Николай Звягинцев. Обзор по весеннему туру 2015

Литературный Фестиваль Рунета
Общие замечания по лонг-листу: в целом хорошая подборка; много сильных, интересных стихов. Было досадно, что приходилось с чем-то попрощаться просто потому, что надо выбрать лучшее. Есть и слабые стихи, но они в меньшинстве.
Конечно, непросто выбирать или не выбирать, имея перед глазами только одно стихотворение автора: бывают же творческие удачи и у графоманов и плохие стихи у хороших поэтов. С другой стороны, это, наверное, более честно — оценивать не «совокупный вклад», а единственное произведение.

Мой выбор из лонг-листа — 12 авторов.

1. Абашин Алексей "Мышь. Сюрмульт для взрослых" http://www.stihi.ru/2015/01/04/6145

На берегу реки сидела мышь.
Жевала сыр, добытый в мышеловке.
Погладил мышку ветер по головке,
шепнул: «Привет!» – и спрятался в камыш.
На берегу реки сидела мышь.

Малютка наслаждалась тишиной.
Купала в речке розовые пятки,
искала в жизни мышьей опечатки,
глазела вверх на звёздное пшено.
Малютка наслаждалась тишиной.

А в это время где-то далеко
разбил котёнок крынку с молоком…

На берег выполз утренний туман.
Слизнул пейзаж, оставив только звуки:
уключин скрип и песню о разлуке,
своей тоской сводящую с ума…
На берег выполз утренний туман.

Когда вернулся ветер в этот мир
и разорвал угрюмый морок в клочья,
эстетствующей точкой летней ночи
на берегу реки валялся сыр…
Когда вернулся ветер в этот мир…

А в это время где-то далеко
стряхнул котёнок с лапки молоко…

Ласковое детское-недетское стихотворение с «закольцованным» сюжетом, совершенно визуальное. Не скажу, что считаю его шедевром, но очень понравилось. Автор не боится использовать простые инструменты для создания простой и понятной картины со множеством планов. У меня в голове пронеслась целая вереница образов из других стихов, других поэтов — эти образы совершенно естественно складываются и не мешают общему впечатлению.

2. Активированный Уголь "Ледяная нефть" http://www.stihi.ru/2014/03/02/964

Парень в белом пуховике
припарковал свою шкоду/субару/опель
и пошёл со стоянки. Дымится табак в руке,
и арктический ветер по всей Европе.
Над стоянкой – надцатые этажи,
серое лимбо неба и провода чёрный контур.
Будешь щипать себя, а не сможешь сказать, что жив –
задубел, как полярник, и в снег по колено вкопан.
Ласточка, или какая другая пти,
которую не прельстили юга и иные страны,
летит в этажах, в проводах летит,
северный ветер крылом разрыхляя драным.
Сумерки.
Снежное молочко,
неподвижные воды смерти.
Разве что птица блеснёт зрачком,
словно каплей замёрзшей нефти.

Хорошее стихотворение. Уверенный в себе поэт. Неожиданные образы, с которыми автор играет, как будто перемигивается с читателем. Мимо «другой пти» вообще спокойно пройти невозможно.

6. Александр Гончаров "я как перышко белое... " http://www.stihi.ru/2007/08/17-1988

я
как перышко белое
улетевшее в небо
без тоски и без памяти
без надежды и сна
и ни богом
ни именем
в этой жизни я не был
просто плыл в темном мареве
под названьем
весна

просто ветер
заоблачный
меня тихо раскачивал
и шептал непонятные
и чужие слова
про потопы и войны
про старую Гатчину
и как в бывших дворцах
вырастает трава

так бесцельно
безвременно
так легко и неистово
я кружился над судьбами
над забытой игрой
вместе с пылью империй
и мятыми листьями
вместе с завтрашним небом
и белой рекой...

Можно, конечно, сказать, что это полная банальщина и Форрест Гамп, но меня стихотворение чем-то зацепило. Может, условной привязкой к географии, которая делает общую картинку более объёмной.

14. Алма Селесте "не считай до пяти" http://www.stihi.ru/2015/04/16/3833

раз, два, три, четыре, пять, я иду тебя искать (из детской считалочки)

не считай до пяти а сразу иди искать
у хоттабыча остается три волоска
в бороде где когда-то гнездились птицы
поиграем немного в числа и города
все козырные люди падают в никуда
в рукава василисы забыв проститься

а потом василиса влево махнет рукой
и шершавые тайны сыплются далеко
перекатываясь что катигорошки
и когда василиса вправо рукой махнет
одиночество дерзкое как отец махно
подкрадется внезапно и огорошит

раз два три не горит – однажды перегорит
ты не ищешь меня но все-таки сделай вид
поаукай немного а вдруг найдусь я
тибидох-тибидох загадывать не хочу
только осенью может красную алычу
чтобы есть и не чувствовать больше вкуса

Когда автор ведет себя, как белый кролик, который куда-то приглашает читателя, это само по себе хорошо. А если хочется за ним следовать — просто здОрово. Здесь именно такой случай.

19. Галина Иззьер "Расширение словарного запаса на третий день пустыни" http://www.stihi.ru/2013/01/10/10151

Пустыня учит новым чувствам,
расширяет возможности языка.
Раскаленное чувство хайвея.
Хриплое чувство песка.
Скрип собственных волос
называю чувством сквика.
Привыкаю к нему.
Прочие чувства немеют,
впадают в спячку.
Свалянная, распирающая ляжки спина
обеспечивает качку;
кто-то верно придумал, что ход верблюда
неотличим от корабля.
Вдоль хайвея,
подальше от заглохшего, задохнувшегося
автомобиля,
путешествую, как путешествовали всегда.
Как называется этот ветер,
обжигающий глаза?
Пустынная болезнь отличается
от морской обезвоживанием
и отсутствием бортика,
через который можно перегнуться.
Попробуй только перегнуться через верблюда –
и укус обеспечен,
а посему – подавляй тошноту.
Верблюд вечен.
С него не блюют.
Если укачивает на вер-блюде,
пиши вер-либр.
Скудость оазиса последней заправки –
заключительная нота,
отправляющая в трехдневное верблюдствие.
И что ж – верблюдствую.

У Аны Логвиновой в книге «Кунгурусские стихи» есть одно моё любимое, начинающееся «Ну, жирафствуй!...». Хотя, разумеется, не только поэтому я обратил внимание на это стихотворение. Просто автор создал целый маленький мир и дал возможность оказаться внутри. И действительно песок на зубах.

22. Дмитрий Близнюк "легкое дыхание" http://www.stihi.ru/2014/05/13/5698

Девушка с удочками
на звездном опрокинутом плоту
закинула волосы-лесы в мои объятия, в мои глаза.
Шумят колесницы листьев и витражные голоса
далеких стрельчатых мыслей.
Откуда у тебя это легкое дыхание, моя девочка?
Мы лежим нагие на террасе (старое ватное одеяло)
и мошки легкого винного перегара
ластятся, облепляют мое лицо.
Город безымянно покоится, как обручальное кольцо
на дне старинной чернильницы.
Над нами шевелится фрагмент склонившегося каштана,
и ночь трещит по швам мелких звезд,
и луна, словно просроченный пакет с молоком,
вздулась, упругая, грозит вот-вот разорваться.
Откуда эта нескладная грация?
Эта лунная долина с мерцающими ляжками и кошками?
Что бы ты ни делала – готовила борщ, рожала дочку,
мыла свою машину – суккуб в джинсовых шортах –
все ты делаешь с легкостью неописуемой,
порхаешь стрекозой по минному полю,
перелетаешь с цветка на цветок,
с сапога мертвого солдата
на треснувший от спелости арбуз.
(А как ты играючи окончила вуз?)
И все в тебе вращается, танцует и скользит,
вальсирующие пузырьки
несутся вверх – сквозь носоглотку –
к зеленой свободе разбойничьих глаз.

Я хватаюсь за тебя, как тонущий за соломинку
в потном океане глупых тел и ныряющих бензопил,
а игривая девчонка подает руку Голиафу: держись.
И звонко смеется.
Дьявольская беспечная легкость,
свеча танцует под натянутым лезвием гильотины,
и сквозняк ползет по спине, как едва ощутимый паук ноктюрна.
Я вжимаюсь в тебя всеми астральными телами,
а ты мокрой змеей скользишь вдоль меня.
Откуда в тебе эта хитрая сладость?
Постой, ты куда?
Я подбрасывал мышеловки в огонь.
Думал поймать тебя, поймать пламя.
Грозно махал дубиной перед ветряным лицом,
зыбким, как отзвуки осени.
И – спустя годы – я поднимаюсь на восьмой этаж
(сломался лифт) и ощущаю небольшую одышку.
Где же наше легкое дыхание, моя девочка?
Где наших летних ночей
сгущенная, сверкающая в неге плеть?
Тишина рисует на стекле человечка.
И береза в лунном свечении
забрасывает саму себя в небеса,
полные звезд, как рыбацкую сеть.

Очень хорошее. Читал и боялся, что автору не хватит дыхания и он сорвется. В моём представлении лирическое стихотворение и должно быть таким, как пузырь на конце трубки стеклодува: вдох — выдох — форма, ни прибавить, ни убавить.

28. Елена Наильевна "я в тебя заплываю" http://www.stihi.ru/2015/03/30/9188

в вечность, в запой короткого перерыва
кажется мне: я рыба твоя
я рыба
маленькая, смешная, раскраска "хаки"
прячусь в тебе от склоки любой и драки

ты меня укрываешь спокойным гротом
даже не спросишь: кто там меня и что там
да и какая разница, если дышим
вместе, но выдох-вдох никому не слышен
сонной улиткой дремлет приход рассвета
как замедлять для нас ты умеешь это
длишь и качаешь в зарослях ламинарий
и всякий раз немного другой сценарий

может быть, я такого и не достойна
я же мелка, хрупка, а в тебе просторно
столько внутри негаданной глубины, и
хаки-окрас меняешь мне на цветные
полосы, пирамиды, круги и пятна
как ты всё это делаешь так приятно

в вечность, в запой короткого перерыва
снова я рыба, милый
я – рыба
рыба
жабры, плавник, другой, чешуя бликует
замер и ждёшь, наверное, вот такую
рыбной болезнью корчусь, заболеваю
бульк
получилось
я в тебя заплываю

Бульк, получилось! Очень хорошо получилось. Такие стихи запоминаются.

34. Липа Липовая "жимолость" http://www.stihi.ru/2015/02/06/2780

Я выживаю...
…Жимолость, стрижи,
дырявящие глиняную кручу
над обмелевшей речкою. Дрожит
ивняк плакучий – ловит резвый лучик
отмытого светила. У мостков
снуют щурята /шхерятся в корягах/,
на сотни водомеркиных шагов –
подводный дом пока хвостатых лягу –
шат/ры травы. Раздолье для стрекоз.
Заводит комарилья песню пира…

…Кусочек из мозаики. Подрос
малометражный диафильм и вырос
из говорящих с кошками на «ты»,
щекочущих зелёные ладошки
черёмуховых веток, темноты
с узором ночника и звёздной крошки...

…Живаго, жито, житие мое…
«Жи-ши», «ча-ща»…
Нас правя, правят годы
под прописные истины. И нем
футлярный житель городского рода.

…Но жимолость сквозь прописи растёт…

Хорошее. Автор не побоялся рассеять по полю текста некие скрытые смыслы, на удачу — заметят, не заметят. Читатель должен соответствовать.

40. Наталья Панишева "Жизнь, я давно собиралась сказать тебе..." http://www.stihi.ru/2014/03/12/5436

Жизнь, я давно собиралась сказать тебе — жизнь, ты сука.
Белая майка, лямки холщовой сумки.
Лето пошло. Истекают вторые сутки
Соком, сиреневым сумраком, молоком.
Едет на рыжем велике рыжий мальчик — мелькают спицы.
Он мой сосед, у него через пару недель бар-мицва.
В сумке моей смешная такая птица.
Я ее пока поношу, отпущу потом.

Лето, на старт! Попутного ветра в спину.
В нашей кофейне крутят альбомы Стинга.
Птица щебечет, упрятанная в холстину.
Птица мечтает куда-нибудь за моря.
Вон во дворе в домино играют, стучат костяшки.
Знаешь, наш мир — он не больше кофейной чашки.
Эх, ну куда же ты тут полетишь, бедняжка?
Бусинки-глазки. Ситцевая моя...

Мир умещается в чашке фарфоровой белой хрупкой.
В сумке на дне — соломинки и скорлупки.
Ну полетай, смешная моя голубка,
Если однажды вернешься — то дай мне знать.
Дом ты отыщешь: красный кирпич, голубая крыша.
Я буду помнить как ты поешь и о чем ты дышишь.
Миша, привет сестренке! Счастливой бар-мицвы, Миша!
Жизнь, ну иди, поглажу, куда уж тебя девать.

Замечательное стихотворение, одно из лучших в лонг-листе, на мой взгляд. Даже не хочется говорить, почему именно, просто срабатывает система «свой — чужой», и ты понимаешь, что это - «своё». По-моему, претендент на победу.

44. Регина Мариц "поэтические девочки" http://www.stihi.ru/2013/10/24/11113

как эти девочки горят, как говорят!..

— оставьте нам наш ужас-ужас детский:
пододеяльный, подворотный,
пороговый, предменструальный.

мы прятали его в поточной скуке
проточных лекций,
эрекций дружеских побочных
и самочинных вивисекций.

мы чистили его до рвоты,
икоты рифменной
и подлого, завирусованного ворда.

мы из него творили журавлей,
как дети делают детей —
скорей, скорей,
пока на кухне мама рубит сельдерей
и накипь чёрную снимает с жирных щей.

и вот мы —
стоим по бёдра в майской землянике,
капустницы
грызут нам выи девьи
и ланиты [в несносных чёрных точках],
влетают в пафосные ноздри,
в филологические тельца
и в сердце — тысячу одно.

эфиров цвет: офелия con фрида, —
и розгой взмокшей бьёт либидо
по сгрызеной разбойной строчке.

о, вы ли выли, вымя вынув, о вере, вверенной нам, овцам,
в надежду, молоко, кисель и берег скользкий?!
ну что же, войте.

съешь ещё этих мягких французских булок,
да выпей же чаю.

— я птица сойка.
— я птичья тушка.
—  я птица чайка.

Провокация в хорошем смысле слова! Очень хорошо! Я читал достаточно подобных «Попыток самоидентификации» девочек-поэтов, эта — одна из лучших, хотя стихотворение на самом деле совсем не об этом, всё гораздо глубже и интереснее. Для меня это одно из лучших стихотворений в лонг-листе.

45. Света Хохломская "Дорожная зарисовка" http://www.stihi.ru/2015/03/21/3763

Девочка Чипса и мальчик Лаваш
из Петербурга в Москву, на роликах…

Девочка – дура, а мальчик – не наш,
болтали, она из семьи алкоголиков.
А он с Бричмулы, спец большой по лепешкам,
пристрастился к нашим матрешкам,
проникает к ним в сердцевину,
претендует на половину
койко-места… и тили-тесто.
До последнего редко доходит,
– жаркий мальчик всегда уходит,
прихватив, то, что сверху лежало,
например, дуру-чипсу,
что долго бежала и голосила,
дескать, вернись, будем вместе навеки
и будут рождаться у нас человеки,
яркие и кудрявые,
и кончатся дни корявые,
и поплывем мы на край света,
на пароходе, в начале лета…

Лаваш неожиданно согласился.
И они пошли в Спортмастер покупать ролики.
И он стащил (по привычке) на кассе фломастер.
И потом они долго, как кролики:
и в кинозале, и в парке, и в темном вагончике…
– И Чипсе казалось, что это любовь,
со стрептококком на кончике.

Девочка Чипса и мальчик Лаваш
из Петербурга в Москву, на роликах…

Но по их траектории полз похмельный Камаз, груженый битумом.
Ох, Федя! быть тебе битому,
не наяву, конечно, во сне,
там, сбитые тобой, все – и живые, и мертвые,
не дорисованные и стертые –
вновь и вновь пытают своим молчанием,
разглядывая нечто в области твоего кадыка,
и ты напугаешь плечевую мычанием,
и кошмара «платок носовой» будет длиться и длиться. Века.

Девочка Чипса и мальчик Лаваш
летят в Бричмулу по Млечному.
Лаваш ей покажет свой гараж,
он болтал о нем каждому встречному.

А что машины нет, и не будет
– никто не узнает, никто не осудит.
И бедную Чипсу никто не станет искать
– ни зэк-отец, ни привокзальная мать.

Неплохое, но не слишком самостоятельное. И впечатление, что это «сделанный» текст, что плохо. Я оставил это стихотворение, потому что мне показалось: у автора есть гораздо более интересные тексты, выбранный — не в счёт.

54. Юлия Долгановских "Дождь" http://www.stihi.ru/2014/11/28/10775

Шум города, как шорох тапок мужа,
становится с годами фоном жизни,
текущей равномерно — в такт с часами,
которые бесстрастно закрывают
страницу за страницей чью-то книгу,
открыв её однажды наудачу.

А ночью шёпот улиц будет вкрадчив —
Москва прошелестит, чуть вздрогнет Рига,
на трех китах стоящий Копенгаген
спит крепко и сопит тремя носами,
задремлет Рим на лавках пыльных ризниц,
Санкт-Петербург от сырости недужен,

и, разметавшись реками-руками,
примкнул к граниту лбом разгорячённым...
Вдруг хлынул дождь! — на Рим, на Копенгаген,
на Невский, на Арбат, на дамбы Риги —
смывая с грубой кожи тротуаров
набитые подошвами обиды.

Глубокий вдох и длинный волглый выдох —
открылись жабры вымокших бульваров;
стаккато капель, ливневые лиги —
а дождь летит, летит над городами,
границ не разбирая — отрешённый,
и насмерть разбивается о камни.

Ему не страшно, он ещё вернётся —
в шум города и в шёпот тихих улиц,
в московский шелест, в шорох рижских листьев,
упавших в реки дремлющего Рима;
в Санкт-Петербург и в старый Копенгаген —
на спины львам, китам и пароходам.

Страниц всё меньше — год за годом, год за годом...

Как я люблю поэтические путешествия, к которым можно присоединиться. ЗдОрово. Одно из лучших в лонг-листе, на мой взгляд.

Подводя итоги: я выбрал 12 авторов.
Из них самыми интересными мне представляются (порядок условный):
1) Наталья Панишева "Жизнь, я давно собиралась сказать тебе..."
2) Регина Мариц "поэтические девочки"
3) Юлия Долгановских "Дождь"

Успехов конкурсу!

Об эксперте

НИКОЛАЙ ЗВЯГИНЦЕВ
Поэт.
Автор книг стихов: «Спинка пьющего из лужи» (М.: АРГО-РИСК, 1993), «Законная область притворства» (М.: АРГО-РИСК, 1996), «Крым НЗ» (М.: ОГИ, 2001), «Туц» (М.: НОВОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2008), "Улица Тассо" (М.: НЛО, 2012).
Публикации в журналах "Знамя", "Новый мир", "Новое литературное обозрение", "Воздух", "Волга" и др. Стихи переведены на английский (альманах «Essays in poetics», 1994), французский (“Lettres Russes”, 2003), украинский (2001) языки. Стипендия Фонда памяти Иосифа Бродского (2009), премия «Московский счет» (2013).
Окончил Московский архитектурный институт. В начале 90-х был участником поэтической группы «Полуостров», в ее составе участвовал в Боспорских форумах современного искусства в Керчи (1993-1995). Занимается графическим дизайном в сфере рекламы.
Живет в Москве. http://www.litkarta.ru/russia/moscow/persons/zvyagintzev-n/