27 июня - память пророка Елисея

Галина Николаевна Николаева
         ДНИ ПАМЯТИ:
         27 июня
         (переходящая) – Собор Синайских преподобных

         Святой пророк Елисей, сын Сафата из колена Рувимова, родился в городе Авел-Мехоле. Жил в IХ веке до Рождества Христова (3Цар.19:16) и был великим чудотворцем.
         Самое рождение его сопровождалось чудесными явлениями: в городе Силоме, отстоявшем далеко от Иерусалима, стояла золотая телица, которой совратившиеся в идолопоклонство израильтяне поклонялись, как Богу, и приносили жертвы. В самый час рождения Елиссея эта бездушная телица так громко закричала, что рев ее был слышен даже в Иерусалиме. Когда все весьма дивились этому, некий священник, исполненный Святого Духа, сказал: «Великий пророк Божий родился ныне, и он должен будет разрушить истуканов и сокрушить сильных!»
 
         Когда же Елиссей достиг совершенного возраста, проводя жизнь свою для большего угождения Богу в девственной чистоте, Бог призвал его на пророческое служение. Призвание это совершилось так.
         Однажды Елиссей двенадцатью парами волов пахал землю. Святой пророк Илия (память 20 июля), находившийся в то время на горе Хориве в собеседовании с Богом, получил повеление от Бога помазать Елиссея вместо себя в пророка. И вот, когда Елиссей был в поле, святой пророк Илия приблизился к нему, возложил на него свою милоть, и, передав ему волю Господню, нарек его в пророка, и повелел ему следовать за собой. Елиссей тотчас все оставил и готов был со всем усердием следовать за святым пророком Божиим Илиею, и только испросил у него позволения на короткое время отлучиться домой, чтобы проститься с отцом и матерью.
         Дома он взял ту пару волов, на которой сам пахал, заколол их, а плуг рассек на дрова, возложил их на огонь и, зажарив на нем мясо, сделал угощение прилучившимся людям и соседям; после этого, поцеловал отца и мать, Елиссей немедленно последовал за Илиею и служил ему, поучаясь у него ведению тайн Божиих; по благодати Божией он сделался пророком, не меньшим учителя и наставника своего — святого Илии.

         Когда настало время взятия святого пророка Илии на Небо, он сказал Елисею: "Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя". Елисей дерзновенно испросил для дела Божия сугубую благодать: "Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне".
         Пророк Илия сказал: "Трудного ты просишь; если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет" (4 Цар.2,9-10). Когда они шли по дороге и беседовали, явились огненная колесница и кони и разлучили их обоих. Елисей воскликнул: "Отец мой, отец мой, колесница Израилева и конница его!" (4 Цар.2,12). Подняв упавшую с неба милоть (плащ) своего учителя, Елисей получил силу и пророческий дар Илии.
         
         Пророческое служение он проходил более 65 лет, при шести израильских царях (от Ахаза до Иоаса). "И во дни свои не трепетал перед князем, и никто не превозмог его" (Сир.48,13). Святой пророк творил многочисленные чудеса. Разделил воды Иордана, ударив по ним милотию пророка Илии; сделал пригодной для питья воду Иерихонского источника; обильным изведением воды молитвой спас от гибели стоявшие в безводной пустыне войска Израильского и Иудейского царей; избавил бедную вдову от голодной смерти, чудесным умножением масла в сосуде.
         Оказавшая пророку гостеприимство женщина-соманитянка была обрадована рождением сына по его молитве, когда же ребенок умер, то был воскрешен пророком. Сирийский военачальник Нееман был исцелен от проказы, а слуга пророка Гиезий поражен ею за то, что ослушался пророка и тайно от него взял деньги от Неемана. Елисей предсказал израильскому царю Иоасу победу над врагами и силой своей молитвы совершил много других чудес.

         Скончался святой пророк Елисей в глубокой старости в Самарии.
         Не только при жизни пророк Елисей творил чудеса, но он и по смерти своей явил себя чудотворцем. Через год после его смерти несли хоронить за город одного умершего. В это время появилась толпа моавитян, которые производили набег на землю израильскую. Несшие умершего еще издали увидали неприятелей и бросили труп в близ лежащую пещеру. Это была та пещера, в которой покоился прах пророка Елисеея. Лишь только мертвец коснулся костей пророка, как тотчас ожил и, выйдя из пещеры, пошел в город.
         Пророк Елисей, так же как и его учитель, святой пророк Илия, не оставил после себя книг, их проповедь была только устной. Иисус, сын Сирахов, написал похвалу обоим великим пророкам (Сир.48,1-15).
         Святой Иоанн Дамаскин написал канон в честь пророка Елисея, а в Константинополе был воздвигнут храм его имени.
         Юлиан Отступник (361-363) приказал сжечь мощи пророков Елисея, Авдия и Иоанна Предтечи, но останки святых мощей были сохранены верующими и часть их перенесена в Александрию.
         За все сие Богу нашему слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков.

         Протоиерей Григорий Дьяченко в день памяти пророка Елисея пишет об основаниях, по каким должно почитать старших возрастом.   
         «Однажды пророк Елисей, день памяти коего празднуется ныне, входил в город Вефиль, жители котораго утопали в нечестии. Нечестие их дошло до того, что отцы не учили детей своих благочестию. Почтеннаго старца встретила толпа детей и начала смеяться над внешними его недостатками, и над тем, что он не имел волос на голове. Дети кричали вслед его: «ступай, плешивый!» С грустью посмотрел на них пророк Елисей и увидел, что в сердце их нет ничего добраго; он осудил их поступок, и Бог подтвердил суд Своего пророка. Две медведицы вышли из леса и растерзали детей. Их погибло 42 человека.
         Гнев Божий, погубивший по слову пророка Елисея детей, оскорбивших святого старца, — пророка, дает нам, братие, сегодня повод побеседовать с вами об основаниях, по коим должно оказывать почтение и уважение старцам и вообще людям, старшим нас возрастом.
 
         Эти основания, по коим должно уважать старцев, следующия:
         а) Глубокая старость весьма часто бывает наградой за благочестие и послушание воле Божией (Быт.15:15.Исаии65,20.Зах.8:4). Уже за одно то, что над старцами почило благословение Божие, выразившееся в их долголетней жизни, они заслуживают нашего глубокаго почтения. Грубость, непочтительность и безжалостность к старцам в священном писании поставляется между такими обнаружениями нравственнаго невежества, какия свойственны только варварским народам и наглым и безбожным ругателям (Втор.28:50.Исаии 47,6.Плач.Иерем.5:12.Прем.Сол.2:10).
         б) Старцы заслуживают нашего глубокаго уважения и потому, что им Бог дал долгую жизнь для выполнения каких-либо важных целей при служении Богу, церкви или отечеству. Так пророк Илия уже просил было себе смерти, но Бог указал ему новое служение для блага народа израильскаго (3Цар.19,4). Исполнителей же добрых дел, направленных к славе Божией, должно сугубо почитать.

         в) Долголетняя жизнь богобоязненных людей заслуживает уважения и потому, что она в высшей степени полезна для их детей и вообще для потомства (Прем.2:10): их живые примеры строгаго благочестия имеют широкий простор, передаются отдаленнейшему потомству (внукам и правнукам). Праведный Иов, после того как стал еще большим праведником, вытерпев страшныя испытания в жизни, прожил долго и как же «долго? Двойное число прежних лет, так что видел и детей четвертаго рода — правнуков (Иов.42:16), всего праведный Иов прожил 210 лет, а по 70 толковникам и более. И даже чем менее в последующем поколении или только в известной местности ревнителей о духовном и божественном, тем больше небесный Промыслитель поддерживает на земле такие столпы веры и благочестия, которые по одному уже этому заслуживают глубокаго почтения.
         г) Затем есть прямое повеление уважать старца, кто бы он ни был. Господь чрез Моисея заповедует Израилю касательно того, как должно вести себя в отношении к старцам: «пред лицем седаго возстани, и почти лице старче, и да убоишися Господа Бога твоего» (Лев.19:12), то есть кто бы и каков бы ни был старец, будь к нему вежлив и почтителен.

         д) Наконец, здравый разум говорит нам, что так как младшия поколения обязаны всеми и духовными и материальными благами жизни старшим, то в силу одного этого младшие должны уважать и благодарить старших. Св. апостол Павел говорит: «не хвалися на ветви; аще же хвалишися, не ты корень носиши, но корень тебе. Не высокомудрствуй же, но бойся» (Римл.11:17,21). «Вы листья, вы — юные побеги на ветви, ветвь — на суке, сук — на стволе, ствол на корне великаго древа общества и церкви, говорит по поводу этих слов апостола преосвященный Никанор, архиепископ херсонский, обращаясь к молодому поколению. Не хвалися, слабый лист! Не высокомудрствуй, юный побег!..
         Живешь пока вполне чужою жизнью, сосешь пока вполне чужие жизненные соки. Перечти вот все твои добрыя дела, какия удалось тебе учинить со дня твоего рождения до днесь. Ничего, или ничтожная какая-либо случайность, да и та обращена была вернее к кругу твоих сверстников, а не к пользе старшаго поколения. Посмотри же наоборот: это старшее поколение до днесь питало, берегло, одевало и воспитывало тебя своим трудом. Не хвалися же на ветви, легкий листок, в порывах фантастическаго самодумства, что ты будешь лучше нас, или ты уже теперь лучше нас.
      
         Проживи с наше, и тогда кинь в нас камень осуждения. И помни, что твои дети кинут таким же, или еще более тяжелым камнем в тебя. Аще ли же хвалишися, помни, что не ты корень носиши, но корень тебя; пусть он там копошится в земле, в темени, в перегное; а ты, поддуваемый зефирами молодой фантазии и пока еще неразочаровавшихся надежд, рвешься к солнцу... Далеко не улетишь. Если предназначен к жизни целаго дерева, то пойдешь в образование ветви или даже ствола, подобно нам. Если же оторвешься от корня, то сгниешь, и только... «Не высокомудрствуй же, но бойся».» (См. «Слова, речи, беседы» Никанора, архиеп. Херсонск. и Одесск.,т.V,стр.107—11).
         Не мало старцев, которых или по долгу начальника, или по христианской любви должны вразумлять, или удерживать от каких-либо непохвальных действий люди молодые. Но люди молодые и в отношении к таковым старцам должны поступать как можно мягче и почтительнее. Апостол Павел пишет молодому епископу Тимофею: «старца не укоряй, но умоляй, якоже отца, старицы, якоже матери» (1Тим.5:1,2). Если с сыновним почтением должны относиться к старцам даже те из молодых людей, которые имеют власть над ними, то не более ли почтительны к ним должны быть другие?»
      
         Тропарь пророку Елисею
         Иже во плоти Ангел  и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее,  дивны чудеса соделал еси, пророче,  поспешеством Святаго Духа; силою Илииною исцелив водное естество, звери же погуби пожирающия, и Неемана очисти,  и вдовича сына воскресил еси,  и всем чтущим тя даруй благодать и исцеление.
 
         Ин тропарь пророка Елисея, глас 4
         Иже во плоти Ангел и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее, дивны чудеса соделал еси, пророче, поспешеством Святаго Духа; силою Илииною исцелив водное естество, звери же погуби пожирающия, и Неемана очисти, и вдовича сына воскресил еси, и всем чтущим тя даруй благодать и исцеление.

         Кондак пророка Елисея, глас 2
         Пророк Божий явился еси, сугубую благодать прием, воистинну достойную тебе, Елиссее блаженне: Илии бо был еси совсельник, с нимже Христу Богу молися непрестанно о всех нас

         Величание
         Величаем тя Пророче Божий Елисее: и чтем святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
   
         Молитва

         О, святейший Моисей, пророк Божий! Услышь молитвы наши и приди на помощь нам, защити от врагов наших, от бед и горя, от зла и бесчестья. Не оставь нас без внимания.
         Помолись о нас Господу на Небесах и попроси защиты нашей и душ наших грешных. Да прославится имя твое, да восхвалят тебя и преклонятся пред тобой люди православные!
         Убереги души наши и не позволь нам сбиться с пути. Отныне и во веки веков. Аминь».

         СВЯТЫЙ ПРОРОЧЕ БОЖИЙ ЕЛИСЕЕ, МОЛИ БОГА О НАС.



Источник:
http://www.patriarchia.ru/db/text/910849.html
https://ru.wikisource.org/wiki
http://azbyka.ru/days/sv-elisej