Лекция, мастер класс, для авторов стихиры

Андр Кондаков
Здравствуйте.
Хочу предложить провести собеседование на тему «Поэзия, как наука писать стихосложением», на передаче "Вечерние Стихи", с участием чата, критиков, режиссёра программы ВС, ведущих.


Каждый человек стремится проявить себя, как личность. Это естественное и похвальное стремление. Вот и авторы сайта Стихи.ру мечтают показать себя поэтами. Многие считают, что поэзия в России умерла. Здесь надо уточнить: поэзия и стихосложение - разные понятия.
Если рассматривать поэзию, как наука писать стихосложением, то действительно она остановилась в развитии. Ломоносов, Державин в 18 веке заложили основы стихосложения. Пушкин развил стихосложение до поэзии. Он показал красоту русского слова, силу русского языка, превосходство стихотворной мысли против прозы и т д. Однако заметим, Пушкин использовал в поэзии только 2, 4 строчный ямб (хоррей), перекрёстную, смежную рифмы. А это малая толика всего разнообразия стихосложения. Итак, что мы имеем на сегодня:
1 Ломоносов, Державин – основатели азов стихосложения.
2 Пушкин – основатель азов поэзии (2, 4 строчных катренов).
3 Лермонтов – основатель 2-строчной рифмы.
Вот, практически и всё, что имеет современная поэзия. Конечно, были попытки разработать новые формы стихосложения: Лермонтов «Бородино», Некрасов «У парадного подъезда», Блок  «Двенадцать», Пастернак «Свеча горела на столе», и др. Но это всего-лишь попытки, причём не всегда удачные. Все остальные поэты; Фет, Есенин, Цветаева, Вознесенский, Евтушенко, Челищев, Кудимова и пр., по сути своей ничего нового в развитие поэзии не внесли. Они плагиаты – использовали чужую (Пушкинскую, Лермонтовскую) форму стихосложения. Поэтому и говорят, что поэзия в России умерла. Однако, в 20 веке Маяковский показал новое развитие в поэзии – лесенка. Это даёт мне право утверждать, поэзия в России не умерла, она остановилась и не развивается (брежневский застой).
Этой лекцией я хочу показать авторам, будущим поэтам, насколько разнообразна поэзия и насколько она не исследована. Если автор возьмёт какое либо одно направление и положит свои силы и знания на разработку этой формы, то своим творчеством он внесёт больший вклад в русскую поэзию (стихосложение), чем воруя пушкинский, лермонтовский стиль.

Вот некоторые примеры известных, но не разработанных форм стихосложения.

1 МОНОРИФМА.

* * *
Хочу пожаловаться, дочь.
Как боль свою мне превозмочь,
Не знаю я, смогу ли смочь,
Терпеть её уже невмочь,
Одна ты можешь мне помочь,
Всепоглощающая ночь.
Дай силы мне. Унынье прочь,
И разум мой сосредоточь,
И веру в счастие упрочь.
Кому пожаловаться, дочь?


2 КАТРЕН СО СВОБОДНОЙ СТРОКОЙ.
Свободная строка должна быть в каждом катрене, иметь свой смысл, быть необходима и вписываться в смысл катрена, и не быть балластом всего стихотворения.


* * *
Ах, роза, роза, белая моя!
Тебя нашёл и думал, навсегда.
Как жаль, как жаль.
Уверен был я твёрдо в том,
Что счастье посетило дом.

Уже подумал, что в руках
Желанная удача.
Как жаль, как жаль.
Остались слёзы на щеках –
Такая незадача.

Судьба распорядилась мной,
С ней спорить бесполезно.
Как жаль, как жаль.
Хотел я радости земной:
Обнять тебя лишь нежно.

Ах, роза, роза – превратилась в мак.
Цветок надежды, мыслей кавардак.
Как жаль, как жаль.
Мираж, предательство, обман,
Коварный розовый туман.


3 СОВМЕЩЕНИЕ ЯМБ - ХОРРЕЙ.
Есть утверждение, что стихи пишутся одним размеров. Не совсем верное утверждение: катрен пишется любым размером, а стих (каждый катрен) должен соответствовать ритму первого катрена.

* * *
Луна, взойдя на небосвод,
Осветила домик славный.
С тобой встречались мы в нём год
В юности когда-то ранней.

Давно прошли те времена.
Думать о тебе не смею.
Ты первая любовь моя:
Нет дороже и милее.

Очередной круговорот,
Вновь я вижу домик славный.
Мы в нём с тобой прожили год –
Шрам всей жизни самый главный.


* * *
Ночь, костёр, луна, осока
Колышется невдалеке.
Лёгкий ветерок с востока
Играет рябью на реке.
На тёплом мы лежим песке.

Пляж, вода, прохлада ночи,
Дорожка яркая луны.
Филин вдалеке хохочет.
Единство тела и души
У края брега и воды.

Рук сплетенье, лёгкий шёпот
Не нарушает тишину.
Мысль свободна, сердца ропот
Лишь дополняет красоту,
Вливаясь в общую стезю.


4 ПОВТОРЯЮЩИЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ)
Все критики считают, что повторять слова (словосочетания) нельзя, нежелательно. Я же скажу иначе: Нельзя использовать одну и туже мысль несколько раз в стихотворении. Поэтому каждое повторяющее слово (словосочетание ) должно иметь другой оттенок, другой смысл, иное представление мысли, сюжета.


* * *
Серенький зайчик шёл по дорожке.
Серенький зайчик, белые ножки.
Белые ножки, шёл по дорожке
Мимо заплаканной девочки – кошки.

Девочка – кошка, острые зубки.
Девочка – кошка, сжатые губки.
Сжатые губки, острые зубки,
В мокром дрожала своём полушубке.

Ты не печалься, девочка – кошка.
Ты не ругайся, топая ножкой.
Топая ножкой, девочка – кошка,
Я поиграю с тобою немножко.

Зайчик и кошка, острые зубки.
Зайчик и кошка, мокрые губки*.
Мокрые губки, острые зубки,
Бегали дружно, и высохли шубки.
* - Мягкий, пористый остов, хорошо впитывающий влагу.

Пали в неравном бою
Нам десять минут оставалось всего,
Так много ли, мало ли то для мужчины?
За десять минут не успеть ничего.
За десять минут покорялись вершины.

За десять минут в страхе падали ниц,
Тряслись даже самые твёрдые камни.
За десять минут мы сыграли свой блиц
И были со смертью своею на равных.

Недолго продлился мучительный бой.
За десять проклятых минут мракобесья,
За десять минут мы сумели с тобой
Не пасть, а подняться к орлам в поднебесье.



5 СТИХИ БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ФОРМ.
Кроме 2,4 строчных катренов есть много других форм: 5-6-7-8 строчные катрены, катрены с плавающей строкой, с повторяющимся словом и т д.
Вот некоторые примеры.
 
СВЕТЛАНЕ К*
Прости меня за нелюбовь.
Прости за муки и страданья.
Прости, порой за нежеланья,
За слово, брошенное в бровь,
За слёзы пролитые ночью,
За то, что не всегда, не точно,
Искусанные губы в кровь –
Прости меня за нелюбовь.

За боль случайную прости,
За обоснованную ревность,
За непонятие, и гневность,
И за ушедшие мечты.
Прости, что не иду к могиле.
Прости, что не один в квартире.
Прости, что не сберёг любви.
За нелюбовь меня прости.

* * *
Любовь прекрасна, спору нет,
Любви взаимной нет светлее,
Она счастливей всех побед,
Она спасёт от разных бед,
Но всё же ревности букет
Любви бывает посильнее.

Любовь пред ревностью слаба,
Как слаб отец пред взрослым сыном.
Любви заветные слова
Сжигает ревность, и тогда
От мести плачет красота,
А сердце разрывают клином.

От доброты до зла – лишь шаг.
И этот шаг проходит каждый.
Один увидел в этом знак –
И народился вурдалак.
Другой преодолеет мрак,
И возгорит любовью дважды.


Любовь не измеряют силой
Он любил её в ночь,
Он любил её в день,
Он любил, аж сгибалась кроватная спинка.
А она ему в день,
А она ему в ночь:
«Милый мой, то всего лишь любви половинка».

* * *
Несётся бешеный поток,
С вершины падая в ущелье.
Ты всемогущ, ты жаждешь мщенья.
Ты с силой бьёшь скалы подножье.
Любой, ступив неосторожно,
С тобой окажется на дне.

Зачем несёшься с высоты
Всесильным гордым водопадом?
Низину обливая градом,
Себя ломая, точишь камень,
На воздух изрыгаешь пламень –
Уже ничто ты на земле.

Едва коснувшийся её,
Ты потеряешь мощь и силу,
И роешь сам себе могилу,
И во тоске своей печальной
Стремишься в высь за берег дальний.
Чтоб снова быть на высоте.

* * *
Искушав яблоко в запрете,
Адам из рая изгнан был.
Устав скитаться, он в привете
Наипокорнейшем у бога
Аудиенции просил.

-Ты властелин любому свету,
Сто лет – секунда для тебя.
Прошу: исполни просьбу эту.
Хоть маленький кусочек счастья
Найдется, может, для меня?

Ещё я попрошу в придачу:
Сто миллионов дай ты мне.
Построю на Майами дачу,
Уж тыщи лет в нужде скитаясь,
Такой же рай ищу себе.

-Тебя с небес спустил на землю
Иисус – помощник твой. Твори!
В семье ты счастлив – это внемли.
А за деньгами, сын мой милый,
Чрез полминуты приходи.

* * *
Когда поймёшь однажды ты,
Что путь в любовь твой заповедан,
А рок судьбы тебе неведом,
Хоть и любви своей ты предан,
Её с собою не бери.

Пусть тяжко с милой расставанье,
Пусть сердце рвётся от тоски,
Но если ты живёшь в изгнанье,
А мысль твоя полна страданьем,
То не терзай её души
Своим несбыточным желаньем.

В этой главе я покажу новые, неизвестные поэзии формы стихосложения.
1 ХОККУЛИБРЫ.
Хоккулибр – новая форма стихосложения, имеет много оттенков, развивает логическое, абстрактное мышление. Поэт, владеющий такой формой стихосложения, свободно разбирается в математике, философии, в других сложных вопросах. Умеет глобально, многообразно мыслить, представлять предметы, события, ситуацию с разных точек зрения.
Хоккулибр - состоит из 8 слов, не считая предлоги. Каждое слово рифмуется с другим словом, в сумме должно получится 4 пары с разной рифмой. При этом каждое слово должно быть либо синонимом, либо антонимом другому слову. Все вместе, 8 слов, составляют небольшой рассказ. Чем глубже, объёмнее смысловое содержание слов, чем точнее связь между словами, тем качественнее хоккулибр.
Первые 4 слова определяют место действия, тему рассказа, дают направление мысли. Следующие 4 слова – основную мысль, идейное содержание рассказа, итог, финал.
Рассмотрим на примере:

     *  *  *
Печь – дрова.
Речь – слова.
Жар стихов,
Дар богов.

Чтобы печь давала тепло, нужны дрова. Чтобы можно было составить какую либо речь необходимо знать, иметь набор слов. Это первая часть хоккулибра, которая даёт направление мысли, определяет тему рассказа.
Чтобы речь (стихотворение) имело силу, воспылала в душе, давала духовное тепло, нравилась, притягивала читателя необходимо иметь дар, талант сочинительства. А чтобы печь давала больше тепла нужны определённые, особые дрова (лиственница, берёза). А берёза, осина, лиственница, итд., - есть природа, дары божьи.
На этом примере видно, что все 4 словосочетания имеют общую связь, связаны между собой определённым смыслом.

Рассмотрим ещё один пример:

*  *  *
Блат – друзья.
Клад – война.
Честь в пыли,
Месть вдали.

Чтобы иметь блат (льготные условия на что либо – товар, тендер, очередь, и т д.) надо быть, чьим-то другом. Война – это один из способов разбогатеть, как и для человека, так и для страны в целом. Чтобы иметь блат или заниматься военными действиями, надо отказаться от каких либо моральных ценностей – доброта, сострадание и др., и тем самым потерять совесть (честь в пыли). А любое злодеяние рано или поздно будет наказано (месть вдали).

 *  *  *
Боль – спина.
Соль – слеза.
Звон в ушах,
Стон в мозгах.

*  *  *
Море – шторм.
Поле – корм.
Быт – нужда –
Сыт всегда.

*  *  *
Ягель – мох.
Дятел – лох.
Соль земли –
Боль души.

*  *  *
Донце – низ.
Солнце – приз.
Край земли –
Рай души.

*  *  *
Пашня – новь.
Пасть в любовь.
Круг луны.
Друг семьи.

*  *  *
Твердь – бетон.
Смерть – жетон.
Ропот – страх.
Топот – крах.

*  *  *
Дол – простор.
Кол – забор.
Шире круг –
Ближе друг.

*  *  *
Море – штиль.
Горе – пыль.
Страсти мель.
Ласки цель.

*  *  *
Миг - простор.
Крик - укор.
Мрак в душе.
Брак в семье.

*  *  *
Скверность – месть.
Верность – честь.
Власть любви,
Сласть в крови.

*  *  *
Голод. Цель.
Солод – хмель.
Сон в делах.
Стон в словах.

2 АНАФОРА.
Большой толковый словарь
АНАФОРА, -ы; ж. [греч. anaphora]. Лит.
Стилистический приём, состоящий в повторении одних и тех же слов, предложений, звуков в начале смежных или близко расположенных друг к другу строк, строф или фраз.
Например: Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
Нечто подобное писали многие поэты, ошибочно считая данные совпадения анафорой. Я покажу совсем другую анафору:.

1 вариант
                * * *
Однажды вечером поздним
Спешил я с работы домОЙ.
ЗимОЙ, в автобусе полном
Случайно встречаюсь с тобОЙ.

Твоё лицо мне знакомо,
Но вспомнить никак не могУ.
В садУ когда-то, быть может,
Играли на белом снегУ.

В помаде полные губы,
Покрытый веснушками нос.
Мороз. Какое мне дело
До красных иль рыжих волос?

В пальто неброского цвета
Смотрела в оконную даль.
Вуаль. Ты нежно рукою
Ласкала морозную шаль.

Вдруг наши встретились души
В узоре на белом стекле,
В толпе, средь чуждого люда,
Мы строили дом на песке.

Вот дверь открылась беззвучно,
И холод проник в шаткий мир.
Покрыл туманною плёнкой
Твой след, что за дверь уходил.

Судьба на миг мне бросала
К ногам мимолётный цветок.
Поток,  спешащий на волю,
Унёс не сплетённый венок.

И снова лентой дорога,
И мутный узор на стекле,
В толпе,  средь разного люда,
Стою вновь один я в тепле.
2006
            2 вариант
                * * *
У дома ждёт машИНа –«Лада»:
Пришла весенняя пора.
И мама, папа, сЫН-малютка –
На отдых тронулась семья.

Дорога лентой вьЁТСЯ гладкой,
Рычит умеренно мотор.
Им встречный ветер бьЁТСЯ в стёкла,
А впереди из туч затор.

Уж вечер. Лес. Закат недобрый
Коварный демон раскидал.
Летит на землю град дождливый
«Быть горю», – сумрак обещал.

Природы не заметив знака,
Отец сильней вдавил педаль.
Скольжение, и в свете фарном
Вдруг пеленою стала даль.

Небесный свод покрылся мраком,
Открыв Аидову страну.
Харон в челне явился к брегу,
Свезти на ту, чтоб сторону.

Отец, очнись же, сыну больно!
Но крик не слышала душа.
Она давно в путинном царстве
Бросала эти берега.

А где-то там, в далёкой дали,
Услышала мать сына стон.
Но смерть уже с её душою
Играла медленный бостон.

«Не плачь, сынок. Скрутила болью
Змея-старуха сердце мне», –
Там мать на час просила бога
Вернуться к сыну в бытие.

Мать видела в туманной дали
Спасенья слабые лучи.
В последнем вздохе, данном богом,
Шептала мать: «Сынок, кричи!»

«Где, мама?! Где?!» – кричал ребёнок.
И разносило эхо крик.
В лесу глухом искал корову
Тот плач услышавший старик.

              3 вариант
         * * *
…Так и стоят они дрУГ против друга,
Как разорвать этот крУГ, неизвестно.
В бешеном рИТМЕ природы – цветенье;
В тихой молИТВЕ, блаженные люди.

С дальних времён этот спор разгорелся:
Скромность природы и ор человечий.
Грань между нами проложена кем-то.
Сила цунами встык атомной бомбе.

Землетрясение против ракеты;
Снова зачатие против убийства.
Власть океана и власть человека.
Страх урагана и страх стать изгоем.

Вечные войны, вы вскоре уймётесь?
Сила любви в этом споре бессильна.
Ласковый ветер, развей эти тучи,
Чтобы на свете любовь воцарилась.

 4 вариант
* * *
Чёрное море кидАЛось волнами.
Белая чайка метаАЛась над ними.
Чайке хотелось на глАДЬ приводниться,
Ветер суровый той глАДЬю играет.

Штормом покрыла погода пространство,
Чтоб человек мог с природой жить дружно,
Чтобы сказал: «Не решатся проблемы,
Если мы будем равняться на силу».

Чёрное море колышется рябью.
«В дружбе согласна жить», – слышится людям.
Чайка уставшая, в волю поверив,
Села на рябь, своей доли не зная.

Белая чайка, как символ союза
Мира и дружбы, как символ надежды,
Выстрелом в спину убита Иудой –
Цели благие разбиты наживой.

Чёрное море волнами вскипело.
Вызвало море цунами за чайку.
Смерть белой птицы явилась причиной –
Местью природа кружилась над миром.

Снова сошлась в битве сила на силу.
Первою быть – так решила природа.
Битвы кровавой могЛО не случиться,
Если б за спинами зЛО не плодилось.



3 СТИХИ БЕЗ НАЧАЛА И КОНЦА.
Такие стихи можно читать с любой строки.
Данная стихотворная форма имеет замкнутое содержание. Последняя строка такого стихотворения требует продолжения, а продолжение предложения, мысли, содержания последней строки находится в первой строке. Таким образом, чтобы закончить мысль стихотворения необходимо вернуться к первой строке. Тогда мысль последней строки будет иметь законченный вид, но при этом первая строка есть начало второй строки, началом другого предложения.

                Бесконечное
----------------------------------------------------------
------------------------- и зефирного волненья
Прикосновенье ощутил морозным утром:
По мне как будто иглы острые чрез тело
Прошлись умело, сердце отравляя ядом,
Зима уж рядом -----------------------------------
---------------------------------------------------------    

4 ЗАМКНУТЫЕ СТИХИ.
Очень своеобразная и сложная рифма при 4 строчной строке. 2 строки (5-8) каждого катрена рифмуются с 2 строками следующего катрена (9-12). А 2 другие строки (6-7) рифмуются с 2 строками предыдущего катрена (2-3). Следовательно 2 строки последнего катрена рифмуются с 2 строками первого, а 2 других строки с 2 строками предпоследнего катрена. Такой способ рифмовки нельзя назвать смысловым, поскольку в нём есть рифма и достаточно ясная и сильная. В стихах такой рифмовки необходимо пользоваться только сильными рифмами. Иначе можно не уловить на слуг рифмованный слог.


Замкнутый стих
Край ты мой байкальский,
Ты моя охрана.
Лишь в тебя я верю,
Лишь тебе я внемлю.

В это чудно утро
Я проснулся рано.
А за плотной дверью
Вот какое дело:

Наснежило, будто
Наступила осень;
Хладный ветер злится
И гуляет смело.

Был вчера день ясный,
А сегодня в просинь
Иней вдруг искрится…
Не понять природу.

Ты мой край прекрасный!
Ты – восьмое чудо!
Ты скажи, кто скоро
Поменял погоду.

Почему в час майский
Вдруг пришел иуда,
Льдом покрыл озёра,
Заморозил землю?

Край ты мой байкальский!
Ты моя охрана.
Лишь в тебя я верю,
Лишь тебе я внемлю.

5 СТИХОТВОРЕНИЕ С ЗАДАННОЙ ТЕМОЙ.
Стихотворения подобного рода просты и одновременно сложные в написании. Берётся определённая мысль, состоящая из 1-2-3 предложений, сама по себе законченная, и этот заданный смысл рассматривается с разных точек зрения. Для более удобного анализа, раскрытия темы, главная мысль ставится в начале, в середине, в конце стихотворения. При этом последние строки должны нести финальную часть стихотворения.

* * *
Эта малая птица
На крыло встать стремится.

И покинув свой дом,
И взлетая всё выше,
Поспешить к небесам,
И летать над бугром,
И парить над землёй.
И в полёте таком
Быть с любимой вдвоем.
И мечтая о том,

Эта малая птица
На крыло встать стремится.
На крыло встать стремится
Эта малая птица,

Но не знает она,
Что всё будет иначе,
И что ей предстоит
На вершине холма
Биться насмерть за жизнь,
И что будет одна,
Что дорога трудна.
Но сегодня она,

Эта малая птица,
На крыло встать стремится.
На крыло встать стремится
Эта малая,
                Малая птица.
 
                * * *
Не понять мне сути вашей,
Переспал с подругой, Клашей.

Ты за то меня прости:
Как пришла она за солью
Да в халате приоткрытом.
Больно ножки хороши.
Обнажила грудь «случайно»,
Наклонилась, соль просыпав,
Захотелось, хоть кричи.
Я тебя тут вспомнил сразу
И скажу душою чистой:
Всё случилось без любви.
Ты, жена, за то прости.

Не понять мне сути вашей.
Переспал с подругой, Клашей.
Переспал с подругой, Клашей,
На постели, да на нашей.

Что ж услышал я в ответ:
Нет тебе прощенья, нет.
Как ты смел, козёл плешивый,
Положить мою подругу
На семейную постель?
Ножки, значит, приглянулись?
Грудь десятого размера?
Ты, как был, так есть кобель.
Оскорбил меня безмерно.
Месяц будешь без соблазнов,
Не проси помиловенья,
Моешь пол до воскресенья.

Не понять мне сути вашей.
Переспал с подругой, Клашей.
Переспал с подругой, Клашей.
В том виновен, что на нашей.


И закончить своё выступление я бы хотел словами: в каждом стихотворении должна быть оригинальность, изюминка. Это может быть форма стиха, ритм, главная мысль и т д. Каждое стихотворение (верлибр, классика, вольный стиль) должно содержать идею, тему, мысль полезную, нужную для читателя.
Вот некоторые крылатые выражения из моих стихов;

Мгновенье стоимостью в жизнь  стр.11

Сегодня на коне ты – завтра скотник. стр. 7

В душе – орёл, снаружи – бледный. 12

Спешу домой, как в гости. 53

Любовь – великое искусство.
Любить – искусство поважней.  59

Но разум сердцу не судья. 76

Слово-меч, и сила в нём. 85
 
Коль мыслью одержим идейной,
То может чудо сбыться в ночь.121

И в зрелом возрасте судьба
Так круто может поменяться.125
 
И даже в обществе голодном
Есть свой нетронутый кусок. 153

Понять себя порой бывает
Сложнее, чем земную сдвинуть ось. 154

Лелея мышь, убрать слона. 157

Причём краса и гвоздь под пяткой.  68
 
За секс платить необходимо,
Любовь не купишь и на миг. 165

И как твоей мы жаждем лести!
Так и ползём по головам.  221

Не ходят ноги без мозгов

Используя вышеуказанные советы вы, авторы, можете стать поэтами и внести свою положительную лепту в развитии поэзии, стихосложения. Не уподобляйтесь поэтам - ворам и плагиату.
Желаю всем удачи.

ПС: Более подробные размышления на тему «Поэзия, как наука писать стихосложением» рассмотрена мной в одноимённой статье, опубликованной на сайте Стихи. ру