Что хотят пусть говорят... Часть 5

Светлана Каплун
Sumerian asa/as/az "bear"; Basque (h)artz "bear".

Шумеры asa/as/az "несут";  баски (h)artz "несут". Сравните с hatz «палец», баски. Сравните с бенгали «рука, руки» Hаta. Сравните с рус. «хватать» и «хапать». Сравните с санскритом: рука «кара, хаста».

Сравните шумерское asa/as/az "несут"  и рус. (н)оша,  (н)есу и (н)ос-кая  вещь. Санскрит: одежда – «веша». Сравните с в-исе-ть, п-овис-нуть, о(б)виснуть и вещь, в-исе-ль-ник.

На что могут указывать такие групповые совпадения? Только на общий источник происхождения этих языков.

«Быстрый» баски azkarra (a-zka-rra)  и рус. «ско-рый».  Сравните с sikara (sika-ra, ср. с "сига-нуть") – «охота» на бенгали.

«Борзая»  баски xarlango (xar-lan-go) и рус.  «хор-тая», а также польский харт. А также мадьярский  а-гар. Эти ещё как «несутся»!  А ведь в этимологии слова «хортая» до сих пор чуть ли не баталии ведутся.

Хортая – быстрая охотничья собака, борзая. «Охота» бенгали Sikara и баски ehiza. О-хо-та и e-hi-za, (s)i-ka-ra.  Где-то здесь кроется  происхождение имён Ихи и Айхо… Где-то здесь и «хортая» с учётом перехода «к» и «х». Сравните: самец быка сев. оленя – хор, а самка оленя – важенка, но и «кор-ова».

«Олень»  бенгали Harina (H-arina), у басков уже oreinak (oreina-k). «Лось»  баски Moose (Mo-ose; примечание: этот Аму нести может только рога, при этом он настоящий «муж»). Сравните с кельтским божеством по имени Цернун (Ц-ерн-ун).

Аринна — священный город хеттов, главный культовый центр солярной богини, известной как d UTU URU Arinna «солнечная богиня Аринны».

Ариннити — богиня солнца в хеттской мифологии, жена Тешуба.

Название города Arinna обычно трактуется как лувийское, со значением «источник». Слово считается индоевропейским по происхождению и сравнивается с др.-инд. rinati, готск. rinno «поток», рус. ринуться. Если это так, то оно относится к корню *Arn и входит в ареал «древнеевропейской» гидронимии. Согласно другой точке зрения топоним — хурритский, доиндоевропейского происхождения, и сравнивается с удинск. ор-эин «источник». Странно, что не вспомнили про англ. Run «бежать».

Надеюсь, теперь мы понимаем, что вначале «ринулся» арийский олень!

Кстати, АрунА  (санскр.  «красноватый») — в индийской мифологии божество рассвета, наследовавшее эту функцию от богини Ушас. Считался колесничим бога солнца Сурьи.

«Бежать» баски korrika (k-orri-ka). Сравните с баскским «олень» oreinak (orei-nak). Оно и понятно: олень и есть самый быстрый «бегун». «Бежать» бенгали Cаlаna. C-аlаn-a. Отсюда рус. «алый» и «олень». Но помним и про «алы» - крылья.

"Бежать" бенгали Cаlаna. Уловили связь с «каланчёй»? Каланча — наблюдательная башня при пожарной (полицейской) части. Устаревшее значение — дозорная (оборонительная) башня. Слово заимствовано из тюркских языков  - *kala(n)ѕa от турецкого kale «крепость». А я предполагаю, что «каланча» - это не просто турецкий «замок», а «наблюдательный пост для быстрого реагирования» и поэтому исходным будет бенгальское (арийское) значение.

Баски gotorleku и бенгали Kеllа – это значит «оплот». От Kеllа и французское Кале.

Кале (цыг. Kale, букв. перевод "смуглые, чёрные", единственное число "кало") — самоназвание одной из «больших» групп цыган. Территория проживания: Испания, Португалия, Латинская Америка, юг Франции.  «Чёрный»  бенгали Kаlо. Насколько я понимаю, каменные башни и замки тоже смотрятся достаточно «смуглыми». Для басков «чёрный» - это beltza (ба ал, Бел, наш «белый»).

Баски «место» leku. Отсюда «локальный». Похоже, очередной перевёртыш от Kеllа.
Баски «сильный» gotor. Поэтому «сильное место» gotorleku эквивалентно рус. слову «оплот». А рус. слово "бо-гатырь" чему эквивалентно?!

Багатур (древнетюрк. bayatur , также батур — древнетюрк. batur; монг. баатар ) — почётный титул у монгольских и тюркских народов  «герой», «доблестный воин», «богатырь», «сильный, мощный».
 
Санскр.  gаtuh «путь».

Гать — дорога через болото, настил через трясину. Гать делается из брёвен, уложенных обычно поперёк движения.  Гати являются одним из самых древних типов дорожного покрытия и были известны человеку ещё в каменном веке. Например, при раскопках в торфяном болоте около Гластонбери была найдена гать, проложенная за 4000 лет до н. э.

«Ствол» бенгали тrаnka. Не отсюда ли «таран».

«Земля" баски Lurra (L-urra), латынь terra (t-erra). Случайно ли «ш-ар»? Сравните с англ. «площадь» area, акр. Акр первоначально обозначал площадь земли, обрабатываемую в день одним крестьянином с одним волом.  А вот «пространство» на бенгали Sthana. Не отсюда ли «стан», «страна» и Астана?

«Поле»  баски eremu.
 
Кстати, Эриду (также Эреду, Эридуг, Урудуг) — один из древнейших городов Шумера, расположенный в 19,3 км на юго-западе от Ура (южнее современного Багдада).
 
Наиболее широко распространённая версия происхождения названия Багдад — из среднеперсидского языка от слов bhaga — «бог» и dаd — «данный», т.е. переводится как «божий дар» или «богом данный».
 
Бенгали Bаgha – тигр и «давать» - Ditе. В качестве версии.

«Жёсткий» баски zurru. Потому что от слова «земля»?

«Далеко» баски urrun и бенгали Paryanta (P-aryan-ta). «Даль» бенгали Duratba (D-urat-ba).

А ещё: б-ере-г, к-рай, рай-он, ст-оро-на,  Ро-дина, рай, Ирий, Русь! Это просто и сложно – Мать Сыра Земля. Одним словом, всё это – Рррр! Это то, что ты будешь защищать и никому не отдашь! Потому что это «Хр!Ам!» - это основа твоего существования и благополучия. Это понятно даже дикому зверю, это инстинкт.

Территория… Кочевые народы передвигаются по своим землям, обходя их по кругу. Сначала это были охотники и собиратели, потом скотоводы и первые земледельцы. Вспомните про подсечно-огневое земледелие и перелог.

Санскр. «конь» - турага. Сравните с рус. «дорогОй» и «дорОга». И сделайте вывод, что «тур» в смысле «бык» вторично по сравнению с «тропой» и туризмом. Просто сначала «работали» ноги, а потом лошади и быки. Хотя… Тургун – имя вожака оленьего стада. Скорее всего, всё и начиналось с северного оленя и с севера. Просто я ещё не могу обосновать.

Ход конём оказался интересен.  Санскрит: турага. Бенгали Ghоrа. Отсюда англ.  Hors. Но ведь в основе – хор (олень). Баски – zaldi (za-ldi). Сравните с «лошадь». И пусть после этого говорят, что она тюркская.

"Жеребец" баски hazitarakoek (hazi-tara-koek). Так нагляднее связь с «турагой». В баскском есть самостоятельные слова hazi «выращивается» и  hazia «семя».

"Мерин" бенгали Khоjаkarana (Khоjаka-rana) и мошонка Andakosa  (Anda-kosa). Нужно ли объяснять, что такое «кокки» в русском языке?

Туризм… Большинство исследователей согласны с тем, что слово имеет латинские и греческие корни. Корень «тур» происходит от латинского tornare (обернись) и от греческого tornos, что означает оборот, круг, круговое движение.
 
«Токарь» баски Turner . «Круг» бенгали Brttakara (Brt-takara).

«Оборот»  бенгали Muri (M-uri). Не отсюда ли рус. «мир»?

Некоторые исследователи англо-саксонского происхождения слова считают, что ещё в 12 веке термин «torn» (прямой потомок латинского «tornare») использовался крестьянами для обозначения путешествий с намерением вернуться обратно. Позднее слово трансформировалось в современное английское «turn» (оборот, вращение, поворот) и вплоть до середины 18 века английская знать использовала это слово (турне)для обозначения путешествий, предпринимаемых для обучения и исследовательских целей.

Но ведь «вернуться, поворот, обернись, вёрткий» - всё это исконно русские слова с корнем «бер, вер».

Вертумн (лат. Vertumnus, от лат. vertere, превращать) — древнеиталийский бог времён года и их различных даров, поэтому он изображался преимущественно в виде садовника с садовым ножом и плодами. Позднейшая римская мифология сделала из него этрусского бога; но, как показывает этимология этого имени, Вертумн был настоящим латинским и в то же время общеиталийским богом… А может, всё-таки этрусский? А где этруски, там и Троя. Или хотя бы Руссильон…

Случайно ли русскому «три» соответствует бенгальское Tina?

Тин (Тиния, Тина) - в этрусской мифологии - бог неба, громовержец.

Тор ( др.-нидерл. и др.-в.-нем. Donar, прагерм.*Thunaraz, буквально «гром») — в скандинавской мифологии один из асов, бог грома и бури. «Триждырождённый» старший сын Одина и богини земли Ёрд (либо Хлодюн, либо Фьёргюн).

Тешуб, Тешшуб (хурр. Tessob, Tessub, ср. урартск. Teiseba) — хурритский бог грозы, почитавшийся во всей Малой Азии.

У хаттов Тешубу соответствовал бог Тару, у хеттов и лувийцев — Тархун (варианты — Тархунт, Тархувант, Тархунта).

Таранис — бог грома в кельтской мифологии. Имя Таранис переводится как «Громовник». Особые кельтские атрибуты этого бога — колесо, которое может быть молнией, а также спираль, представляющая небесный огонь. Согласно Лукану и некоторым из его комментаторов, Таранис входит в так называемую «всекельтскую триаду», вместе с богами Тевтатом и Езусом.

Имя Эзуса связывают с древним индоевропейским корнем esu, что значит «добрый бог» или «бог-господин». Возможно, это искажение от Ишкур и Ниски? Кто же тогда Иисус?