20 марта-икона Божией Матери Споручница грешных

Галина Николаевна Николаева
        Празднование иконы Богоматери «Споручница грешных» совершается трижды в год: 20 марта, 11 июня и в четверг по Пятидесятнице (Троице).

        Пожалуй, больше ни одна икона Богородицы так точно не отражает самую суть небесного служения Богородицы. Вся земная жизнь Божией Матери была примером совершенной веры, никогда не колеблющейся надежды и особо чистой любви к человеческому роду. Являясь по рождению человеком, по успению Своему Богородица обещала не только апостолам, но и каждому человеку свое заступничество перед Господом: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Каждый знает, что и ныне Богородица молится обо всех нас: и о добрых, и о злых, всех прощая, с одинаковой материнской любовью принимая и целомудренного, и кающегося грешника.
      
        Икона Божией Матери "Споручница грешных" названа так по надписи, сохранившейся на иконе: "Аз Споручница грешных к Моему Сыну...".
        Одна из самых трогательных, самых удивительных икон. Духовный смысл ее — в безграничной любви Божией Матери к людям. Она «ручается» Господу за нас грешных. Мы согрешили. И достойны наказания, гибели. А Богородица ищет, как бы защитить нас спасающей благодатью, привести к покаянию. Мы еще и не думаем об исправлении, а Она уже свидетельствует Господу о нашем желании покаяться. На иконе и удивительная надпись! Смысл ее в том, что Господь обещает Богородице («дает руце»), что всегда будет прислушиваться к Ее мольбам за нас, за весь род человеческий.

         Самое раннее воспоминание о Корецкой иконе Божией Матери «Споручница грешных» связано с благодатным образом, который с XVII века хранится в Свято-Троицком (ранее Свято-Воскресенском) Корецком девичьем монастыре Ровенской и Острожской епархии Украинской православной церкви. Его появление связано с именем последнего из православных князей Корецких Самуила. Князь, взятый турками в плен, был убит в Стамбуле. Брат его Иоанн под нажимом католиков, которые были подчинены османами и повиновались им, дабы сохранить тот худой мир, что, как известно, лучше доброй ссоры, принял западную латинскую веру, но попросил свою сестру, игуменью православного Корецкого девичьего монастыря Серафиму, забрать икону, до того хранившуюся в княжеской молельне.
        В том же 1622 году в четверг по Пятидесятнице – Святой Троице икона была торжественно перенесена в обитель, и с тех пор это празднование иконы «Споручница грешных» считается самым важным из всех трех дат. 12 августа 1880 года состоялось освящение возвращенных Корецкому Свято-Воскресенскому монастырю развалин Свято-Троицкого монастыря, который был восстановлен. В восстановленном храме Святой Троицы в резном деревянном киоте была устроена чудотворная икона.

        Самые убедительные для большинства чудеса все-таки те, что случаются в исторически близкое нам время. Известно свидетельство, что в 1923 году к празднику Святой Троицы из села Козлин привезли молодого человека, который выказывал все признаки душевной болезни – он вел себя агрессивно, выкрикивал ругательства. После торжественного богослужения священник по имени Варсонофий совершил над одержимым молитвенное служение от беснования. Тут же посреди ясного неба – в буквальном смысле! – раздался гром, больной упал без сознания, а когда пришел в себя – то ум его полностью прояснился.
        В 1924 году на Волыни шли обильные дожди, реки разлились. Это время также пришлось на празднование Пятидесятницы. Игуменья обители Феофания решилась на то, чтобы обнести крестным ходом чудотворную икону вокруг храма под жутким ливнем хотя бы раз. Но, как только образ вынесли из храма, дождь пошел тише, а когда это случилось, все решили обойти храм три раза, как полагается. К концу крестного хода ливень утих совсем.

        С соединением Свято-Троицкого и Свято-Воскресенского Корецкого монастырей название монастыря стало Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь. 17 августа 1998 года настоятельница Корецкого Свято-Воскресенского монастыря Ровенской епархии обратилась с прошением на имя Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II о благословении на внесение в список чудотворных икон Божией Матери Корецкого образа «Споручница грешных». Благословение было получено, икона внесена в Патриарший церковный календарь, а четверг после Святой Троицы признан основным днем празднования.

        Еще один древний образ Богородицы долгое время стоял в старой часовне у ворот Николаевского Одринского монастыря. Из-за ветхости и потускневших красок икона не пользовалась должным почитанием, была забыта.
        Явление и прославление иконы Божией Матери «Споручница Грешных» произошли в 1843 году. Удивительным образом многие жители Орловской губернии увидели во сне чудотворную силу древней Богородичной иконы, которая хранилась в старой часовне Николаевского Одринского мужского монастыря.
        Первым чудом, за которым последовали и другие, было исцеление двухлетнего мальчика, страдающего от неизлечимой болезни. Выздоровление ребенка произошло, когда по просьбе его матери перед древней иконой Богородицы «Споручница грешных» был отслужен молебен.

        Целый ряд последующих исцелений положил начало почитанию образа как чудотворного. Древнюю икону Божией Матери «Споручница грешных» привели в порядок и перенесли в соборный храм Никольского монастыря. На поклонение к святому образу стали стекаться верующие, особенно прославилась помощь Богородицы от Ее иконы «Споручница грешных» во время эпидемии холеры в 1847–1848 годах, когда многих смертельно больных, с верою к ней притекающих, она возвратила к жизни.
      
        Годом ранее, в 1846 году, один из монахов Николаевского Одринского монастыря был отправлен в Москву, чтобы заказать ризу для вновь обретенной чудотворной иконы «Споручница грешных». Во время проживания священнослужителя в столице его приютил у себя подполковник Д.Н. Бонческул. В благодарность за гостеприимство из Николаевского Одринского монастыря подполковнику был прислан точный список с чудотворной иконы, сделанный на липовой доске.

        Нескончаемые чудеса от иконы Божией Матери сподвигли построить в Николаевском Одринском монастыре в честь чудотворного образа большой трехпрестольный храм, слава о чудотворениях от иконы быстро распространилась далеко за границы области. Икона Божией Матери «Споручница грешных» находилась в обители вплоть до Великой Отечественной войны. В годы оккупации святыню удалось эвакуировать, так началось ее долгое путешествие по стране.
        Тридцать лет икона переходила из рук в руки частных коллекционеров, пока не очутилась на Украине. Вернул ее в стены родной обители схимонах Макарий, который собрал необходимые средства с помощью подаяний верующих и выкупил икону у частного владельца. 24 октября 1996 года чудотворный образ «Споручница грешных» занял свое прежнее место в церкви монастыря в Николо-Одринской пустыни в селе Одрино Карачевского района Брянской области, где пребывает и в настоящее время.

        Но вернемся к истории списка, отправленного в Москву подполковнику Бонческулу, проживавшему в приходе Николаевской церкви в Хамовниках. Волей проведения данный образ Богородицы тоже проявил свою чудотворную природу.
        Икона, представляющая собой точную копию находящейся в Никольском монастыре, была освящена и поставлена в домашнем иконостасе подполковника вместе с другими иконами. Вскоре было замечено, что по иконе мелькают необыкновенные блики, а с самого образа истекают капли маслянистой влаги, которые при помазании дают выздоровление от тяжелых болезней.
        30 мая 1848 года Бонческул пожертвовал свою икону Божией Матери «Споручица грешных» в приходскую Николаевскую церковь в Хамовниках, посчитав, что чудотворения должны быть открыты всем желающим помощи Богородицы. Диакон, стоявший при иконе, отирал влагу тканью и раздавал ее народу. Вскоре в храме был устроен придел в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных». Со всех сторон стали приезжать к иконе больные, молились перед нею и получали исцеление.

        Вскоре мироточение прекратилось, но в алтаре церкви начались явления необычного света в виде появлявшихся и исчезавших бликов, похожих на звезды, которые то ярко блестели, то исчезали совершенно, то снова появлялись. Чтобы исключить физическую природу бликов, пробовали гасить лампаду перед иконой, открывать окна, следить за лунным светом, в результате этих экспериментов удостоверились в чудотворной природе явления.
        Икона прославилась не только чудесными явлениями, но и многими официально зафиксированными исцелениями. И поныне чудотворный образ Божией Матери «Споручница грешных» находится в Москве в храме святителя Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2).
      
        С иконы Божией Матери «Споручница грешных» было сделано множество точных списков, которые распространились по территории Российской империи, многие из них стали чудотворными. Так, в 1854 году Д.Н. Бонческул прислал из Москвы в Кяхту список с чудотворной иконы «Споручница грешных», поручив кяхтинскому купцу Л.Т. Молчанову передать его в Троицко-Савский собор, причину чего пояснил в письме:
        «Есть много случаев, которых ум человеческий не может постигнуть. Воля Господа Бога живого совершается там, где Ему благоугодно. По той непостижимой для нас смертных воле было мне видение во сне – поставить копию с чудотворной иконы Споручницы грешных в ваш Троицкий собор. Я видел огненный столп над сим храмом, простершийся от купола храмового до небес, и был мне глас от стоящего близ меня чернеца, чтоб икону Споручницы грешных я внес в храм этот. Я спросил, что это за храм, и в ответ сказано было: это – Троицко-Савский собор».

        Как только икону поставили в соборе, от чудотворного образа стали проявляться благодатные знамения. Кроме необыкновенного явления света, озарявшего собор, при горении единственной при образе лампады стали совершаться и доныне совершаются чудеса исцеления с верой прибегающих к милосердию Божию.   
        Из записей соборных священнослужителей о чудесах от иконы составлено целое сказание «Описание чудес и исцелений от иконы Божией Матери Споручницы грешных, находящейся в Кяхтинского градоначальства Троицкосавском соборе».

        Широко известен также чудотворный список с иконы Божией Матери «Споручница грешных», находящийся сейчас в церкви Казанской иконы Пресвятой Богородицы в селе Срезневе Шиловского района Рязанской области. Этот храм был выбран Самой Божией Матерью для Своего чудотворного образа. Во время революции, когда Пронская Спасская обитель, где был создан список, была закрыта, по видению одной благочестивой женщине было дано указание спасти чудотворную икону и поставить ее в церкви родного села.
        И вот уже многие десятилетия икона Божией Матери «Споручница грешных» находится в этом храме. Прихожане уверены, что только заступничество Царицы Небесной позволило уберечь храм от закрытия и разорения во времена советской власти, и образ «Споручница грешных» все эти годы являлся духовным утешением молящимся пред иконой.
        Множество чудес являл и являет по сегодняшний день чудотворный образ. Это и мироточение, и благоухание в храме во время чтения акафиста, и исцеления.
        "Радуйся, грешным Споручнице, всегда о нас руце Свои в поручение Богу приносящая".
         
        «Кто не сознает себя грешником, тому Божия Матерь не Споручница»

        «В праздник иконы «Споручница грешных», прежде чем исполниться надеждой на милость Божию, - говорит протоиерей Александр Шаргунов, - мы должны услышать грозное предупреждение всем отвергающим покаяние. Мы привыкли думать, что заступничество Пречистой всесильно, и милость Божия непобедима ничем. Воистину, это так.
        Но святая Церковь непрестанно предупреждает, что безмерное упование на милость Божию при неисправленности жизни, так же, как безстрашие в беззаконии, есть не что иное, как хула на Духа Святого. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Кто пустился на безпечность, тому тысячи спасительных средств не помогут». Вольный отказ от покаяния — самый страшных грех для всех, кто сподобился услышать Евангелие.

        В этот день, может быть, полезным было бы для многих из нас открыть 11 главу Евангелия от Матфея и задуматься об участи живущих в Хоразине и Вифсаиде. Грех этих людей усугублялся тем, что им были явлены особые милости Божии. Видя чудеса, совершаемые Христом, они должны были не только принять истину Христова учения, но начать жить в совершенном послушании ей. Исцеление от телесных болезней дается ради исцеления души.
        Чем больше влечет нас Бог к покаянию, тем отвратительней наша нераскаянность, и тем суровее будет наказание за наши грехи. Господь называет города Хоразин и Вифсаиду, у каждого из которых — свое горе: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!» Христос пришел в мир с благословением, но если это благословение ставится ни во что, для отвергающих его есть горе, и горе, приговор которого износится Христом, — самое страшное.

        За Хоразином и Вифсаидой мы не можем не видеть сегодня многие великие города с другими названиями. Эти два города были богатыми, с большой численностью населения. Вифсаида возвысилась особенно при четвертовластнике Филиппе. Отсюда Христос призвал по крайней мере трех Своих апостолов. Так благоволил Бог к этому месту. Но скоро наступил упадок этих городов, и они превратились в почти безлюдные, забытые всеми селения. Так с неизбежностью разрушает грех города, и так несомненно исполняется слово Христово.

        Господь сравнивает Хоразин и Вифсаиду с Тиром и Сидоном. Тир и Сидон не были столь нечестивыми, как Хоразин и Вифсаида. Если бы они услышали, то же слово проповеди, и если бы те же чудеса были совершены в них, то давно бы они во вретище и пепле покаялись.
        Христос знает сердца всех и знает, что если бы Он жил и проповедовал тогда в них, то они принесли бы несравненно больший плод. Однако Он продолжает Свою проповедь здесь, чтобы и Его служители никогда не отчаивались, не видя желаемого успеха. Мы медлили с покаянием, мы все время откладываем его, а покаяние Тира и Сидона было бы скорым, они давно бы уже покаялись. Наше покаяние было слабым и поверхностным, а их — было бы глубоким и серьезным, во вретище и пепле. Тир и Сидон не постигла участь Хоразина и Вифсаиды, и отрадней будет им в день суда, нежели тем.

        На Страшном Суде мы, несомненно, должны будем дать отчет, как мы употребили дары данной нам благодати. Нас не только спросят за то, что мы грешили, но и покажут, насколько лучше должны мы были стать. Если терзания совести — муки ада, каким адом будет для нас сознавать, что нам даны были все возможности достигнуть небес!

        Особенно гневно осуждает Господь Капернаум: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Чудеса Христовы были подаваемы в этом городе как хлеб насущный на каждый день, и живущие в нем привыкли к ним, как некогда народ израильский к манне, называя ее надоевшим хлебом. Столько сладких утешительных слов благодати произнес здесь Господь, а теперь из Его уст исходит слово грозного гнева. Участь Капернаума предопределена. «Ты, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Так те, кто сподобляется услышать евангельское благовестие в силе и чистоте, возносятся, по дару Христа, до небес. Но если после этого они прилепляются всем сердцем к земле, их падение вниз продолжится, и оно будет горшим, чем у неведающих истины.

        Чем выше дары Божии, тем страшнее их отвержение. Господь сравнивает участь Капернаума и Содома. Он говорит, что явленное Им в Капернауме спасло бы Содом. Если бы эти чудеса увидели содомиты, то, несмотря на свое нечестие, они покаялись бы. И их город сохранился бы до сего дня как памятник спасающего Божия милосердия. Там, где истинное покаяние, Христос прощает величайшие грехи и спасает от неминуемой гибели. Отраднее будет земле содомской в день Суда, нежели граду тому.

        «В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам». Когда вокруг сплошной мрак, мы должны обращать наш взор к Богу с благодарением.
«В скорбях благодарите, — говорят святые отцы, — и облегчится греховное иго». Иго наших грехов Господь несет на Себе, и возносит хвалу Отцу Небесному за то, что есть на земле простые чистые души, проникающие в тайну Его Крестных Страданий.

        С этой молитвой хвалы Спасителя перекликается в веках песнь Богородицы: «Величит душа Моя Господа» и благодарение всех верных в Евхаристии. Никто никогда на земле не обращался так непосредственно к Богу, но теперь — даром Креста Его — молитва Господня стала главной нашей молитвой.
 Мы приходим к Богу со страхом и трепетом — как Господу неба и земли, и с детским доверием — как к Отцу, Который может защитить нас от всякого зла и снабдить всяким благом. Он утаил сие от мудрых и разумных — от тех, кому Он дал большее человеческое знание и разумение. Они возгордились этим даром, остановились на нем и не пошли дальше. Если бы они прославили Бога за то, что они получили, Он дал бы им познание несравненно более важного. То, что Он открыл младенцам.

        Ибо «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». В этом избрании смиренных сердцем и нищих духом — воля Отца Небесного, которую мы должны принять с благодарением. Все преимущества отданы малым сим. Они — не лучше, чем другие, но оттого что к ним относятся как к низшим, они привлекают особое благоволение Отца. Об этом непрестанно напоминает Евангелие. Ты, грешник, ты, оставленный всеми и презираемый всеми, раздавленный жизнью человек, обратись скорее ко Господу, потому что Отец Небесный смотрит на тебя с особенной любовью. Божия Матерь поручается за тебя: «Умолкает ныне всякое уныние и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорбех сердца обретают утешение». Бог открывает все Свои тайны тем, кто кается, потому что любит Его. Аминь".

         Тропарь, глас 4
        Умолкает ныне всякое уныние, и страх отчаяния исчезает, грешницы в скорби сердца обретают утешение, и небесною любовию озаряются светло: днесь бо Матерь Божия простирает нам спасающую руку, и от Пречистаго образа Своего вещает, глаголя: Аз Споручница грешных к Моему Сыну, Сей дал Мне за них руце слышати Мя выну. Темже людие обремененнии грехи многими, припадите подножию Ея иконы, со слезами вопиюще: Заступнице мира, грешным Споручнице, умоли Матерними молитвами Избавителя всех, да Божественным всепрощением покрыет грехи наша, и светлыя двери райския отверзет нам, Ты бо еси предстательство и спасение рода христианскаго.

        Кондак, глас 1
        Честное Жилище бывши неизреченнаго естества Божественнаго выше слова и паче ума, и грешным еси Споручница, подаваеши благодать и исцеления, яко Мати всех Царствующаго, моли Сына Твоего, получити нам милость в день судный.

        Величание
        Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

                Молитва пред иконой Божией Матери "Споручница грешных"

        Царице моя Преблагая, Надеждо моя Пресвятая, Споручнице грешных! Се, бедный грешник, предстоит Тебе!
        Не остави мене, всеми оставленнаго, не забуди мене, всеми забытаго, даждь ми радость, неведущему радования.
        О, тяжки мои беды и скорби! О, безмерны мои грехопадения! Яко тьма нощная - житие мое. И несть в сынех человеческих ни единаго сильнаго ми помощи.
        Ты - Единая моя Надежда. Ты - Единый мой Покров, Прибежище и Утверждение. Дерзновенно простираю к Тебе немощныя мои руце и молю: умилосердися о мне, Всеблагая, пощади, пощади искупленною Крови Сына Твоего, утоли болезни многовоздыхающия души моея, укроти ярость ненавидящих и обидящих мя, возстави силы моя увядающая, обнови, яко у орляте, юность мою, не попусти ослабнути в делание заповедей Божиих.
        Огнем небесным коснися смущенных души моея и исполни ю веры нспостыдныя, любве нелицемерных и надежд известных. Да всегда пою и славлю Тебе, Преблагословенную мира Заступницу, Покров наш и Споручницу всех нас грешных, и покланяюся Сыну Твоему и Спасу нашему Господу Иисусу Христу, со Безначальным Его Отцем и Жизнеподательным Духом Святым во веки веков. Аминь.          
               
                Молитва вторая

        К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?
        Кто плач мой и воздыхание мое приимет и молениям нашим скоропослушливо внемлет, аще не Ты, Всеблагая Споручнице, всех наших радостей Радость?
        Услыши же и нынешняя песнопения и моления, и о мне грешном Тебе приносимая, буди мне Мати и Покровительница и радости Твоея всем нам Подательница.
        Устрой жизнь мою, якоже хощеши и якоже веси. Вручаю бо себе Твоему покрову и промышлению, да радостно всегда пою Тебе со всеми: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; радуйся, Препрославленная во веки. Аминь.

                Молитва третья
        О, Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго. Прибежище спасение притекающих к Тебе!
        Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневи Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия, но имам многия образы прежде мене прогневавших Его благоутробие; мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их, покаяния ради и исповедания.
        Тыя убо образы помилованных очесом грешных души моея представляя и на толикое Божие милосердие, онех приемшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегнути с покаянием ко Твоему благоутробию.
      
        О, Всемилостивая Владычице, да подаси ми руку помощи и испросиши у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси Сын Твой, есть воистинну Христос, Сын Бога Живаго, Судия живых и мертвых, воздали комуждо по делом его.
        Верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестающую к Богу Ходатаицу, зело любящую род христианский, и Споручницу покаяния.

        Воистинну бо несть человеком иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже уповая на Тя постыдится когда, и Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть.
        Того ради молю Твою неисчетную благость: отверзи двери милосердия Твоего мене, заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне Рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великая моя грехи, и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз со всеми получившими прощение воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемем веце. Аминь.
 
                ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.



Источник:
http://iconkuznetsov.ru/index.php?sid=341&did=255#7
http://pravicon.com/info-1114
http://moral.ru