Эхо народа 3 глава

Наталья Ильина 3
 
   2 глава http://www.stihi.ru/2015/06/27/3873
   
                3 глава
   
   Холостым обедом Пушкин попрощался навсегда
   С жизнью, где глотком отдушин стали вольные года.
   Был он горестно печален, словно видел наперёд,
   Что с женою на причале он покоя не найдёт.
   В церкви, в час его венчанья, на пол падает кольцо,
   Свечка гаснет, предсказаньем омрачив ему в лицо.
   И всплывёт прогноз гадалки:  жизнь с печатью роковой
   Завершит он, как ни жалко, в ссоре с "белой головой".
   Но забыты опасенья, и Плетнёву* пишет он,
   – Друг, я счастлив, без сомненья, словно заново рождён.             
   Пушкин  искренне Плетнёва и ценил, и уважал,
   А профессор, чтя за Слово, книги друга  издавал.

   *Плетнёв – близкий друг. Поэт, критик, профессор русской
    словесности Санкт-Петербургского  университета
                *   *   *
   Из Москвы чета каретой мчит от въедливой маман:
   В Петербург, к соблазнам "света", их влечёт самообман.
   Сняли дачу  у залива, в Царскосельском уголке,
   И ведут неприхотливо свой досуг рука к руке.
   Отдыхает «свет» столичный здесь, на Финском берегу,
   И певцу небезразлично быть с женою в их кругу.
   Видит "Двор" – жена прекрасна, смотрит царь, как ловелас…
   Это знак весьма опасный для интриг и злобный глаз.   
   Дамы светские пророчат, что у Пушкинской жены
   Будет новый дом непрочен – очи тайною полны. 
   И на лоб печать страданья ей поставил тяжкий рок,
   Даже нимб очарованья скрыть печальный знак не смог.
   – Ей бы лучше обрамленье...– шепчут злые языки...
   Так чета влилась в теченье светской ветреной реки.
   Но оклад своей мадонне* Пушкин сердцем изваял,
   Где от чувств его бездонных свет поэзии сиял.
              *Стихотвоение «Мадонна» 
               
   Здесь, у Финского залива, в кабинете запершись,               
   Пишет он, легко и живо отражая век и жизнь.
   Стих, рождённый в час рассвета, он несёт читать... Россет*,
   Нет в том тайного секрета, слышать хочет он совет.
   Держит, к пушкинской удаче, дама творческий салон,
   И поэт с женой, на даче, в круг общенья вовлечён.
   Александра лишь оценщик и не более того,
   А жена – сердечный венчик и милее для него.
 Александра Россет* – хозяйка Петербургского литературно художественного салона.
 Умная, широко образованная женщина, она любила русскую поэзию, обладала тонким
 и верным поэтическим чутьём

   Спор теперь Певца-витии*  с бунтом в Польше и войной,         
   И к "Клеветникам России" обратил он голос свой.
   Во французских депутатах обличил  политневежд,
   Призывавших, чтоб  солдаты встали в Польше за мятеж.
   Указал, находчив в слове, на вмешательство в дела,
   Подчеркнув, что Русь в основе всю Европу сберегла
   От ноги Наполеона, а назревший польский взрыв,
   Встал на русскую Корону, спесь французскую забыв.
   Но славяне тем сильнее, если вместе племена,
   Только недругам "виднее", чем их дружба не годна.
   Мнение Певца России вызывают у друзей               
   Осуждения  прямые: он надел "шинель"** властей.
   А поэт от романтизма отошёл, считая бунт,
   Проявленьем анархизма, зыбким, как песчаный грунт.
   И считал свою Россию, при солдате боевом,
   Побеждающею силой  над забывчивым врагом.

   *Вития – оратор, красноречивый человек
   **Вяземский назвал  это стихотворение "шинельной одой".
                *   *   *
   Вижу много аналогий я с сегодняшней враждой,
   Где осталась в эпилоге Украина за чертой.
                *   *   *
   Ну а что же "молодая"? – Чаще целый день одна:
   Муж то пишет, то читает, то с друзьями допоздна.               
   В Петербурге сняв квартиру, он повёл большой приём,
   И судьбе, с лицом транжиры, не угнаться за рублём.
   Вскоре муж поиздержался: деньги –  талая вода,
   И ему, как ни старался, не давались без труда.
   Мот-папаша, к сожаленью, сыну дал плохой урок
   И спустил свои владенья, большей частью, под залог. 
            
   – Почему вы не на службе?– спросит подданного царь.
   Он сказал: его оружье –  поэтический словарь.
   И предложено поэту Министерство внешних* дел,
   Но с подпискою при этом, чтоб к масонству не радел.
   *Внешних  – иностранных
   Что бы в сердце ни копилось, но широкий царский жест
   И оказанная милость сняли внутренний протест.
   Деньги – вклад совсем не лишний в неустойчивый бюджет
   И семье для прочной жизни – вход в блестящий "высший свет".
   Дети: Маша, позже Саша, родились, продолжив род,
   Для отца нет роли краше, но растёт, растёт расход...

   Не закончен рост семейный – сёстры въехали в их дом...            
   Жили вовсе не келейно, но с оплатой за столом.
   Тётка, из семьи Загряжской – материнская  сестра –
   Приняла Наталью с лаской, по-отечески щедра.
   Даже бальные наряды – это тёткин щедрый взнос,
   Потому что сёстрам надо обрести столичный лоск.
   Помогает Катерине и введёт в дворцовый круг,
   Новой фрейлине, отныне, нужен выезд и… супруг.
   При семье – Александрина – самый близкий друг сестре
   И всегдашняя кручина в зрелой девичьей поре.

   Держат Пушкины в столице для престижа модный дом,
   И наездницы-сестрицы любят выезды верхом.
   Как три грации сияют, но отметит светский круг:               
   Натали звездой блистает  средь наперсниц и подруг.
   Видеть хочет царь Сильфиду и, чтоб выдержать Устав,
   Приписал Певца для вида в камер-юнкерский состав.
   Пушкин в гневе скажет другу: низший чин в его летах
   Дан ему не за заслугу, а за... танцы на балах.
   Осуждает «свет» Мадонну, что кокетлива она,
   К развлеченьям только склонна и в балы погружена.

                *   *   *
   Вопреки глухим сужденьям, что вокруг текли рекой,
   Перепишет часть творений Натали своей рукой.
   Дорожила уваженьем мужа в творческих кругах,
   Поняла, что за воззренья прозвучит Поэт в веках.
   Посетила  не однажды с мужем университет
   И отметила, как важен для Певца ученый свет.
   Раз к издателю с женою он пришёл на договор,
   Не сошлись они ценою, и жена вступила в спор:
   – Вы душевные затраты не умножили на труд.
   И Смирдин сменил оплату, оценив Мадоннин суд.               
   Жизнь была не пасторалью, расширяя кругозор,
   И к издателю Наталья часто шла на разговор.
   Принимала близко к сердцу Натали и рост долгов,
   Жгли они, как острым перцем, уводя от сладких снов.
   Положенье видя мужа, просит брата дать  своё:
   Как и сёстрам, крайне нужно слать пособье для неё...
   Малой долей и бумагой помогал ей старший брат:
   Дед для них стал чёрным магом, разорившим майорат.
   Под залог сдано поместье и кормилец их  – Завод*,
   Дмитрий-брат – заложник  чести – долг с процентом отдаёт.
   Но делец он неумелый – оборота нет деньгам,
   И  Наталья то и дело ходит с тяжбой по чинам.

 *Полотняный Завод – фабрика рода Гончаровых и название  дворянской усадьбы.

   По имению соседка* скажет строками письма:               
   Не была она кокеткой, чтоб сводить мужчин с ума.
   Без фальшивого жеманства и ненужной суеты
   Покоряла постоянством прирождённой чистоты.
   Ни вульгарность, ни  нервозность не присущи были ей,
   И пленяли  грациозность и загадочность очей.
   «Кружевной душой» Мадонну в круге светском назовут:
   Людям, тактом огранённый, был в глазах её приют.
   Пушкин сам её красою очарован и пленён,
   Больше кроткою душою милой «жёнки» покорён. 
            *Соседка – Еропкина

                *   *   *
   Крутится поэт, как белка: в Министерстве мал оклад,               
   Нет исхода переделкам, и он новым темам рад.
   Царь открыл ему архивы с тайной древней старины,
   И влекут его  мотивы русских бунтов и войны.
   В Оренбург,  по чину – статский*, едет, чтобы описать
   Пугачёвский дух казацкий  и о бунте рассказать.
   Намечает путь обратный через Болдино Поэт,
   Чтобы  с силой многократной ощутить осенний свет.
   И летит за мыслью слово  о слепых бунтовщиках,
   Где расплата с Пугачёвым и казацкой воли крах.
       *Гражданский чин в царской России.

   Сказки с мудрою моралью пишет, снова вдохновлён,
   "Медный всадник" – эпохальный – создаёт портрет времён
   И царя Петра стремленье укрепить российский дом,
   Для чего создал творенье – град в Европу кораблём.
   «Маленького человека», что покорен, нравом тих,
   Внёс в сюжет, как жертву века и изысков городских.
   Кажется, ансамбли града, улиц « строгий, стройный  вид»
   Стать ему должны наградой, но для счастья он закрыт.
   Наводненье поглощает на окраинах дома,
   И никто не помогает, жизнь не ценится сама.
   У Евгения невесту погубил  морской прибой:               
   С нею дом – очаг от Весты*– оказались под водой.
   И несчастный мирный житель, отослав упрёк волне,
   Обращает взор, как мститель, к монументу на коне…
   Но… бежит с лицом  безумным, слыша грозный звон копыт…
   А назавтра градом шумным будет попросту… забыт.
      *Веста – римская богиня  огня и домашнего очага

   От "разбитого корыта" Пушкин свет предостерёг,
   И уроком в мир открытый  сказку выслал за порог.
   Чудо-рыбку золотую показал, как Божий суд,
   И напомнил мысль простую, что для благ положен труд. 
   В "Даме пиковой" соблазны роковые показал.
   Карты... И вопрос не праздный: сколько в них он проиграл?
   Слабость – грешная подруга, духота в глухой норе...
   И он должен ей в услугу подчинять себя игре.               
   Налицо  пороки «света»… Но…платить долги пора,
   И волнение поэта вновь на кончике пера.

   А посланник от цензуры – Бенкендорф – уж тут, как тут,
   И опять разделкой шкуры над стихами царский кнут.
   Запрещают "Медный всадник" – чем царю не угодил?
   Тот сказал, что он – рассадник неугодных вольных сил.
   Выпуск тянется изданий – вечный денежный вопрос,
   И от жизни назиданье – долг правительству возрос.
                *   *   * 
   Просится поэт в отставку, но из Зимнего – отказ:               
   Не рассмотрена заявка... и поэт душой угас.
   Снова в Болдинскую осень мчится он во весь опор,
   С мыслью в каверзном вопросе: как решать с властями спор?
   Скучно Пушкину, однако, здесь – в осенней тишине.
   – "Стих нейдёт" (не видит знака),– пишет с грустью он жене.
   Должнику  судьба – темница,  и он делится с женой:
   «Догадал же чёрт родиться мне с талантом и душой…»
   Только всё ж в глуби России спел он вещим "Петушком"*,
   Как опасны власть без силы, красота – с коварным дном.
   *"Сказка о золотом петушке"

                *   *   *
   Дух восторженный утратив, опыт горький приобрёв,
   Лишь в кругу лицейских братьев Пушкин весел и здоров.
   Юбилей лицея встретив вместе с ними в октябре,
   Он забыл на миг о плети,  о долгах и о царе.
                *   *   *
   Проза с бунтом Пугачёва не поправила дела,
   И куют долги оковы певчей птице без крыла.
   Зреет в мыслях авантюрный приключенческий роман,
   Что при фабуле амурной может дать доход в карман.
   Но  сюжет в «Дубровском» сложен, здесь жирует крепостник,   
   Для кого щенок дороже, чем простой бедняк-мужик.
   Доведённый до разбоя, он, ответом на удар,
   Мстит жестокою рукою, устрашая русских бар.
   В линии другой  – глумленье самодуров-богачей,
   Приводящих в разоренью тех, кто «душами» бедней.
   Если ты мелкопоместный, не способный взятку дать,
   Может богатей известный  и поместье отобрать.
   Даже дочь отдать за старца может властный самодур,
   Потому что деньги в ларце, а не призрачный Амур. 
   
   Встанет, словно на ладони, жизнь помещичьей страны;
   Но… для Пушкина в уроне, части глав сокращены.
   Сокращённая работа мёртвым грузом ляжет в стол,               
   Нет заканчивать охоты – цензор всё перемолол.
   От судьбы своей капризной впал в депрессию пиит:
   Отразила жизнь, как призма, как душевно он разбит.
 
   От Михайловской усадьбы доли требует родня,
   И он думает:  – Продать бы…– их настойчивость кляня.
   Но со временем был сглажен этот денежный упрёк,
   И не отдан на продажу сердцу милый уголок.

   Продолжение следует

  http://www.stihi.ru/2015/09/26/259