Анкета о труде литератора. Мои ответы

Зера Черкесова Новеллы
18/07/15

Я ответила на вопросы, заданные литераторам в прошлом.
 Под ними - ответы Ивана Ефремова. Не пытаясь ставить себя в один ряд, я все же привела источник(ответы И.Ефремова, выдающегося ученого и писателя-фантаста), хотя бы для сравнения пишущей братии в доинтернетную и в нашу интернетную эру.

Итак, мои ответы.

«Как мы пишем»

Как писатель задумывает свое произведение, как рождаются у него отдельные образы, как накапливает он материал, какие проводит предварительные работы, как строит сюжет, как правит язык произведения — все эти и многие другие вопросы интересуют не только литературоведов, но и читателей. Желая получить ответы на подобные вопросы, спецкорреспондент «Вопросов литературы» Ал. Лесс разработал и предложил ряду писателей анкету следующего содержания:

1. В каком возрасте Вы начали писать и с какого времени считаете себя профессиональным литератором?

Сколько себя помню. Я никогда не выпускала из рук пера и бумаги, а потом и клавиатуры с компьютером. При этом, хотя и потесненные, но тетради конспектов по разным предметам самообразования продолжились, но непосредственно писательское творчество целиком переместилось в компьютер, затем в интернет. Это все же удобнее и больше тонизирует, чем "писать в стол" с неопределенными планами когда-нибудь издать, даже просто начать  и завершить. Литературный труд онлайн практически в прямом эфире-совершенно новый феномен литературы еще ждущий своих исследователей. Мы первое поколение такой генерации авторов. Ибо до нас  тысячи лет сначала писали, а потом, если повезет-издавали, везло немногим. Такая система не стимулировала и многие талантливые люди бросали, не выдержав борьбы за признание, многие писали "в стол" в расчете на будущие поколения, которые их откроют. Что касается нашего поколения первых писателей онлайн в интернете-мы получили неограниченные возможности творить и быть услышанными, прочитанными. Оборотной стороной же стало на мой взгляд то, что в этом мыслящем океане-Солярисе Всемирной Паутины рассчитывать даже при наличии огромного дарования и труда на устойчивое признание и легендарную славу немногих писателей прошлого едва ли приходится. Те неспешные времена навсегда в прошлом. Тем  более наивно рассчитывать на то, что в будущем вас "откроют" будущие поколения. Если вы хоть несколько дней не обновляете свои странички - они приходят в запустение, поток читателей резко убывает, а рецензий не пишут вообще. То есть все едет на личной активности авторов, но ведь мы не динамо-машины, можем и уставать.
 Мы пишем по единственной причине:потому что не можем не писать. И вам повезло, если можете НЕ писать, а заниматься более приятными мирскими вещами. Я пишу потому что если не пишу-меня переполняет и требует выплескивания на бумагу/монитор/Сеть. Думаю, у вас тоже. Но все же честолюбивые замыслы  в разумных пределах полезны. Вместе с тем, по прошествии некоторого времен вы с удивлением увидите, что написанное и опубликованное вам живет своей жизнью, вы можете даже не посещать какую-то из страниц, но если написали на ней достаточно много и интересно-поток читателей будет на постоянном уровне. Это уже этап когда то, во что вы вложили свой труд-возвращается к вам сторицей. А увидев скопированными незнакомыми вам людьми, даже не известившие вас о своих копиях-ваши произведения за вашим авторством добросовестно ими проставленным с ссылками, то есть видя, то, как ваше творчество расходится по Всемирной Паутине, востребовано читателями- вы поймете, что ради этого стоило и стоит писать...Но главное:тот пусть единственный читатель, что отображается в вашем списке читателей, даже неизвестный читатель-ради которого вы не бросаете писать и  публиковать. 

-------------------------------

2. Когда Вы начинаете свой рабочий день? Как он строится? Сколько времени Вы проводите за письменным столом? Пишете от руки или на машинке?

Я начинаю как только так сразу. Сразу после пробуждения и приведения себя в порядок. Я устроила свои дела так, чтобы соблюдать баланс между творчеством и зарабатыванием на хлеб насущный. Но если даже нужно ехать на работу в 8 утра, то могу посоветовать прочитанное у Василия Сухомлинского, который руководил сельской школой, был известнейший педагог-писатель, то есть человек очень занятой, но сделал привычку вставать засветло и работать с  5 до 6,7 часов утра ежедневно. Он называл этот час или пару часов, когда всё вокруг еще спит, а он с свежими силами садится за работу -"золотым часом", признаваясь, что почти все свои книги о педагогике написал в этот ранний час.
Я добавлю к  этому, что когда бы вы ни просыпались(идеально именно в 5 утра, но это не всегда получается, нужна и воля, и предрасположенность к режиму "жаворонка", а многие литераторы "совы")- важнее всего начинать СРАЗУ с главного, то есть в данном смысле:сразу без раскачек за работу. Если же начать просматривать новости Яндекса, по ним переходить для выяснения подробностей происшествий и чьих-то скандальных слов - на сайты, а оттуда давать себя заманивать картинками и заголовками по всей Паутине; затем переходить на стихире на написание рецензий, то есть диалоги;  и т.д., и т.п. - то даже если дойдет до непосредственной вашей работы над новыми произведениями все же тонус уже будет в значительной мере на сегодня утрачен, энергетика и нерв письма. Ведь всякое дело требует энергии, а вы уже рассеяли часть ее на посторонние занятия. Поэтому:сразу  за главное без раскачек!

-----------------------------

3. Как Вы относитесь к писательскому блокноту, записной книжке, дневнику? Считаете ли Вы эти вещи нужными, или достаточно того, что Вам приходит в голову в самом процессе написания произведения?

Я хотела бы привнести в свою систему ведение таких блокнотов и записных книжек, точнее расширить и упорядочить то что уже есть, ибо не есть правильно слишком перегружать свою память, не делегируя часть записным книжкам. В наше время опять же компьютер многое сделал устаревшим из обихода наших предшественников, в частности, понятие писательского блокнота, картотек с выписками и коллекции вырезок из журналов по темам  и т.д. Теперь все это можно эффективно вести в электронном виде.
Но я скажу, что  когда  ты пишешь, то если идет хорошо - не нуждаешься ни в чем! Слова приходят сами и текут полноводной рекой. А если ты смотришь на пустой лист монитора или бумаги и не знаешь что писать или пишется туго, поминутно справляешься с другими источниками - значит тема еще не вызрела и понимание ее не кристаллизовалось настолько, чтобы сказать свое слово, и нужно еще читать, осмысливать. Или отложить. Когда придет момент, подсознание даст знать, заставив тебя вернутся к теме, и тогда слова не заставят себя ждать. Я столько раз это видела в своей учебной практике написания сочинений, рефератов, в практике литератора, что полностью согласилась, недавно читая записки о лит. труде советской писательницы Веры Пановой "Из кладовой  памяти"(рекомендую).
Хорошо пишется то, что пишется вольно, но к этому приходишь большой подготовкой.
 
-------------------------

4. Работая над своими романами, Золя заводил «личное дело» на каждого героя, вырабатывал точнейший план всей вещи. Как поступаете Вы? Есть ли у Вас план книги в целом, планы глав, эпизодов? Или вещь создается в процессе творчества, то есть герои, становясь «живыми», поступают сообразно своим характерам и убеждениям?
 
У меня пока нет особенного опыта в написании беллетристики, но то немногое, что пока написала в беллетристических жанрах, писала без плана. А те кто читали признавались в том, что им было интересно. Думаю потому что пока я писала вымышленные истории я видела все это внутренним взором и перо само подсказывало развитие сюжета. Как возможно заранее построить план  в художественном произведении я не понимаю, это также странно, как знать в деталях план будущего, а мы никогда его не знаем, а только предполагаем. Но, как говорится, "мы предполагаем, а Бог располагает". Но со времени написания сочинений по литературе знаю:план нужен, в том числе и в статьях, но затем, чтобы...написать все по другому, а именно по тому плану, который подскажет логика процесса, а вот  заранее ее, эту логику, расписать по пунктам плана невозможно.
Мои планы однако - это некая идея, которая приходит и воплощается под моим пером/клавиатурой. 
------------------

5. Как по Вашему мнению, советский писатель может и должен учиться у классиков русской и мировой литературы?

Это само собой разумеется. Учиться, учиться, учиться. Вопрос чему и у кого.В юности читаем хаотично, хватаем отовсюду. Но приходит время и приносит понимание необходимости отодвигать все в настоящий момент излишнее и не относящееся к делу. Мы начинаем ценить время. Ощущая как стремительно оно летит. Сожалеем о сотнях часов проведенных за просмотром сериалов на 555 серий из жизни южноамериканских фазендейров и их амуров и конфликтов. Однажды по завершении очередного латиноамериканского сериала я села и подсчитала на калькуляторе сколько часов за год с лишним шел сериал вместе с рекламой и выяснила, что это равняется двум академическим курсам изучения иностранных языков в ВУЗЕ!! То есть за весь сериал можно было освоить на приличном уровне два иностранных языка! Шок был реальным! А как звали героев годового того сериала я забыла почти сразу, а сейчас не вспомню за миллион евро. Лучше бы освоила тот же испанский/португальский, на котором эмоционально выясняли отношения все эти персонажи...

Ну а что до учебы у классиков, то важно правильно выбирать "своих" классиков.
Это тоже что любовь- но в отличие от других видов любви любовь к своим авторам  всегда взаимная. Любимые писатели учат в силу того, что они любимые и читаемые/перечитываемые, любить их значит питаться от них, даже если вы специально у них не "учитесь". Почему ощущается влияние любимых авторов, и говорят, что это подражание - нет! Это вживание в образ. Это глубокий и таинственный процесс. Но здесь мы уйдем далеко в сторону.

------------------------


6. Как пользуетесь Вы богатствами народной речи, фольклором — загадками, пословицами, сказками?
Пользуюсь. Подробнее потом.

-----------------------

7. Как Вы относитесь к помощи одного писателя другому? Считаете ли  Вы возможным «совать нос», по выражению Горького, в рукопись товарища? Как Вы помогаете молодым?

 Это болезненная тема. Мой опыт общения по цеху литераторов стихи ру к сожалению совершенно однозначно заставляет сделать вывод, что это глубоко иллюзорная идея:кого-то "улучшить" и "исправить недочеты" и т.д. Это всегда приводит только к углублению непонимания и конечному расхождению, причем:с чувством взаимной обиды и невозможности восстановить общение. Поэтому деликатность и терпимость к чужим взглядам и стилю письма - то, чему нужно учиться, чтобы беречь свои и чужие нервы, время, энергию. Небо каждому отпускает свое и только свое, совать нос с непрошенными советами действительно неуместно. Разве тактично подсказывать или развивать тему произведения, и то, если между вами сложились хорошие отношения и взаимопонимание.

-------------------


8. Следует ли считать необходимым соответствие между тем, что писатель проповедует в своем творчестве, и его личным поведением?

Это интересная тема и я вернусь к ней потом.


-------------------


9. Что нового внес XXII съезд КПСС в Ваше личное понимание писательского долга?

 Без комментариев.
Но что такое "личное понимание писательского долга" в наше время и есть ли он, этот долг перед обществом - еще нужно осмыслить. 


--------------------

10. Ваши ближайшие творческие планы.

Это моветон:говорить о планах. Главное все же не планы, а каждый день делать свое  дело, свои труды и дни.
---------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------

Далее:

ОТВЕТЫ ИВАНА ЕФРЕМОВА

«Как мы пишем»

Как писатель задумывает свое произведение, как рождаются у него отдельные образы, как накапливает он материал, какие проводит предварительные работы, как строит сюжет, как правит язык произведения — все эти и многие другие вопросы интересуют не только литературоведов, но и читателей. Желая получить ответы на подобные вопросы, спецкорреспондент «Вопросов литературы» Ал. Лесс разработал и предложил ряду писателей анкету следующего содержания:

1. В каком возрасте Вы начали писать и с какого времени считаете себя профессиональным литератором?

2. Когда Вы начинаете свой рабочий день? Как он строится? Сколько времени Вы проводите за письменным столом? Пишете от руки или на машинке?

3. Как Вы относитесь к писательскому блокноту, записной книжке, дневнику? Считаете ли Вы эти вещи нужными, или достаточно того, что Вам приходит в голову в самом процессе написания произведения?

4. Работая над своими романами, Золя заводил «личное дело» на каждого героя, вырабатывал точнейший план всей вещи. Как поступаете Вы? Есть ли у Вас план книги в целом, планы глав, эпизодов? Или вещь создается в процессе творчества, то есть герои, становясь «живыми», поступают сообразно своим характерам и убеждениям?

5. Как по Вашему мнению, советский писатель может и должен учиться у классиков русской и мировой литературы?

6. Как пользуетесь Вы богатствами народной речи, фольклором — загадками, пословицами, сказками?

7. Как Вы относитесь к помощи одного писателя другому? Считаете ли .Вы возможным «совать нос», по выражению Горького, в рукопись товарища? Как Вы помогаете молодым?

8. Следует ли считать необходимым соответствие между тем, что писатель проповедует в своем творчестве, и его личным поведением?

9. Что нового внес XXII съезд КПСС в Ваше личное понимание писательского долга?

10. Ваши ближайшие творческие планы.

Ниже публикуется часть полученных ответов.

Иван ЕФРЕМОВ

1. Писать начал в тридцать пять лет. Профессиональным литератором считаю себя лишь наполовину, потому что другая моя половина — профессиональный ученый.

2. Рабочий день плохо организован, пока я в городе, из-за неважных квартирных условий (не имею отдельного рабочего кабинета), а также из-за большого числа звонков людей, стремящихся поговорить, посоветоваться, получить консультацию, статью и т. д. Поэтому день строится отрывочно и работа идет медленно, и то лишь тогда, когда она катится уже по инерции. Если же нужно начинать вещь заново, сделать этого в городе не могу. На даче работаю упорно с десяти до двух, потом с четырех-пяти до десяти — одиннадцати. Из-за многолетней привычки работать ночью (на что сейчас уже нет сил) я начинаю рабочий день только в десять часов и все время «припоздняюсь» к ночи. Когда я в форме, то провожу за столом часов до четырнадцати, но в среднем часов десять. Думаю и читаю (по материалам, а не развлекательно) еще несколько часов (когда пишу), а когда собираю материал, то не менее десяти — двенадцати. Пишу на машинке.

3. Ни в коем случае не достаточно того, что приходит в голову в процессе творчества. Я заполняю тетради короткими записями, относящимися к нужным мне для вещи фактам, датам, лицам. Кроме того, те мысли и положения, которые приходят мне в голову во время сбора материалов или обдумывания произведения, записываются в особую тетрадь, которая шутливо называется у меня «росписью премудрых мыслей». Эти идеи, догадки, положения и целые готовые формулировки, нередко планы и конспекты отдельных частей будущего произведения обычно заготовляются «впрок», еще задолго до начала писания вещи.

Обычно я имею в планах не одно, а сразу два-три-четыре произведения, и идеи, мысли, положения приходят в голову или «подыскиваются» сразу по всем. Поэтому «роспись мыслей» пестрит отдельными короткими записями и каждая запись имеет свой индекс, означающий заглавие будущего произведения, к которому она относится. Заглавие — это одно из первых камней будущего произведения. Это не значит, что оно потом не может измениться, но материал собирается уже под конкретным заглавием, служащим индексом для записей. Например, Л. Б. — «Лезвие бритвы». Д. 3. — «Долгая заря» и т. д.

4. Перед тем как начать писание, я должен выработать точный план или всего произведения, или по крайней мере трех четвертей его. Конец для меня в фабульном смысле всегда неясен и зависит от той разработки действий и характеров героев, какая получится во время писания, когда, естественно, задуманное частично (в отдельных случаях — редких — даже резко) изменяется. План касается книги в целом, а главы рассекают этот общий план лишь в процессе писания, не раньше. Отдельные эпизоды уже во многом продуманы заранее и схематически написаны в «росписи мыслей». Они и составляют основной скелет повествования, а «пустоты», неувязки и подробности создаются и заполняются заново в процессе писания. Они-то и составляют для меня самое трудное и скучное в писании.

5. Писатель, не знающий наследия мировой литературы, не может быть настоящим мастером своего дела. Это элементарно. Однако нельзя и утонуть в этом наследии. Как бы сильно и захватывающе ни действовало на тебя творчество того или другого писателя, надо помнить, что каждый человек, не только писатель,— дитя своего времени, своей страны и своего народа. Поэтому писатель может говорить только своим голосом, голосом времени, и в этом отношении он для своего времени больше всех гигантов прошлого. Мне кажется, что наиболее распространенной бедой нашей литературы является чересчур сильное преклонение перед писателями (и художниками вообще) прошлого, которые, как на беду, действительно были очень большими мастерами. Однако если это преклонение отражается на голосе писателя, то оно переходит уже в эпигонство, и такое вот эпигонство, не обязательно в мастерстве слова, но и в мироощущении, воспитании чувств, нередко придает староватый оттенок произведениям наших современных писателей. Этому подвержен всякий, и всякий обязан бороться с гипнозом гигантов, учась у них, но оставаясь самим собою.

6. Не умею пользоваться, поэтому пишу «средним языком». Очень люблю сказки и легенды, стараюсь их как-то «вставлять», вплетать в свои произведения, перебрасывая мост от народной фантазии прошлого к реальному осуществлению мечты в настоящем.

7. Переделку, переписку, значительное изменение рукописи товарища или молодого писателя считаю недопустимым. Помощь одного писателя другому очень важна, но в форме критики, советов, указания ошибок, нелепостей и языковой некрасивости.

Молодым помогаю в этом направлении, никогда не черкаю и не переписываю их рукописей, ни в целом, ни в части, разве лишь, когда требуется иллюстрировать положение. Если же произведение кажется мне без проблесков настоящего таланта, владения материалом, языком — отвергаю его полностью. Особенно важны для суждения и конечной оценки языковые возможности молодого автора, а тут он и должен быть наедине с самим собой.

8. Считаю, что настоящее произведение может быть настоящим, только если оно не просто «верно по идее», но и искренне. А если так, то должно быть глубокое соответствие между мыслями писателя, высказанными для народа, и его собственными, его поведением. Лицемер выше ремесленника не подымется даже при большом таланте. Однако это соответствие не должно быть обязательно абсолютным, то есть писатель не должен быть копией своего героя. Важно внутреннее, моральное соответствие основ.

9. XXII съезд КПСС и новая Программа партии показали мне правильность пути, тех личных устремлений, которые двигали мной в создании моих произведений. Впервые поставленная во весь рост задача воспитания нового человека коммунистического общества определяет цель, служению которой я хочу посвятить свои творческие усилия и оставшееся у меня время жизни.

10. Повесть «Лезвие бритвы», разросшаяся в роман, затем перерыв для науки, затем исторический роман «Дети росы». Где-нибудь в промежутке — небольшая «космическая повесть» «Долгая заря».

Источник:

Вопросы литературы. 1962. №5. С.150, 156-158.

 ДОПОЛНЕНИЯ.

Из моей переписки на темы Как мы пишем:

Лучше разнообразить методы работы. Что-то писать и прагматического, хотя бы чтобы привлечь на то, что вы цените особенно. А вообще, скажу вам, что чаще успехом пользуется вовсе не то, что вы холили и лелеяли, как особенно дорогое вам, а какие-то небрежные строчки... Вроде моей заметки о Луисе де Гонгоре-и-Арготе, и кое-что еще. Читательский интерес подчас парадоксален и непредсказуем. Поэтому не брезгуйте и "утилитарным", даже тем, что нужно студентам для рефератов. Я пишу все, что привлекает мое внимание, даже сиюминутного, и то, что нужно мне чтобы самой разобраться в вопросах-и это тоже находит своего читателя. Так множится аудитории. Вопрос, зачем это вообще нужно... Не знаю:)) Как учил Лев Толстой:первое правило для литератора. Если можешь НЕ писать-не пиши.
Но мы пишем, даже буквально невзирая на то, что "мне и рубля не накопили строчки". Безотчетные импульсы-в природе человеческой уже миллионы лет его эволюции:строчить строчки...Хотя бы дневник. Это загадочно..

Зера Черкесова Новеллы   01.11.2015 




18.07.2015 05:24