Случай на реке Иори. Рассказ

Михаил Барами
Освободи свой ум от мыслей и
позволь сердцу успокоиться…
           Лао-Цзы
Ни в пиршестве за чашею безумства,
Ни в дружеском, заветном разговоре,
Ни под ножом, ни в муках истязаний
Сих тяжких тайн не выдаст мой язык.
Пушкин, Борис Годунов

Случай на реке Иори.

Рассказ.

 Роман ехал к себе на Родину, в посёлок Сиони, где он родился и вырос. Маршрутный автобус Тбилиси - Тианети, Мцхета-Мтианетия края,на самом берегу реки Иори, текущая с южных склонов Большого Кавказского хребта через Иорское плоскогорье, сломался и он, взяв свой старый рюкзачок, решил идти пока пешедралом, а там, может быть, дальше удастся  добраться на каком-нибудь попутном транспорте. Подумаешь каких-то восемьдесят километров. Он так и не смог справится изломом души – недугом, который чуть не сломал его. Конечно, он помнил слова Будды, ведического мудреца, вероучителя: «Победи себя - и ты выиграешь тысячи битв». У человека две любимые игрушки, как то говорил один древний софист – собственная судьба и чужие чувства. И видимо он, играя чужими чувствами, сломал свою собственную судьбу. Обуянный разочарованием в первой любви и крушением веры, глубоким переживанием, вызванным несбывшимися ожиданиями, он больше не надеялся встретить ту, которая могла бы искренне полюбить его, а не играть его чувствами. Он прекрасно понимал, что любовь – это упоительная катастрофа. Она единственное Богом вложенное чувство, которое приносит кроме радости и разочарование, предсказуемое несчастье, которого хочется еще. Он не жалел себя. Жалость к самому себе – самое скучное безвыходное занятие, печальное чувство, что вызывает душевную боль и будет точить её как шашель. Самое сильное чувство – разочарование, а не обида кем-то нанесённая или несправедливо причиненное огорчение, даже не ненависть. После них остаются шрамы в душе, а после разочарования – только пустота.Кто сказал, мол, время лечит - солгал. Ты просто привыкаешь боли.

Южное лето было в разгаре. Стоял полуденный зной.Здесь Иори, поворачивая, разделяется на несколько рукавов, неся свои быстрые воды к Алазании. Дети с невысокого моста, прыгая в воду, визжали от удовольствия. Изнемогая от жары, Роман тоже решил искупнуться и спустился ниже по течению, где река образовала неширокую заводь. Он, перебравшись сквозь кустарники колючей дерезы, вышел на берег и окунулся в холодные воды реки. Но печальное событие – разлад в отношениях с Ларисой, с которой он встречался с первого курса, когда учился в Тбилисском университете, по-прежнему не давал покоя, возвращая его воспоминаниям. Его мозг мысленно воспроизводил все эпизоды, связанные с ней, сохранившиеся в памяти. «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков», говорил древнекитайский философ Лао-Цзы. Разум - подлец. оправдает что угодно, утверждал уважаемый Достоевский. Конечно, потерянный, переживший несчастную любовь, он искал уединения. Теперь у него не было  уверенности в том, сможет ли он снова полюбить. Верить людям не сложно, сложно поверить заново. Он не мог понять, отчего произошёл сбой в их отношениях. Изменился характер взаимных общений, всё стало невыносимо скучно, а порой и пусто. Ведь ужас любых отношений в том, что они зависят от двоих. Конечно, ты можешь быть самым лучшим, верным, честным,  преданным, но это не гарантирует ровным счетом ничего. Омерзительно, когда тебе лгут притворяясь. Мерзко, когда в словах человека, близкого тебе, высокие убеждения, а в действиях низкие поступки, о которых ты даже не подозревал. Я обманывался, впадая в заблуждение, ошибался, что было видимость счастья. Получается, как у Пушкина - Златоуста: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Нет, не рад, так как я был обуян счастьем. Она овладела мною неудержимой силой, что я вспоминаю с душевным прискорбием и испытываю душевное страдание от одиночества. Теперь понимаю - жить в одиночестве куда лучше, чем среди ложных обещаний и подделанной любви. Глупое утверждение о том, что жить в одиночестве и получать удовольствие – особый дар. Уймись ты, Роман, умей прощать, ведь когда-то прощение понадобится и тебе. Может быть, Бог так решил, если он хочет сделать меня счастливым, поэтому ведёт меня самой трудной дорогой, ведь лёгких путей к счастью не бывает наверняка. Что-то уж слишком мудрено. Тот, кто сказал, что время лечит все раны, солгал. Время помогает только научиться перенести удар, а потом жить с этими ранами.

Вдруг он услышал душераздирающий крик о помощи. Вода несла девушку, которая не могла справиться с течением и тонула. Я плохо плаваю и мне не справиться этим губительным течением, - промелькнула мысль. Но воля взяла верх, и он наперерез поплыл к тонущей. Она, увидев Романа, попыталась поплыть в его сторону, но не смогла справиться с сильным течением. С непривычки у Романа начались судороги рук и ног, но, ухватив девушку за волосы, он поплыл к берегу. 
Он не знал, что же делать в такой ситуации и, перевернув её на бок начал слегка давить на живот. Она, отрыгнув воду, открыла глаза. Её знобило, она шевелила посиневшими губами, будто, что-то хотела сказать. Но укрыть её было нечем, так как его сухая одежда с рюкзаком остались на верховьях реки. Она была красива, белокурые волосы были аккуратно заплетены в одну толстую косичку. На шее ослепительно сверкал кулон с изображением совы. Фон и изображение были разного цвета и выполнены в стиле инталия. Глиптика, - вслух произнес он, - искусство резьбы на драгоценных камнях. Было странно, что она была не в купальнике, а простом шелковом платьице без рукавов. Оправившись от шокового состояния и увидев рядом незнакомца в плавках, она отодвинулась, попыталась встать.

- Я сама чуть не погибла и едва Вас не погубила, - дрожащим голосом выдавила она из себя. - Безмерно благодарю вас, вы спасли мне жизнь.
- Право, не стоит, я очень неуверенно плаваю, да вода ледяная, - вставая, произнес Роман. – Течение очень сильное, вам повезло, я тут оказался случайно.
- Дикий случай, проходила по мосту, а он очень ветхий, провалился прямо в середину реки, где очень сильное течение. Даже опомниться не успела, - виновато улыбнувшись, произнесла она.
- Моя одежда и рюкзак со съестными припасами остались на верховьях, недалеко от моста, где мальчишки купались, мне надобно найти свои вещи, - сказал Роман и пошёл по травянистому берегу. Она шла за ним.

- Меня зовут Тамара, - как бы невзначай охрипшим голосом представилась она.
- А я, стало быть, Роман, учитель по философии, преподаю в гимназии в Тбилиси. Иду пешедралом на Родину, в посёлок Сиони. Вот так, царица Тамар.
- Я учусь на пятом курсе в Тбилисском пединституте. Приехала на каникулы к матери. Наверное, много болтаю, да? – вдруг спохватилась она.

- Молчание – щит от многих бед, царица Тамар, - а болтовня всегда во вред. Язык у человека мал, но, сколько жизней он сломал, как говорил Хайям. Умейте пережить ту минуту, когда казалось, всё чуть ли не было потеряно. Ничто в этой жизни легко не даётся. В ней каждый поступок оставляет свой след. За всё расплатиться когда-то придётся. Другого пути, к сожалению, нет, - начал было резонёрствовать Роман.

- Вы, наверное, перенесли какую-то личную трагедию, да? – несмело спросила Тамара.- Вам кажется, что ваша жизнь разрушилась. Если это так, тогда вам следует подумать,что же построите на освободившемся месте. Познай себя - говорил Сократ. Нет смысла в поиске места, где вам будет хорошо, Вы постарайтесь создавать это хорошо в любом месте. Я думаю, прав был Хайям:"лучше одиноким быть, чем жар души дарить кому-нибудь. Бесценный дар отдав кому попало, родного встретив, не сумеешь полюбить". Уверена, если Вы так искренно любили её и скорбите до сих пор, уже неспособны полюбить кого-то другую. Вы никак не поймёте, что жизнь пролетает моментально. Всё тщетное, ничтожное, бесполезное, не представляющее истинной ценности, конечно, всё земное, в отличие от божественного. Вы человек, носитель разума, вы – ось, и этот мир вращается вокруг вас.Сам человек: лишь он – источник бед, - говорил Данте. Так и живите. Если у вас появляется шанс – степень вероятности удачи, то берите его, если даже он изменит всю вашу жизнь, позвольте этому случиться. Не важно, сколько дней в Вашей жизни, Роман, а важно, сколько жизни в Ваших днях, - уже тихо произнесла Тамара.
 -Иногда хватает мгновения, чтобы забыть плохое в жизни, а иногда не хватает жизни, чтобы забыть это мгновение. Диалектика. Борьба противоположностей. Хотя она наука правильного рассуждения, но и искусство убедительного пустословие, ловкого спора.    

- В моей личной трагедии нет напряженной, неразрешимой коллизии – вражда противоположных сил, которая обычно заканчивается гибелью героя, это просто личная катастрофа. Причина - безответная любовь, задетая гордость.  Когда говорю гордость, то прекрасно понимаю, что она один из смертных грехов: надменность, высокомерие, что есть источник всякого зла. Но это по Библии, дьявольская же гордость - корень всякого греха. Ведь я же не противопоставляю себя Богу. Просто я её сильно любил, но она меня бросила, тем разрушив мои надежды. Помните, бросивший однажды будет тоже брошен. Пусть не сразу, пусть гораздо позднее, но поступок будет возвращен. Правило бумеранга. Но я вылечился от этого влечения-недуга. «Не бойтесь потерять тех, кто не побоялся потерять вас», говорил Хайям. Теперь, вспоминая об этой истории, мне становится смешно. Получается как в известной поговорке: «Смешно сказать, а грех утаить» и прав был Гюго: «мы рождаемся с криком, умираем со стоном. Остаётся только жить со смехом» и громко засмеялся.

Они шли долго и оба молчали. Показался тот мост, мимо которого Роман проходил. Его одежда и рюкзак были на месте. Рюкзак был открыт и все продукты исчезли.

- Будем считать, что мои продукты кого-то от голода спасут, - с иронией произнес Роман и начал одеваться.
- Наш дом тут недалече, Роман, - осторожно начала Тамара, - Вы можете у нас погостить.

- Это как-то неудобно, Тамара, - как вы представите незнакомого человека своим ближним? – мотая головой, ответил Роман.
- Удобно, удобно. Вы же мой спаситель, надо же эту забавную историю рассказать матери. Вот причитать будет, умора, - звонко засмеялась она. Роман промолчал, и какое-то мгновение промелькнула шальная мысль: пожалуй, она ему нравится, ну, что ж, сумасшедшая любовь прошла быстро, оставив пустоту. Вот и зажглась слабая лучинка, лучинка надежды, очередное предвестие печали.Хотя надежда - самая живучая в мире тварь. Все сдохнут, а она подождёт, чтобы умереть последней.    Ведь любовь- предчувствие печали. Пусть это будет немрачное предчувствие – « "ложные неясные предчувствия боязливой души", как говорил Л.Толстой. Любовь – это состояние гармонии с самим собой, душевный покой. Хочешь быть счастливым - не ройся в своей памяти. Долой горечь воспоминаний, горькое чувство, вызываемое разочарованием, неудачей.

Она вела его по тому же мосту, где провалилась в воду. Мост уже начали ремонтировать, а в реке гудел катер, разыскивая Тамару. Наверное, очевидцы увидели, как она упала в реку, и сообщили спасателям. Дом, где Тамара жила с матерью, был необычным для Кавказа. Такие дома строят только в России – рубленные, многостенные.

- Ты, Роман не удивляйся, мы потомки староверов – молокане, одна из русских христианских сект, высланных на Кавказ, члены которого отвергают православную церковную иерархию, иконы, монашество. Но это было давно, - открывая калитку во двор, переливчатым голосом произнесла Тамара, пропуская Романа вперёд.
- Великий религиозный раскол Никона, его бунтарские слова: «священство выше царства», вызвало разрыв патриарха с царем, и он был сослан на Север, - произнес Роман и, увидев на крыльце пожилую женщину с чертами былой красоты, умолк.

- Мама, познакомься, пожалуйста, это Роман, - как-то робея, нерешительно представила Тамара Романа, – а эта моя мать Марина Ивановна, тоже учитель в местной школе.

- Рада знакомству Роман, проходите в дом, пожалуйста, - слегка смущаясь, произнесла Марина Ивановна. Дом был уютным и просторным из двух комнат и кухни. На остеклённой веранде стоял обеденный стол со столовыми приборами. Во дворе было много садовых деревьев и небольшой огород, а напротив крыльца была  беседка. Неподалёку был сооружен очаг из крупных камней, который еще дымился.

- Ты, Тамара, матери о случае на реке ничего не говори, зачем расстраивать её, - оставшись с ней наедине тихо произнес Роман. Тамара послушно кивнула головой.

- Тамара, накрой на стол в беседке,- обратилась Марина Ивановна к дочери. Я вас, Роман, сегодня накормлю долмой из свежих виноградных листьев, давно не едали небось?

Вот так случайная встреча положила начало их отношениям. Погостив немного, Роман с Тамарой уедет на его Родину в Сиони, где он её представит матери, как невесту. Всё в жизни случай, говорил известный словесник Даль. Ложные неясные ощущения,  горькое чувство, вызываемое разочарованием, неудачей, кажется, навсегда оставили Романа. И он обуянный небывалой страстью, увезёт её в горы, чтобы рассказать и показать ей, где лермонтовский мцыри боролся с ирбисом.

- А вот там возвышается гора Шхара. Недалече скалистые столбы Сахизнарсамая. Вершина горы сложена изверженными породами и образует причудливый горный ландшафт. Видишь ту гряду причудливых великанов, которые никогда не снимают свои белые шубы, стоят на страже, оставаясь неизменными. Там на вершине встречаются вихревые ветры всех направлений, часто образуя на регионе Сванетия бурю, или как местные говорят шамру. Поверь, у гор настолько сильна упоительная сила, что они притягивают и всегда внушают восхищение, ты находишься в состояние восторга, наслаждения. Однако день начинает вечереть и нам следует вернуться домой, - спускаясь по узкой горной тропе, и взяв Тамару за руку, произнес Роман.

Во дворе дома, где жил Роман было шумно. Собрались друзья, чтобы коротать вечер и заодно попрощаться с ним. Он с Тамарой возвращался в Тбилиси. Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь не возможно, говорил Гиппократ. Надеюсь, теперь он будет ценить то, что у него есть, а не будет жить в поиске идеалов, тогда он по-настоящему станет счастливым и не станет зацикливаться на прошлом, в ущерб всему остальному, зная, что там его больше не будет…

 другой доработанный вариант. Февраль - июль 2023г.  м.м.Б.