Интимный дневник Цветаевой -12- Из диалогов о Мари

Кариатиды Сны
  После предыдущей публикации я получила несколько интереснейших откликов от читателей, которые публикую здесь - с моими попытками высказать своё...



ЧИТАТЕЛЬ 1 ( при желании имена читателей можно найти в откликах):
----------
"Люблю её любовью поздней, не осуждаю, не корю ..
Могу понять я что угодно и потому просто Люблю.

Татьяна Костандогло много о М.Ц. написала и о ее последних днях: http://www.stihi.ru/avtor/omxyma&book=2#2"

КС :
-----
 "Я знаю... У меня есть её книга. Но Татьяна искала в её смерти чужой след. Я не ищу, я пытаюсь понять, ЧТО внутри неё привело к такому трагическому результату. Мысль о самоубийстве посещала её даже в молодости:

    Молитва
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
— «Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал — слишком много!
Я жажду сразу — всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звёздам в чёрной башне,
Вести детей вперёд, сквозь тень…
Чтоб был легендой — день вчерашний,
Чтоб был безумьем — каждый день!

Люблю и крест и шёлк, и каски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство — лучше сказки
И дай мне смерть — в семнадцать лет!
<26 сентября 1909>,
Таруса"

ЧИТАТЕЛЬ 1:
------------
 "Да... знаю, помню ...Чем человек больше, тем и стрессы больше, главный: "страх, что меня Не любят " и, конечно, накопилось чувство вины: ошибки все наши ведут к накоплению чувства вины душой автоматически, увы … если бы хоть чуть с этим духовно работать .. иначе депрессия: еще более невыносимо Чувство вины, что Не живу с в о е й Жизнью, а у Творцов это сплошь … "


ЧИТАТЕЛЬ 2:
------------
  "Неа, так и не понимаю, зачем она это делала - писала этот дневник и хотела его обнародовать когда-когда-нибудь. И потом... разве не ясно, что такими амбициями может обладать только очень закомплексованный и слабый человек? Увы, увы... продолжаю тупо считать, что чем выше талант чела, тем этот человек для общества менее годен в качестве друга, товарища и брата - чью биографию ни прочти. Но не этим они нужны людям, слава Богу.)) Хотя нужны ли?( Ещё Гиппиус писала в начале прошлого века: "Сборник стихов нынче никому не нужен..." и до сих пор... только единицам. Интересно, куда дальше заведёт тебя твоё исследование...

КС:
-----

1. Зачем пишут дневник? Что-то нужно запомнить, не надеясь на изменчивую память. События, мысли, эмоции... а если предположить, что мы подключены (?) к Высшему разуму, то нужно записывать за ним , записывать... отвечать на поставленные Им вопросы, соглашаться, возражать... Смотри, что она пишет в конце той главки, которую я цитировала: "Соперник всегда - или Бог (молишься) - или дурак (даже не презираешь)." Дурак, видимо, о тех , кому надо противостоять мыслью своей и жизнью.
2. Предполагала ли она, что дневник обнародуют? Да конечно же... ибо знала, что она великий поэт: "Моим стихам , как драгоценным винам , настанет свой черёд..." Даже если пока нет дела до стихов... И пишешь, и хочешь, чтоб и читали, и издали, а не читают и не издают...Не до стихов... Но знала, что ПОТОМ будут исключительно внимательны к каждому произнесённому ею слову. Когда потом? А вот, чем быстрее уйду, тем скорее... "Отказываюсь быть в бедламе нелюдей..." Вот и отказалась от ЭТИХ для того (тех), кто придёт "через сто лет, как отдышу..."
3. Амбиции? Вряд ли... Закомплексованность? Может быть... Только дурак незакомплексован. Трагическое несовпадение со временем. С людьми... Но ведь были и совпадения! С теми, кого уже не было на  Земле для неё ... Если верила (ещё!)в Бога, то надеялась с ними встретиться - ТАМ!
4. Про поэта и толпу ( общество) всё написал Пушкин :" Идёт поэт, открыты вежды, но он не видит никого..." И Ты хочешь, чтобы после этого толпа "видела" его?) Не думаешь ли, что такой же и у поэта выбор? Не видя никого, видеть всё и вся. Один человек, кстати, сказал мне однажды: "Каждая женщина способна к восприятию шедевра". Я до сих пор не вполне понимаю, что он имел в виду. Но если ему верить,  половина человечества способна понять стихи великих поэтов. Это должно утешать...

ЧИТАТЕЛЬ 3:

  "В твоем ... эссе меня особенно "зацепили" две вещи- первая -закономерность встреч,кажущихся случайными - знакомство МЦ с творчеством Антокольского - от соседа по вагону,читавшему стихи Павла,и второе - твой вывод:"Ей были нужны сюжеты, сюжеты... и возможность ими управлять. Но сюжеты ( жизненные коллизии) на определённом этапе стали управлять ею... Это так тяжело признать и принять избалованному ребёнку." Мне кажется,именно это происходит с талантливыми людьми,вкусившими сладость успеха уже в начале своего пути - вспомнился пример с Еленой Майоровой,вынужденной,в силу нового возрастного периода,переходит к новому репертуару и отношением к ней,с которыми она не могла смириться. И Майорова - по мнению некоторых - интуитивно срежиссировала и сыграла свой уход !("

КС :
----

 "... Да , это тот самый СЛУЧАЙ (с Антокольским), который приходит НЕОБХОДИМО. Мы ГОТОВЫ к восприятию чего-то и как результат к встрече с теми, кто нам это предоставит. Думаю, здесь НЕОБХОДИМА встреча, но СЛУЧАЕН встречный, который может быть и ПЕРВЫМ ВСТРЕЧНЫМ. Я давно и за собой замечаю, если я на что-то обратила внимание , чем-то заинтересовалась, то в самое ближайшее время мне будет предоставлена возможность с этим встретиться более основательно. И чем больше живу, тем быстрее это происходит. В идеале это должно будет совпасть.) Когда в институте мы изучали "Братьев Карамазовых", когда читала их, сделала (для себя?) открытие. Достоевский сделал мои вышестоящие рассуждения ( не зная о них , конечно))) принципом организации материала. Сначала забрасывал удочку, к примеру, о слезе ребёнка, а через несколько страниц или даже глав давал развёрнутое размышление по этому поводу ( в речи Ивана Карамазова:"«От высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка».).

...второе замечание...очень точное. Для некоторых людей, избалованных успехом, и полюбившим "себя в искусстве". Но с Цветаевой, думаю, сложнее.


  ЧИТАТЕЛЬ 4:
--------------
гвоздь и веревка
переиграли её
не судомойку

КС:
-----
актёру нужен
реквизит для убеди
тельности в игре

никто не делал
его героем драмы
лишь инструментом

беда в том что жизнь
не спектакль ничего не
исправить уже

*********************************

  Я думаю , что на все поставленные вопросы потихонечку и всем ответит сама Марина Цветаева, если мы сами это очень захотим ...