Сошествие голубя или поединок Музыканта с Голубеем

Елена Албул
Ну вот, как пишут в некоторых периодических изданиях, XV конкурс им. Чайковского стал историей. Но, прежде чем он окончательно покроется исторической пылью, в одно из произошедших там событий хотелось бы внести ясность.

Все слышали про голубя? Про голубя на концерте третьего тура скрипачей? Да-да, про того самого летавшего над сценой голубя, о котором «Российская газета» написала, что, дескать, дух Петра Ильича незримо присутствовал и т.д.?

Так вот. Не надо тревожить Петра Ильича. Послушайте неангажированных очевидцев.
Дело было так.

Когда прелестная Клара-Джуми Кан, путаясь в слишком длинном шлейфе своего платья, начала Скрипичный Концерт Бетховена, ничто ещё не предвещало последующих событий, кроме, пожалуй, номера этой участницы - №13. Публика с удовольствием смотрела на стройную Клару и наслаждалась классическими гармониями великого немца – не все присутствующие знали, что одна только первая часть этого концерта идёт чуть ли не сорок минут, а ведь есть ещё и вторая и третья, не говоря уже о том, что сразу после первого произведения конкурсант должен исполнить ещё и обязательный Концерт Чайковского!

И вот, Кларины пальцы летают по грифу, дирижёрская палочка Юрия Симонова летает над оркестром, Бетховен кажется бесконечным, публика начинает ёрзать… И тут на сцене – то есть над сценой – появляется голубь.

Возможно, если бы не Бетховен, он бы не появился. Жил бы себе спокойно в вентиляционной шахте, заходил бы иногда незаметно послушать романсы, так часто звучащие в зале им. Чайковского… Но сорок минут бетховенского воркования скрипки с оркестром!.. Тут кто угодно захочет размять крылья.

Сначала голубь скромно перепорхнул с одного карниза на другой, соседний. Его заметили только самые внимательные зрители. Но они тут же передали эту новость не таким внимательным, и уже через минуту зал смотрел только на сидящую над оркестром птицу. Ничего не подозревающая Клара и оркестранты в это время перешли от второй части к третьей. Там музыка пошла поживее, и голубь рискнул перелететь через всю сцену на противоположный карниз. Публика дёрнулась было к своим айфонам и фотоаппаратам, но вовремя вспомнила строгое предупреждение о запрете фото- и видеосъёмки. Оставалось только терпеть до окончания третьей части и молиться, чтобы голубь не улетел. «Приготовь фотик!» «Снимай сразу, как начнут хлопать!» - слышался драматический шёпот.  Голубь же, не подозревая пока, какой он вызвал фурор, с интересом оглядывал оркестр.

Наконец, третья часть кончилась, и раздались аплодисменты, но не такие дружные, каких заслуживало Кларино прекрасное исполнение – просто аплодировали только те, кто не мог фотографировать, а в эту категорию сейчас, как вы понимаете, входят только грудные младенцы и отдельные принципиальные дауншифтеры.  Однако и этого шума хватило голубю, чтобы он снова перелетел через всю сцену – в блеске фотовспышек и  уже под адресованные именно ему аплодисменты.

Теперь заметила его и Клара. Но, как бы ни хотелось ей сделать селфи с голубем на заднем плане, надо было приступать к Концерту Чайковского. И тут началось!

Ну, музыку Чайковского вы знаете. Русский гений – это вам не политкорректные венские классики, при всём уважении к Европе. Вот где мощь! Вот где энергия! Вот где раззудись, плечо, размахнись рука, то есть крыло! Такая музыка даже самого мирного, воспитанного голубя  может подвигнуть на отчаянные поступки, потому что если не сейчас – то когда же? А этот голубь явно не относился к воспитанным...

И голубь начал перелетать с карниза на карниз и на прочие выступы стен, с каждым разом спускаясь всё ниже и явно стремясь к какой-то цели. Публика не отрывала от него глаз. Не отрывал от него глаз и один из музыкантов – литаврист.

В его музыкальной партии было достаточно продолжительных пауз, чтобы он мог следить за манёврами голубя, периодически отвлекаясь на то, чтобы вовремя ударить в свои литавры. И цель этих манёвров быстро стала ему ясна. Литавры! Сами литавры – четыре огромных белых круга!

Да! Если вы посмотрите на зал с точки зрения голубя, то сразу поймёте, что лысины оркестрантов и даже самого дирижёра не могут по привлекательности сравниться с литаврами. Возможно, они представлялись ему идеальными взлётно-посадочными кругами, или в прошлой жизни он был дятлом – кто может это знать? Но теперь всем стало очевидно, что голубь нацелился именно на литавры.

Хорошо, что на литаврах играют достаточно внушительными палочками достаточно внушительные мужчины. Каждый раз, когда голубь пролетал на бреющем полёте мимо литавриста, тот отгонял его палкой, успевая одновременно по взмаху дирижёра добавлять свой «бум-м-м!» в феерическую музыку Чайковского.

Голубь, поняв, что таким способом ему до литавр не добраться, сменил тактику и спикировал на пол рядом со всей группой ударных инструментов – он знал, что ничем не рискует и рассчитывал, видимо, усыпить бдительность литавриста. Зрители затаили дыхание – и правильно сделали, потому что приближалась не только кульминация третьей части Концерта, но и кульминация битвы за литавры. Выбрав момент, голубь неожиданно вспорхнул с пола прямо на них и задел крылом белую поверхность – все явственно услышали звук. Для литавриста это было уже слишком! Возможно, в прошлой жизни он был котом или бронзовым памятником – кто может это знать? Но только он так неистово замахал на голубя руками и так забарабанил в литавры, что даже портрет Чайковского одобрительно посмотрел вниз – темпераментное исполнение третьей части превзошло все авторские ожидания!

Раздался шквал аплодисментов. Оркестр встал. Дирижёр наконец-то расслабился и повернулся к залу. Клара кланялась и прижимала к груди цветы. А голубь в этой суматохе как-то исчез. Никто не видел его взлетающим…

После перерыва должен был выступать следующий участник, и зрители гадали – где голубь? Но голубь так и не появился.

Так что, господа журналисты, относитесь ответственнее к тому, что пишете. Какая «душа Чайковского»? Мог ли русский музыкант отгонять дух русского гения палкой? Да ещё в зале имени самого гения?..

О судьбе голубя ничего узнать не удалось. Даже всезнающие капельдинеры пожимали плечами. И только многозначительное молчание заведующего буфетом наводило на размышления…
-------------

P.S. Приглядитесь к фотографии - голубь там, на карнизе. Готовится...