Чувство вины и обидчивость, или Не обижайтесь на с

Дарья Дорошко
Чувство вины и обидчивость, или  Не обижайтесь на себя!

Что же такое, на самом деле, чувство вины, нескончаемое раскаяние, самобичевание? Это обида. Обида на себя за другого человека - того, кого мы обидели. Нам больно за него, мы казним и не можем себя простить. Почему это происходит? И, самое главное, почему это происходит не со всеми, а только с теми, кто находится на более высокой ступени духовного развития - с теми, у кого есть так называемая совесть?

Каждый человек одновременно являет собой отдельную личность и часть единого целого, состоящего из таких же индивидуальностей. На определённом этапе мы постигаем эту амбивалентность, и в нашем сознании - сердце? - происходит конфликт, вынуждающий нас постоянно решать дилемму: я или мы? Этот этап один из самых сложных в развитии личности, в её духовном самопознании. Многие приходят к нему в достаточно зрелом возрасте - отсюда так популярны у пенсионеров темы всепрощения и совести, как чувства вины. Внутренние конфликты вызывают недомогания и серьёзные болезни. Люди идут в церковь, пытаются найти ответы в религии. . Но даже многие святые не нашли ответы на мучающие современных воцерковленных вопросы. Они делали свой выбор в пользу одного из аспектов - они выбирали "мы" и уходили во тьму вечного покаяния.

Но что же делать? Не терзаться же, в самом-то деле, постоянно этим выбором, так и не приходя ни к одному полюсу! Всё просто.

Уже шесть лет минуло с того лета, когда я с Женей и Ингой частенько ходила на городской пляж. Однажды мне хотелось пойти с Ингой и её дочкой без Евгения: с ним я встречалась первое лето, и иногда просто хотелось отдохнуть от общения с пока ещё чужаком , новичком в моём сердце мнительной мятежной трусихи. Но, как на зло, Женя позвонил. И посетовал на скуку. Да не просто скуку, а такую, что "хоть разгонись и - головой об стену!"... Я не сказала ему о планирующейся вылазке. Тогда не сказала. Много позже, когда мы уже жили под одной крышей, покаялась. Оказалось, зря: никакой обиды он не почувствовал. Прощать было совершенно нечего. Это ему - нечего! Но я себя простить не смогла. Конечно, я не казнилась, не думала об этом постоянно, но какая-то заноза в сердце иногда шевелилась, давала знать о себе. Однажды я набралась смелости и проанализировала эту ситуацию. До мелочей. С подбором пунктов на тему. С перетряхиванием "багажа". Выстроилась цепочка из ситуаций, в которых я довольно сильно обижалась за Женю, когда я бросалась на его защиту от несправедливости, глупости, опрометчивых слов и поступков окружающих. Как сильно я тогда ощущала нашу с ним общность! Будто мы с ним - одно целое, и это меня обижают. Это, как в Пастернаковском "Сплетенье рук, сплетенье ног, судеб сплетенье..." - когда ещё не совсем ясно осознаёшь, где чья рука, где чьё тело... "Всей плотью прорастайте в них (любимых)", - написал Кочетков в своей балладе... Вот. Короче, меня вдруг осенило, почему мне до сих пор мучительно вспоминать тот давнишний эпизод. Да всё просто: я обижена за Женю! Обижена на себя. То есть получается, что, когда мы кого-то обижаем, то чувство вины, испытываемое нами на определённом этапе духовной эволюции, - это не что иное, как обида за этого человека, обиженного нами. Обида на нас самих. А всё потому, что теперь мы ощутили всеми фибрами души, что все мы являемся единым целым, и обижая кого-то, мы обижаем ...себя! Мы - это он, он - это мы. Но что же делать теперь? Да всё опять же очень просто! Если мы перестанем обижаться на тех, кто обидел нас, обижаться за себя на других, которые - вот уж диво! - мы (единое целое, помните?), то не будет смысла и обижаться на себя за других, то есть винить себя.

Обида и раскаяние - две стороны одной медали - одного конфликта, истощающего наши душевные и физические силы. Но стоит уразуметь, что сторон нет - медали нет- конфликта нет, как всё приходит в равновесие. Ведь чувство вины - та же обида, но на себя за другого, который тоже ты. Круг замкнулся. Ну и кого же теперь прощать в Прощёное Воскресенье, если нет обиды как явления? Некого прощать, не перед кем каяться. Люди, я люблю вас - я люблю себя - я просто люблю!