вимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск
волны – немыслимо с натуры... Художник должен запо-
минать их... Сюжет картин слагается у меня в памяти, как
у поэта; сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю
к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не вы-
скажусь на нем кистью...» Работал он в последнее время
в основном в своей мастерской дома, который построил
на берегу Чёрного моря в Феодосии. Окно мастерской ху-
дожника находилось на севере, и он писал, когда солнце
ласково стучало в его окно.
Он создавал свои произведения, опираясь только на
свою необыкновенную зрительную память, поэтическое
воображение и твёрдость руки.
      Время учёбы и длительный творческий путь, не
создавали художнику трудности. Техника письма была
у него безукоризненная. И это всего два-три часа в день,
иначе он не мог бы поймать взглядом льющийся в окно
белый свет, который так бы играл с лучом солнца в его
картинах.
Айвазовский также интересовался археологией, за-
нимался охраной памятников Крыма, принимал участие
в исследовании курганов. Построил новое здание
для Феодосийского музея древностей с мемориалом
П.С. Котляревского; за заслуги перед археологией из-
бран действительным членом Одесского общества исто-
рии и древностей.
Однажды Гоголь предложил художнику совершить с
ним поездку во Флоренцию в своём экипаже. Во Фло-
ренции писатель познакомил Айвазовского с известным
русским живописцем Александром Ивановым, который
в это время трудился над созданием своей грандиозной
картины «Явление Христа народу». Вместе с Гоголем и
Ивановым молодой художник посетил знаменитые фло-
рентийские картинные галереи – Уффици и Питти, где
были собраны лучшие полотна итальянских живописцев
– Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Ботти-
челли, Тициана, Караваджо, Джорджоне...
Метод работы Айвазовского был очень индивидуален,
ни на кого не похож. В Вико он написал две картины по
памяти, «Закат» и «Восход солнца». Для себя Айвазов-
ский раз и навсегда сделал вывод, что особенности его
восприятия природы, зрительной памяти, воображения,
наконец, темперамента не совмещаются с характером
работы с натуры. В то время он написал много картин,
где небо переливалось разными цветами радуги и этот
период у него назывался «голубым». Двигаясь по дорогам
Италии, он всматривался в синеву неба, ясный рисунок
холмов Тосканы, плоские кроны горделивых пиний, чут-
ко улавливая богатое разнообразие оттенков утреннего,
полуденного или вечернего неба. Память художника фик-
сировала, как огненный шар солнца медленно опускался в
море, и тогда на зыби волн начинали играть причудливые
оттенки золотого цвета. Эти первые впечатления, попол-
няясь новыми, возрождались на холстах под его кистью.
В 1844 году, на два года раньше намеченного срока,
Айвазовский вернулся в Россию. Здесь ему за выдающи-
еся успехи в живописи было присуждено звание акаде-
мика и поручен «обширный и сложный заказ» – написать
все русские военные порты на Балтийском море. Воен-
но-морское ведомство присудило ему почётное звание
художника Главного морского штаба с правом ношения
адмиралтейского мундира.
В творчестве Айвазовского семидесятых годов можно
проследить появление ряда картин, изображающих от-
крытое море в полуденный час, написанных в голубой
красочной гамме. Сочетание холодных голубых, зелё-
ных, серых тонов придаёт ощущение свежего бриза, под-
нимающего весёлую зыбь на море, а серебряное крыло
парусника, пенящего прозрачную, изумрудную волну, не-
вольно будит в памяти поэтический образ Лермонтова:
«Белеет парус одинокий...»
В течение зимних месяцев 1844/45 года Айвазовский
выполнил правительственный заказ и создал ещё ряд
прекрасных марин. Весной 1845 года Айвазовский от-
правился с адмиралом Литке в путешествие к берегам
Малой Азии и островам Греческого архипелага. Во время
этого плавания он сделал большое количество рисунков
карандашом, служивших ему в течение многих лет мате-
риалом для создания картин, которые он всегда писал в
мастерской у себя дома.
Всего Айвазовский написал около 6000 картин. «В на-
роде дом художника в Феодосии называли «вилла маэ-
стро». Говорит Татьяна Гайдук: «В парадных гостиных
дома Айвазовский часто устраивал пышные приёмы.
Причем, как правило, количество блюд, подаваемых во
время приёма, было кратно 30, каждому из которых Ай-
вазовский давал название своей картины. Что нам совер-
шенно точно известно – это то, что шампанское у него
в доме называлось «От штиля к урагану» или «Среди
волн». Длина картины «От штиля к урагану» около 7 ме-
тров. Айвазовский в иносказательной форме представил
здесь жизненный путь человека».
В течение долгой жизни Айвазовский совершил ряд
путешествий: несколько раз побывал в Италии, Париже и
других европейских городах, работал на Кавказе, плавал
к берегам Малой Азии, был в Египте, а в конце жизни, в
1898 году, совершил далёкое путешествие в Америку. Во
время морских плаваний он обогащал свои наблюдения,
а в его папках накапливались рисунки. Но где бы ни был
Айвазовский, его всегда влекло к родным берегам Чёрного
моря.
Мало кто знает, что Айвазовский интересовался ар-
хеологией, занимался вопросами охраны памятников
Крыма, принимал участие в исследовании более 80
курганов (часть найденных предметов хранится в кла-
довой Эрмитажа). На свои средства построил новое зда-
ние для Феодосийского музея древностей с мемориалом
П.С. Котляревского; за заслуги перед археологией избран
действительным членом Одесского общества истории и
древностей.
По его завещанию картинная галерея перешла в дар
Феодосии. Галерея – один из старейших художествен-
ных музеев страны. Кроме полотен Айвазовского в му-
зее представлена богатая коллекция произведений из-
вестных художников: К.Ф. Богаевский, М.А. Волошин,
Л.Ф. Лагорио, А.И. Куинджи.
Иван Константинович Айвазовский писал в основном
морские пейзажи; создал серии портретов крымских по-
бережных городов. Его карьера была очень успешной. В
общей сложности художник написал больше 6 тысяч ра-
бот, и ни одной с натуры! Все картины были написаны по
памяти, в мастерской художника!
Самая знаменитая работа Айвазовского – «Девятый
вал», но в картинной галерее родного города хранится
ещё одна необычная, интересная и очень ценная карти-
на – «Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент» (1846 г.).
Чем она необычна? Главная фишка картины – не море,
как в картине «Девятый вал», а «Лунная дорожка». Она
на его картине как живая, под каким бы углом на неё не
смотреть, дорожка будет двигаться за вашим взором, точ-
но если вы смотрите в телевизор, хотя в то время их не
было. На других картинах художника такого эффекта вы
больше не увидите! Его «Девятый вал» входит в сотню
лучших картин мира, но мне хотелось бы напомнить вот
эту: «Хаос. Сотворение мира» (1841 г.), которая произ-
вела фурор и была приобретена Римским Понтификом,
наградившим Айвазовского золотой медалью. По-моему,
картина как никогда актуальна.
Жизнь Айвазовского протекала в Феодосии спокойно,
без каких-либо ярких событий. Зимой он обычно уезжал
в Петербург, где устраивал выставки своих произведе-
ний.
Немецко-фашистские захватчики разрушили на окку-
пированной территории 427 музеев из общего числа 992
музеев, имевшихся в Советском Союзе...
Вывозились редчайшие экспонаты в Германию. В том
числе и картины Ивана Айвазовского, но многие шедев-
ры были спрятаны в бункера с соответствующим темпе-
ратурах хранения.
«Согласно отчёту Управления по делам искусств при
СНК БССР об ущербе, причинённом немецко-фашист-
скими захватчиками, было разграблено и вывезено 1493
единицы живописи, 130 скульптур, 961 предмет графики,
380 портретов и бюстов. Особенно ценными экспонатами
живописи являлись работы таких известных художников
XVIII–XIX веков, как Илья Репин, Иван Айвазовский,
Валентин Серов, Иван Крамской, Исаак Левитан, Сергей
Иванов и другие». Многие картины постарались вернуть
разными способами, вплоть до того, что менялись ше-
девры на шедевры, или же покупались за баснословные
деньги, лишь бы сохранить картины на Родине, даже не-
известными покупателями с аукциона.
После освобождения Могилева в 1944 году появляется
«версия Луковникова» (член музейного совета) о разгра-
блении хранилищ музея немцами, которая перекликается
с показаниями И.С. Мигулина. Интерес представляет и
«партийная версия». Как известно, все события разво-
рачивались в здании обкома партии, в центре которого
располагалась комната-сейф. Имеющиеся свидетельства
о событиях лета 1941 года в Могилеве достаточно убе-
дительно показывают, что ценности должны были благо-
получно отбыть на восток вместе с партийным имуще-
ством. 20 дней, предшествующих оккупации, позволяли
в нормальном ритме провести эвакуацию имущества, что
и было сделано. Могилевский сбор представлял огром-
ную материальную и историческую ценность. В его со-
став, помимо Креста Ефросинии Полоцкой, входили кар-
тины Боровиковского, Левицкого, Айвазовского.
Больше всего Феодосия известна тем, что здесь рас-
положен дом-музей мариниста Айвазовского недалеко от
Национальной картинной галереи Айвазовского.
Там же установлен «Фонтан Айвазовского». Чистой
питьевой воды Крыму всегда не хватало. Художник Иван
Константинович Айвазовский принял решение разре-
шить использовать воду, которую получила в наследство
его вторая жена Анна, и построить фонтан с чистой пи-
тьевой водой для обычных людей Феодосии. К фонта-
ну был подведен водопровод, из которого жители могли
получать 50 тысяч ведер воды в сутки. Также благодаря
Айвазовскому гора получила название «Гора Митридат».
Айвазовский пережил два поколения художников, а
его искусство охватывает огромный отрезок времени –
шестьдесят лет творчества. Начав с произведений, насы-
щенных яркими романтическими образами, Айвазовский
пришёл к проникновенному, глубоко реалистическому
и героическому образу морской стихии, создав картину
«Среди волн».
До последнего дня он был счастлив, сохранил не толь-
ко непритуплённую зоркость глаза, но и глубокую веру в
свое искусство. Он прошёл свой путь без малейших ко-
лебаний и сомнений, сохранив до глубокой старости яс-
ность чувств и мышления в любви со своей второй женой
Анной Никитичной Бурназян-Саркизовой.
Творчество Айвазовского было глубоко патриотично.
Заслуги его в искусстве были отмечены во всем мире. Он
был избран членом пяти Академий художеств, а его ад-
миралтейский мундир был усыпан почётными орденами
многих стран.
Можно долго ещё писать о великом художнике. В по-
следующих частях я хочу познакомить с его шедеврами,
оригиналы которых находятся в Российском музее.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Звания и награды И.К. Айвазовского
• 24.09.1835 Айвазовскому присуждена серебряная
медаль 2-го достоинства за картину «Этюд воздуха
над морем».
• 27.09.1836 Присуждена золотая медаль 2-го досто-
инства.
• 26.09.1837 Айвазовскому присуждена золотая ме-
даль 1-го достоинства.
• 1838 За выдающиеся успехи в живописи Айвазов-
ский командирован Академией на два года в Крым
для самостоятельной работы.
• 24.09.1839 Айвазовский за представленные карти-
ны, написанные в Крыму, «выпущен из Академии
и удостоен звания художника 14 класса».
• 20.07.1840 Айвазовский, «как получивший за
отличные успехи в живописи морских видов зо-
лотую медаль 1-го достоинства, на основании
Устава Академии отправлен за границу для даль-
нейшего усовершенствования в художестве».
• 1843 Совет Парижской Королевской Академии ху-
дожеств наградил Айвазовского золотой медалью.
• 01.07.1844 Айвазовский пожалован кавалером ор-
дена святой Анны 3-степени.
• 21.09.1844 Айвазовский причислен к Главному
морскому штабу.
• 29.09.1844 Академией художеств Айвазовскому
присуждено звание академика, спустя несколько
дней последовало распоряжение Министерства
Императорского двора о причислении ему звания
живописца Главного Морского штаба.
• 13.03.1847 Айвазовскому присуждено звание про-
фессора.
• 05.03.1853 Избран действительным членом Рус-
ского географического общества.
• 1857 Устроил выставку своих картин в Париже, за
которую ему присужден орден Почетного легиона.
• 1865 Айвазовский зачислен на службу в Академию
художеств в связи с открытием в его феодосийской
мастерской «Общих художественных мастерских».
• 15.05.1876 Избран членом Флорентийской Акаде-
мии художеств и написал свой портрет для Гале-
реи Питти.
• 1880 Постановлением феодосийской городской
думы избран почетным гражданином города Фео-
досии
ВСЕ ВЫСТАВКИ АЙВАЗОВСКОГО
• 1835 Петербург
• 1836 Петербург
• 1837 Петербург
• 1841 Рим
• 1842 Неаполь, Венеция
• 1843 Париж, Лондон
• 1844 Амстердам
• 1845 Петербург
• 1846 Феодосия, Одесса, Петербург, Берлин
• 1847 Феодосия (юбилейная), Одесса, Петербург
• 1848 Москва
• 1850 Петербург, Одесса
• 1851 Москва, Одесса
• 1853 Петербург
• 1854 Петербург
• 1857 Париж
• 1858 Петербург
• 1860 Петербург
• 1861 Феодосия, Петербург, Лондон
• 1862 Петербург
• 1864 Одесса
• 1865 Петербург, Одесса
• 1866 Петербург, Берлин
• 1867 Петербург, Одесса
• 1868 Тифлис, Петербург
• 1870 Петербург
• 1872 Москва
• 1873 Петербург, Москва, Ницца
• 1874 Флоренция, Рим, Вена, Ницца, Лондон
• 1875 Петербург
• 1877 Петербург, Москва, Симферополь, Одесса,
Николаев, Бухарест, Рига
• 1878 Петербург, Франкфурт, Штутгарт, Амстердам,
Флоренция, Генуя
• 1879 Париж, Мюнхен
• 1880 Феодосия (открытие галереи), Петербург
• 1881 Петербург, Москва, Лондон
• 1883 Петербург
• 1882 Петербург
• 1884 Петербург, Одесса, Феодосия, Киев, Вена
• 1885 Берлин, Варшава
• 1886 Петербург, Москва, Одесса, Николаев, Харь-
ков, Рига, Берлин, Ницца, Ментона, Бухарест, Кон-
стантинополь
• 1887 Петербург (юбилейная), Киев, Херсон, Па-
риж, Бухарест
• 1888 Петербург, Киев, Константинополь
• 1890 Париж
• 1891 Петербург
• 1892 Берлин, Одесса
• 1893 Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Вашинг-
тон
• 1894 Петербург, Лондон
НАЦИОНАЛЬНАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
им. И. К. АЙВАЗОВСКОГО
(картины, хранящиеся в музее):
1. Крещение армянского народа. Григор-просветитель
(IV в.). 1892 | Айвазовский
2. Во время жатвы на Украине. 1897 | Айвазовский
3. Берег моря. 1886 | Айвазовский
4. Корабль «Мария» во время шторма. 1892 |
Айвазовский
5. Утро на берегу залива. 1853 | Айвазовский
6. Католикос Хримян Айрик в окрестностях
Эчмиадзина. 1895 | Айвазовский
7. Сотворение мира. Хаос. 1889 | Айвазовский
8. Остров Иския близ Неаполя. 1892 | Айвазовский
9. Кораблекрушение. 1876 | Айвазовский
10. Лунная ночь у взморья. Константинополь. 1847 |
Айвазовский
11. Корабль «Двенадцать апостолов». 1897 |
Айвазовский
12. Первый поезд в Феодосии. 1892 | Айвазовский
13. Среди волн. 1898 | Айвазовский
14. Вечер в Крыму. Ялта. 1848 | Айвазовский
15. Автопортрет. 1880-е | Айвазовский
16. Моление о чаше. 1897 | Айвазовский
17. И. К. Айвазовский в кругу друзей. 1893 |
Айвазовский
18. Приход русских войск в Феодосию. 1871 |
Айвазовский
19. Кораблекрушение. 1843 | Айвазовский
20. Портрет Анны Никитичны Айвазовской
(1858–1944), жены художника. 1882 | Айвазов-
ский
21. Христос на Генисаретском озере. 1894 |
Айвазовский
22. Севастопольский рейд. 1852 | Айвазовский
23. Буря на Северном море. 1865 | Айвазовский
24. Старая Феодосия. 1839 | Айвазовский
25. Взрыв корабля. 1900 | Айвазовский
26. Апостол Петр. 1890-е | Айвазовский
27. На острове Крит. 1867 | Айвазовский
28. Алушта. 1878 | Айвазовский
29. Остров Родос. 1861 | Айвазовский
30. Сбор фруктов в Крыму. 1882 | Айвазовский
31. Автопортрет. И.К. Айвазовский в детстве. 1887 |
Айвазовский
32. Зима. 1895 | Айвазовский
33. Осада Севастополя. 1854 | Айвазовский
34. Морской пейзаж. 1900 | Айвазовский
35. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1850 |
Айвазовский
36. Ночь в Венеции. 1861 | Айвазовский
37. Свадьба на Украине. 1890-е | Айвазовский
38. Данте и художник в горах. 1883 | Айвазовский
39. Камыши на Днепре близ местечка Алешки.
1857 | Айвазовский
40. Малага. Морской пейзаж. 1854 | Айвазовский
41. Кораблекрушение в Северном море. 1875 |
Айвазовский
42. Возвращение со свадьбы. 1891 | Айвазовский
43. Ниагарский водопад. 1893 | Айвазовский
44. Солнечный день. 1884 | Айвазовский
45. Суда на рейде. 1851 | Айвазовский
46. Десант в Субаши. 1880-е | Айвазовский
47. Пристань в Феодосии. 1856 | Айвазовский
48. Приезд Екатерины II в Феодосию. 1883 |
Айвазовский
49. Море. Симеиз. 1864 | Айвазовский
50. Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент. 1845 |
Айвазовский
51. Встреча Венеры на Олимпе. 1895 | Айвазовский
52. Малахов курган (Место, где был смертельно
ранен Корнилов). 1893 | Айвазовский
53. Смольный монастырь. 1849 | Айвазовский
54. Бой в Хиосском проливе. 1848 | Айвазовский
55. Портрет Рипсимэ Гайвазовской (1784–?), матери
художника. 1849 | Айвазовский
56. Хождение по водам. 1897 | Айвазовский
57. Восход солнца у берегов Ялты. 1864 | Айвазовский
58. Ледяные горы. 1870 | Айвазовский
59. Неаполитанский залив утром. 1843 | Айвазовский
60. Портрет Анны Никитичны Айвазовской
(1858–1944). 1881 | Айвазовский
61. Богоматерь с младенцем. 1891 | Айвазовский
62. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими
кораблями. 1892 | Айвазовский
63. Ялта. 1838 | Айвазовский
64. Автопортрет. 1889 | Айвазовский
65. Апостол Павел. 1890-е | Айвазовский
66. Кавказские горы с моря. 1899 | Айвазовский
67. Восход солнца. 1870-е | Айвазовский
68. После заката на океане. 1898 | Айвазовский
69. Автопортрет. 1892 | Айвазовский
70. Туманное утро в Италии. 1864 | Айвазовский
71. Ураган на море. 1899 | Айвазовский
72. Башни на скале у Босфора. 1859 | Айвазовский
73. Хождение по водам. 1863 | Айвазовский
74. Итальянский пейзаж. Вечер. 1857 | Айвазовский
75. Море. 1864 | Айвазовский
76. Обоз чумаков при закате солнца. 1862 | Айвазовский
77. Гроза. 1889 | Айвазовский
78. Феодосия. 1875 | Айвазовский
79. Море. Коктебель. 1853 | Айвазовский
80. Клятва перед Аварайской битвой (полководец
Вартан Мамиконян, V в.). 1892 | Айвазовский
81. Стамбул. Закат солнца. 1899 | Айвазовский
82. Путешествие Посейдона по морю. 1894 |
Айвазовский
83. Наводнение в Судаке. 1897 | Айвазовский
84. Марина. Мельница на берегу. 1851 | Айвазовский
85. Вико близ Неаполя в лунную ночь. 1856 |
Айвазовский
86. Прибой у крымских берегов. 1892 | Айвазовский
87. Венеция. 1849 | Айвазовский
88. Чесменский бой. 1848 | Айвазовский
89. Автопортрет. За письменным столом. 1880-е |
Айвазовский
90. Портрет дочери художника. 1889 | Айвазовский
91. Переход израильтян через Черное море. 1873 |
Айвазовский
92. Ливень в Судаке. 1897 | Айвазовский
93. От штиля к урагану. 1895 | Айвазовский
94. Портрет сенатора Александра Ивановича
Казначеева (1788–1880), предводителя дворянства
Таврической губернии. 1847 | Айвазовский
95. Тайная вечеря. 1890-е | Айвазовский
96. Восход луны в Феодосии. 1892 | Айвазовский
97. Черноморский флот до Крымской войны
на феодосийском рейде. 1890 | Айвазовский
98. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1842 |
Айвазовский
99. Портрет Гэбриэла Константиновича Айвазовского
(1812–1880), брата художника, архиепископа.
1883 | Айвазовский
100. Крещение. 1890-е | Айвазовский
101. Штиль у крымских берегов. 1899 | Айвазовский
102. Берег моря ночью. У маяка. 1837 | Айвазовский
103. Автопортрет. 1881 | Айвазовский
104. Хождение по водам. 1873 | Айвазовский
105. Наполеон на острове Св. Елены. 1897 |
Айвазовский
106. Тихое море. 1893 | Айвазовский
107. Группа облаков. 1889 | Айвазовский
108. Портрет Константина Григорьевича Гайвазовского
(?–1840), отца художника. 1859 | Айвазовский
109. Автопортрет. 1898 | Айвазовский
110. Буря на океане. 1864 | Айвазовский
111. Волга. 1887 | Айвазовский
112. Портрет бабушки художника Ашхен. 1858 |
Айвазовский
113. Крымский пейзаж. 1859 | Айвазовский
114. Вход в Севастопольскую бухту. 1852 | Айвазовский
Вдохновение

Услышала русскую передачу на радиоволне 1240 в чет-
верг 23 июля, когда была за рулем. Трасса, длинное рассто-
яние, и я внимательно слушаю о великом художнике Иване
Айвазовском (Ованес Айвозян)... В детстве над моей кро-
ватью висела картина «Девятый вал», которая вошла в 100
великих картин Мира. Я всегда хотела описать картины с
любовью к художнику, но не знала, с чего начать, ведь хоте-
лось ещё описать его замечательную жизнь, которая похожа
на легенду. Эта передача о нем так меня взбудоражила, что,
возвратившись, я стала писать, писать, чтобы не упустить
ни одного слова. Несмотря на мой возраст у меня велико-
лепная память, и я все записала, что вспомнила, остальное,
для точности датирования, посмотрела в интернете, в его
биографии.

Для создания произведения данные брались из разных
версий энциклопедического словаря и интернета.
http://opisanie-kartin.com/ajvazovskij-ivan/ – описание
картин.

Продолжение следует: «С любовью к художнику и его
картинам!», где я перечислю все картины талантливого
художника, все его шедевры и постараюсь описать их,
хотя их описывать не стоит, а следует только смотреть и
окунаться в них, любуясь.

Сборник 4-1 С любовью к живописи и пейзажу 2015

    К картине Русская эскадра на севастопольском рейде - прозаические миниатюры, 25.12.2015 10:15 http://www.stihi.ru/2015/12/25/3253
    Любимые мои картина Ивана Айвазовского - прозаические миниатюры, 03.08.2015 17:12 http://www.stihi.ru/2015/08/03/6841
    К картине Айвазовского Чесменский бой. 2-11 - прозаические миниатюры, 03.08.2015 16:53 http://www.stihi.ru/2015/08/03/6655
    К картине Айвазовского Море. Коктебель 2-10 - прозаические миниатюры, 03.08.2015 16:20 http://www.stihi.ru/2015/08/03/6364
    К картине Парусник у берегов Крыма в лунную ночь 2 - прозаические миниатюры, 03.08.2015 15:35 http://www.stihi.ru/2015/08/03/5948
    К картине Айвазовского Сотворение Мира. Хаос. 2-8 - прозаические миниатюры, 03.08.2015 15:04 http://www.stihi.ru/2015/08/03/5676
    К картине Айвазовского Золотой Рог. Босфор. 2-7 - прозаические миниатюры, 03.08.2015 07:14 http://www.stihi.ru/2015/08/03/1636
    Неаполитанский залив. К картине Айвазовского. 2-6 - прозаические миниатюры, 02.08.2015 06:41 http://www.stihi.ru/2015/08/02/1338
    К картине Айвазовского Буря на море ночью. 2-5 - прозаические миниатюры, 01.08.2015 19:10 http://www.stihi.ru/2015/08/01/7395
    Айвазовский Лунная ночь. Купальня в Феодосии 2-4 - прозаические миниатюры, 01.08.2015 16:39 http://www.stihi.ru/2015/08/01/6200
    К картине художника И. Айвазовского Лунная дорожка - прозаические миниатюры, 01.08.2015 03:41 http://www.stihi.ru/2015/08/01/962
    К картине И. К. Айвазовского Девятый вал 2-2 - прозаические миниатюры, 31.07.2015 01:15 http://www.stihi.ru/2015/07/31/474
 


Сборник 4 - 2 том С любовью к живописи и пейзажу 2016 -2021


Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент Айвазовский -  31.07.2016 19:51http://stihi.ru/2016/07/31/8012
Буря на северном море 1865 г И. Айвазовский - 31.07.2016 21:44 http://stihi.ru/2016/07/31/9013
Среди волн Иван Константинович Айвазовский - 31.07.2016 22:58 http://stihi.ru/2016/07/31/9821
К картине Бриг Меркурий, И. Айвазовский - 01.08.2016 00:08 http://stihi.ru/2016/08/01/95
Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе И Айваз -  01.08.2016 08:19 http://stihi.ru/2016/08/01/2105
Восход луны в Феодосии - Иван Айвазовский -  14.08.2016 09:56 http://stihi.ru/2016/08/14/2653
Наваринский бой Картина Ивана Айвазовского -  14.08.2016 19:18 http://stihi.ru/2016/08/14/7720
Радуга - картина Ивана Айвазовского - 14.08.2016 20:16 http://stihi.ru/2016/08/14/8266
Чёрное море -картина Ивана Айвазовского - 14.08.2016 20:44 http://stihi.ru/2016/08/14/8506
Волна - картина Ивана Айвазовского - 14.08.2016 21:24 http://stihi.ru/2016/08/14/8894
Синопский бой. -К картине Ивана Айвазовского -  16.08.2016 04:48 http://stihi.ru/2016/08/16/1038
И. Айвазовский Берег моря ночью. У маяка -  13.12.2016 22:42 http://stihi.ru/2016/12/13/11536
Чёрное море ночью, И. Айвазовского -  27.10.2019 18:02 http://stihi.ru/2019/10/27/6938
Бой в Хиосском проливе И. Айвазовского  14.11.2019 20:20 http://stihi.ru/2019/11/14/8157
Вид Тифлиса от Сейд-Абаза И. Айвазовский -08.11.2019 07:49 http://stihi.ru/2019/11/08/1765