Белое на бирюзовом,-
Розы волной кружевной
Напоминают на море
Вспененный след за кормой,
Солнечный берег песчаный,
Амфоры блик под водой.
Перисты небо и чайки,-
Белые на голубом.
В стиле японской гравюры
Вазы букетный сюжет:
Розово - радостно юный,
Выдержанный фиолет.
Ирисов видимым фоном
Сладкий густой аромат
К розам летит лепестково,
Рамы покинув квадрат.
Слышал биение сердца
Винсент в садовом цветке,
Жизнь проживая с ним вместе,
И на его языке
Заговорив бегло кистью,
Мир открывал и в себе,-
Хрупкий, доверчиво чистый,-
Внешнему противовес.
Парность картин впечатляет:
Нежность цветов кимоно,
Веер мечей самурая
Свёл воедино Ван Гог.
Воина дух крепче стали
И мягче шёлка душа
Сдержат ли времени натиск,
На бирюзовом кружа.
"Ирисы и розы Ван-Гога в музее Метрополитен"
В японских семьях в традиционный праздник мальчиков из цветов ириса готовят магический талисман, который должен вселить в душу юноши отвагу. В японском языке слова "ирис" и "воинский дух" обозначаются одним иерглифом. Даже листья ириса похожи на меч.
/Выдержки из статьи Олега Сулькина от 13.05.2015г./
С точки зрения количества показываемых работ эта выставка весьма скромна. Их всего четыре – два букета ирисов и два – роз. Но они принадлежат кисти гения, непризнанного при жизни. И экспонируются вместе в первый раз с того времени, когда Винсент Ван Гог нарисовал их в Провансе, незадолго до его трагического ухода из жизни.
Выставка «Ван Гог: ирисы и розы» (Van Gogh: Irises and Roses) демонстрируются в Музее Метрополитен, Нью-Йорк, с 12 мая 2015 по 16 августа 2015г.
«Этот квартет натюрмортов, два с ирисами, два с розами, поражает контрастными форматами, вертикальным и горизонтальным, и удивительно гармоничной цветовой гаммой. Художник их написал незадолго до того дня, когда он покинул поселение для душевнобольных в Сен-Реми-де-Прованс. Эту серию он задумал в параллель серии "Подсолнухи", которую он нарисовал в Арле в 1888 году».
Для выставки ее организаторы добавили к работам «Ирисы» (горизонтального формата) и «Розы» (вертикального формата) из собственной коллекции Метрополитен парные им: вертикального формата натюрморт «Ирисы» из Музея Ван Гога в Амстердаме и горизонтального формата «Розы» из Национальной художественной галереи в Вашингтоне.
Выставка приурочена к 125-летию создания этой серии, считающейся одной из лучших в творчестве мастера.
Необычность и ценность «встречи» четырех картин в том, что она возможна только в Метрополитен. Дело в том, что вертикальная версия «Роз», подаренная Музею Метрополитен в 1993 году супругами-меценатами Уолтером и Леонор Анненберг, по условиям дара не может покидать стены музея.
Ван Гог говорил, что «картины выцветают как цветы». Это в полной мере относится и к данной серии. Ирисы, которые изначально были фиолетовыми, по прошествии времени стали синеватыми, а розы розового цвета – практически белыми.
Два натюрморта с ирисами и розами из нынешней коллекции музея висели в доме матери Ван Гога до ее смерти в 1907 году. И уже тогда процесс выцветания шел полным ходом. Хозяйка дома описывала «Розы» как «натюрморт с белыми цветами».
"Все мои работы в какой-то степени основаны на японском искусстве», - писал Ван Гог своему брату Тео 15 июля 1888 года.