Америка России подарила пароход

Игорь Дадашев
(факты и мифы об американской программе ленд-лиз)
 
Цитата из довоенной комедии «Волга-Волга» вынесена автором в заголовок отнюдь не случайно. По воспоминаниям оргсекретаря Союза кинематографистов СССР Г. Марьямова, в 1942 г. И. Сталин подарил копию этой ленты президенту США Ф. Рузвельту через его посланника Г. Гопкинса. (1) Эта история получила известность в изложении и других советских публицистов. Правда, одни пишут, что Рузвельт был несколько озадачен сталинским подарком и никак не мог взять в толк, почему советский руководитель прислал ему эту кинокомедию. Другие же напротив, утверждают, что американский президент любил пересматривать эту картину в свободное время. И особенно, мол, ему нравилась песенка про то, как Америка подарила России пароход – настолько древний и ветхий раритет, что этот тихоходный колесный патриарх с берегов Миссисипи, помнивший, наверняка, еще проказы и шалости Тома Сойера и Геккельберри Финна, выйдя на волжскую пенсию, оказался настоящим недотрогой. Чуть топни по его палубе, сразу разваливался. А еще этот пароход ужасно боялся воды.

Говорят, что вновь и вновь слушая забавную песенку об этой самой первой, быть может, еще дореволюционной поставке из-за океана в Россию в качестве компенсации за Аляску, Франклин Делано Рузвельт забывал и о разбомбленной японскими летчиками в декабре 1941-го американской базе ВМФ в Перл-Харборе, и об одном из Алеутских островов, оккупированном тогда же самураями, и о войне в Европе, и об экономических проблемах в собственной стране, еще не вполне оправившейся после Великой депрессии 1929 г. Президент США, сидя в личном кинозале, так заразительно хохотал, утирая слезы, ронял на пол воздушную кукурузу, проливал пенящуюся кока-колу на ковер, что на душе у него, наверняка, воцарялась твердая уверенность в грядущей победе русских и англосаксов над фашизмом.

Впрочем, это всего лишь легенда, не нашедшая подтверждения в американских архивах. (2) Но мы еще вернемся к ней. А пока перейдем к непосредственному рассмотрению истории наших союзнических отношений и поставок по программе ленд-лиза. С детских пор автору запомнились рассказы бабушки и родителей о муке,  яичном порошке и американской тушенке «Спам», которая, к слову, до сих пор производится на консервной фабрике в одном из небольших городков в штате Миннесота. Правда, омлет из этого яичного порошка получался не таким уж и вкусным, как из настоящих, свежеснесенных деревенской курочкой яиц. Но в целом завтрак из заокеанских консервов был вполне съедобен и очень калориен. Помимо продуктов питания, США поставляли советской стороне и вооружение: танки, самолеты, боеприпасы, стрелковое оружие.

Огромную роль в Великой отечественной войне сыграла перегоночная дивизия ГВФ, пилоты которой переправляли самолеты из Аляски на Чукотку, далее через территорию Магаданской области и Сибирь прямо на фронт в Сталинград. Отсутствие запасных аэродромов, нехватка карт и аэронавигационного оборудования, бескрайние таежные просторы, сложные метеоусловия, недостаток горючего, отказ двигателя, полеты вслепую, всё это порой приводило к воздушным авариям. Так что наши летчики за свою работу в условиях Крайнего Севера по праву получали боевые ордена и медали. После войны американская сторона торжественно перезахоронила останки четырнадцати советских пилотов, разбившихся еще на территории Аляски, и первоначально похороненных в г. Ном и г. Фэрбенкс. С 1946 г. они покоятся на мемориальном кладбище в форте Ричардсон в г. Анкоридж. Американцы ухаживают за нашими могилами, так же, как и за своими. Кроме захоронений американских и советских участников войны на этом же кладбище лежат и японские военнопленные.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Вообще история российско-американских отношений берет свое начало с открытия Аляски и Алеутских островов русскими моряками в петровскую эпоху. Во второй половине того же восемнадцатого столетия императрица Екатерина Вторая оказала поддержку колонистам, сражавшимся за независимость от английской короны, отказав королю Георгу III в его просьбе одолжить 20 тысяч непобедимых суворовских чудо-богатырей для усмирения восставших американцев. В послании британскому монарху русская императрица ответила: «Недостойно двум великим державам соединиться своими силами, чтобы раздавить народ, лишенный каких-либо союзников, в его справедливой борьбе за независимость». Американский народ высоко оценил оказанную Россией поддержку. Будущий президент США Джордж Вашингтон писал: «Мы немало обрадованы узнать из достоверного источника, что просьбы и предложения Великобритании русской императрице отвергнуты с презрением». (3)

В 1854 г. более сорока американских врачей добровольцами участвовали Крымской войне на стороне России. Американское общество и государство тогда не просто симпатизировало России, когда британские дипломаты попытались завербовать волонтеров в свою армию, воевавшую в Крыму, правительство США проявило невиданную жестокость, всех активных вербовщиков арестовали и предали суду. Посланник Великобритании в США был объявлен персоной нон-грата и был вынужден вернуться на родину. А между тем американские врачи поду пулями и артиллерийскими обстрелами, рискуя своей жизнью, спасали раненых русских солдат и матросов, героических защитников Севастополя. Четверть из этих врачей погибла, защищая Севастополь. Россия высоко оценила вклад американских добровольцев. Все они были награждены «Севастопольской медалью» на орденской ленте Святого Георгия. (4)

Десять лет спустя император Александр Второй помог федеральному правительству США в вооруженном противостоянии Севера и Юга, послав две русские военно-морские эскадры к берегам Америки, чтобы помешать Англии и Франции поддерживать мятежных рабовладельцев-южан. Присутствие русских кораблей в американских территориальных водах способствовало победе Авраама Линкольна в гражданской войне с конфедератами. (5) Несколько десятилетий спустя, уже во время нашей гражданской войны, американский экспедиционный корпус поучаствовал в иностранной интервенции против Советской России, оккупировав Архангельск и Мурманск в 1918 – 1919 г.г. Затем, еще до 1933 г., когда правительство США признало СССР и установило дипломатические отношения с Москвой, из Америки в Россию переехало немало членов социалистической и коммунистической партий. В СССР эмигрировали квалифицированные строители и инженеры, потерявшие работу во время Великой депрессии 1929 г. По разным оценкам, в конце 1920-х, в начале 1930-х таких американских романтиков въехало в нашу страну больше десяти тысяч человек.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ЛЕНД-ЛИЗА

В период между двумя мировыми войнами правительство США придерживалось политики изоляционизма и невмешательства в международные конфликты. В 1935-м Сенат США принял закон о нейтралитете. После начала второй мировой войны, когда положение в Европе изменилось не в пользу стран антигитлеровской коалиции, американские сенаторы внесли поправку в этот закон, введя в него принцип «плати и вези». Благодаря этой поправке правительство США получило право продавать оружие любой воюющей стороне. (6) Об этом еще будет сказано ниже.

Меньше чем за год с начала боевых действий гитлеровская Германия оккупировала почти всю Европу. После падения Франции в июне 1940 г., возникла угроза поражения Великобритании. Пришедший к власти в мае того же года Уинстон Черчилль неоднократно обращался к президенту США Ф. Рузвельту с просьбами о помощи. Он просил предоставить во временное пользование «40 или 50 старых эсминцев», а кроме того «несколько сотен самолетов новейшего типа, которые вы сейчас выпускаете». При этом британский премьер оговаривался, что его страна пока не имеет возможности оплатить эти поставки. (7)

Для того, чтобы помочь Лондону политики в Вашингтоне извлекли на свет старый закон 1892 г., о котором и сами американцы уже успели к тому времени позабыть, и согласно которому Конгресс США имел право уполномочить военного министра передавать в аренду другим странам армейское и военно-морское имущество, в случаях, когда это делается «в интересах государства». В сентябре 1940 г. произошла передача американских эсминцев Англии. Но эта сделка состоялась не безвозмездно, а в обмен на временное предоставление ряда военно-морских баз на британских островах в Атлантике, прежде всего на Бермудах и в Вест-Индии. Кроме того, в ноябре 1940 г. США передали Великобритании несколько тысяч самолетов. В декабре того же года Рузвельт выступил с идеей передачи британцам вооружений по программе ленд-лиза (по-английски «lend» – давать взаймы и «lease» – сдавать в аренду). В феврале 1941 «Закон о ленд-лизе» был принят Конгрессом США и действовал до 30 июня 1943, и затем дважды продлевался.

Таким образом, общепринятая в нашей стране точка зрения, что программа ленд-лиза была создана американцами специально для помощи СССР, является заблуждением. Первыми, кому США оказали помощь, были британцы. Кроме них военные и денежные поставки были осуществлены и в другие страны, в частности, в Саудовскую Аравию, не имевшую никакого отношения ко второй мировой войне, и весьма удаленную от основных театров военных действий. Все дело в том, что еще в 1930-х несколько американских компаний приобрели в Саудовской Аравии за бесценок большие участки земли. Геологи, посланные для проведения разведочных работ, обнаружили там огромные запасы нефти, сулившие немалые барыши. Когда началась война, нефтяные промышленники убедили Рузвельта вложить деньги в Саудовскую Аравию с целью дальнейшего закрепления Америки в этом регионе. В результате из американской казны было передано сто миллионов долларов королю Ибн Сауду. Таким образом, США получили не только доступ к нефтяным месторождениям, но и верного союзника на Аравийском полуострове. (8) 

НЕСОМНЕННАЯ ВЫГОДА ЛЕНД-ЛИЗА ДЛЯ АМЕРИКАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Согласно закону о ленд-лизе президент Ф. Рузвельт имел право «передавать, обменивать, сдавать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если ее оборона против агрессии жизненно важна для Соединенных Штатов». (9) Уже 11 сентября 1941 г. Ф. Рузвельт, выступая перед Конгрессом США, отметил: «Мы оказываем эту помощь не как акт благотворительности, а с целью защиты Америки». (10)
Подтверждая этот тезис Рузвельта, американский историк Дж. Херринг в книге «Хорошая война: устная история Второй мировой войны» писал: «Ленд-лиз не был самым бескорыстным актом в истории человечества... Это был акт расчетливого эгоизма, и американцы всегда ясно представляли себе выгоды, которые они могут из него извлечь». (11)

По сути, при помощи ленд-лиза администрация Рузвельта решила несколько внешнеполитический и внутренних задач. В первую очередь поставки союзникам по антигитлеровской коалиции позволили американцам создать новые рабочие места. В 1940 г. в США на производстве было занято 47,5 миллиона человек, а количество безработных превышало 8 миллионов. Однако уже в 1942 г. американская экономика вобрала в себя весь резерв рабочей силы и до самой победы в на рынке труда в США наблюдалась полная занятость и даже ощущалась нехватка рабочих рук.

Во-вторых ленд-лиз был выгоден американским монополиям, расширившим производство и получавшим баснословыне прибыли от военных заказов. Администрация США за счет налогоплательщиков оплатила частным корпорациям переоборудование старых предприятий и строительство новых корпусов. Для этой цели из госбюджета было выделено 26 миллиардов долларов. Ну и в третьих, посылая европейцам только оружие, президент Рузвельт выполнял свое предвыборное обещание, ведь он твердо заявил: «Наши парни не будут участвовать в чужих войнах». (12)   

РУССКОЕ ЗОЛОТО В ОБМЕН НА АМЕРИКАНСКОЕ ОРУЖИЕ. ОБРАТНЫЙ ЛЕНД-ЛИЗ

Уже в двадцатых числах июня 1941 г., сразу же после вероломного нападения Германии на СССР, Черчилль и Рузвельт предложили помощь России. Месяц спустя в Москву прилетел представитель президента США Гарри Гопкинс, чтобы обсудить с И. Сталиным и В. Молотовым вопросы военных поставок. В августе было объявлено об очередном ежегодном продлении торгового соглашения между США и СССР от 1937 г. С американской стороны было заявлено, что это решение принято для того, чтобы оказать «экономическое содействие с целью укрепления Советского Союза в его борьбе против вооруженной агрессии». (13)

Продление торговых отношений между нашими странами стало важной вехой в укреплении общей борьбы СССР и США против гитлеровской Германии. В конце сентября, в начале октября 1941 г. в Москве прошла конференция стран-союзниц, включая Великобританию, на которой было принято решение снабдить Советский Союз различной военной техникой, сырьем и продовольствием, о чем и был подписан секретный протокол. Согласно ему США и Великобритания обязались до конца июня 1942 г. поставлять в СССР ежемесячно по 400 самолетов (включая 100 бомбардировщиков и 300 истребителей), а также по 500 танков, по 765 орудий из США и по 500 орудий из Англии в течение следующих девяти месяцев. Кроме этого союзники обязались поставить 5000 грузовых автомобилей, кабель, телефонные аппараты, сталь, другие металлы, колючую проволоку, а также сырье и продукты питания. (14)

В августе 1941 г. было также подписано англо-советское соглашение о взаимных поставках, кредите и клиринге. По этому договору Великобритания предоставила СССР кредит в 10 миллионов фунтов стерлингов на 5 лет под 3 % в год, для оплаты военных поставок. Советское руководство взяло обязательство оплатить сорок процентов поставленных товаров наличными, долларами или золотом. (15) Однако вскоре выяснилось, что СССР не имеет возможности своевременно переводить крупные суммы, а Великобритания не может требовать оплаты за военную технику, которую сама получала из США бесплатно по ленд-лизу. И только в начале ноября президент Рузвельт сообщил Сталину о том, что Конгресс США принял решение распространить программу ленд-лиза и на СССР. Вместе с этим США предоставили Советскому Союзу беспроцентный заем в один миллиард долларов для оплаты вооружения, оборудования, продовольствие и сырьевых материалов. Формально закон о ленд-лизе в отношении СССР вступил в действие 7 ноября 1941 г.

Здесь все же надо отметить, что американцы не очень торопились с поставками Советскому Союзу. В самый разгар битвы за Москву, когда Красная армия отчаянно нуждалась в военной технике и боеприпасах, из США в СССР было поставлено только 0,5 % от обещанного объема танков, самолетов, других видов вооружений. То есть, материальная помощь союзников не соответствовала их промышленным мощностям и решающему значению советско-германского фронта. (16)
В своем послании Сталину Рузвельт высказал пожелание, чтобы СССР со своей стороны поставлял некоторые виды сырья, необходимые для промышленности США. И ответные поставки из СССР имели важное стратегическое значение для американской экономики. Советский Союз в форме «обратного ленд-лиза» поставил Соединенным Штатам за годы войны: 300 тысяч тонн хромовой руды, 32 тысяч тонн марганцевой руды, большое количество платины, золота, леса на общую сумму в 2 139 000 долларов. (17)

В начале действия программы ленд-лиза СССР расплачивался с Соединенными Штатами своими денежными средствами в размере 40 миллионов долларов, замороженными на счетах американских банков. Кроме того Москва платила за американское оружие и золотом. (18) В 1941 г. госсекретарь США Д. Ачесон прилетел в Москву с единственной миссией – выяснить насколько кредитоспособен СССР. И. Сталин немедленно отправил американского гостя специальным авиарейсом в Магадан, откуда Д. Ачесон совершил вояж по всей Колыме, где ему показали золотоносные прииски. Увидев масштабы добычи драгоценного металла в этом регионе, Д. Ачесон заявил, что у него пропали малейшие сомнения в платежеспособности советской стороны. И только после этой инспекции колымских рудников американским госсекретарем из США в СССР пошли реальные поставки по программе ленд-лиза. Ежемесячно в Магадан прибывала американская подводная лодка, на которую грузили колымское золото в уплату за поставки военной техники, оружия, продовольственных и иных товаров. В результате к 1949 г. в хранилищах Форта Нокс в США скопилось самое большое количество этого металла, когда-либо собранное в одном месте – 21800 тонн. В настоящее время это количество примерно в три раза меньше. (19)

ЩЕДРОСТЬ И ПУНКТУАЛЬНОСТЬ СОЮЗНИКОВ. ЧЕТЫРЕ ПРОТОКОЛА

В первые месяцы войны поставки из США и Великобритании в СССР осуществлялись не своевременно, бывали случаи не полной комплектации самолетов, которые приходили без пропеллеров, бортового вооружения и запчастей. То же самое касалось и поставок англо-американских танков, устаревших и с легкой броней. Это было обусловлено, в частности, тем, что американская промышленность тогда еще не успела наладить выпуск новейших тяжелых танков. Нападение Японии в декабре 1941 г. на США и Великобританию вызвало кратковременную приостановку поставок по ленд-лизу. Вместе с поражением союзников на Тихоокеанском театре военных действий произошло грандиозное сражение под Москвой, отбросившее гитлеровцев от столицы нашей родины, что в корне изменило ситуацию в войне, превратившейся к тому времени уже в мировую и сделавшей Америку одним из ее главных участников. 28 декабря 1941 г. Рузвельт распорядился возобновить военные поставки в СССР, а в феврале следующего года США выделили Москве второй миллиард долларов беспроцентного займа.

11 июля 1942 г. было подписано советско-американское соглашение «О принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессора», в тексте которого было отмечено, что «оборона СССР против агрессора жизненно важна для обороны США». (20) Тем самым была определена правовая база программы ленд-лиза. Ранее вопросы поставок решались односторонними действиями США. 27 июня аналогичное соглашение было подписано и с Великобританией.

Весной 1942 г. подводные лодки германских ВМФ обрушили все свои силы на англо-американские конвои, сопровождавшие транспортные суда, шедшие самым коротким путем в советские порты Мурманск, Архангельск и Северодвинск, и перевозившим самолеты, танки, артиллерийские орудия и другие товары для Советского Союза. По предложению Черчилля еще летом 1941 г. союзники стали прокладывать второй, менее опасный путь снабжения СССР военными и прочими материалами. Он пролегал через Южную Атлантику, Персидский залив и Иран. 8 сентября 1941 г. в Тегеране было подписано соглашение, положившие начало англо-советско-иранскому сотрудничеству в годы войны. Южный маршрут в полном объеме был задействован с мая 1942 г. Для этого специально выстроили Трансиранскую железнодорожную линию и автомобильную трассу до Азербайджана. Из Индии было доставлено пятьсот 20-тонных вагонов  и полсотни паровозов. Объем ежедневных железнодорожных перевозок по программе ленд-лиза для СССР за период  с осени 1941 г. до лета 1942 г.  вырос с двухсот до семисот тонн груза. Таким образом, иранский маршрут стал вторым в общем грузопотоке для СССР.

Помимо США и Великобритании существенную помощь Советскому Союзу оказала и Канада, предоставившая нашей стране кредит в десять миллионов канадских долларов в 1942 г., который был использован для оплаты поставок пшеницы и муки в СССР.

Поставки союзников по программе военной и экономической помощи Советскому Союзу определялись ежегодными протоколами, подписанными СССР, США и Великобританией. Первый из них действовал с 1 октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. За время его действия в СССР было отправлено 1 420 000 тонн груза. Из 282 кораблей, перевозивших оружие, продовольствие и сырье для Советского Союза, пункта назначения достигли только 209 судов, 51 судно было потоплено немцами, а 22 корабля не смогли прорваться сквозь минные заграждения, и были вынуждены вернуться назад в Англию, где они и разгрузились.

Второй протокол действовал с 1 июля 1942 г. по 30 июня 1943 г. В это время США и Великобритания направили в СССР около восьми миллионов тонн груза военного назначения, часть из которого оказалась на дне северных морей вместе с судами, торпедированными германскими ВМФ. В число безвозвратных потерь вошли и 124 тыс. тонн грузов каравана «PQ-17», которые, тем не менее, Советский Союз полностью оплатил Соединенным Штатам. Так как, согласно договору, мы платили не за полученные, а за отгруженные союзниками технику, оружие и т.д.  Все поставки по ленд-лизу в течение войны исправно оплачивались советской стороной. Только на одном английском крейсере «Эдинбург», который был потоплен немцами 2 мая 1942 г. находилось 465 слитков золота общим весом в 5,5 тонн. Все это вместе, вкупе с обратным ленд-лизом, то есть поставками сырья из СССР в США дает более чем красноречивую оценку советско-американских отношений в годы второй мировой войны.

Время действия Третьего протокола с 1 июля 1943 г. по 30 июня 1944 г., и в нем впервые наряду с США и Великобританией участвовала Канада, которая в мае 1943 г. приняла свой закон о ленд-лизе, выделив один миллиард долларов на помощь СССР. В этот период союзники поставили нашей стране более семи миллионов тонн военных грузов, а также часть недопоставленных вооружений и других товаров по Второму протоколу.
Четвертый протокол действовал с 1 июля 1944 г. по 30 июня 1945 г. Если Первый протокол был подписан в Москве, Второй в Вашингтоне, Третий в Лондоне, то последний был оформлен уже в Оттаве. Несколько позже к Четвертому протоколу было сделано дополнение, касающееся поставок военного снаряжения и продовольствия для Красной армии в связи с вступлением СССР в войну с Японией. (21)

МАРШРУТЫ ПОСТАВОК ПО ЛЕНД-ЛИЗУ

В годы второй мировой войны существовало несколько маршрутов поставок в СССР по ленд-лизу. Северный путь из Исландии и Великобритании в Архангельск, Мурманск и Северодвинск, который был самым коротким, но и наиболее опасным и уязвимым со стороны германских ВМФ. Из 1530 транспортных судов, входивших в состав 78 конвоев немцами было потоплено 42 корабля, шедших с грузом в СССР, и еще 36 судов, шедших обратно. Однако за это же время союзники при участии советских кораблей и авиации потопили на Севере 27 немецких подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. (22) По этому пути союзники направили около четырех миллионов тонн груза, то есть, 22,7% общего количества поставок по ленд-лизу.
Второй маршрут, как уже было отмечено, пролегал через южную Атлантику, Персидский залив и Иран. Также использовались порты Ирака. А в Иране были построены сборочные авиазаводы, железнодорожные и автомобильные трассы. Советские летчики совершали облет собранных самолетов, а порой своим ходом доставляли их прямо на фронт. По этому пути было доставлено свыше 4,2 миллионов тонн груза, то есть, 23,8% поставок по ленд-лизу.

Третий, Тихоокеанский маршрут был менее известен, но наиболее эффективен. Несмотря на то, что с весны 1941 г. Берлин активно склонял Токио объявить войну СССР, японское правительство так и не решилось напасть на нашу страну. И в этом видится большая заслуга, как советской дипломатии, так и наших спецслужб, разведки и контрразведки. В силу того, что СССР не воевал с Японией в это время, то суда, предоставленные Соединенными Штатами по ленд-лизу под советским флагом и с советской командой на борту перевезли почти половину всех грузов, поставленных союзниками, а именно 47,15%. Но и на этом маршруте мы потеряли несколько судов, а именно «Колу», «Ильмень», «Трансбалт, «Ангарстрой», «Белоруссию», «Павлина Виноградова» и «Обь». В послевоенное время в советской прессе проскальзывали скупые сообщения о том, что эти корабли были потоплены японскими или «неизвестными» подлодками. Однако в последнее время и в России, и за рубежом опубликовано немало материалов, позволяющих приоткрыть завесу тайны гибели советских торговых судов Дальневосточного морского пароходства.

ДРУЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ

Прежде всего, необходимо отметить, что советский пароход «Павлин Виноградов» и 33 члена его экипажа погибли 22 апреля 1944 у побережья Аляски из-за внутреннего взрыва в трюме судна, перевозившего такой взрывоопасный груз, как ацетон в бочках. Причиной же гибели остальных перечисленных судов, равно как и рыболовного сейнера №20 стали атаки подводных лодок. Но это были не японские или «неизвестные» субмарины, а… американские. (23) Ниже приводятся краткие справки о судьбе этих судов и их экипажей:

Грузовой пароход «Ангарстрой» (построен в 1927 г., тоннаж – 4761 брт, дедвейт – 9800 т.) – потоплен 1 мая 1942 г. в Восточно-Китайском море в 32 милях юго-западнее острова Кюсю (в точке с координатами 31°55' с.ш., 127°42' в.д.) двумя торпедами подводной лодки SS-210 «Grenadier» (командир – лейтенант-коммандер Аллен Джойс), без жертв среди членов команды;

грузовые пароходы «Кола» (построен в 1919 г., 4997 брт) и «Ильмень» (ДГМП, построен в 1923 г., 2369 брт, 4200 т.) – оба потоплены 17 февраля 1943 г. в Тихом океане в 250 милях южнее острова Сикоку (в точках с координатами 30°45' с.ш., 135°33' в.д. и 30°35' с.ш., 136°30' в.д. соответственно) каждый уничтожен двумя торпедами, выпущенными подводной лодкой SS-276 «Sawfish» (лейтенант-коммандер Юджин Сэндс), на «Коле» погибло 60 членов команды из 64 и все 9 пассажиров, на «Ильмене» – 7 членов команды из 42;

рыболовный сейнер №20 (построен в 1936 г., 263 т.) – потоплен 9 июля 1943 г. в Японском море на траверзе острова Ребун (район Хоккайдо) артиллерийским огнем подводной лодки SS-178 «Permit» (командир – лейтенант-коммандер Чеппл), погибло 2 члена команды из 13. Спасенные рыбаки были доставлены в Датч-Харбор;

грузовой пароход «Белоруссия» (построен в 1936 г., 2920 брт, 4120 т.) – потоплен 3 марта 1944г. в Охотском море западнее острова Итуруп (47° с.ш., 146° в.д.) торпедой, выпущенной с подводной лодки SS-381 «Sandlance» (лейтенант-коммандер Малькольм Гаррисон), погибло 48 из 50 членов команды;
грузовой пароход «Обь» (построен в 1917 г., 2198 брт, 3200 т.) – потоплен 6 июля 1944г. в Охотском море у западного побережья полуострова Камчатка (51°27' с.ш., 154°58' в.д.) торпедой с подводной лодки SS-281 «Sunfish» (коммандер Р. Питерсон), погибло 14 из 40 членов команды;

грузовой пароход «Трансбалт» (построен в 1899 г., 11439 брт, 14000 т.) – потоплен 13 июня 1945г. в Японском море в 45 милях северо-западнее пролива Ла- перуза (45°43' с.ш., 140°45' в.д.) двумя торпедами подводной лодкой SS-411 «Spadefish» (коммандер Г. Андервуд), погибло 5 из 99 членов команды и практикантов. (24)

Таким образом, за период с 1941 г. по 1945 г. по вине американских подводных лодок на Тихом океане погибло шесть советских судов, пять из них грузовые общим тоннажем 28684 брт и 1 рыболовный траулер. В этих морских катастрофах погибло 128 советских граждан, в том числе 21 женщина и 3 детей.

ПЕРЕГОН ПО СЕКРЕТНОМУ МАРШРУТУ. АЛСИБ

Кроме трех указанных путей доставки грузов по ленд-лизу, существовал еще один, секретный маршрут. В феврале 1942 г. Рузвельт предложил перегонять самолеты своим ходом из Аляски в Сибирь. Американские пилоты доставляли их до аэродрома в г. Фэрбенксе на Аляске, а оттуда уже советские летчики перегоняли их по маршруту Уэлькаль – Сеймчан – Якутск – Керенск – Красноярск. Это была самая трудная и опасная трасса, но по ней на фронт было доставлено 7925 самолетов, то есть, более половины всех машин, поставленных Соединенными Штатами в СССР. О том, насколько тяжел был этот маршрут, свидетельствуют могилы советских летчиков, разбившихся при перегоне. Помимо кладбища в военном форте Ричардсон  в г. Анкоридж (Аляска) имеются подобные захоронения и на территории Чукотки, Магаданской области, в г. Магадане и в разных городах Сибири.

СКОЛЬКО ВСЕГО ТЕХНИКИ И ВООРУЖЕНИЙ БЫЛО ПОСТАВЛЕНО СОЮЗНИКАМИ, А СКОЛЬКО ПРОИЗВЕДЕНО НА ВОЕННЫХ ЗАВОДАХ В СССР?

Поставки товаров по ленд-лизу шли и через Арктику. Колонны судов, в том числе, предоставленные американцами и англичанами, в сопровождении ледоколов перевозили различное оборудование и продовольствие в портовые города Северного морского пути, одновременно снабжая всем необходимым и жителей советского Крайнего Севера и Дальнего востока. Через Арктику за годы войны, а также через Черное море весной 1945 г. в СССР было доставлено свыше миллиона тонн груза, что составило 6,3% всех поставок по ленд-лизу.

Кроме военной техники, в трюмах кораблей, шедших под охраной военных конвоев, было немало товаров, столь необходимых для восстановления советского народного хозяйства. Так, в докладной записке Сталину в феврале 1945 г. сообщалось, что американские суда доставили в Одессу 1860 грузовиков, 40 судовых двигателей, 23 крана, 776 тонн железнодорожных рельсов, 734 тонны газопроводных и 256 тонн нефтяных труб, 11 100 автопокрышек с камерами, а также 51,2 тысячи пар обуви и 13 22 тонны продовольствия и другое. (25)

Нельзя не отметить вклад Великобритании и Канады в программу помощи Советскому Союзу. За годы войны из Англии в СССР поступило 7 400 самолетов, 4 292 танка, 5 000 противотанковых орудий, 4 000 радиостанций, 12 тральщиков и многое другое, включая продовольствие и медикаменты. (26)

Канада поставила в СССР 1 188 танков, автомобили, промышленное оборудование, продовольствие, но прежде всего, пшеницу. (27)
Соединенные Штаты в течение 1941 – 1945 г.г. тратили на ленд-лиз примерно 13-14% своих ежегодных расходов на военные нужды. Стоимость всех поставок от наших союзников по ленд-лизу составила 11 200 344 000 долларов, в том числе из США на 9, 8 миллиардов долларов.

В послевоенных публикациях о военной помощи по программе ленд-лиз в годы Великой отечественной войны называлась цифра, равная четыре процентам валового продукта народного хозяйства СССР. То есть, несмотря на существенный вклад союзников в нашу общую победу над гитлеровским нацизмом и японским милитаризмом, большая часть вооружений, боеприпасов, продовольствия и медикаментов было произведено на советских заводах, фабриках и в сельском хозяйстве. Если сравнивать по весу добытого угля, руды, леса, по общему количеству произведенных танков, самолетов, снарядов и прочего, можно отметить следующее:

Авиационная промышленность СССР с 1941 по 1945 г.г. выпустила 122 тысячи самолетов всех видов, а по ленд-лизу мы получили 22 195 тысяч самолетов, что составляет 18%;

Более значительными оказались поставки автотранспорта, США передали Советскому Союзу 427 тысяч автомашин всех видов. С 1943 г. знаменитые ракетные установки «Катюша» везли на себе американские «студебекеры»;
Кроме того союзники поставили нам 1981 паровоз и 11 156 железнодорожных вагонов различного назначения. В то же время в СССР было построено 92 паровоза и свыше 1 тысячи грузовых вагонов;

Также в годы войны СССР получил по программе ленд-лиз 560 судов различного водоизмещения. (28)

Руководство СССР высоко оценивало значение ленд-лиза в советско-американских отношениях. Так в частности, Сталин, произнеся тост в честь Рузвельта на Ялтинской конференции в феврале 1945 г., подчеркнул роль американского президента «как творца инструмента, который привел к созданию антигитлеровской коалиции». (29) Рузвельт в свою очередь считал, что установившееся партнерство трех великих держав следует сохранить и после окончания войны. В ноябре 1944 г. выступая с докладом о ленд-лизе в Конгрессе США, он заявил: «Ленд-лиз и обратный ленд-лиз являются системой комбинированного военного снабжения. Они должны будут окончиться вместе с войной, но партнерство Объединенных Наций должно оставаться и становиться все крепче». (30)

Но, к сожалению, высоким надеждам Франклина Делано Рузвельта не суждено было сбыться. 12 апреля 1945 г. его не стало. Преемник Рузвельта в Белом Доме Гарри Трумэн совершил резкий поворот в политике США. Впрочем, еще 26 июня 1941 г., спустя всего лишь четыре дня после вероломного нападения гитлеровской Германии на СССР именно Г. Трумэн, бывший тогда сенатором США, заявил, что следует помогать той стороне, которая будет терпеть наибольший урон. Если будет побеждать Германия, помогать надо Советскому Союзу, а если верх станет одерживать СССР, то следует встать на сторону немцев, и «пусть они убивают друг друга как можно больше». (31)

КОНЕЦ ЛЕНД-ЛИЗА

12 мая 1945 г. в посольство СССР в Вашингтоне поступила нота, в которой извещалось о прекращении поставок по ленд-лизу. Часть пароходов с грузами была возвращена назад. В Москве, как и ожидалось, этот демарш Вашингтона вызвал крайне негативную реакцию. Был проведен ряд переговоров, в результате чего поставки в СССР были продолжены, но только с западного побережья США и только до окончания войны с Японией. Тогда же произошел очередной инцидент между нашими странами. Как уже было отмечено выше, 13 июня 1945 г.
американская подводная лодка потопила советское судно «Трансбалт» между Сахалином и японским островом Хоккайдо. В трюме корабля находился ленд-лизовский груз: рельсы, кузова к грузовикам и продовольствие. Общая стоимость груза оценивалась в 1 471 129 долларов. 18 июня об этом инциденте было доложено Сталину. (32)

Дальнейшие попытки советского руководства продлить действие программы ленд-лиза оказались безуспешными. США отказались предоставлять кредиты Советскому Союзу и поставлять товары, необходимые для послевоенного восстановления страны. А нанесение атомного удара по Хиросиме за три дня до вступления СССР в войну против Японии в исполнение ялтинских соглашений, возвестили миру не только об окончании второй мировой, но и о начале «холодной войны», в которой ядерный шантаж сыграл особую роль.
 
Официальная дата прекращения действия программы ленд-лиза для СССР – 20 сентября 1945 г. Все вопросы, касающиеся программы военной и иной помощи Советскому Союзу с 1941 по 1945 г.г. были переданы Госдепартаменту США. Дальнейшие переговоры и по выплате долга, и по возвращению ранее предоставленных судов продолжались с перерывами еще некоторое время. В декабре 1947 г. Советским Союзом были возвращены Америке семь танкеров и одно сухогрузное судно. (33) В сентябре 1949 Москва и Вашингтон подписали соглашение о возврате трех ледоколов и двадцати семи фрегатов. (34)

ПЛАТА ЗА ЛЕНД-ЛИЗ

В то же время стороны пересмотрели и долг СССР перед США по ленд-лизу, который сократился с 2,6 миллиардов долларов в 1947 г. до 1,3 миллиардов долларов в 1948 и окончательно был установлен в размере одного миллиарда в 1949 г. (35) Сокращение размера советского долга за ленд-лиз было вызвано отнюдь не альтруизмом американской стороны, а твердой позицией И. Сталина на переговорах. Скорректировали эту сумму и с учетом поставок сырья из СССР по обратному ленд-лизу.

В 1954 г. СССР возвратил США 38 небольших военно-морских кораблей. В следующем году мы передали американцам еще 62 судна, в основном это были торпедные катера и десантные корабли. (36)

Новый виток урегулирования вопроса по выплате долга за ленд-лиз настал в 1972 г., когда наступил период разрядки международной напряженности, а между США и СССР был подписан ряд соглашений, в том числе и по задолженности за помощь во время войны. СССР обязался к 2001 г. выплатить 722 миллиона долларов, включая проценты. К июлю 1973 г. было осуществлено три платежа на общую сумму в 48 миллионов долларов. (37)

Однако в 1974 г. Конгресс США принял поправку Джэксона-Вэника, как средство экономического и политического давления на СССР. Американцы тогда требовали разрешить беспрепятственную эмиграцию советских евреев в Израиль. Эта поправка лишала СССР, а впоследствии и Российскую Федерацию режима наибольшего благоприятствования в торговле с США. В знак протеста против этих не первых в истории российско-американских отношений экономических санкций СССР прекратил выплаты долга по ленд-лизу. В 1990 г. во время переговоров президентов СССР и США была достигнута договоренность о погашении задолженности в размере 674 миллионов долларов. (38)

И уже в 2003 г. задолженность России, как правопреемницы СССР, по ленд-лизу была включена в общий список долгов Парижскому клубу, где в результате взаимных расчетов и выплат она была полностью ликвидирована в 2006 г. (39)
Так разрешился вопрос о задолженности нашей страны по программе ленд-лиза, который периодически возникал в отношениях между Америкой и Россией на протяжении всего времени после окончания второй мировой войны. Тема эта щекотлива и малоизвестна широкой публике. До сих пор многие люди, как в США, так и у нас в стране считают, что Россия все еще должна Америке за ту помощь, которую наши заокеанские союзники оказывали нам в 1941-45 г.г. Но на деле Российская Федерация уже давно расплатилась за ленд-лиз, воздав должное  мужеству американских, британских, канадских и австралийских солдат, летчиков и моряков, которые вместе с нами воевали против нацизма, и кого русские люди всегда считали и продолжают считать братьями по оружию, так же как и воинов всех остальных стран-участниц антигитлеровской коалиции. В нынешнем, 2015-м году, мы не просто отмечаем 70-летний юбилей Великой Победы над фашизмом, но снова, как и в 1941 г. протягиваем руку дружбы и взаимопомощи всем людям доброй воли, тем, чьи деды и уже прадеды воевали с самым страшным врагом в истории человечества.

В СУХОМ ОСТАТКЕ. НИЧЕГО ЛИЧНОГО, ПРОСТО БИЗНЕС

Завершая обзор советско-американского партнерства в годы второй мировой войны, не могу не вернуться к теме сталинского подарка, вынесенного в преамбулу данной статьи. Несмотря на публикации разных авторов в советские и постсоветские времена, в архивах США не было обнаружено никаких подтверждений того, что копия фильма «Волга-Волга» была действительно подарена Сталиным Рузвельту. Среди версий, опубликованных отечественными журналистами, гуляет и такая, что на самом деле Сталин не посылал эту картину в подарок Рузвельту, а показал ее генералу Де Голлю и послу США А. Гарриману. Согласно воспоминаниям советского авиаконструктора А. Яковлева, случилось это событие 9 декабря 1944 г. во время визита лидера  французского Сопротивления в Москву. После совместного обеда Сталин и показал свою любимую кинокомедию высоким гостям. Был ли у хозяина Кремля тайный умысел уязвить американского посла за медлительность в поставках по ленд-лизу, или же это было просто актом вежливости и желанием порадовать сотрапезников трудно сейчас сказать. Во всяком случае, забавные слова песенки капитана из картины «Волга-Волга» о том, что Америка России подарила пароход, а у того слишком много пара уходит в свисток, колеса расположены сзади и ужасно тихий ход, помогли бы ускорить поставки по ленд-лизу не в конце 1944 г., а в то время, когда немцы вплотную подошли к Москве, в ноябре-декабре 1941 г. И хотя помощь США, Великобритании и Канады была весьма существенной для СССР, но основную роль в разгроме Третьего рейха сыграли все-таки безграничные мужество и героизм советского солдата, что признавали все наши союзники.

Например, начальник Управления по соблюдению Закона о ленд-лизе Эдвард Стеттиниус в книге «Ленд-лиз – оружие победы» написал: «Главным «вкладом в оборону США», сделанным Англией, Советским Союзом, Китаем и другими странами, явилась, конечно, их война со странами оси, и это самое главное, что наша страна получила в ответ на помощь по ленд-лизу. В докладе Конгрессу 25 января 1943 года я подчеркнул: «Эту помощь невозможно измерить в цифрах. Не существует стандартных оценок, с помощью которых, например, можно было бы сопоставить тысячу погибших русских солдат и тысячу истребителей. Все, кто погиб на полях сражений в Англии, Китае, России, в Африке и Азии, пали, защищая свою родину. Но эти народы воевали и воюют с нашим общим врагом. Их жертвы спасают жизни американцев». (40)

И здесь нельзя не вспомнить еще один занимательный момент наших партнерских отношений с заокеанскими союзниками. 22 июня (!) 1991 г. в 50-летнюю годовщину нападения гитлеровской Германии на СССР и за два месяца до путча в Москве, положившего начало развалу СССР, было подписано соглашение о побратимстве между двумя важными точками на карте поставок по ленд-лизу. Российский Магадан и американский Анкоридж стали городами-побратимами. Двадцать лет спустя автору довелось оказаться участником празднования юбилея этого события, которое прошло весьма скромно в одном из центральных скверов Анкориджа. В беседах с американцами автор открыл для себя немало интересного. В частности, опрашивая аляскинцев, что они знают и помнят о советско-американском братстве по оружию в годы второй мировой войны, общее мнение интервьюируемых несколько обескуражило. Ответы оказались простыми и стандартными, мол, на самом деле, никакого «братства по оружию» у нас не было с русскими. С англичанами, да, а вот с русскими, нет. Было всего лишь деловое партнерство. Просто бизнес, ничего личного. Америка только поставляла военные грузы Советам. А те в свою очередь платили за них. Да так и не доплатили полностью. Возможно, эти настроения – наследия эпохи «холодной войны», а может быть, и нечто иное.

И здесь следует помнить еще об одном скользком моменте американского бизнеса в годы второй мировой войны. Одновременно с поставками Советскому Союзу американские промышленные корпорации торговали и с… нацистской Германией. Нефтяная корпорация «Стандард Ойл», принадлежавшая Джону Рокфеллеру-младшему, при посредничестве немецкого химического концерна «И. Г. Фарбениндустри», того самого, который производил газ для умерщвления узников концлагерей, продала Берлину бензина и смазочных материалов на 20 миллионов долларов. А венесуэльский филиал «Стандард Ойл» ежемесячно поставлял в Германию по 13 тысяч тонн сырой нефти, которую химическая промышленность рейха тут же перерабатывала в первоклассный бензин.

Помимо столь нужного немецким автомобилям, танкам и самолетам горючего, из Америки нацистам поставлялись вольфрам и масса комплектующих для автомобильной промышленности, которыми Гитлера снабжал Генри Форд. В частности, хорошо известно, что на снабжение германского вермахта шло 30% всех покрышек, произведенных фордовскими заводами. Для фюрера Г. Форд был более, чем кумиром. «Он для меня — источник вдохновения», — заявил Гитлер в 1931 году в беседе с корреспондентом «The Detroit News», отвечая на вопрос, почему в его кабинете висит портрет американского автомобильного магната. Журналист из «New York Times», посещавший в тот период Берлин, рассказывал, что стена личного кабинета Гитлера украшена крупноформатным портретом Генри Форда, а стол в приемной был завален экземплярами «Der International Jude». (41)

Согласно американскому военному историку Генри Шнейдеру, Форд также помог нацистской Германии с технологией  синтетического каучука, жизненно необходимого для военной промышленности. За эту помощь А. Гитлер наградил Г. Форда Большим крестом ордена немецкого орла. Орден на него надел немецкий консул, специально прибывший в Детройт. Произошло это 30 июля 1938 года на грандиозном праздничном обеде, организованном в день 75- летнего юбилея Форда, в присутствии свыше 1500 зрителей. (42)

Что же касается общего объема поставок нацистской Германии из  США в годы второй мировой войны, то точных сведений на этот счет нет, поскольку это является строжайшей коммерческой тайной. Но даже те крохи информации, которые стали известны общественности, позволяют судить о том, что торговля с Берлином не прекращалась вплоть до разгрома нацизма. (43)

Помимо «Стандард Ойл» и Генри Форда активно торговали с Третьим рейхом и после вступления США в вторую мировую войну такие американские компании, как «Дженерал Моторс», которая производила на своем филиале «Опель» грузовики для вермахта, «Дженерал Электрик», телефонно-телеграфная корпорация «ИТТ», компания счетно-вычислительных машин «Ай-Би-Эм», «Кока-Кола», «Рэндом Хаус». Интересен факт, когда началась война и немецкий филиал «Кока-Колы» перестал получать из-за океана необходимые ингредиенты для своего фирменного напитка, тогда и была изобретена «Фанта», ставшая любимой фруктовой газировкой нацистов. Фирма «Кодак» также продолжала действовать на территории Германии и в годы войны. Ее немецкий филиал использовал бесплатный рабский труд заключенных нацистских концлагерей. «Кодак» не только поставлял кинопленку для создания агитационных роликов и фильмов в ведомстве Геббельса, и для нужд люфтваффе. На каждом немецком военном самолете была установлена кинокамера с кодаковской пленкой. Также на заводах «Кодак» было налажено производство детонаторов и других изделий военного назначения для нужд вермахта. (44)
   
Следует знать и помнить обо всех сторонах наших союзнических отношениях с США, не закрывая глаза на отдельные негативные моменты российско-американского партнерства для лучшего понимания нашего прошлого, настоящего и вероятного будущего, которое не является предопределенным, но творится народами мира в соответствии с их приверженностью традиционным духовным ценностям, этическим нормам, национальному характеру и той миссии, которая возложена на всех нас свыше. Все это актуально и по сей день, особенно в свете напряженных отношений между Вашингтоном и Москвой, мирового экономического кризиса, различных локальных конфликтов, словом, в ситуации, которая очень напоминает 1930-е, предвоенные годы…

Игорь Дадашев

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Марьямов Г. Кремлевский цензор. Сталин смотрит кино. М., 1992.
2. Электронный ресурс http://www.vestnik.com/issues/2004/0901/win/golovskoy.htm
3. Электронный ресурс  http://rezanov.krasu.ru/epoch/america.php
4. Журнал «Дипломатический весник», ноябрь 2003 г.
5. Ефимов А. «Очерки истории США. 1492-1870 гг.», М., 1958 г.
6. Черчилль У. Вторая мировая война, т. 2,ч. 2. М., 2010, с. 570.
7. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны. М., 1995, с. 115
8. Электронный ресурс http://www.russian.kiev.ua/print.php?id=11607800
9. Советско-американские отношении во время Великой Отечественной войны 1941-1945, т. 1-2. М., 1984, т. 1, с. 9.
10. Российский государственный архив экономики (далее РГАЭ), ф. 413, оп. 12, д. 8795, л. 105.
11. Электронный ресурс http://www.russian.kiev.ua/print.php?id=11607800
12. Там же.
13. Советско-американские отношения, т. 1, с. 95.
14. Советско-английские отношения во время Великой Отечественной войны 1941-1945, т. 1. М., с. 140-146
15. Там же, с. 13, 92-98.
16. Электронный ресурс http://www.russian.kiev.ua/print.php?id=11607800
17. РГАЭ, ф. 413, оп. 12, д. 11215, л. 3.
18. 9 октября 1941 г. Москва сообщила в посольство СССР в США, что советская сторона согласна ввезти 30 т. золота в США для оплаты за американское вооружение. – Советско-американские отношения. 193901945. Документы. М. 2004, с. 164.
19. Электронный ресурс http://www.russian.kiev.ua/print.php?id=11607800
20. Советско-американские отношения во время Великой Отечественной войны, т. 1, с. 198-202.
21. Энциклопедия Российско-американских отношений. XVIII-XX века. М., 2001, с.302-303.
22. Орлов А. С., Кожанов В. П. Ленд-лиз: взгляд через полвека. – Новая и новейшая история, 1994, №3., с. 180.
23. Сборник статей "Тайны подводной войны-2", издание Московский Клуб истории флота" и Центра истории флота во Львове, 1996год. Статья К.Б. Стрельбицкого "Топи их всех".
24. Электронный ресурс 25. РГАЭ, ф. 413, оп. 12, д. 9515, л. 10; д. 9516, л. 5.
26. Северные конвои. 1941-1945. В документах Архивного фонда Российской Федерации. М. 1993, с. 4.
27. РГАЭ, ф. 413, оп. 12, д. 8795, л. 102.
28. Орлов А. С., Кожанов В. П. Указ. соч., с. 186.
29. Секретная переписка Рузвельта и Черчилля в период войны. М., 1995, с. 54.
30. РГАЭ, ф. 413, оп. 12, д. 10128, л. 223.
31. Громыко А. А. Внешняя экспансия капитала. История и современность. М., 1982, с. 199.
32. РГАЭ, ф. 413, оп. 12, д. 9531, л. 9-10.
33. Советско-американские отношения. Документы. 1941-1945. М., 2004, с. 519.
34. Советско-американские отношения. Документы. 1949-1952. М., 2006, с. 117-119.
35. Там же, с. 105-107. 30 июня 1951 г. СССР уже произвел пятый платеж в погашении долга по ленд-лизу в сумме 2,8 млн. долл.
36. Государственный архив Российской Федерации, ф. 3446, оп. 106, п. 18.
13 февраля 1956 г. вышло постановление советского правительства об уничтожении в силу их полной изношенности 56 военно-морских судов, полученных  по ленд-лизу, в присутствии американских военных наблюдателей, а в отношении еще 171 корабля были переданы акты об их унитожении.
37. Бутенина Н. Ленд-лиз в истории международных отношений. – Лизин Ревю, 2000, № 1-2.
38. Там же.
39. Васильева В. Гончарова Ю. Пора сказать Америке спасибо. – Эхо планеты, 2009, №32
40. Электронный ресурс  http://www.russian.kiev.ua/print.php?id=11607800
41. Басин. Я. Заокеанские соратники фюрера. 42. Там же.
43. Электронный ресурс  http://ruspravda.info/Lend-liz-tolko-fakti-11960.html
44. Хайем Ч. Торговля с врагом. М., 1985
    
    

Опубликовано в ЖЖ с мллюстрациями:

http://berlin-09-05-45.livejournal.com/1143.html
http://berlin-09-05-45.livejournal.com/1495.html
http://berlin-09-05-45.livejournal.com/1605.html