Фима Жиганец на ТВ Южный Регион

Фима Жиганец
28 мая 2015 г.

Писатель Александр Сидоров: «На «Жигана» я никак не мог претендовать, поэтому псевдоним выбрал «Жиганец»


В студии «Южный Регион Дон» побывал филолог, журналист и писатель Александр Сидоров, более известный как Фима Жиганец.

***********

-Фима Жиганец – это ваш литературный псевдоним. Фамилия «Сидоров» плохо запоминалась?

-Нет, хорошо запоминалась, просто первую книгу я выпустил под псевдонимом, поскольку я был журналистом газеты для осужденных.

-Как называлась?

-Она называлась, когда я уже был редактором, «Тюрьма и воля».

-Красивое название.

-Да, красивое. Это я переименовал, а прежде, когда я был просто сотрудником, называлась «Голос совести».

-Тоже красивое.

-Да. Нам просто повезло, другие газеты назывались «Честная жизнь», «За отличие в труде», «К новым рубежам». Представьте, они выходит для арестантов, для зеков, для осуждённых и названия: «За отличие в труде», «К новым рубежам». Куда - к новым? Из кармаша в медвежатники? Родилась небольшая книжка, и, естественно, что мне под своим именем никак нельзя было, это пропаганда жаргона, погоны, «крылья» бы с меня посрывали. Я взял имя Ефим, уменьшительное Фима, а Жиганец… На «Жигана» я никак не мог претендовать, тем более что я немножечко по другую сторону был. Как псевдоним я выбрал «Жиганец».

-А «жиган» что такое?

Жиган – это отчаянный, горячий преступник, «сорвиголова», безбашенный.

-Фима, расскажите о давней битве: кто там у кого что украл? Речь идет о песне «На Дерибасовской открылася пивная». Где она открылась на самом деле?

-Это битва народов. До сих пор у нас идут битвы между одесситами и ростовчанами. Первое упоминание об этой песне, первое цитирование этой песни «На Богатяновской открылася пивная, там собиралася компания блатная…» и т.д. По-другому немножко было. Она была более короткая, грубее, и не весь первоначальный текст сохранился. В 1955 году, по-моему, актриса Ольга Лебзяк исполнила песню, где текст нынешней «Дерибасовской», с вариантами, но она тоже начиналась: «На Богатяновской открылася пивная», тоже самое и Северный позже пел. Хотя уже в 60-х «Богатяновскую» заменили на «Дерибасовскую».

-Скажите правду, где на Богатяновском это место, где открылась пивная?

-Прежде всего, я правду не скажу, потому что здесь такая большая сложность... У Михаила Танича в стихах описывался Богатяновский централ, пребывание в Богатяновском централе – следственном изоляторе нашем.

-Проще говоря, тюрьма на Кировском?

-Тюрьма на Кировском, да. И он говорил, что под окнами звенели трамваи вблизи знаменитой пивной. То есть он считал, что песня о «Богатяновской пивной» – песня о пивной на углу Кировского и Горького. Тогда был пивной ларек. Но вряд ли это та пивная, потому что в самой песне описывается внутреннее помещение, большое, где танцевать можно было.

-Персонажи этой песни Костя, Роза, Рая, Арончик...

-А что, собственно говоря? Вот одесситы говорят: «Но это же еврейские имена». Ребята, дорогие мои, а вы не помните, что Ростов, Азов, Таганрог входили в черту еврейской оседлости?

-Но не настолько же.

-Настолько. У нас очень много евреев. Об этом как-то мало пишут, но именно в Ростове могила знаменитого хасида Шнеерсона, которая считается одним из мест поклонения евреев всего мира. Надо начать с того, что песня, собственно, написана на мотив, на мелодию известного аргентинского танго «Эль чокло» (початок маиса), который написал Анхель Вилольдо, аргентинский композитор. Он написал эту песню, причем она посвящалась известному аргентинскому бандиту по кличке «Эль Чокло». Он был светловолосый, как у нас говорят, русый, пшеничного цвета, а у них – кукурузного цвета. И вот он ее посвятил этому бандиту. В Россию танго вообще попало не раньше 1913 года, и тогда танго считалось очень неприличным танцем, просто возмутительным. Вот как сейчас у нас скандал оренбургский с «пчелками». Примерно то, что сейчас делают «пчелки», вот так тогда воспринималось танго. Поэтому песня не могла возникнуть раньше 1913 года. В Европу попала где-то в 1909-1910 гг., а в Россию уже позже – в 1913.

-То есть эту босяцкую аргентинскую песню переделали опять же на босяцкую ростовскую, а потом – на босяцкую одесскую?

-Да, но почему они переделали на одесскую. Можно было бы предположить, что это до революции вышло, но даже на НЭП она не тянет. О ней ни слова нет нигде, а «Богатяновскую» приводят уже с 30-х годов. А в 50-е только годы…

-Когда мы родились?

-Вот именно, да. Вот именно тогда впервые зазвучала песня «На Дерибасовской». И я повторяю, что первоначально пели «На Богатяновской открылася пивная», а потом шли все примочки: «маркер известный Моня, об чей хребет сломали кий в кафе «Фанкони».

-Вы ростовчанин? Уличные песни детства помните? Что пели в Ростове?

-Относительно. «А дело было в старину, да под Ростовом да на Дону базары, брат, базары…»

-Автор есть?

-Автора нет. Как у многих народных песен, точно так же нет и у блатных народных песен. Автора, к сожалению, выяснить не удалось. Известно, что вариант этой песни, несколько ее куплетов, был исполнен в 1942 году в фильме «Котовский», ее исполнял Крючков.

-В Ростове что, только тюремные, блатные песни? А есть хорошие песни уличные о Ростове? Добрые, лирические.

-Хорошая, лирическая. Опять же, ну она лагерная - «На Колыме, где тундра и тайга кругом». Фронтовики могут вспомнить, что на самом деле это переделка песни Модеста Табачникова: «Когда мы покидали свой родимый край и молча уходили на восток, над тихим Доном под нашим кленом мелькнул твой беленький платок…». Кстати, очень часто фронтовые песни переделывались в блатные, а блатные становились фронтовыми. Мало кто знает, что Симонов написал песенку о военных корреспондентах «От Москвы до Бреста нет такого места"... "Прибыла в Одессу банда из Амура, в банде были урки, шулера, от Москвы до Бреста нет такого места, где бы ни шатались мы в пыли". Он сам вспоминал, что он это написал на мотив «Мурки». Ростовские, конечно, мотивы в уголовном фольклоре очень сильны.

-Вот если сказать «ростовский уличный фольклор», что в это понятие входит? Только ли песни?

-Почему песни? Во-первых, очень прославился Ростов. Есть такое понятие в уголовном жаргоне «божба по-ростовски», есть так называемый «ростовский кистень». Это гирька, полукилограммовая обычно. К руке на запястье привязывается веревка или резинка с гирькой, которая спрятана в рукаве. Когда на тебя нападают с ножом, допустим, или с каким-то оружием, человек просто эту гирьку швыряет в голову, а потом дергает назад, и все время она у него в рукаве.

-Скажите, охотно ли носители фольклора помогают?

Здесь - да, на воле. В местах лишения свободы менее неохотно, но тоже, если разговоришься. Я всегда приезжал в штатском, я не любил форму. Публикую некоторые очерки в интернете о песнях, люди откликаются, говорят: «Ой, подождите, а вот в детстве, а мы так пели, а вот эти варианты, а вы знаете вот эту песню?» и т.д. Таким образом и собирается фольклор.

-Если я об этом не спрошу, то потом пожалею. Почему «Ростов-папа»?

-Это появилось в босяцкой среде: «Ростов-папа, Одесса-мама». Причем «Одесса-мама», может быть, ещё раньше появилось, но ненамного. Дело в том, что два южных города, крупнейшие экономические центры и, естественно, босяки стремились все сюда. Раньше ведь как было: «Иван, не помнящий родства» откуда пошло? Дело в том, что сейчас в уголовном мире «воры в законе», а тогда были «иванЫ», то есть верхушка уголовного общества, причем с ударением на последнем слоге. Они бродяжили по Руси - уголовники, бродяги, босяки и, естественно, без паспорта. Когда полиция их задерживала, говорили: «Как зовут?», все называли «Иван». «А родители?» - «Родства не помню». Вот и появилось «Иван, не помнящий родства». Мало кто знает, что другой ответ был - «Ростов-папа, Одесса-мама». То есть: вот два моих города. Самые босяцкие города - Ростов и Одесса. Ростов стал «папой», Одесса – «мамой», именно так. Это произошло в конце 19 века, начале 20-го, потому что именно в это время они стали подниматься, стали крупными городами. В Одессе было 600 тысяч жителей в начале века, в Ростове – где-то под 200 тысяч. Это были очень крупные города.

Видеозапись здесь - http://www.yugregion.ru/society/interview/72439.html

ПОСТ СКРИПТУМ.
Лучше всё-таки смотреть видео, потому что расшифровка получилась какой-то сумбурной.

Не говоря уже о том, что три четверти интервью вырезали, так что есть какие-то явные нестыковки. Так и осталось за кадром, например, почему я назвался Фимой. Ну, дериват от Ефим - и что? Да то, что деда моего звали Ефимом Матвеевичем, я взял его имя.

А в целом - что получилось, то получилось.