Учебник по пантомиме

Мим Олег Попов
               

       Я решил написать свой учебник пантомимы исходя из своего опыта мима, педагога, автора пантомим, режиссера пантомим. Цель данного произведения—привлечение к этому виду театрального искусства внимания талантливой части общества и дальнейшее развитие пантомимы в современном мире. Популяризация.
        На мой взгляд, искусство пантомимы держится на творческом отношении к жизни. Жизнь является материалом для творчества мима. Наблюдательность, фантазия, размышления о жизни, о творчестве—это чисто человеческие качества мима. Я предлагаю познакомиться с составными частями моего Учебника: Гимнастика Мима, Техника Иллюзии Мима, Основы Актерского Мастерства, Основы Режиссуры, Основы Драматургии. Я хотел бы, чтобы мой Учебник не отпугивал своей сложностью, но вызывал бы интерес  тех, кто любит познавать жизнь, открывать в ней каждый раз что-то новое.

                Гимнастика мима.

        Этот раздел необходим для того, чтобы научить мима «говорить», выражаться не словами, а телом и мимикой. Предлагается научиться быть выразительным «молчуном». Секрет выразительности мима-- в его умении двигать какой-то частью тела и лица в контрасте с полной неподвижностью всего остального тела. Движение «крупным планом»-- так называется этот прием у киношников. Игра мима «крупным планом» есть язык пантомимы, так мим «говорит» о том, что с ним «происходит».
       Я предлагаю миму встать прямо, ноги расставить на ширину плеч—это будет исходная позиция. Тело расслабить. Начать совершать движение «крупным планом» бровями (вверх, вниз). Необходимо следить за тем, чтобы все остальное тело было расслаблено и спокойно, неподвижно. Следующее движение делаем губами: уголки губ вверх (улыбка), уголки губ вниз (гримаса недовольства). Переходим к «крупному плану» движения головой: голова может наклоняться вперед, назад, к правому плечу, к левому плечу, вращаться по часовой стрелке, против часовой стрелки, поворачиваться вправо, влево. Переходим к плечам, которые могут подниматься, опускаться, вращаться, двигаться вперед, назад; эти движения надо производить каждым плечом отдельно. Далее идем к корпусу, который может поворачиваться вокруг своей оси вправо, влево, наклоняться вперед, назад, вправо, влево. Далее идем к области таза: таз может смещаться в стороны, вперед и назад, вращаться вокруг своей оси. Далее идем к коленям, которые могут подниматься и опускаться, разворачиваться вовне и вовнутрь. Переходим к подъему на носки стоп. Для развития выразительности более эффективным способом необходимо выполнять все движения с максимальной амплитудой, которая значительно прибавит выразительности миму, при условии спокойствия и ненапряжения всего остального тела.
       Итак, задача этого раздела—научить мима молчать, говорить и выражаться телом и лицом.

                Техника иллюзии мима.

        Следующий раздел Учебника я посвятил Технике Иллюзии Мима. Речь здесь идет о придании воображению мима, благодаря его специальной технике, видимой реальности. Реальности потому, что мим будет жить в условном для зрителя, но реального для мима пространстве. Я бы сказал, что этот раздел подводит мима к театру, требует от него наличия актерской способности жить в воображаемых (предлагаемых) обстоятельствах, делать фантазию и воображение былью, самому верить в воображаемое. По сути, это уже актерская игра, это уже театр, это уже зрелище, это уже игра в условность, что и составляет смысл пантомимы как искусства. Первое, о чем хотелось сказать, что мим устанавливает отношения с воображаемым объектом или субъектом. Поэтому дальнейшие действия мима будут нести и выражать характер этих отношений. Отношения бывают разные: интерес, подозрение, пренебрежение, брезгливость, обида, приветливость, доброжелательность, доверие, наивность, обожание, любовь, ненависть, страх, презрение, зависть, дружелюбие, корыстный интерес, отторжение, признательность, благодарность, агрессивность, раздражение, лесть и много других. Это касается актерской природы мима, какое чувство и как сыграть. Отношение мима к субъекту или объекту должно выразиться в действии мима, отношение это отразится на его мимике и на движениях тела.
       Итак, мим и воображаемый субъект. Мим обозначает для зрителя и себя воображаемый объект своим взглядом (его остановкой на субъекте) и психологической оценкой его (выражение своего к нему отношения), после этого мим как-то начинает действовать в отношении к воображаемому субъекту. Поведение мима всегда в отношении чего-либо или кого-либо. Безотносительного поведения мима не бывает. Попробуем поиграть (поимпровизировать) следующую ситуацию: вы сидите в кафе и ждете свою жену (мужа), а невдалеке за столиком сидит симпатичная девушка (парень), которая обратила на вас свое внимание, и у вас с ней (с ним) завязался немой диалог… Кончается все банально: пришла ваша жена с сумками, и вы ушли с ней, взяв ее сумки. Впредь вы сами можете придумывать свои ситуации и по-своему их разрешать. Это уже из раздела Основы Драматургии.
       Мим и воображаемый объект. Чтобы обратить внимание зрителя на что-то, мим должен сам обратить свое внимание на это что-то. Для мима обратить внимание-- значит остановить свой взгляд на воображаемом объекте и оценить его (выразить свое отношение к нему), и после этого продолжить действие. Если говорить о технике иллюзии мима, то хочется сказать главное: воображаемый объект или субъект должен быть более реален, чем в самой жизни. Это достигается актерской игрой мима и его особым действием. Мим протянул руку в пространство и наткнулся на «стену», и ладонь мима раскрылась и замерла в пространстве. Мим протянул другую руку, и она тоже наткнулась на «стену» и застыла. «Стена» холодная, шершавая, липкая, вонючая, серая. Хочу уточнить один момент: воображение мима должно опираться на его ощущения, задействовав все пять органов чувств-- так мим лучше создаст реальность воображаемого. Это психофизика техники иллюзии мима. Мим хочет отнять руку от стены, но рука прилипла, другая рука тоже прилипла. «Прилипла»-- этот эффект достигается хаотичным движением всего мима и неподвижностью в пространстве рук мима. Эффект неподвижности точки в пространстве еще называют «мертвой точкой». Когда какая-то часть тела мима прикоснется к чему-то неподвижному в пространстве, она как бы становится частью этого предмета и тоже становится неподвижной. То же самое и для движущегося предмета: часть тела «прилипает» к этому предмету и движется с ним. О воображаемом предмете. Воображаемый предмет в руках мима должен иметь «вес», «форму», «температуру» и все, что свойственно этому предмету в реальности. Вернемся в наше кафе. Вы позвали «официанта», «он» вам дал «меню», вы заказали «чашечку крепкого кофе», «он» принес вам ваш «заказ», «чашка» с «горячим кофе» стоит на «блюдце», рядом маленькая «ложечка» и два «кусочка сахара». Вы пьете кофе и общаетесь с той же девушкой (парнем) на расстоянии…  Можете по-своему разрешить ситуацию.
      О стилевых упражнениях по технике иллюзии могу сказать, что они все возникают из наблюдений за жизнью. Кого интересует «шаг на месте», а кого интересует «куда мим держит путь». Технические приемы «перетягивание каната», поднятие «тяжелого чемодана», «ходьба» всех видов, «стена», «подъем по лестнице» и т.д. можно легко найти в интернете. Со своей стороны, я бы больше доверял тому, что я сам увидел в жизни-- в этом больше практической пользы для мима.

                Основы актерского мастерства.
 
       Частично я уже проговорился об актерской природе—способности легко поверить в воображаемые обстоятельства и жить, и действовать в них. Мим играет, изображая кого-то или что-то. Для того, чтобы мим мог играть роль персонажа, необходимо воображение, внимание, наблюдательность, вера в играемое действие, память, интеллект, жизненный опыт. Но главное, что должен уметь мим как актер-- это поверить в свое действие так, чтобы увлечь своей верой зрителя. Это главное требование к миму как актеру. Мим, как я уже говорил, должен опираться на память пяти органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Эта память развивается, если к ней начать обращаться. Это необходимо, чтобы укрепить веру мима в воображаемые обстоятельства, чтобы он чувствовал свою пантомиму всем своим существом.
       Для развития актерского мастерства мима существует Этюд. В этюде мим на практике усваивает то, о чем говорит теория, и более того-- он лучше узнает себя в творчестве мима, видит свои возможности и потенциал, делает открытия и приходит к интересным находкам, развивается как актер и как режиссер, и как драматург. Опять забежал вперед. Хорошо. Поиграем такой этюд (уже с элементом режиссуры): мужик пришел на пляж нудистов и спрятался в кусты, достал бинокль и стал смотреть, как девушка раздевается. Режиссура здесь в том, что попеременно зритель видит то мужика с биноклем, то девушку (мим стоит на одном месте); развитие ситуации придумайте сами. Главное, что есть в исполняемой мимом роли персонажа-- это его Характер. Очевидна разница: как себя ведут трусливый и смелый в одной и той же ситуации. Итак, мим должен играть не просто персонажа, а глубже—его Характер. А характер проявляется через те отношения, которые мим устанавливает с миром, и то поведение своего персонажа, которое демонстрирует нам мим. Со своей стороны, я бы рекомендовал миму, когда рядом никого нет, играть различные ситуации, даже сидя за компьютером. Главное, увидеть место действия, персонажей, предметы, погоду, время суток и года, причину своего появления в этом месте, свою цель здесь, другие особенности (запахи, звуки, освещенность…) Именно тогда у мима появится вера в воображаемые обстоятельства, когда он будет их внутренне чувствовать и внутренне видеть.

                Основы режиссуры.

        Режиссура призвана сделать этюд мима доступным и интересным для восприятия зрителя, т.е. создать зрелище. Это во-первых. Во-вторых, пантомима—это композиция, и она должна быть построена по законам композиции. Композиция пантомимы подразумевает ее смысловую завершенность, цельность. Как композиция, пантомима имеет тему, идею, конфликт, интригу. Действие представляется как последовательность драматических зон (зон зарождения и развития конфликта): экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Определяется сверхзадача мима как персонажа и его сквозное действие, и контрдействие. Пример композиции в пантомиме «Мечта»: По полю идет человек, он давно идет и устал идти, он остановился, поднял глаза к небу и увидел парящую птицу; в нем родилось желание тоже летать, как эта птица; он побежал, махая руками как крыльями, но не взлетел, задумался; решил запустить в небо воздушный змей, запустил  его, а нитку держит в руках; вроде бы стал ближе к парящей птице, но тут змей начал тянуть человека вверх, а человек тянет змея к земле; началась борьба человека и воздушного змея… змей рванул и поднял человека от земли вверх, и понес его над землей, а в небе парила птица…  Это, кстати, пример драматургии пантомимы.

                Основы драматургии.

         Речь идет здесь о создании либретто пантомимы, сюжета пантомимы. Автор пантомимы должен понимать специфику жанра пантомимы, где все содержание выражается действием мима. Для автора первый вопрос-- это тема, на которую надо сочинить либретто. Автор по-своему решает заданную тему и выражает свою идею. Автор должен иметь перед собой цель создания либретто, ее сверхзадачу, чего он хочет в конечном итоге добиться от зрителей, придумывая эту драматургию. Драматургия должна нести в себе «зерно», чувство-идею, идею, согретую сердцем, заряд.
        Драматургия пантомимы содержит в себе конфликт и способ  разрешения этого конфликта. Конфликт должен быть понятен и актуален для зрителя. Чаще всего конфликт возникает из-за тесноты рамок, в которых находится персонаж мима. Персонаж мима всегда стремится к свободе и всегда натыкается на рамки, поставленные жизнью, обществом-- это конфликт желания и возможности персонажа. Драматург определяет в своей драматургии сквозное действие персонажа и контрдействие, которое обостряет, драматизирует, накаляет действие. Сквозное действие-- это действие персонажа, направленное к достижению сверхзадачи. Драматургия должна содержать в себе интригу—как разрешится конфликт, кто победит?
       Ну вот, в общих чертах я сказал все, что хотел сказать. Пробуйте, ищите, ошибайтесь, придумывайте, смотрите на жизнь, анализируйте жизнь, учитесь у жизни. Творческих вам успехов!