Пушкин и Россия

Юлия Владова
               
Таково было великое задание Пушкина: принять русскую душу во всех её исторически и национально сложившихся трудностях, узлах и страстях; и найти, выносить, выстрадать, осуществить и показать всей России – достойный её творческий путь, преодолевающий эти трудности, развязывающий эти узлы, вдохновенно облагораживающий и оформляющий эти страсти.
И.А. Ильин. «Пророческое призвание Пушкина»

 
С детства сопровождают нас чудесные строки великого поэта. Много сказано об А.С. Пушкине разными авторами – писателями и поэтами, философами и учёными-пушкиноведами. В этом очерке приводятся некоторые высказывания, освещающие заявленную тему. Прав Д.С. Лихачёв, говоря, что у каждого – свой Пушкин…

Глубокие и проникновенные слова о нашем отношении к Александру Сергеевичу принадлежат учёному-филологу, литературоведу И.Л. Андроникову, непревзойдённому мастеру устного рассказа: «Особенность любви к Пушкину определяется тем, что решительно все видят в Пушкине высочайшее воплощение совершенства. Поэта, откликающегося на важнейшие вопросы своего времени и в то же время всегда обращённого к будущему. Чем дальше идёт время, тем глубже вникаем мы в каждую его строку, тем ближе становятся нам создания Пушкина, в которых каждый раз находим неисчерпаемые красоты, поражаясь их беспредельной новизне, силе и совершенству.

Каждое слово его сбылось. ...Путь от сердца поэта к сердцу народа, который он скромно назвал тропой, превратился в широкий путь нашей культуры. Слух о Пушкине прошёл по всему миру. И по-прежнему он утверждает идеи свободы, добра, мира и справедливости…
…Неужели, если бы мы могли отвратить пулю Дантеса, мы не бросились бы вперёд, чтобы заслонить собой Пушкина? Каждый, уверен я, рад был бы пожертвовать ради него своей жизнью! Ибо без него мы не можем представить себе нашей поэзии, нашей культуры». 

6 июня 2015 года в России был отмечен 216-й день рождения Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837). Пушкинский День России и Всероссийский Пушкинский праздник поэзии, зародившийся в Михайловском ещё в начале ХХ века, в 1967 году официально стал Всесоюзным. В нынешнем году село Михайловское приняло гостей и участников 49-го Всероссийского Пушкинского праздника поэзии.

В 2011 году президентом РФ был подписан Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. Эта памятная дата была установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации». В рамках программы поддержки и развития многоязычия и культурного многообразия День русского языка отмечается 6 июня и в ООН.

На празднике в Михайловском в этом году гостей встречали герои произведений Пушкина; звучали его немеркнущие строки; современные поэты читали свои стихи, а юные артисты – радовали своими талантами. Любители театра увидели спектакли Международного фестиваля «Михайловское 2015»… 
 


В каждом произведении Александра Сергеевича угадывается его мощный гений, светлый разум, чуткое и отзывчивое сердце, глубокое знание человеческой натуры. Творчество его – это Красота и Гармония, лёгкость и живость, светоносность и мудрость. В Пушкине мы видим патриота России, искренне переживающего её победы и невзгоды. В 1836 году Александр Сергеевич обращается в письме к П.Я. Чаадаеву: «Клянусь вам моей честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить родину или иметь другую историю, чем история наших предков, какой нам дал её бог».
Поэт Аполлон Майков посвятил собрату по перу стихотворение, в котором есть такие строки:

Пушкин! Ты в своих созданьях
Первый нам самим открыл,
Сколь таится в духе русском
Глубины и свежих сил.

В очерке «Пушкин» Ф.М. Достоевский отметил, что в появлении его «заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. (…) Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека».

По мнению выдающегося русского философа И.А. Ильина, великий поэт России – «путеводная звезда русской культуры»; он «подобен алтарю, на котором занимается и ярко вспыхивает пламя национального духа; он указывает своему народу путь к духовности и к Богу». Ильин называет А.С. Пушкина «родоначальником прекрасных форм, пригвождающим и сковывающим своим светом хаос» и сравнивает его с мифологическим титаном Атлантом, «держащим на плечах небосвод своего народа». И в конце концов заключает: «Пушкин – человек нового мира». (И.А. Ильин «Александр Пушкин как путеводная звезда русской культуры»)

Он воспроизводил Библию и Коран, легко вживался в дух самых отдалённых друг от друга времён и народов. Пред нами и период рыцарей, и Русь Былинная, и эпоха Бориса Годунова, и помещичья старина, и пугачёвский бунт... И всюду – достоверные, живые характеры людей. В.О. Ключевский говорит об «общечеловеческих мотивах общежития» в произведениях Пушкина. И делает вывод о том, что благодаря им «русский читатель более прежнего стал любить свой язык, ценить свою словесность, чтить своего писателя, наконец, уважать самого себя и своё отечество; за многое привычное в русской жизни ему стало теперь стыдно. (…) Литература перестала быть развлечением для скучающих. (…) Но что ещё важнее для нашего самосознания: если через поэзию Пушкина мы стали лучше понимать чужое и серьёзнее смотреть на своё, то через неё же мы сами стали понятнее и себе самим и чужим». (В.О. Ключевский «Памяти А.С. Пушкина»)

Великий поэт укрепил духовную связь между русским народом и другими народами России. Чувствуя это, он не из бахвальства писал: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой…»

На открытии памятника Пушкину 6 июня 1880 года в Москве И.С. Тургенев сказал о его влиянии на русский язык: «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остаётся только идти по пути, проложенному его гением». Сам Александр Сергеевич писал о родном языке: «Как материал словесности, язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». О русских пословицах и поговорках Пушкин восторженно восклицал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» (Цит.: Г.О. Винокур. «Пушкин»)

К 1825 году мировоззрение гениального поэта освободилось от юношеского бунтарства, и перед нами предстаёт энциклопедист и серьёзный мыслитель, суждения которого глубоки, неординарны и афористичны: «обычай – деспот меж людей»; «неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»; «не допускать существования Бога – значит быть ещё более глупым, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге»; «люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения».

В своих Записках Александра Смирнова-Росетт приводит рассуждения Пушкина о демократии и роли личности в истории: «Во все времена были избранные предводители. …Роковым образом, при всех видах правления, люди подчинялись меньшинству или единицам, так что слово «демократия», в известном смысле, представляется мне бессодержательным и лишённым почвы. …Единицы совершали все великие дела в истории. …Для преобразования России хватило сил одного Петра Великого...»

Интерес к отечественной истории Пушкин считал обязательным для гражданина России. При изложении событий минувшего он руководствовался «исторической совестью». Перу его принадлежат чисто исторические работы – «История Пугачёва» и неоконченная история Петра I. В Михайловской ссылке в 1826 году Пушкин готовит записку «О народном воспитании», посвящённую вопросам просвещения: «...Одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия».
У Пушкина сложился собственный взгляд на русскую и европейскую политику. В наши дни особенно актуально звучат слова поэта: «Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою...; история её требует другой мысли, другой формулы...»


Пушкин и Россия… Он сделал для становления нашей Родины и формирования сознания её народа неоценимо много, заложив вектор движения вперёд, в Будущее – к её расцвету, к Новому Миру справедливости и человечности. С полным правом мы можем назвать своего великого соотечественника ЧЕЛОВЕКОМ СИНТЕЗА. «Говорят о каких-то особых синтетических характерах, но такое самооправдание неверно. Не существует природного синтеза без тщательного воспитания психической энергии». (Учение Живой Этики. Аум, 501)

Современник Александра Сергеевича Н.В. Гоголь глубоко прочувствовал его миссию и, как и Ильин, увидел в нём человека будущего: «При Имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. …В нём, как будто в лексиконе, заключилось всё богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее раздвинул ему границы и более показал всё его пространство. Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русской человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез двести лет. В нём русская природа, русская душа, русской язык, русской характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». (Н.В. Гоголь. «Несколько слов о Пушкине»)



Рис. Л. Левченко (Еременко)