Интимный дневник Цветаевой -7- Сто лет вперёд или

Кариатиды Сны
 Так, пошли дальше... О, я уже на второй странице(шестой пронумерованной)!!! Не далеко ли будет до конца? Ладно, попишу, пока не надоест. Кому быстрее, читателю-читателю или писателю-читателю ( мне, то есть)? Ассоциация : ракета "воздух - воздух", ракета "земля-воздух"и т.д. Читатель. Он в данном случае  весь в воздухе, а у меня ещё и  дневник по рукой! Я из дневника прямо в воздух,  к читателю, буду посылать точные заряды марининых мыслей. Разрушающие, однако, наши представления,  к примеру,  что хорошо, а что плохо. Ибо только это останавливает нас в гладком потоке привычных мыслей - препятствие какое-нибудь, камешек какой-нибудь, щепочка, заноза... гвоздик даже... Нехорошо говорить , но если бы не было того единственного, с помощью которого совершилось самораспятие, так ли мы относились бы к  ней? А если бы не дуэли Пушкина и Лермонтова, не пули  двадцатого века, не изгнания изгнанных, не  плевки оплёванных, не заключения заключённых, так бы мы ценили их каждое слово, делая мысли пророческими?...

 Ибо , если "имя тебе - поэт..." и не только... Ещё и у Высоцкого есть: "Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт" . Истина всегда проверялась смертью. За неё шли на костёр.  Вот вам опять возвращение к тому, что первично: испугался и побежал? или наоборот?
  Ты -  поэт и потому  ушел трагически? Или ты ушёл трагически -  значит, поэт?
И здесь Цветаева  опять на стороне  Мейерхольда оказалась.

Итак.
-----

"Каждый раз, когда узнаю, что человек меня любит - удивляюсь, не любит - удивляюсь. Но больше всего удивляюсь, когда человек ко мне равнодушен."

 Это высказывание возвращает меня  к диалогу с читателем   по тому  поводу, для чего  Цветаева писала свои заметки.  Спорить не буду, но если они опубликованы, значит, искали и нашли своего читателя. Порою бывают обстоятельства многолетнего молчания - то ли общество не готово к восприятию написанного, то ли живы те, кого данная публикация может задеть, обидеть, принести вред. Цветаевой и её длижайшего окружения давно нет, поэтому  печатать безопасно и мы - другие:

"К тебе, имеющему быть рождённым
Столетие спустя, как отдышу, —
Из самых недр, — как на; смерть осуждённый,
Своей рукой — пишу... и т.д."

Давайте уж сговоримся и не будем больше спорить - Цветаева писала  для тех, кто появится через сто лет ( почти для нас), ведь с 1917 года прошло уже  почти сто этих исключительно разнообразных и разнокалиберных лет.  Не принимавшая появление  паровоза, Цветаева  совсем бы не прижилась в нашем времени мобильных связей и компьютерных технологий. С мобильником её представляете? Я - нет. Уже Высоцкого с ним не представляю. "Девушка, милая, как вас звать, Тома?..."
Как страдал  поэт от отсутствия связи? Но какие песни от этого получались!
 И  Сергей Эфрон мог бы легко позвонить  из "белого ополчения", успокоив свою томящуюся в неизвестности и одиночестве жену, если бы...  Сколько связанных с этим страданий, неправильных поступков  и... прекрасных стихов!

"Смывает лучшие румяна —
Любовь. Попробуйте на вкус,
Как слезы — солоны. Боюсь,
Я завтра утром — мертвой встану..."

  А впрочем, не знаю, что мучительней? Не получать весточки сто лет назад, имея надежду. что она всё-таки  придёт, или быть рядом на расстоянии одного нажатия на кнопку телефона сейчас и не находить ответа?  Может,  просто люди раньше терпеливее были ( я себя  помню - точно, терпеливее была)?

  Это опять про любовь! В дневнике - почти каждая страничка о ней! К примеру:
"Вы любите двоих, значит, Вы никого не любите!" - Простите, но если я, кроме Н., люблю ещё Генриха Гейне? Вы же не скажете, что я того, первого, не люблю?... Итак: любовь к двум лицам, из которых каждое в любую минуту может войти в комнату, - не  любовь.  Для того, чтобы одновременная моя любовь к двум лицам была любовью, необходимо, чтобы одно из этих лиц родилось на сто лет раньше меня, или   вовсе не рождалось ( портрет, поэма). - Не всегда выполнимое условие!
  И всё-таки Изольда, любящая еще кого-нибудь, кроме Тристана, немыслима, и крик Сары ( Маргариты Готье) - "О, л'Амур! Л'Амур!", относящийся ещё к кому-нибудь, кроме её молодого друга, - смешон."