А. Блок, Она пришла с мороза. На разбор стихов

Рихард Мор 2
1. Она пришла с мороза,
2. Раскрасневшаяся,
3. Наполнила комнату
4. Ароматом воздуха и духов,
5. Звонким голосом
6. И совсем неуважительной к занятиям
7. Болтовней.

8. Она немедленно уронила на пол
9. Толстый том художественного журнала,
10. И сейчас же стало казаться,
11. Что в моей большой комнате
12. Очень мало места.

13. Все это было немножко досадно
14. И довольно нелепо.
15. Впрочем, она захотела,
16. Чтобы я читал ей вслух "Макбета".

17. Едва дойдя до пузырей земли,
18. О которых я не могу говорить без волнения,
19. Я заметил, что она тоже волнуется
20. И внимательно смотрит в окно.

21. Оказалось, что большой пестрый кот
22. С трудом лепится по краю крыши,
23. Подстерегая целующихся голубей.

24. Я рассердился больше всего на то,
25. Что целовались не мы, а голуби,
26. И что прошли времена Паоло и Франчески.
Александр Блок, 6 февраля 1908 г.

_____Метрический разбор стихов (с 1 по 7)_____

о1_о0 о1о
001ооо
о1оо_1оо
оо1о_1оо о_о1
1о_1оо
о_о1_ооо1оо о1оо
001

1_2-стопный 2-й Пеон, ж (Она_пришла -- энклитика)
2_3-й Шестисложный Метр.
3_2-стопный Амфибрахий, д
4_Сапфо-Призрак, м (5-стопный Логаэд, м) -- ХД (4/1)
5_2-стопный Хорей, д
6_3-стопный 3-Пеон, д (прозаический)
7_Анапест
_____Ритмический разбор (этих стихов)_____
Итак, начало у Блока такое, что сразу и не поймаешь его. А как тут его поймать-то? Когда читаешь: оНА пришЛА и всё -- падаешь. Только куда уже и не вспомнить. Может и на мороз.
Если же соединить первую и вторую строку, то метрически (и в принципе, ритмически) это будет -- 3-стопный 2-й Пеон с пеонным окончанием:

Она_пришла с мороза раскрасневшаяся

Почему Блок, разъеденил эти связанные по всем своим стихотворным параметрам и смыслу слова, гадать не хочется. Скажу лишь, что возможно он прав. Правда, как бы там ни было, и кто бы, и как ни прочитал первую строку, вторая -- раскрасневшаяся -- сама по себе уже, Поэзия и к бабке не ходи. Заводящая так, шо мама не горюй. А почему? Ой, ли:

Словно лилия
Раскрасневшаяся
Не лови меня
Не раздевшаяся

Вай, вай, вай. Шо это? Не дух ли кольцовского пятисложника?

И далее (практически без паузы): НапОлнила_кОмнату -- диподией. И кто бы мог подумать (да?), что это 2-стопный Амфибрахий, с дактилическим окончанием? Правильно. Ну какой тут по Ритму может быть Амфибрахий? Причём в любом случае. Ну а когда она:

РаскраснЕвшаяся наполнила_кОмнату

то вообще, сделала это 2-стопным 3-м 8-сложным Метром с дактилическим окончанием, который, если отскандинавить, а лучше отформатировать будет 5-стопным Хорео-дактилическим логаэдом (3/2. С двумя дактилями. Последний не в счёт. Он, как окончание. По форме.) -- оо 1оо оо 1оо 1оо . А если отформатировать по ветру оо1ооооооо1оо , то получится ещё одна сказка, только -- двухсложная, потому что она так интересно укладывается в 6-стопный Хорей -- оо 1о оо оо оо 1оо . Конешно, я не знаю, что это всё может значить. Но то, что это должно что-то значить -- факт. На котором, в свою очередь делать какие-либо выводы я не буду. Мне хватит и того, что следующая строка, близкая по Метру, и к 6-стопному Хорею, и к 5-стопному Логаэду, уже не факт, -- фактометр, вполне себе подтверждающий наличие предыдущего. Но, напоминаю: всё это по Метру.

По Ритму же:

Раскрасневшаяся наполнила_комнату
Ароматом_воздуха и духов
И вперёд бутылкою по автостраде*

"Раненное раненное небо над головой
И в плену закрытых оконных рам
{Вновь следить} за парусом над рекой"
С ароматом воздуха и духов
Ну
*
"И катись бутылкой по автостраде"

Звонким_голосом
И СОВСЕМ (УПАЛ) неуважительной к занятиям
Болтовнёй

Ну, хорейная диподия с дактилическим окончанием, вам уже понятна, да, уважаемые читатели что это? И объяснять, что ритмически она из себя представляет тоже уже не нужно? И ни про какую рожь вам петь не надо, так? Вот и славненько. Тогда перейдём к Пеончикам. Прозаическим. Так ведь? Ну а как иначе-то? Вот смотрите, после 3-его Пентона с звонким голосом пауза уже существенна -- это раз. Два, после неё падаешь на: и совсем, -- пауза до неуважительной -- и последняя пауза, к занятиям -- после которых паузы нет, потому что она перебивается -- болтовнёй. И вот здесь, я с Блоком не согласен. Потому что дуэт строк:

Звонким голосом
И совсем неуважительной к Занятиям -- это, ЕРЕСЬ. Потому что, если Блок считал, что надо обязательно тормозить на этих звонких занятиях, он -- ошибался. Тильки что метрически всё так удачненько получилось, что и ладно, да? 3-стопный 3-й Пеон, д + Анапест.

оо1ооо1ооо1оо
оо1

Сказка!

Ух, вот ещё что вспомнил. Здесь, примерно та же интересная ситуация (с которой я на днях столкнулся). Например, можно было бы написать так (во сне конешно):

Болтовнёй
И совсем неуважительным к занятиям
Звонким голосом

ОНА_НЕМЕДЛЕННО... -- начало прозы начинается С ещё одной ЕРЕСИ. Хотя нет. С большей ЕРЕСИ.

Но об этом в следующем эссе.

А. Блок, "Она пришла с мороза". На разбор прозы.
http://www.stihi.ru/2015/07/09/5969