Тайна- Айвазовского Ивана Константиновича 1-1

Нина Филипповна Каменцева
Тайна- Айвазовского Ивана Константиновича

С любовью к живописи и пейзажу
Сборник № 4

Пейзажная лирика Нины Каменцевой ярка и красочна. Это, если так можно выразиться, разноцветные стихи. Дело в том, что все стихотворения в этой книге насыщены полным радужным спектром эпитетов и метафор.
А ещё стихи Нины Каменцевой можно назвать солнечными. В них любовь и радость, счастье и гармония. И всё это пронизано тёплыми солнечными лучами.
На страницах книги «С любовью к живописи и пейзажу» вас ждёт увлекательное путешествие в мир искусства. Практически каждое произведение – это рецензия на шедевр художественного ремесла, которым в полных красках вы можете насладиться, перелистнув страницу.

1. Тайна - Айвазовского Ивана Константиновича

Миниатюра из жизни великого художника-мариниста, баталиста, коллекционера, мецената, Ивана Константиновича Айвазовского (Ованес Айвазян) (1817–1900). Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века. Брат армянского историка и архиепископа ААЦ Габриэла Айвазовского.

1. Корзина с ландышами

С чего начать? Конеч-
но, с корзины ландышей,
которые приносили ему
шестнадцать лет подряд.
Но как понять от кого? И
не спросишь же: «А мо-
жет быть, жене?» И каж-
дый раз, один раз в год
на праздник он их ждёт.
Какой прекрасный цвет
и аромат! Он пленял его,
радовал глаз, и однаж-
ды художник решил на-
писать его на полотне.
Но как ты перенесёшь
этот аромат на холст? Он
напоминал ему духи, за-
пах которых когда-то он
ощутил, когда был молод.

Что-то вздрогнуло внутри, когда впервые он вдыхал их
аромат. Какая страсть повеяла от них! «О Господи!», –
взмолился он тогда, когда случайно его задел экипаж и
дама сердца, нет госпожа, а впрочем все равно, велела
помочь ему и наклонилась над ним. И он впервые увидал
обнажённую грудь и тонкий шёлк на её плечах, где оста-
новился его взгляд. Ох, если бы я мог прикоснуться, – ду-
мал тогда он. Она обожгла сердце юнца, как огонь. Пле-
нил красотой её тонкий стан. А голос – словно она пела
на французском! Увы, он не понимал ни слова. Пронзила
сердце, его не спросясь. И осталась вечною тайной.
Родился Айвазовский Иван Константинович 17 [29]
июля 1817 года в Феодосии (Крым), небольшом порто-
вом городке у подножья Крымских гор. С самого детства
он любовался морем, любил рисовать на песке днем и
ночью, но волны прибывали и стирали все нарисован-
ное. Однажды он увидел алые паруса, которые горели от
солнечных лучей. Это его так взволновало, что он решил
обязательно их нарисовать, но волны слизнули и смыли
его рисунок. Надо было нарисовать где-нибудь, чтобы со-
хранить.
   Его армянская семья была бедна, отец Геворг работал
рыночным старостою. В семье было двое дочерей и двое
сыновей. Если бы ни мать (Рипсиме), которая была искус-
ной вышивальщицей, рукодельницей, денег не хватало
бы на содержание семьи. Родители не могли Ивана обе-
спечить ни красками, ни полотном, ни кисточками. Если
бы не случай, он так и мучился бы в нищете. Он увидел
однажды белый дом, подходящий для написания карти-
ны. Иван (Ованес) чёрным углем нарисовал там картину
«Море и алые паруса» за одну ночь. Утром это заметил
градоначальник Феодосии А.И. Казначеев. Он приказал
смыть сейчас же. На второю ночь Иван опять нарисовал,
только уже обширней и красивее. Градоначальник был
удивлён, но все же приказал очистить во второй раз. И
поставил там пост городового дежурить на ночь. И когда
он в третий раз пришёл рисовать, то городовой его пой-
мал и отвёл к самому градоначальнику. Иван, конечно,
ожидал, что тот заставит его семью заплатить штраф за
его проделки. Градоначальник же, напротив, был снисхо-
дителен к нему, взял к себе домой жить и направил на бес-
платное обучение живописи. Иван был принят сначала в
гимназию в Симферополе, затем – в петербургскую худо-
жественную Академию.
Петербург в это время выделялся самыми талантли-
выми людьми: поэтами, художниками и композитора-
ми. Здесь он знакомится с Карлом Брюлловым, Михаи-
лом Глинкой, Крыловым. Его талант покорял всех, его
называли «самородок». Но он был с детства талантлив
во всем. Он обладал великолепным слухом, и это тоже
заметил А.И Казначеев, когда он жил у него. Градона-
чальник дал возможность учиться играть на скрипке, с
его же помощью Иван получил музыкальное образова-
ние. А.И. Казначеев, да и все вокруг удивлялись манере
Ивана держать скрипку – он садился и упирал скрипку
в колено. Однажды, слушая и смотря, как играет Иван
Айвазовский на скрипке, Михаил Глинка был очень вдох-
новлён. Он включил услышанное в свою оперу «Руслан и
Людмила» небольшим отрывком.
Никто не сможет написать так морские волны, кото-
рые, как кружева, сплетённые пенной кистью художника,
прибывали и убывали, омывая песок, унося с собой все,
к чему они прикасались.


***Художник Алексей Тыранов портрет И.К.Айвазовского

http://www.proza.ru/2015/07/24/157
© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2015
Свидетельство о публикации №215072400157