Ева Яблокова Виват, академия!

Яблокова Ева
13. 04. 2015 в Большом зал Колледжа Российской академии музыки имени Гнесиных состоялся концерт студентов и аспирантов Донецкой государственной академии музыки имени С.С. Прокофьева.


Тринадцатое апреля две тысячи пятнадцатого года. Весна. Пасха. По праздничной и очень светлой большой Москве я иду на концерт. Только что заботливый эскалатор просто банально выплеснул меня на поверхность станции метро Арбатская из недр гранитно - железного подземного города. И вот я топаю по асфальту, активируя себя в картине сегодняшнего дня под высоким весенним мирным небом столицы. Яркое солнце и легкий уже не зимний ветер удивительным образом наполняют жизнью несколько механистичную картину мегаполиса. Проносятся авто, гудит трасса, пульсирует вездесущая реклама, текут людские потоки.

Иду я в Гнесинскую академию, где сегодня выступают музыканты из Донецка, из Прокофьевской академии. Обозначаю для себя этот концерт как своего рода визит Сергея Сергеевича к Елене Фабиановне. По ходу пытаюсь проводить исторические параллели, делать логические выводы. Прокофьев и Гнесина. Оба родились в ХIХ веке. Она - в Ростове, он - в Сонцовке Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (сейчас с.Красное Донецкой области). Оба связали свою жизнь с Москвой и внесли огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры: он - как композитор, она - как фортепианный педагог, общественный деятель, создатель целой системы – структуры воспитания музыканта-профессионала. Школа – училище – институт: получилась целая академия !

Я иду в потоке сегодняшней московской реальности. Новомодные офисы, суперсовременные отели и деловые центры. Устаешь от этой бесконечной урбанистической симфонии! Периодически выплывающие из многочисленных переулков старинные здания переносят как бы на миг в глубину прошлых веков и окутывают какой - то милой и немного сентиментальной гармонией. Но это хрупкое состояние вдруг разрушается новой волной всё ускоряющегося городского ритма. Только внезапно разливающийся повсюду мелодичный колокольный благовест напоминает о том, что сегодня Пасха и «Христос воскрес!», и «Востину воскрес!», и этот величавый благородный тон, доносящийся, кажется, с колокольни храма Христа Спасителя, напоминает о вечном … Вечном как музыка, как небо над головой, вечном как земля под ногами, как память, запечатлевающая прошлое для нас – нынешних и завтрашних. Этот звон, этот тон напоминает мне о том, что где - то далеко отсюда - не смолкают пушки и катится по цветущему Донбассу гулкое эхо войны! Этот звон, этот тон напоминает мне и о том, все наши страдания искуплены распятием и кровью Христа, и наша печаль сменится радостью. А жизнь - продолжится, и продолжится история того города и тех улиц, по кото-рым я когда - то ходила, и этого города и этих улиц, по которым я сегодня, сейчас иду на концерт.

Сворачиваю с Нового Арбата на Поварскую. Теперь уже совсем рядом. Именно здесь на Поварской - этой старинной улице в самом сердце Москвы и находится знаменитая Гнесинка - Российская академии музыки имени Гнесиных. Там сегодня в 16 часов в одном из её прекрасных залов выступают мои земляки и коллеги, точнее, студенты и аспиранты Донецкой музыкальной академии имени С. Прокофьева. Ловлю себя на мысли что этот визит можно было назвать встречей « Академии с Академией». Безусловно, Гнесинская академия в рекламе не нуждается. Это одно из самых известных во всем мире профессиональных музыкальных учебных заведений. Недаром его часто называют «Гнесинский комбинат», который ведет свою историю с 1895 года, когда была открыта музыкальная школа, ставшая первой его ступенью. А в этом году исполняется 70 лет со дня основания Гнесинского Института, ставшего впоследствии, собственно, Академией.

Пересекаю переулок с названием Малый Ржевский и прохожу мимо парадного входа в здание Музыкальной гостиной Шуваловой. У меня есть немного времени и я могу вернуться к своим мыслям о двух академиях. Что же касается Донецкой музыкальной академии, которая носит имя своего выдающегося соотечественника, то она уже совсем скоро будет отмечать свой полувековой юбилей. Сохраняя и преумножая отечественные музыкальные традиции в ней выросло не одно поколение талантливых музыкантов. Ежегодно проводимые в её стенах и в одноименном зале филармонии Прокофьевские конкурсы и фестивали всегда привлекали на землю Донбасса - родину Сергея Прокофьева - немало профессионалов с мировым именем. Стоит заметить, что в Донецке также существует аналог «подобного комбината»: школа - училище – институт (консерватория, академия). У истоков его стоял выпускник московской консерватории, соученик А.Скрябина, С.Рахманинова, Р.Глиэра, Е.Гнесиной, профессор - пианист А.М.Шепелевский. Первым и самым важным шагом к осуществлению его замысла стало создание им в 1935 г. музтехникума и музшколы №1 в г. Сталино ( так назывался Донецк в те годы ). А открытие в 1968 году в шахтерской столице филиала Харьковского института искусств позволило создать полноценную трехступенчатую систему музыкального образования. В настоящее время при Донецкой музыкальной академии существует также и специальная музыкальная школа для одаренных детей.

И вот я почти у цели. Поварская, 36. Краткая аббревиатура «РАМ» имени Гнесиных. На барельефе - летящая фигура неутомимой Елены Гнесиной. Внушительное здание самой академии в монументальном сталинском стиле, и рядом почти вплотную многоэтажное современное здание её колледжа, где и намечена встреча в формате концерта. Из окон доносятся звуки музыки, льются голоса вокалистов, у входа - небольшими группками студенты, учащиеся с инструментами и без обсуждают последние музыкальные новости, московские премьеры, предстоящие академические концерты, экзамены. По ходу замечаю броскую «донецкую» афишу на фоне множества других интересных афиш.

Каким - то особенным уютом и теплом встречает меня концертный зал колледжа РАМ имени Гнесиных. Сцена, рояль фирмы Стенвей, микрофоны, звукооператор, видеокамеры - значит будет запись. И значит еще один артефакт станет достоянием глобальной мировой музыкальной паутины. С робкой надеждой ищу свободное место, зал - полон. Открываю программу концерта и знакомлюсь с его участниками: ассистенты – ста-жеры, студенты старших курсов и учащиеся спецмузшколы при Донецкой музыкальной академии. С нетерпением жду начала концерта, волнуюсь. Мне интересна реакция публики. Окидываю взглядом присутствующих. Аншлаг - стоят даже в проходах. Много молодежи! Студенты, пожалуй, самый взыскательный слушатель. Ежедневно только в одной Гнесинке проходит масса концертов, мастер - классов и творческих встреч, конфе-ренций, приезжают и делятся опытом высокопрофессиональные специа-листы из различных стран мира – исполнители мирового класса. И вот сегодня здесь выступают музыканты из Донбасса, сводки о событиях в котором не сходят сегодня первых полос СМИ!

«…Сутки в пути - в автобусе, год практически непрекращающихся боевых действий, сложная ситуация … но они … приехали и будут здесь сейчас выступать перед нами!» - об этом говорит в своем вступительном слове ректор Гнесинки - Галина Васильевна Маяровская. Эта милая симпатичная очень стильная женщина рассказывает о творческих и профессиональных контактах между двумя академиями. Концерту дан старт. На сцене появляется артистичный и элегантный ведущий - Александр Александрович Парецкий, также выпускник Донецкой музыкальной академии по классу профессора Алины Николаевны Коробко-Захаровой. Именно ему – министру культуры Донецкой народной республики - выпала честь представлять сегодня публике делегацию донецких артистов.

Один за другим сменяются на сцене исполнители. С неугасаемым интересом наблюдаю парад настоящих талантов: Анжелику Темнохуд (преп. И.М.Вознюк) с её выразительной арией Ленского П.Чайковского в скрипичной транскрипции, гитаристку Валентину Бреусову (рук. П.В.Иванников) с зажигательным исполнением «Юмористических вариаций» А.Ольшанского, Ирину Нифонтову (рук. В.А.Иванникова ) блестяще играющую на виолончели страстную « Астурию » И. Альбениса, флейтистку Юлию Данильченко (рук. доц. Л.К.Шершнева) с изысканным «Аlla tango» В.Сапарова и, конечно, великолепную вокалистку Екатерину Горлакову (рук. доц. Н.И.Зуева) запоминающе ярко исполняющую и народную песню, и классическую арию.

Каждая из солисток звучит в потрясающем ансамбле с пианисткой – чутким и тонким концертмейстером Викторией Гончаровой, также выпускницей Донецкой музыкальной академии, лауреатом международных конкурсов, членом гильдии Российских концертмейстеров.

И совершенным сюрпризом в этом концерте выглядит выступление композитора и пианистки Ольги Горюновой. Оригинальность сочиненной ею фортепианной пьесы «Аксиомы» сразу же улавливается залом и автора не отпускают со сцены продолжительными и бурными аплодисментами. Ясно одно - публике эта яркая композиция понравилась. Надо заметить, Ольга занимается в классе профессора Донецкой музыкальной академии А.Н.Рудянского, который в своё время закончил Гнесинку по классу композиции у знаменитого А.Хачатуряна.

С каждым последующим номером концертной программы чувствую нарастающую эмпатию зала, предельное внимание во время исполнения и буквально шквал аплодисментов, заслуженно - каждому исполнителю. «Браво и бис», прозвучавшие из уст публики на этом концерте не один раз!

И вот … Заключительный аккорд, благодарственное слово ректора Донецкой музыкальной академии Валентина Алексеевича Колонея, поздравления коллег-профессионалов, фото на память на сцене Гнесинки, пожелания счастливого пути дончанам! Ведь завтра им - домой, туда, где вот уже целый год вопреки всему их «музы» не молчали, когда «говорили пушки»…

А сегодня - Пасха, а сегодня - этот замечательный концерт и всего через каких - то десять дней – 23 апреля мировая музыкальная общественность будет отмечать очередной Прокофьевский юбилей! И я уношу с собой все эти впечатления, чтобы выразить их может быть всего несколькими стихотворными строками :

Апрель. Тринадцать (13). Год две тысячи пятнадцать (2015).

Зал знаменитой Гнесинки в Москве на Поварской.

Концерт Донецкой Академии Прокофьева Сергея состоялся!

Под «браво - бис» прошёл он в этот день Пасхальный,

Красиво прозвучал так на виду у всей Москвы большой!



13.04.2015, г. Москва